http://www.dogswar.ru/images/stories/foto/zsu-pul.jpg

В конце 1940-х годов на вооружение Советский армии были приняты одно-, двух-, и четырёхствольные зенитные установки на основе крупнокалиберного пулемёта Владимирова. И хотя их уже давно нет на вооружении наших вооружённых сил, они до сих продолжают воевать по всему миру. История развития любого вооружения - это непрерывный процесс борьбы между средствами нападения и средствами защиты: между мечом и щитом, между снарядом и бронёй. Применительно к средствам ПВО (зенитному вооружению) это соперничество имеет определённую специфику. Она заключается в том, что по мере освоения воздушным противником новых высот и скоростей полёта, разрабатывались соответствующие зенитные артиллерийские и ракетные комплексы, обеспечивающие борьбу со средствами воздушного нападения на этих дальностях и высотах, в различных условиях противодействия (огневого, радиоэлектронного, тактического).

В первое послевоенное десятилетие в нашей стране проводились интенсивные работы в области создания зенитных пулемётов и малокалиберной зенитной артиллерии (МЗА). В те годы были созданы и приняты на вооружение: 14,5-мм зенитные пулемётные установки (ЗПУ-1, ЗПУ-2, ЗПУ-4), 23-мм зенитная установка ЗУ-23, зенитная самоходная установка ЗСУ-23-4 («Шилка»), 57-мм автоматическая зенитная пушка (С-60) и 57-мм зенитная самоходная установка ЗСУ-57-2. Такой интерес к разработке ствольной артиллерии в эпоху бурного развития ракетной техники в значительной степени объяснялся тем, что опыт Великой Отечественной показал - наземные средства войсковой ПВО нанесли наибольший вред авиации противника. Так, за время войны армейские подразделения противовоздушной обороны сбили 21 105 самолётов: из них на долю зенитной артиллерии среднего калибра (76-85 мм) пришлось - 4047 вражеских ЛА; на долю орудий малого калибра (25-37 мм) - 14 657 и на долю зенитных пулемётов (7,62-12,7 мм) - 2401 самолёт. Следует также отметить, что вклад зенитных пулемётов и МЗА в общую эффективность войсковой ПВО -не единственный аргумент в пользу интенсивного развития именно этих средств борьбы с воздушными целями в первые послевоенные годы.

Дело в том, что масштабные исследования и разработки в области зенитного ракетного вооружения осуществлялись в нашей стране в то время в основном в направлении создания ЗРК, обеспечивающих поражение самолётов противника на средних и больших высотах (ЗРК С-25 и ЗРК С-75). В борьбе же с воздушным противником на малых и предельно малых высотах в те годы наибольшую эффективность показывали крупнокалиберные зенитные пулемёты и пушки малокалиберной зенитной артиллерии. Кроме того, они весьма успешно могли применяться для борьбы с наземным противником, в том числе с легко бронированными целями. В этом плане разработанные в конце 40-х гг. прошлого века зенитные пулемёты и автоматические пушки малого калибра оказались носителями огромного модернизационного потенциала. Это проявилось в том, что ряд образцов (ЗУ-23, ЗСУ-23-4, АЗП С-60) стали долгожителями, которые стоят на вооружении уже многие десятки лет и неоднократно модернизировались. Причём в значительной степени их доработка велась в целях повышения эффективности борьбы с самыми различными наземными целями. И здесь вполне уместно отметить, что применительно к зенитным пулемётам и пушкам МЗА словосочетание «более 50 лет в строю» - не образное выражение, а совершенно конкретная, документально подтверждённая техническая характеристика срока службы этих уникальных образцов вооружения.

Пулемёт Владимирова, как основа зенитных установок калибра 14,5 мм
14,5-мм зенитные пулемётные установки предназначались для борьбы с авиацией противника на высотах до 1500 м. Установки создавались на базе 14,5-мм крупнокалиберного пулемёта С.В. Владимирова. 14,5-мм крупнокалиберный пулемёт Владимирова (КПВ) относится к автоматическому оружию непрерывного огня. Его автоматика основана на принципе использования энергии отдачи ствола при его коротком ходе. Запирание затвора при выстреле осуществляется поворотом боевой личинки с помощью ускорителя. Ударник жёстко закреплён в остове затвора и разбивает своим бойком капсюль патрона при доходе подвижных частей под действием возвратно-боевой пружины в крайнее переднее положение. Спусковой механизм обеспечивает ведение только непрерывного огня. Питание пулемёта патронами производится из металлической звеньевой ленты на 40 патронов, укладываемой в патронную коробку. Механизм подачи ленты ползункового типа, приводится в действие от движка, связанного с затвором. Подача патронов в патронник двусторонняя. Перестановкой деталей подающего механизма можно менять направление подачи ленты с правого на левое. Экстракция гильзы осуществляется боевой личинкой, отражение гильзы - подачей последующего патрона; отражение последней гильзы происходит за счёт дополнительного поворота рычага подачи при взаимодействии его с защёлкой рычага. Пулемёт снабжён буфером затвора, смонтированным в затыльнике. Прицел секторного типа, рассчитанный для стрельбы по открытым целям прямой наводкой на дальностях до 2000 м.

Созданный первоначально как пехотный образец, 14,5-мм крупнокалиберный пулемёт системы Владимирова монтировался впоследствии на различных установках и занял прочное место в зенитной обороне, хотя в случае необходимости с успехом может применяться для борьбы и с наземными целями. Пехотный вариант пулемёта получил наименование 14,5-мм пехотный пулемёт ПКП конструкции Владимирова и был принят на вооружение Советской армии в 1949 г. Станок колёсного типа, разработан С.А. Харыкиным. Пулемёт перевозится вместе с расчётом в кузове автомобиля. На небольшие расстояния может буксироваться на собственном ходу автомобилем или вручную. В горной местности пулемёт в случае необходимости разбирается на отдельные части и перевозится вьючным способом.

Скажем несколько слов о конструкторе, создавшем КПВ. Семён Владимирович Владимиров (1895-1956) родился в Москве в семье железнодорожника. В 1913 г. окончил Иваново-Вознесенское механико-техническое училище, работал слесарем, механиком, техником-конструктором на заводах Ярославля и Петрограда, на приисках и рудниках Сибири и Дальнего Востока. В годы Гражданской войны Владимиров участвовал в борьбе за становление Советской власти на Алтае. В партизанском отряде он в 1919 г. организовал мастерскую по ремонту огнестрельного и холодного оружия. В 1920 г. вместе с партизанским отрядом вступил в ряды Красной армии, где служил до 1922 г. После демобилизации пришёл работать на Тульский оружейный завод, где за короткий срок стал из слесаря-лекальщика конструктором-оружейником. В 1930 г. Владимиров разработал трёхножный универсальный станок под пулемёт системы Максима, принятый на вооружение в 1931 г.

В 1932 г. на базе 7,62-мм авиационного пулемёта ШКАС разработал 12,7-мм крупнокалиберный авиапулемёт ШВАК, который путём замены ствола мог быть превращён в 20-мм пушку. В том же году Владимиров совместно с С.А. Ярцевым сконструировал ручку перезаряжания к авиационному пулемёту. В 1939 г. им была создана одна из наиболее удачных по тому времени конструкций 14,5-мм противотанкового ружья. Плодотворная деятельность Владимирова в годы Великой Отечественной войны завершилась созданием 14,5-мм крупнокалиберного пулемёта КПВ. Позже Владимиров совместно с конструктором Г.П. Марковым разработал спаренную 14,5-мм зенитную установку ЗПУ-2. За работу по созданию новых образцов вооружения С.В. Владимирову присуждена Сталинская премия, он награждён орденами Отечественной войны 1 степени и Трудового Красного Знамени.

Зенитные пулемётные установки предназначались для поражения самолётов и других воздушных целей на дальностях до 2000 метров, когда прицельная стрельба зенитной артиллерии затруднена вследствие больших угловых перемещений целей. Благодаря своей высокой манёвренности ЗПУ служили надёжным средством борьбы с авиацией на малых и предельно малых высотах. Опыт применения зенитных пулемётных установок в послевоенный период показал, что их основные достоинства - простота и удобство обслуживания, высокая эксплуатационная надёжность, малое время реакции (быстрота открытия огня), большая скорострельность и плотность огня, возможность борьбы с наземными целями. Вместе с тем у зенитных пулемётных установок были и серьёзные недостатки - глазомерное определение параметров движения цели, ручной ввод данных в прицел, отсутствие устройств автоматического сопровождения цели, отсутствие аппаратуры опознавания государственной принадлежности воздушной цели и др. В течение ряда лет после Великой Отечественной войны зенитные пулемётные установки, наряду с 37-мм автоматическими зенитными пушками, служили основным средством борьбы с низколетящими самолётами.

Зенитные установки ЗПУ-4, ЗПУ-2, ЗПУ-1
Счетверённая зенитная пулемётная установка ЗПУ-4 (главный конструктор И.С. Лещинский) была принята на вооружение в 1949 г. Установка смонтирована на четырёхколёсной повозке. Масса в боевом и походном положениях 2100 кг, практическая скорострельность 600 выстр./мин. При стрельбе установка опускается на домкраты, опирающиеся на грунт. В случае необходимости можно вести стрельбу из установки непосредственно с колёс. Установка имела автоматический зенитный прицел построительного типа АПО-14,5. Спаренную зенитную пулемётную установку ЗПУ-2 (конструкторы С.В. Владимиров, Г.П. Марков) приняли на вооружение в 1949 г. ЗПУ-2 в отличие от ЗПУ-4 была оснащена коллиматорным прицелом.

Всё в том же 1949 г. принимается на вооружение и зенитная пулемётная установка, использующая один 14,5-мм пулемёт С.В. Владимирова (ЗПУ-1) конструкции Е.Д. Водопьянова и Е.К. Рачинского. Эта зенитная установка (масса - 437 кг) была смонтирована на собственном двухколёсном лафете, могла буксироваться автомобилем или устанавливаться в его кузове. Сравнительно малая масса установки позволяла перемещать её силами расчёта

В 1954 г. для оснащения воздушно-десантных войск была принята на вооружение 14,5-мм спаренная зенитная установка, которая получила название «14,5-мм зенитно-пулемётная установка ЗУ-2» (конструкторы Е.К. Рачинский, Е.Д. Водопьянов, В.И. Гремиславский). Эта установка была максимально унифицирована с ЗПУ-2. Она имела меньшую массу (650 кг против 1000 кг у ЗПУ-2) и обладала более высокими манёвренными характеристиками. Перевод из походного положения в боевое обеспечивался одним человеком. Перемещение установки могло осуществляться силами расчёта. Она могла разбираться на вьючные части весом 80 кг, что позволяло транспортировать установку в разобранном виде только конной тягой.

На установках ЗПУ-1 и ЗПУ-2 были установлены ракурсные коллиматорные зенитные прицелы, а на установке ЗПУ-4 - автоматический зенитный прицел, имеющий счётно-решающий механизм. Установка новых зенитных прицелов расширило возможности боевого использования установок. Однако даже на установке ЗПУ-4 в связи с тем, что данные для ввода в прицел определялись глазомерно и вводились вручную, эффективность поражения быстродвижущихся и внезапно появляющихся целей не всегда достигала желаемого уровня. Установка ЗПУ-1 выгодно отличалась от своих многоствольных сестёр простотой и технологичностью конструкции. В ней был заложен ряд оригинальных конструктивных особенностей, таких, например, как штампосварная конструкция корпусов станин, проволочный погон (погон - элемент, позволяющий вращать люльку с пулемётом в горизонтальной плоскости) и др.

Как уже было сказано, для всех типов ЗПУ использовался 14,5-мм пулемёт С.В. Владимирова. Для него разработали патроны с различными по назначению пулями: бронебойно-зажигательные, бронебойно-зажигательно-трассирующие, зажигательные. Для стрельбы из пулемёта Владимирова поначалу использовались уже выпускавшиеся патроны 14,5х114 с бронебойной пулей Б-32 и бронебойно-зажигательной БС-41, а также принятый вместе с пулемётом вариант с бронебойно-зажигательно-трассирующей пулей БЗТ-44 (со стальной оболочкой, стальным сердечником, свинцовой рубашкой, зажигательным составом и стаканчиком с воспламенительным переходным и трассирующим составом). Пуля Б-З2 на дальности 300 м пробивала 21-мм броню, БС-41 - 35-мм. В 1950-1960-е гг. в связи с широким распространением пулемётов в войсках были приняты патроны с пристрелочно-зажигательной пулей П3 и с зажигательной пулей мгновенного действия МДЗ, конструкция которых (как и Б-32 и БС-41) была заимствована у 12,7-мм патрона. Уже в 1989 г. был отработан 14,5-мм патрон с бронебойно-зажигательной пулей БС с алюминиевой рубашкой, твёрдосплавным (карбид-вольфрамовым) сердечником, превосходящей по бронепробиваемости пулю Б-32 в 1,5 раза. Масса 14,5-мм пуль составляет от 60 до 63,6 г.

14,5-мм зенитные установки широко поставлялись в «развивающиеся» страны, где воюют до сих пор (всего ЗПУ состояли и состоят на вооружении примерно 40 стран мира). ЗПУ проявили себя во Вьетнаме, в Африке, на Ближнем Востоке и даже сбивали американские вертолёты на Гренаде.