http://www.dogswar.ru/images/stories/foto/osn-tanki.jpg

Советские танки первого послевоенного периода создавались и совершенствовались на основе существовавшей военной доктрины, опыта танкостроения и боевого применения бронетанковых и механизированных войск Красной Армии в годы Великой Отечественной войны, а также на основе последних достижений науки и техники и опыта войсковых учений. При этом учитывался уровень развития зарубежных танков, в первую очередь, в США и Великобритании. В то же время на разработку конструкций танков этого поколения большое влияние оказало появление ядерного оружия и массовое оснащение подразделений пехоты противотанковыми средствами с кумулятивной бoeвой частью. Вопросами развития в СССР всех типов танков непосредственно занимались ГБТУ МО СССР, Военная академия БТВ, НИИБТ полигон, управления МТрМ (ГКОТ, МОП), ВНИИ-100, Филиал ВНИИ-100, НИИД, а также конструкторские бюро ЧКЗ (ЧТЗ), ЛКЗ, СТЗ (ВгТЗ), заводов №75, 174 и 183. С участием ведущих специалистов указанных организаций и предприятий на заседаниях ИТК и ИТС обсуждались направления развития отечественных танков, вырабатывались основные ТТТ, а также рассматривались эскизные и технические проекты создаваемых танков.

В первом послевоенном периоде в нашей стране оставалась неизменной принятая еще до Великой Отечественной войны классификация танков по величине их боевой массы на легкие, средние и тяжелые. Легкими считались танки, имевшие боевую массу до 20 т, тяжелыми - свыше 40 т. При этом в задаваемых на разработку танков ТТТ в начале 50-х гг. были установлены жесткие ограничения по величине максимально допустимой боевой массы для каждого типа танков. Так, боевая масса среднего танка не должна была превышать 36 т, а тяжелого танка -50 т. Введение этих ограничений связывалось в первую очередь с грузоподъемностью существовавших в то время мостов и железнодорожных платформ на вероятных театрах военных действий, но не менее важными были и другие причины, в том числе и экономические. В конце 60-х гг. все более широкое распространение стала получать классификация танков по назначению. Однако и при этой классификации боевая масса танка оставалась одной из основных определяющих характеристик, так как она непосредственно была связана не только с вопросами экономики, но и боевого применения танков.

В рассматриваемом периоде научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы проводились но созданию новых танков всех трех типов. С появлением ядерного оружия, кроме обычных задач, решаемых танками в наступлении и обороны, одной из важных задач для средних и тяжелых танков стала борьба с танками и другими бронированными целями противника. В конце 50-х гг. эта задача вышла на первое место, так как предполагалось, что при применении ядерного оружия легкие противотанковые средства противника, не защищенные броней, будут поражены и на поле боя останутся в основном бронированные машины. Поэтому средние и тяжелые танки разрабатывались с учетом возможности их использования в качестве мошного противотанкового средства. При этом сохранялась выработанная в годы Великой Отечественной войны тенденция создавать основное оружие этих танков для надежного поражения лобовой брони однотипных танков противника, а броневую защиту собственных танков разрабатывать с учетом могущества действия снарядов зарубежных танковых пушек. Легкий плавающий танк создавался, прежде всего, для обеспечения разведки, хотя мог использоваться для поддержки морского десанта при высадке и для решения специальных задач.

Анализ основных направлений развития советского и зарубежного танкостроения, а также боевого применения танков в годы Великой Отечественной войны показал, что для сохранения достигнутого превосходства советских средних и тяжелых танков над однотипными иностранными танками отечественной науке и промышленности предстояло решить целый ряд сложных технических задач, связанных с повышением основных боевых свойств танков. При этом требовалось также учитывать степень совершенства управления войсками, физическое состояние и обученность личного состава танковых войск. В области повышения огневой мощи ставилась задача значительно увеличить могущество действия снарядов по цели, вероятности обнаружения цели на поле боя и попадания снаряда в цель, улучшить маневренность огня и повысить боевую скорострельность. Одновременно требовалось улучшить условия обитаемости экипажа в танке, обеспечить неуязвимость основного оружия от огня стрелкового оружия противника и для увеличения эффективной дальности стрельбы оснастить танки ракетным или комбинированным (ракетно-пушечным) оружием.

Могущество действия бронебойно-подкалиберного снаряда по цели зависело от его калибра, конструкции и кинетической энергии. В результате проведения НИОКР калибр орудия среднего танка увеличился с 85 до 115 мм, а опытных тяжелых танков - со 122 до 130 мм. На средних танках был осуществлен переход от нарезных к гладкоствольным танковым пушкам, которые имели более высокие показатели бронепробиваемости и дальности прямого выстрела бронебойно-подкалиберных оперенных стреловидных снарядов. Одновременно совершенствовались конструкции кумулятивных и осколочно-фугасных снарядов танковых пушек.

Для увеличения вероятностей обнаружения цели и попадания в нее снаряда были проведены работы по совершенствованию системы управления огнем и улучшению обзорности из танка. В первом послевоенном периоде были созданы танковые оптические прицелы с переменной кратностью увеличения, а также со стабилизированной в двух плоскостях линией прицеливания. К началу б0-х гг. были разработаны и установлены на всех находившихся в производстве танках двухплоскостные стабилизаторы основного оружия, инфракрасные приборы наблюдения и прицелы ночного видения. На средних и тяжелых танках была введена система командирского целеуказания наводчику. На легких танках необходимости в такой системе не было, так как командир танка одновременно являлся наводчиком орудия. Продолжались НИОКР по созданию танковых оптических и радиолокационных дальномеров и прицел-дальномеров для средних и тяжелых танков.

В связи с увеличением калибра танкового орудия большое внимание уделялось вопросам повышения маневренности огня и боевой скорострельности. Для танков были созданы электромеханические, гидравлические и комбинированные силовые приводы наводки орудия. Для повышения боевой скорострельности были разработаны и установлены в танках различного типа досылатели, механизированные боеукладки и механизмы заряжания пушки. Одновременно велись работы по снижению загазованности боевого отделения при стрельбе за счет использования эжекционного устройства на стволе пушки или системы продувки канала ствола пушки сжатым воздухом после выстрела, установки нагнетателя для создания избыточного давления в обитаемых отделениях и применения механизма выброса стреляных гильз из танка. Применение баков-стеллажей на средних танках Т-55 и Т-62 способствовало увеличению боекомплекта к пушке по сравнению с боекомплектом к пушке танка Т-54 соответственно на 9 и 6 выстрелов. Учитывая опыт Великой Отечественной войны, на серийных тяжелых танках и среднем танке Т-54 для ведения огня по воздушным целям имелась зенитная пулеметная установка с крупнокалиберным пулеметом ДШК (ДШКМ) или КПВТ

Поиски путей дальнейшего повышения огневой мощи танков привели к использованию на них противотанковых управляемых ракет в качестве дополнительного оружия. Были проведены опытно-конструкторские работы по оснащению всех типов советских танков управляемыми ракетами с ручным наведением и расположением их снаружи башни. После проведения полигонных испытаний танков от такой установки ракет отказались из-за их уязвимости от огня стрелкового оружия и возможности пуска и наведения ракеты только при стрельбе с места. Одновременно с установкой управляемых ракет в качестве дополнительного оружия в конце 50-х гг. перешли к созданию танков, в которых управляемое ракетное оружие было основным.

Разработка этих танков показала, что управляемое оружие не может заменить в танке ствольную артиллерийскую систему. В результате проведения многочисленных научно-исследовательских работ были обоснованы необходимость и возможность создания танка с комбинированным (ракетно-пушечным) оружием и мощной броневой защитой. Таким образом, в первом послевоенном периоде был решен вопрос о типе основного оружия танка в пользу гладкоствольной пушки с возможностью пуска управляемой ракеты из ее ствола. В начале б0-х гг. закладывалось превосходство советских танков второго послевоенного поколения над однотипными зарубежными танками.

В области защищенности, кроме традиционных мероприятий по совершенствованию броневой защиты, проводившихся в годы Великой Отечественной войны, велись работы по обеспечению защиты танков и экипажей от появившихся в большом количестве на вооружении иностранных армий ПТУР, более совершенных пушек и оружия массового поражения. Разрабатывались и внедрялись новые броневые и противорадиационные материалы, различные конструкции броневых преград и противокумулятивных экранов, система постановки аэрозольных (дымовых) завес, автоматические системы ППО и ПАЗ. Проводились исследования различных схем общей компоновки танков, в том числе позволявших осуществить размещение экипажа в бронированной капсуле.

В результате проведения НИОКР в рассматриваемом периоде были созданы танки с комбинированными броневыми преградами (танки «Объект 432» - серийный и «Объект 434» -опытный), с кopпycoм и башней из броневого сплава на основе алюминия и дымовыми гранатометами (легкий танк «Объект 906»), противокумулятивной экранной защитой ЗЭТ-1 (опытные средние танки Т-54, Т-55 и Т-62), телевизионными приборами стрельбы и наблюдения, обеспечивавшими защиту зрения членов экипажа от воздействия светового излучения ядерного взрыва. Кроме того, для уменьшения заметности танка на поле боя были разработаны механизм изменения клиренса машины и встроенное бульдозерное оборудование для самоокапывания. К этому же периоду относится начало работ по созданию навесной динамической защиты и активной защиты танков.

В конце первого послевоенного периода на всех танках вместо полуавтоматических стали использоваться автоматические системы ППО с более эффективным и значительно менее токсичным пожаротушащим составом «3,5», чем углекислота, и с унифицированными термодатчиками ТД-1. Для постановки дымовых (аэрозольных) завес все серийные танки с 1958 г оснaщалиcь встроенной термодымовой аппаратурой многократного действия. На серийных танках Т-10М, Т-55, Т-62 и ПТ-76Б устанавливалась автоматическая система ПАЗ. В области повышения подвижности отечественным конструкторам в соответствии с новыми тактическими требованиями удалось увеличить средние скорости движения и запас хода танков, улучшить их маневренность и проходимость, а для легких танков - обеспечить повышение запаса плавучести и авиатранспортабельность. Скорости движения, маневренность и запас хода во многом определялись мощностью, экономичностью, многотопливностью и приемистостью двигателя, возможностью его работы в разное время года, в различных климатических условиях, в горах, под водой и на местности, зараженной радиоактивными веществами.

На серийных средних и тяжелых танках в первом послевоенном периоде продолжали устанавливать усовершенствованные V-образные четырехтактные дизели типа В-2 и механические трансмиссии. Исключение составлял серийно выпускавшийся средний танк «Объект 432» на котором были установлены двухтактных дизель типа 5ТДФ и механическая планетарная трансмиссия. На легком танке ПТ-76 применялся дизель В-6 - однорядный с вертикальным расположением шести цилиндров двигатель из семейства дизелей В-2. Одновременно проводились НИОКР по созданию и применению на танках газотурбинных двигателей и четырехтактных дизелей типа УТД. Для увеличения запаса хода, кроме создания более экономичного танкового двигателя, усилия конструкторов были направлены на увеличение емкости топливных баков, расположенных внутри броневого корпуса, в том числе за счет использования баков-стеллажей, и совершенствование конструкций агрегатов трансмиссии и узлов ходовой части.

Новыми важными техническими решениями по повышению подвижности, реализованными в серийных танках, являлись применение планетарной коробки передач и планетарного механизма поворота типа «ЗК», системы гидросервоуправления агрегатами трансмиссии танка, индивидуальной пучковой торсионной подвески, гидроамортизаторов двухстороннего действия, гусениц с РМШ и водометов. На опытных танках были проведены испытания гидромеханических трансмиссий, автоматики переключения передач, планетарных бортовых коробок передач с фрикционными устройствами, работающими в масле, электропневмосистем автоматизированного управления движением танка, двухпоточных механизмов передач и поворота, пневматических, гидравлических и гидропневматических подвесок, релаксационных гидроамортизаторов, гидравлических механизмов натяжения гусениц, компенсирующих устройств, усовершенствованных опорных катков с внутренней амортизацией и движителя с четырьмя гусеницами.

В годы Великой Отечественной войны выявилась острая необходимость в танковой навигационной аппаратуре, особенно для командирских танков, командно-штабных и разведывательных машин. В результате проведенных после войны исследований в этом направлении на указанных машинах появилась навигационная аппаратура «Янтарь - Трасса», а в конце 50-х гг. - более совершенная танковая аппаратура ТНА-2 «Сетка». В первые послевоенные годы для определения направлений дальнейшего развития отечественного танкостроения необходимо было решить два принципиальных вопроса: какой тип танка - легкий или средний должен был составлять основу танкового парка Советской Армии, а следовательно, какому боевому свойству нужно было отдать предпочтение - подвижности или защищенности. и какое должно быть нa танке основное оружие - пушечное, ракетное или комбинированное? Единого мнения по этим вопросам не существовало ни у нас, ни за рубежом.

Сторонники легких танков утверждали, что поскольку ПТУР были способны пробить монолитную броневую преграду любой толщины, какую реально можно было иметь на танках, то не имело смысла создавать танки с мощной броней. Они также считали, что при использовании ядерного оружия главной задачей сухопутных войск будет захват местности, для чего достаточно иметь только авиатранспортабельные легкие танки с противопульной броневой защитой. Однако они не учитывали, что на поле боя танку придется действовать не только против ПТУР, но и против других многочисленных огневых средств.

Проведенные в начале 50-х гг. испытания показали, что тяжелые и средние танки с мощной броневой защитой лучше легких бронированных машин могли противостоять ударной волне ядерного взрыва и преодолевать радиоактивно зараженные участки местности, а также более эффективно воздействовать на противника своей огневой мощью. В дальнейшем оказалось, что ни тяжелые, ни легкие танки не стали основой танкового парка нашей армии. Этот вопрос был решен в пользу средних танков.

В начале 60-х высшим советским руководством было принято решение о снятии с производства тяжелых танков и прекращении научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, связанных с разработкой тяжелых танков. На принятие этого решения повлияло успешное развитие средних танков, которые но огневой мощи и уровню броневой защиты приблизились к тяжелым танкам. Было решено использовать технические достижения в разработке тяжелых и средних танков для создания основного (универсального) танка. Положительной стороной решения о сокращении числа различных типов танков было значительное в масштабах страны снижение затрат и упрощение организации массового производства танков, иx ремонта и эксплуатации, снабжения запасными частями и обучения личного состава.

Не получили дальнейшего развития и легкие танки, функции которых в середине 60-х гг. было решено возложить на БМП и машины, создаваемые на ее базе. Несмотря нa удачные разработки опытных легких танков, выполненных в металле, принятый на вооружение в 1952 г. легкий плавающий танк ПТ-76 так и остался в истopии отечественного танкостроения единственным серийным послевоенным представителем этого класса танков в двадцатом веке. Учитывая что в Советской Армии находилось большое количество танков. принятых на вооружение еще в годы Великой Отечественной войны (Т-34-85, Т-44. ИС-2 и ИС-3), в 50-х гг. были проведены мероприятия по усовершенствованию конструкции средних и тяжелых танков. Эти мероприятия позволили продлить жизненный цикл танков ценой сравнительно небольших затрат на замену устаревших конструкций более совершенными агрегатами и узлами, находящимися в производстве, а также за счет применения новых материалов и технологий.

Основным направлением усовершенствования танков являлось повышение их огневой мощи, защищенности, подвижности, а также надежности работы узлов, агрегатов и систем силовой установки. Как и в годы войны, наиболее распространенными мероприятиями по усовершенствованию танков были те, которые способствовали увеличению огневой мощи. Они включали повышение могущества действия снарядов по цели, улучшение СУО, оснащение более совершенными приборами стрельбы и наблюдения. Мероприятия по усилению защищенности танков сводились, как правило, к установке более совершенной системы ППО и внедрению новых средств маскировки, поскольку изменение существовавших конструкций броневых корпусов и башен являлось очень сложным и дорогим мероприятием и поэтому не проводилось. В области повышения подвижности при усовершенствовании танков основные усилия были сосредоточены на применении конструкций агрегатов и узлов силовой установки, трансмиссии и ходовой части, установленных на машинах более поздних марок.

Разработку танков первого послевоенного поколения осуществляли конструкторские бюро Челябинского Кировского и Ленинградского Кировского заводов, заводов №183 в Нижнем Тагиле, №75 в Харькове, №174 в Омске, №112 в Горьком и Волгоградского тракторного завода. На ЛКЗ были организованы Особое конструкторское бюро по тяжелым танкам под руководством Ж.Я. Котина и специальное конструкторское бюро по газовым турбинам во главе с ГА. Оглоблиным. Разработкой тяжелых танков на ЧКЗ занималось специальное конструкторское бюро, которое возглавляли Н.Л. Духов, М.Ф. Балжи и П.П. Исаков. На заводе имелись специальное конструкторское бюро по моторному производству, которое возглавлял И.Я. Трашутин, и опытно-конструкторское бюро по управляемым реактивным снарядам во главе с Архангельским. Создание средних танков было поручено: на заводе №75 - специальному конструкторскому бюро по гусеничным машинам, которым руководил А.А. Морозов, на заводе №183 - специальному конструкторскому бюро по средним танкам во главе с Л.Н. Карцевым и на заводе №174 - отделу главного конструктора по танкам и артсамоходам, который возглавлял А.Е. Сулин. На заводе №75, кроме специального конструкторского бюро, были организованы конструкторские бюро по танковым огнеметам (главный конструктор Ф.А. Мостовой), по танковым двигателям (главный конструктор А.Д. Чаромский) и по тяжелым артиллерийским тягачам (главный конструктор А.И. Автономов). Первоначально легкий танк разрабатывался на заводе № 112 («Красное Сормово») в Горьком (и.о. главного конструктора А. Окунев). В связи с тем, что изготовленный заводом образец плавающего танка не соответствовал утвержденному заданию Постановлением СМ СССР от 15 августа 1949 г. эта работа была передана в Челябинск на Опытный завод №100. Разработка плавающего танка была поручена главному конструктору Ж.Я. Котину. Серийное производство легкого танка было организовано на СТЗ. Дальнейшая разработка легких танков велась конструкторским бюро этого завода под руководством главного конструктора И.В. Гавалова.

В период восстановления народного хозяйства, разрушенного во время Великой Отечественной войны, вновь вступили в строй действующих танковые производства заводов в Ленинграде, Харькове и Сталинграде, Несмотря на усложнение конструкции танков, технология их изготовления в этот период не претерпела существенных изменений по сравнению с технологией, применявшейся на заводах на завершающем этапе войны. В нервом послевоенном периоде серийное производство средних танков осуществляли три завода: №183 (Уралвагонзавод) в Нижнем Тагиле, №174 (завод транспортного машиностроения им. Октябрьской революции) в Омске и №75 (завод транспортного машиностроения им. В.А. Малышева) в Харькове. Тяжелые танки выпускали Ленинградский Кировский и Челябинский Кировский (с 1958 г. - тракторный) заводы, а легкие танки - Сталинградский (с 1961 г. - Волгоградский) тракторный завод. За первые два послевоенных десятилетия в Советском Союзе было произведено свыше 45 000 танков различных типов. Такое большое число выпущенных машин было связано с существовавшими в то время взглядами руководства страны на необходимость увеличения в мирное время количества обычных средств вооруженной борьбы в связи с возможностью развязывания ядерной войны. В случае нанесения ядерных ударов по промышленным центрам нашей страны и вывода их из строя резко возрастало значение заблаговременно изготовленного оружия, в первую очередь танков, как наиболее приспособленных к ведению боевых действий в этих условиях.

В начале 50-х гг. в КБ Челябинского Кировского завода совместно с конструкторами ВНИИ-100 под общим руководством Ж.Я. Котина был разработан плавающий легкий танк ПТ-76, который затем был испытан, принят на вооружение и серийно выпускался на ВгТЗ. В 1958 г. танк был модернизирован и ему была присвоена марка ПТ-76Б. За рубежом легкие танки первого послевоенного поколения выпускались в США (М41А2 «Уоркер Бульдог«, 1953 г.) и во Франции (АМХ-13 «Тюренн», 1951 г.). По основным боевым свойствам танк ПТ-76Б уступал этим зарубежным танкам из-за более низких баллистических данных пушки при практически одинаковом калибре, меньшей толщине лобовой брони корпуса и башни и меньшей величине максимальной скорости. Однако оба зарубежных танка не были плавающими и имели низкую проходимость по грунтам с низкой несущей способностью и снежному покрову. Кроме того, в отличие от отечественного танка на них устанавливались карбюраторные двигатели и отсутствовали стабилизатор основного оружия и система противоатомной защиты.

На опытных легких танках «Объект 906», «Объект 906Б» и «Объект 911Б» исследовались и испытывались: 85-мм нарезная пушка и пусковая установка для стрельбы ПТУР и НУPC, механизм заряжания пушки, размещение механика-водителя во вращающейся башне, броневая защита корпуса из алюминиевого сплава, двухпоточный механизм передач и поворота, регулируемая пневматическая подвеска и гидравлический механизм натяжения гусениц. Средние танки, составлявшие основу бронетанковых (танковых) войск в первом послевоенном периоде находились на вооружении танковых подразделений, частей и соединений. В их составе средние танки предназначались для прорыва в высоких темпах обороны противника и стремительного развития наступления в глубину, а также для нанесения контрударов (проведения контратак) и усиления устойчивости и активности обороны.

Средние танки первого послевоенного поколения Т-54, Т-55 и Т-62 явились развитием среднего танка Т-44, разработанного в конструкторском бюро завода № 183 в Нижнем Тагиле и поставленного на серийное производство на заводе №75 в Харькове в 1944 г. Их развитие шло эволюционным путем, однако в конце рассматриваемого периода произошло резкое повышение боевых и технических характеристик средних танков. Танк «Объект 432» при боевой массе 34 т по зашищенности лобовой части башни превосходил броневую зашиту тяжелого танка Т-10М, имел более высокие показатели подвижности и практически одинаковую с ним огневую мощь. С появлением среднего танка с такими высокими боевыми и техническими характеристиками было решено перейти к созданию единого (универсального) танка, сочетавшего достоинства среднего и тяжелого танков. Таким танком стал танк Т-64А, явившийся первенцем второго послевоенного поколения танков.

Опытный советский танк «Объект 434», являвшийся предшественником танка Т-64А, выгодно отличался от зарубежных танков наличием 125-мм гладкоствольной пушки с механизмом заряжания, комбинированной броневой защиты корпуса и башни и автоматической системой противоатомной защиты, встроенным бульдозерным оборудованием для самоокапывания. Короткий по времени, но важный с технической точки зрения путь в развитии послевоенного отечественного танкостроения прошли тяжелые танки. Они состояли на вооружении тяжелых танковых дивизий, организационно входивших в состав танковых армии. Основным предназначением тяжелой танковой дивизии являлась борьба с танковыми группировками противника во всех видах боя. Тяжелая танковая дивизия могла придаваться и общевойсковой армии для прорыва подготовленной обороны противника в условиях его надежного подавления ядерным оружием.

Первым серийным послевоенным тяжелым танком, разработка которого началась еще в годы войны на ЧКЗ, был танк ИС-4. Основной целью при создании этой машины являлось обеспечение падежной защиты танка от снарядов немецкой 88-мм длинноствольной танковой пушки на эффективной дальности стрельбы. Усиление броневой защиты было достигнуто за счет увеличения толщины брони корпуса и башни танка. В конце 40-х гг. наибольший калибр пушки, состоявшей на вооружении американских танков, был равен 90 мм, британских танков - 83,8 мм. В результате ни один снаряд зарубежной танковой пушки калибром до 90 мм включительно не пробивал лобовую и бортовую броню танка ИС-4 с дальности 1000 м.

Однако увеличение толщины брони привело к росту боевой массы танка ИС-4 до 60 т и среди серийных отечественных танков он продолжает оставаться рекордсменом по величине боевой массы машины. Отсутствие в первые годы после окончания Великой Отечественной войны надежного танкового двигателя мощностью свыше 552 кВт (750 л.с.) обусловило низкую удельную мошность танка (9,2 кВт/т (12,5 л.с./т). Подвижность тяжелого танка конструкторы пытались повысить за счет использования планетарного механизма поворота типа «ЗК», наиболее экономичного среди других известных типов механизма поворота. Для улучшения проходимости танка было увеличено до 7 число опорных катков со стороны каждого борта танка. В целом, несмотря на подавляющее превосходство над зарубежными танками по уровню броневой защиты, в конструкции танка ИС-4 не удалось добиться надежной работы ряда узлов и агрегатов. В 1950 г. по причине несоответствия показателей надежности и подвижности танка возросшим предъявляемым к ним требованиям, а также из-за большой величины боевой массы танка его производство было прекращено.

В 1946-1948 гг. в конструкторском бюро под руководством главного конструктора Ж.Я. Котина были проведены работы по созданию тяжелого танка, в котором были бы реализованы все самые последние достижения науки и техники в области танкостроения не только в нашей стране, но и за рубежом. Разработанные образцы опытного танка, получившего марку ИС-7, открыли новый этан в истории развития советских тяжелых танков. В этом танке практически не было агрегатов, узлов и механизмов, применявшихся в ранее выпущенных машинах. Все конструкции агрегатов были оригинальными и многие новые технические решения были реализованы в последующих образцах тяжелых танков. Стремление создать неуязвимый на поле боя танк, используя прежние конструкторские способы разработки танка, привело к росту боевой массы машины до 68 т при первоначально заданной массе до 65 т. Опытный танк ИС-7 является самым тяжелым отечественным танком XX века. Большая величина боевой массы машины послужила причиной прекращения работ над танком ИС-7 и начала разработки с 1949 г. нового тяжелого танка массой до 50 т, получившего первоначально обозначение ИС-8, а в 1953 г. - марку Т-10.

В конце 40-х гг. в связи с возвращением из Челябинска в Ленинград части эвакуированных во время войны работников конструкторского бюро Кировского завода в этих городах образовались два самостоятельных конструкторских бюро по разработке тяжелых танков. В Ленинграде имелись значительные конструкторские силы, но существовало небольшое танковое производство, восстановленное после снятия блокады города во время войны. В Челябинске сохранялось отлично налаженное серийное танковое производство и существенно ослабленное после отъезда основного костяка конструкторское бюро.

Тяжелый танк Т-10 было решено проектировать совместными усилиями конструкторского бюро Челябинского Кировско-
го завода и созданного в 1949 г. в Ленинграде Всесоюзного научно-исследовательского института ВНИИ-100 (впоследствии ВНИИТрансмаш). Танк создавался под технологию крупносерийного производства Челябинского Кировского завода. Главным конструктором Челябинского Кировского завода вместо Н.Л. Духова в 1947 г. был назначен М.Ф. Балжи, один из разработчиков тяжелых танков ИС-3 и ИС-4. Первым директором ВНИИ-100 был назначен Ж.Я. Котин, на которого возлагалось общее руководство проектными работами по танку Т-10. Непосредственным руководителем работ был назначен заместитель главного конструктора А.С. Ермолаев, который во главе группы ленинградских конструкторов был командирован в Челябинск для разработки чертежно-конструкторской документации танка. Широкое использование отдельных конструктивно и технологически отработанных узлов и агрегатов вместе с доработанной компоновкой танка позволили сократить сроки его создания. Танк стал серийно производиться на Челябинском Кировском заводе с 1953 г., а его модернизированный вариант - танк Т-10М - с 1958 г. В этом же году выпуск тяжелых танков T-10M был также организован на Ленинградском Кировском заводе.

За рубежом в послевоенные годы тяжелые ганки собственной разработки находились на вооружении только в армиях США (М103, 1956 г.) и Великобритании («Конкэрор», 1954 г.). Оба танка уступали танку Т-10М по основным боевым свойствам. Зарубежные танки были тяжелее и выше отечественного танка, имели вдвое меньший запас хода по топливу, низкую ма-
ксимальную скорость и были оснащены карбюраторными двигателями. Эти танки не имели системы ПАЗ и не были приспособлены для преодоления водных преград по дну. В отличие от танка Т-10М с двухплоскостным стабилизатором оружия на британском танке устанавливался стабилизатор оружия только в вертикальной плоскости, а на американском танке он вообще отсутствовал. Советский танк несколько уступал им по броневой защите носовой части корпуса, но превосходил оба иностранных танка по подвижности. В целом, танк Т-10М удовлетворял основным тактико-техническим требованиям, которые предъявлялись к тяжелым танкам того времени.

Дальнейшая работа отечественных конструкторских бюро по совершенствованию тяжелых танков с артиллерийским вооружением привела к созданию нового поколения машин этого класса. В Ленинграде были изготовлены опытные танки «Объект 277» (ЛКЗ) и «Объект 279» (ВНИИ-100), в Челябинске - «Объект 770» (ЧТЗ). На этих танках устанавливалась 130-мм нарезная пушка с двухплоскостным стабилизатором, механизмом заряжания и устройством продувки канала ствола сжатым воздухом после выстрела. Впервые в отечественном танкостроении для тяжелых танков были созданы оригинальные конструкции механизма поворота башни с аксиально-поршневой гидрообъемной передачей, гидромеханических трансмиссии, пневматической, гидравлической и гидропневматической подвесок, штурвала механика-водителя, а также выполнено объединение двигателя и трансмиссии в силовой блок. По основным боевым и техническим характеристикам опытные танки намного превосходили серийный танк Т-10М, а за рубежом танков с подобными характеристиками в то время вообще не было. Советские тяжелые танки, созданные в первом послевоенном периоде, не экспортировались.

Анализ развития отечественных танков в первом послевоенном периоде показывает, что:
- Советский Союз имел самый многочисленный в мире танковый парк, оснащенный современными танками всех типов, необходимость которых в условиях возможного применения ядерного и противотанкового управляемого оружия была научно обоснована. Выпуск танков в СССР значительно превышал выпуск танков в любой зарубежной стране. Серийное производство танков было организовано на шести заводах промышленности;
- сохранилась классификация танков по типам в зависимости от величины боевой массы машины. Основу танкового парка по-прежнему составляли средние танки. Начался выпуск легкого танка для решения специальных задач, на базе которого было создано семейство плавающих гусеничных машин. В начале 60-х гг. решением правительства были прекращены производство и НИОКР по совершенствованию тяжелых танков и развернуты работы по созданию основного танка на базе среднего танка;
- все танки, принятые на вооружение до конца 1966 г., имели классическую схему общей компоновки с продольным или поперечным расположением танкового дизеля, ствольное артиллерийское орудие в качестве основного оружия и монолитную броневую защиту.
- на заводах Министерства транспортного машиностроения и танкоремонтных заводах Министерства обороны были проведены мероприятия по усовершенствованию средних и тяжелых танков периода Великой Отечественной войны за счет установки в них новых или более совершенных агрегатов, узлов и систем послевоенных танков;
- на вооружении Советской Армии состояли танки только отечественного производства. Танки, поставленные в СССР по ленд-лизу во время Великой Отечественной войны, были выведены из состава танковых частей и соединений. Впервые в Советском Союзе были произведены крупномасштабные экспортные поставки послевоенных средних и легких танков;
- основные теоретические и экспериментальные исследования в области создания и боевого применения танков проводились, главным образом, в Военной академии бронетанковых войск, во ВНИИ-100 (ВНИИТрансмаш), на НИИБТ полигоне, а также в некоторых научных и конструкторских организациях.

При создании средних и тяжелых танков получило дальнейшее развитие оптимальное сочетание боевых свойств для каждого типа танков. Особое внимание уделялось повышению надежности работы узлов, агрегатов и систем танка, упрощению их технического обслуживания и ремонта в полевых условиях. В первом послевоенном периоде отечественные серийные и опытные танки по основным боевым свойствам, как правило, превосходили однотипные зарубежные танки. Обеспечение превосходства отечественных танков предопределяло необходимость использования последних достижений науки и техники при создании всех типов танков - легких, средних и тяжелых.

В начале 60-х гг. на основе проведенного анализа состояния отечественного и зарубежного танкостроения были определены ближайший и последующий этапы дальнейшего развития советских танков. На первом этапе перспективной считалась классическая схема общей компоновки танка с размещением экипажа из трех человек (механик-водитель - в корпусе, остальные - в башне); с установкой гладкоствольной пушки, оснащенной механизмом заряжания; с применением многотопливного двигателя. На втором этапе перспективной считалась компоновочная схема с экипажем из двух человек, размещенных в корпусе, с ракетным оружием, механизмом заряжания, газотурбинным двигателем и усиленной противоатомной и противокумулятивной защитой.

На первом этапе для сохранения высокого технического уровня танков, наряду с совершенствованием узлов, агрегатов и систем серийных и опытных танков, необходимо было разработать и внедрить более мощную 125-мм гладкоствольную или 122-мм нарезную пушку, радиолокационный или лазерный дальномер, танковый баллистический вычислитель, сгорающую гильзу для унитарных и раздельных выстрелов, навигационную аппаратуру, систему электроснабжения на переменном токе, броневые и противорадиационные материалы, узлы и детали из титана, легких сплавов и пластмасс, а также противокумулятивные экраны, высокотемпературное охлаждение двигателей, воздухоочистители, не требовавшие обслуживания при эксплуатации, многотопливные двигатели, гидромеханические трансмиссии, гусеницы с РМШ, гидроамортизаторы с эффективными характеристиками.

На втором этапе предполагалось разработать танковые многоцелевые управляемые ракеты, полную автоматизацию и дистанционное управление оружием и силовой установкой, телевизионную аппаратуру прицеливания, наблюдения и вождения, танковую газотурбинную силовую установку, гидрообъемные передачи, ленточные гусеницы, а также подводные крылья для плавающих танков. Кроме того, предусматривалось исследование возможности применения на танках роторного двигателя, топливных элементов, средств активной и динамической защиты, а также системы подрессоривания с управляемой характеристикой. С середины 60-х гг. советские танкостроители приступили к реализации перечисленных мероприятий первого этапа развития танков.