Программа создания многоцелевой бронированной машины ARTEC MRAV (Multi-Role Armoured Vehicle), как, впрочем, и многих других европейских бронированных машин, имеет весьма интересную историю. Разрабатывать боевую машину начинали три страны – Франция, Германия и Великобритания. Первая позднее вышла из проекта и пошла собственным путем, начав разрабатывать новую БМП VBCI, которая должна сменить состоящую на вооружении французской армии гусеничную БМП AMX-10P. Германии и Великобритании боевая машина пехоты была не нужна. Им требовалась многоцелевая машина, которая могла бы решать различные задачи, в том числе бронетранспортера и командно-штабной машины. В Великобритании эта машина получила название MRAV, а в Германии – GTK (Gepanzertes Transport Kraftfahrzeug) или GTK Boxer.
В 1999 году обе страны заключили контракт на разработку MRAV с вновь образованным концерном ARTEC (ARmoured TEChnology) со штаб-квартирой в Мюнхене. В его состав вошли германские компании «Краусс-Маффей-Вегманн», «Рейнметалл ландсистем» и британская «Элвис виккерс». Позднее к проекту присоединились Нидерланды. Процесс разработки прототипов, как это часто бывает, затянулся, и первый образец появился только в 2001 году, а в 2003 году Великобританией было принято решение выйти из программы. После длительных испытания бронетранспортёр Boxer был принят на вооружение армий Германии и Нидерландов, при этом страны заказали 272 и 200 машин соответственно. Компоновка бронетранспортера Boxer весьма необычна. Машина как бы состоит из двух частей: шасси с моторно-трансмиссионным отсеком и отделением управления, и специализированным модулем в кормовой части, который при необходимости можно отстыковывать.
Характерной особенностью GTK Boxer является высокая степень защиты от пуль стрелкового оружия, осколков снарядов и мин, а также от противотанковых мин. Машина оснащена также системой защиты от оружия массового поражения. В конструкции корпуса применены элементы технологии «стелс», в том числе снижающие тепловую и акустическую сигнатуры. При создании Boxer разработчики старались по максимуму использовать проверенные и находящиеся в производстве узлы и агрегаты, в том числе двигатель, трансмиссия и другие компоненты моторно-трансмиссионной группы
Для сокращения расходов на производство и обслуживание при создании бронетранспортера GTK Boxer в максимальной степени используются проверенные и находящиеся в производстве узлы и агрегаты, в том числе двигатель, трансмиссия и другие компоненты моторно-трансмиссионной группы. Базовая модификация машины имеет экипаж из трех человек (командир, наводчик и водитель) и может перевозить шесть полностью экипированных пехотинцев, а также запасы материальных средств на 1-2 суток. Спешивание десанта производится через кормовую аппарель. Машина вооружена 40-мм автоматическим гранатометом и 12.7-мм пулеметом, установленными на лафете с дистанционным управлением. Установка вооружения на лафет позволила снизить высоту и массу машины, а также освободить дополнительное пространство внутри корпуса для размещения дополнительного личного состава или имущества.
Бронетранспортер GTK Boxer оснащен также приборами ночного видения различного типа, системой централизованной подкачки шин, гидроусилителем рулевого управления и антиблокировочной системой торможения. Разработано несколько специализированных модулей для машины. В частности, Великобритания и Нидерланды заказали бронированную медицинскую машину для оказания первой помощи раненным на поле боя и эвакуации их в тыл. Этот модуль будет иметь более высокую крышу для увеличения полезного объема и удобства работы медперсонала. Кроме того, разработаны подвижные узел связи и машина РЭБ, транспортер для перевозки грузов, разведывательная, командно-штабная и ремонтно-эвакуационная машины.
Тактико-технические характеристики GTK Boxer
Масса: 14 т
Экипаж: 3 человека
Десант: 8 человек
Габаритные размеры: длина корпуса – 7.93 м,
ширина – 2.99 м,
высота – 2.37 м,
клиренс – 0.50 м
Броня: нет данных
Вооружение: 40-мм автоматический гранатомет (Heckler & Koch GMG), 12.7-мм пулемет M3M
Силовая установка: 8-цилиндровый дизельный с турбонаддувом двигатель мощностью 530 кВт (720 л. с.)
Преодолеваемые препятствия:
ров шириной 2.00 м,
стенка высотой 0.80 м,
угол подъема до 30 градусов
Максимальная скорость: по шоссе – 103 км/ч
Запас хода: по шоссе – 1050 км