http://www.dogswar.ru/images/stories/bmpsay/AMX-10P.jpg

В 1965 г по заказу французских вооруженных сил фирма "Atelier de Construction d'Issy-les-Moulineaux" приступила к разработке новой боевой машины пехоты, которая должна была прийти на смену БМП AMX VCI, состоявшей на вооружении с 1957 г и уже тогда считавшейся устаревшей. В 1968 году изготовлен первый прототип и проведена серия испытаний, в результате чего в 1972 г новая БМП пошла в серийное производство под обозначением AMX-10P. Производство боевых машин пехоты было доверено фирме GIAT. И уже в 1973 г первые машины стали поступать на вооружение французской армии, где успешно эксплуатируются и поныне. Серийно производилась с 1972 по 1994 год, всего было выпущено около 1750 машин этого типа. Большая часть выпущенных машин предназначалась для Французской Армии, однако впоследствии их число в ней было сокращено, хотя AMX-10P всё ещё остаются основной БМП французских войск. Значительная часть AMX-10P была поставлена на экспорт, по состоянию на 2007 год они всё ещё остаются на вооружении ряда стран.

Корпус AMX-10P выполнен по классической конструктивной схеме и полностью сварен из алюминиевых броневых плит, которые обеспечивают защиту экипажа от огня стрелкового оружия и осколков артиллерийских снарядов малого калибра. Лобовая броня корпуса не пробивается пулями калибра 14,5 мм. Существенное увеличение защиты машины достигается установкой навесной брони.

Впереди слева находится отделение управления. Механик-водитель попадает в машину через индивидуальный круглый люк, который открывается вверх. Его боевой пост оснащён тремя одинарными перископами, средний из которых может заменяться на пассивный прибор ночного видения для вождения машины в ночное время. Справа в передней части корпуса находится силовое отделение, имеющее в плане форму латинской булвы L. В передней лобовой плите корпуса устроены жалюзи воздухозабора и выброса воздуха. Выхлопные газы выбрасываются через отверстие в правой стенке корпуса. Дальше располагается боевое отделение с двухместной башней фирмы GIAT «Toucan II». Башня установлена со смещением влево от продольной оси машины. Командир БМП размещается в башне слева, а наводчик — справа. Оба этих члена экипажа занимают свои места в машине через люки, которые открываются с соответствующих сторон.

В кормовой части корпуса AMX-10P находится десантное отделение на восемь солдат с полной выкладкой, оборудованное индивидуальными складными сиденьями. Десант попадает в машину через большую рампу в кормовой стенке, открывающуюся с помощью электрического привода или через два люка в крыше корпуса БМП. Солдаты имеют возможность наблюдать за полем боя через шесть перископов, по два с каждого борта и два в рампе. Около перископов, установленных в корме машины, предусмотрены амбразуры, через которые два солдата десанта могут вести огонь, не покидая БМП.

Основное вооружение AMX-10P состоит из 20-мм автоматической пушки M693, установленной снаружи на башне и спаренного с ней 7,62-мм пулемёта. Наведение вооружения в обеих плоскостях осуществляется с помощью электрических приводов или вручную. В вертикальной плоскости пушка наводится в пределах от -8" до +50', что позволяет вести борьбу с воздушными и укрытыми целями, а её скорострельность составляет 700 выстрелов в минуту. Пушка имеет двойную систему заряжания, что позволяет наводчику выбирать тип боеприпаса - осколочно-фугасный или бронебойный в зависимости от характера поражаемой цели. Пушка M693 позволяет вести эффективный огонь на расстоянии до 1500 м до цели. Бронебойный снаряд, имеющий начальную скорость 1300 м/с. на расстоянии до 1500 м пробивает броневую ппиту толщиной 20 мм. Скорострельность пулемёта составляет 900 выстрелов в минуту, а дальность его эффективного огня не превышает 1000 м.

Из-за отсутствия системы стабилизации вооружения, эффективность пушки относительно невелика, поразить из неё цель, не останавливаясь практически невозможно. Существенным недостатком вооружения является также невозможность уничтожения бронированных обьектов - танков. Однако справедливости ради следует отметить, что в машине имеются две ручные пусковые установки ПТУР MILAN, но ведение из них эффективного огня возможно только из неподвижной машины. Производитель сообщает, что в зависимости от пожеланий заказчиков пусковые установки ПТУР могут монтироваться на корпусе с обеих сторон башни.

Боекомплект, возимый на AMX-10P, состоит из 760 артиллерийских выстрелов, 2000 патронов к пулемёту и 10 ПТУР MILAN.

Для ведения огня место наводчика оборудовано универсальным прицелом OB40, имеющим 6-кратное увеличение в дневном канале и 5-кратное в ночном. Прицел позволяет вести наблюдение, обнаруживать и идентифицировать цели. В распоряжении наводчика могут бьль и другие прицелы, например дневной прицел М406 с 2- и 6-кратным увеличением или прицел OB37 с увеличенной контрастностью изображения и 6-кратным увеличением. Командир машины может вести огонь с помощью дневного прицела М371 с 1-и 6-кратным увеличением. Для ведения огня по воздушным целям используется коллиматорный прицел. Кроме того, башня БМП AMX-10P оборудована семью перископами, которые обеспечивают командиру и наводчику круговой обзор поля боя.

В качестве силовой установки на БМП AMX-10P используется дизель Hispano-Suiza HS 115. Этот 8-цилиндровый двигатель жидкостного охлаждения развивает мощность 221 кВт при 3000 об/мин., а его удельная мощность составляет 15.2 кВт/г. что позволяет боевой машине двигаться по дороге с твёрдым покрытием с максимальной скоростью 65 км/ч. В состав трансмиссии входят гидрокинетинеская передача с блокирующей электромагнитной муфтой, механическая коробка скоростей с предварительным выбором передач (четыре вперед и одна назад) и пневматическим управлением, механизм поворота и передаточный вал для водомётных движителей. Двигатель вместе с трансмиссией составляет очень компактный агрегат на замену которого в полевых условиях требуется не более двух часов.

Ходовая часть AMX-10P состоит, применительно к одному борту, из пяти обрезиненных опорных катков, ведущего колеса переднего и направляющего колеса заднего расположения, трёх поддерживающих роликов и гусеницы с резинометаллическими шарнирами и сьемными резиновыми накладками. Опорные катки связаны с торсионными валами через балансиры — такое решение широко применялось почти во всех боевых гусеничных машинах того периода. Для погашения вибрации первые и последние опорные катки оснащались гидравлическими амортизаторами.

БМП AMX-10P является плавающей машиной. Движение по воде обеспечивают два водомётных движителя, приводимые в действие от коробки передач через передаточный вал. Водомёты установлены в корме мащины по обе стороны от рампы и при преодолении водной преграды позволяют машине развивать скорость 7 км/ч. Помимо водомётов БМП оборудована двумя косозубыми помпами (одна в силовом отделении, вторая — в десантном), откачивающими воду, поступающую внутрь корпуса, и волноотражающим щитком. Волноотражающий щиток установлен в передней части корпуса и лежит на его верхней лобовой плите. Во время плавания он поднимается с помощью гидравлического привода, которым управляет механик-водитель.

В состав дополнительного оборудования AMX-10P входят прожектор-искатель РН9А, установленный на башне и спаренный с пушкой, и четыре дымовых гранатомёта с электрическим запалом. Гранатометы установлены на корме корпуса, по два с каждого борта. Стандартное оборудование включает систему защиты от оружия массового поражения, систему пожаротушения в силовом отделении и систему подогрева.

Боевая машина пехоты AMX-10P состоит на вооружении армий Франции, Саудовской Аравии, Греции, Катара и Сингапура. На базе БМП AMX-10P был разработан ряд других боевых машин.

Тактико-технические характеристики БМП AMX-10P

Боевая масса, т 14.5
Экипаж, чел. 3+8
Габаритные размеры, мм
длина с пушкой вперед 5778
ширина 2780
высота до крыши башни 2570
клиренс 450
Бронирование противопульное
Вооружение: 20 мм автоматическая пушка M693. 7,62-мм пулемёт
Боекомплект: 760 выстрелов. 2000 патронов
Двигатель  Hispano-Suiza HS 115, 8-цилиндровый дизель с турбонаддувом. мощность 221 КВТ при 3000 об/мин
Удельная мощность двигателя, кВт/т 15,2
Удельное давление на грунт, Мпа 0.053
Максимальная скорость по шоссе, км/ч 65
Запас хода по шоссе, км 600
Запас топлива, л 525
Преодолеваемые препятствия
высота стенки. м 0,7
ширина рва, м 2.1
глубина брода, м плавает