C конца 80-х годов сухопутные войска США предпринимали попытки с помощью различных программ утвердить реалистичные планы создания нового танка, которому предстояло прийти на смену M1A1 Abrams. Он должен был являться ядром семейства новых бронированных машин, базирующихся на однотипном шасси и корпусе, но имеющих различный состав вооружения в зависимости от предназначения (ОБТ, БМП, ИМР, САУ и др.). Позиция армии по этой проблеме была весьма противоречивой, существовала масса футуристических проектов, но само время, когда эти планы были поставлены на повестку дня, оказались неудачными. В обстановке развала Варшавского договора, когда самоустранилась основная угроза большой танковой войны и постоянно снижающихся бюджетных ассигнований на разработку и закупку новых образцов вооружений и техники, стало невозможным адекватно финансировать столь обширную программу, как создание принципиально нового танка.
Эта нерадостная перспектива могла повлечь кризис в танковой индустрии США. Вдобавок программа дальнейшего повышения боевых качеств M1A1 Abrams изначально рассматривалась армией как потенциальная угроза перспективному танку, поэтому финансовая поддержка проекта со стороны Пентагона практически отсутствовала. Для решения столь серьезного вопроса в сенатской комиссии по делам армии прошли специальные слушания, где представители военного ведомства совместно с руководством GDLS заявили, что на данном этапе развития обстановки в мире создание танка нового поколения с вытекающими отсюда огромными финансовыми затратами не стоит столь остро. Однако постоянное развитие средств поражения и все возрастающее значение бронированной единицы как самостоятельного элемента в будущих военных операциях заставляют пересмотреть отношение к дальнейшей модернизации танка M1A1 Abrams. Было заявлено, что проведение полного цикла работ в рамках программы «Блок-2» обеспечит новому танку на 54% увеличение наступательных возможностей и 100% оборонительных. Модернизация увеличит вдвое количество снарядов, попадающих в цель.
Для проведения этих мероприятий Министерство обороны просило выделить ассигнования на проведение полномасштабной разработки интегрированной системы управления вооружением начиная с декабря 1988 года и полномасштабное производство новых танков с 1992 года. Проект этого танка получил обозначение M1A2 Abrams. Несмотря на настойчивость армии, конгресс выделил 4 млн. долларов на переоборудование только 18 танков M1A1 Abrams с целью проверки принципиальной возможности реализации данной программы. Фирме GDLS, выбранной генеральным подрядчиком по производству M1A2 Abrams, было поручено объявить конкурс на разработку и производство прицела CITV. Из четырех фирм, участвовавших в этом конкурсе, победителем вышла «Техас Инструменте». С ней на 31 месяц был заключен соответствующий контракт на сумму 12 млн. долларов.
Макетирование боевого отделения и новых узлов танка M1A2 Abrams было проведено на первой из пяти контрольных машин M1, оснащенных 105-мм пушкой, находящейся в лаборатории сборки фирмы GDLS. Первые опытные образцы танка M1A2 Abrams, переоборудованные из M1A1HA, начали выходить со сборочного конвейера 30 сентября 1990 года. К концу мая 1991 года была изготовлена очередная партия опытных образцов, состоящая из 9 машин. Три опытных образца использовались в ограниченных полигонных испытаниях в бронетанковом центре в Форт-Нокс, два использовались для оценки материально-технического обеспечения, а остальные испытывались на Абердинском испытательном полигоне. Вопрос же об окончательном производстве M1A2 Abrams конгресс решил принять после окончания испытаний и доклада GAO. Именно это управление после ознакомления результатов предварительных испытаний танка высказало ряд критических замечаний о надежности некоторых элементов M1A2 Abrams.
Масштабной программой модернизации «Абрамса» стала программа Block II. Детищем этой программы, нацеленной главным образом на усовершенствование радиоэлектронной начинки танка, стала модификация М1А2, появившаяся в 1994 году. Танк получил новый стабилизированный командирский тепловизионный прибор кругового наблюдения CITV, баллистический вычислитель с увеличенным объемом памяти, лазерный дальномер на углекислом газе, интегральную бортовую информационную систему IVIS и тепловизионный прибор наблюдения механика-водителя. Вместо вращающейся башенки установлена неподвижная с 8 перископами, обеспечивающая гораздо лучший круговой обзор. В корпусных конструкциях более широко используются элементы бронезащиты из обедненного урана, установлены противокумулятивные экраны на крыше башни. Боевая масса танка достигла 63,1 т.
В конце 1999 года с производственной линии сошел первый танк, доработанный в вариант M1A2 SEP (комплект усиления систем). Основные усилия на первом комплекте модернизации включают в себя тепловизионный прицел переднего обзора второго поколения, командирский цветной индикатор данных тактической обстановки, улучшенную систему определения и уточнения местоположения и вспомогательную силовую установку, защищенную броней. Комплект усиления танка M1A2 Abrams заложит основу для второго этапа запланированного усовершенствования (P3I). Предлагаемый комплект повышения боевых возможностей танка M1A2 SEP включает установленные на шлемофонах дисплеи, системы боевого опознавания на поле боя, безопасные для зрения лазерные дальномеры, высокоскоростные шины данных, автомат заряжания и системы речевого распознавания. Усовершенствования будут включать новую основную пушку и модульную броню плюс систему мер противодействия для избежания попадания, защиту от ударов сверху, противоминную систему и усовершенствования двигателя.
Обновление предусматривало оснащение танка усоверщенствованным бронированием третьего поколения без уранового наполнителя, новой полностью цифровой системой управления огнем, тепловизионной системой 2-го поколения (2nd Gen FLIR) наводчика и командира с существенно улучшенными возможностями обнаружения цели днем и ночью, вспомогательной силовой установкой для функционирования электронных систем при неработающем основном двигателе и тепловой системой управления кондиционирования воздуха для экипажа и электронного оборудования. Также применены самые современные информационные технологии, включая цветные карты, сетевые коммуникации, увеличенные объемы машиной памяти и производительные процессоры для повышения эффективности поражения целей. Считается, что система 2nd Gen FLIR имеет улучшенную на 70% четкость изображения, сокращенное на 45% время для производства выстрела и повышенную точность. Усовершенствован и командирский тепловизионный прибор кругового наблюдения CITV. Так как ТИУС IVIS оказалась крайне неудачной, на модели M1A2 SEP её заменили на систему управления войсками FBCB2. Кроме того, навигационная система M1A2 SEP дополнена приёмником NAVSTAR. Поставки первых M1A2 SEP были начаты в августе 1999 года. Программа предусматривала обновление 1150 ранее выпущенных M1A2.
Однако американские специалисты не остановились на достигнутом — 6 октября 2008 года из ворот Аннистонского арсенала вышел первый модернизированный танк M1A2 SEP V2 (Systems Enhancement Package Version 2). Это самая последняя и наиболее продвинутая «цифровая» модификация американского основного боевого танка M1 «Абрамс». Под «цифровой» стандарт SEP V2 обновляются ранее выпущенные M1A1. Новая машина отличается от предыдущих версий усовершенствованными цветными дисплеями для отображения тактической обстановки, прицелами с электрооптическим и инфракрасным каналами, доработанной силовой установкой и новыми средствами связи, совместимыми с сетями пехотных частей и соединений. Помимо этого, модернизация включает внедрение ряда технологий, разработанных по программе «Боевые системы будущего» (Future Combat Systems). Расчетное время для восстановления и доведения до уровня последней модификации танка «Абрамс» составляет 78 суток. Подобная модернизация предусматривается в отнощении 435 боевых машин M1A1 и 180 M1A2.
В результате изучения опыта боевых действий в Ираке в 2006 году на свет появилась программа TUSK (Tank Urban Save Kit — «танковый городской спасательный комплект»). Комплект TUSK с некоторыми изменениями может быть размещен на обеих наиболее популярных модификациях танка — M1A1 и M1A2. В 2006-2009 годах комплект TUSK I получили 505 танков из частей находящихся в Ираке. При доработке на танки будут установлены тепловизоры (FLIR) второго поколения, тепловизионные приборы наблюдения механика-водителя, а также полный комплект TUSK. Кроме того, по программе TIGER (полностью интегрированное восстановление двигателя) будет установлена импульсно-реактивная система очистки фильтра, которая повысит эффективность работы при одновременном снижении затрат на эксплуатацию и обслуживание.
«Городской набор» TUSK I включает, в частности, навесную динамическую защиту ARAT I (Abrams Reactive Armor Tiles), базирующуюся на ДЗ боевой машины пехоты «Брэдли» и состоящую из 64 сегментов, размешенных на бортах танка. Установлена дополнительная бронезащита вокруг люка заряжающего, включающая в себя броневой круг высотой 200 мм и щит пулемёта, выполненный из броневой стали и бронестекла. На лафете крупнокалиберного пулемета М2НВ, установленного на командирской башенке, смонтирован тепловизионный прицел, позволяющий командиру танка вести прицельный огонь из пулемета ночью и в любую погоду. Тепловизионный прибор заряжающего устанавливается непосредственно на пулемете М240В и позволяет поражать цели ночью на дальности до 550 м. Изображение выводится на дисплей, укрепленный на шлеме заряжающего перед его глазами. Тепловизионный прибор наблюдения механика-водителя обеспечивает обнаружение техники на дистанции до 1790 м и одиночного человека — до 190 м. Изображение выводится на дисплей. Прибор в состоянии функционировать при температурах окружающего воздуха от -37С до +49°С.
На правом борту в кормовой части корпуса танка M1 TUSK размещен телефон для связи с пехотой (TIP — Tank Infantry Phone). Телефон интегрирован в систему средств связи танка и позволяет пользователю, находящемуся вне танка, не только общаться с экипажем, но и слущать радиопереговоры, а также при необходимости участвовать в них.
Характерной деталью внешнего облика M1 TUSK является установка CS/AMM (Counter Sniper/Anti Material Mount), представляющая собой пулемёт Browning М2НВ (или М240В), смонтированный на маске пушки соосно каналу её ствола. Подобное размещение крупнокалиберного пулемёта, явно по израильскому образцу, повышает возможности экипажа по борьбе с группами живой силы и одиночными стрелками-гранатометчиками противника. Пулемёт закреплен жестко, наведение его на цель осуществляется с помощью приборов прицеливания танка, ведение огня — без выхода экипажа из танка. Для ведения огня из «антиснайперского» пулемёта ночью на танке может устанавливаться ксеноновый прожектор.
Одной из мер повышения защищенности танка стало оборудование его дополнительной V-образной защитой днища. Защита массой 1360 кг сократила клиренс танка на 200 мм. Дополнительными средствами защиты от подрыва мин оборудовано и место механика-водителя. Согласно первоначальным планам переоборудования на корме корпуса должен был устанавливаться решетчатый экран. Однако, начиная с 2007 года, этот элемент был изъят из модернизационного комплекта.
Вариант TUSK II разработан специально для танков M1A2 SEP. Включая все вышеперечисленное, он имеет некоторые особенности. Так на нем используется комплект ДЗ ARAT II, элементы которого размещены не только на бортах корпуса, но и на крыше башни. Командирская башенка оборудована системой щитов из стали и бронестекла, защищающей командира танка со всех сторон и обеспечивающей ему обзор на 360° (по типу используемых на израильской бронетехнике). Наконец, на танке установлена телекамера заднего обзора для механика-водителя, имеющая дневной и ночной каналы. Следует отметить, что помимо M1A2 SEP два последних нововведения комплекта TUSK II могут устанавливаться (и устанавливаются) и на M1A1.
В настоящее время разрабатывается комплект TUSK III, предназначенный для танков М1А1 и М1А2 SEP. Помимо совершенствования прицельно-навигационного комплекса и дальнейшего повышения противоминной защиты рабочих мест членов экипажа, главной составляющей этого комплекта является система активной защиты TRAPS — Tactical Rocket Propelled Airbag Protection System.
Помимо конкретных программ по модернизации M1A2, существовали различные дополнительные программы, которые в случае положительных результатов могли быть включены в существующие этапы улучшения «Абрамса». Так в 1987-1988 годах проходил испытание разработанный фирмой «Вестерн дизайн» автомат заряжания FASTDRAW, созданный как для танка M1A1, так и для танка M1A2 Abrams. Он состоит из двух магазинов карусельного типа с силовым приводом и автоматическим устройством подачи, которые служат для хранения, защиты и подачи 36 120-мм выстрелов. Скорострельность танка при этом увеличена до 11,6 выстр/мин. Система FASTDRAW, как заявляли представители фирмы-разработчика, обеспечивает значительно большую выживаемость экипажа по сравнению с существующей системой в серийных «Абрамсах» за счет снижения уязвимости боеприпасов. Это достигается разделением магазинов карусельного типа бронированной перегородкой, толщина которой увеличена до 40 мм, тогда как вторая бронированная перегородка изолирует магазины карусельного типа от внутренней части башни.
Эта перегородка имеет два небольших отверстия, оснащенных скользящими заслонками, значительно меньшими, чем большие раздвигаемые дверцы, которыми оснащен в настоящее время танк M1A1 Abrams. В качестве привода механизма заряжания могут использоваться как гидравлические, так и электрические силовые элементы. Автомат заряжания включается в действие переключателем выбора выстрела у наводчика, автомат действует под контролем микропроцессора, указывающего место захвата ближайшего выстрела выбранного типа и дающего команду на открытие входного отверстия. Затем выстрел извлекается, поворачивается и досылается в казенную часть пушки автоматическим устройством подачи. Имеется и ручной дублирующий привод, правда, при этом скорострельность снижается до 2 выстр/мин. Основным недостатком системы FASTDRAW, по заявлению компетентных лиц, является значительное утяжеление самой конструкции заряжания (до 60%) по сравнению с ручным заряжанием и практическая недоведен ность всей системы в целом.
Несколько особняком стоит программа создания экспериментальной машины САТТВ (Componets Advanced Technology Test Bed). Целью разработки этой машины являются демонстрационные испытания в объектовых условиях элементов основного танка, сконструированных для перспективной машины, создаваемой по программе «Блок-3». Сроки полномасштабной разработки и принятие на вооружение этих образцов до сих пор не ясны, и поэтому было принято решение включить во 2-й и 3-й этапы улучшения танка M1A2 Abrams элементы, отработанные на САТТВ. Предполагается, что САТТВ будет существовать в двух вариантах. В первом варианте (САТТВ Phase 1) эта машина создана с использованием шасси M1A1 Abrams (этот образец был создан в конце 1993 года.) Второй вариант (Phase 2), как намечено, будет базироваться на унифицированном шасси, которое впоследствии должно послужить базой для перспективного танка.
Тактико-технические характеристики M1A2 Abrams
Экипаж 4
Масса, кг 69.54
Длина, мм 9480
Ширина, мм 2290
Высота, мм 3528
Мощность двигателя, л.с. 1500
Удельная мощность, л.с./т 21.6
Количество передач вперед 4
Количество передач назад 2
Калибр вспомогательного орудия, мм 7.62
Калибр зенитного орудия, мм 12.7
Калибр основного орудия, мм 120
Максимальная скорость по шоссе, км/ч 67
Запас хода по шоссе, км 450
Боекомплект основного орудия, шт. 40
Боекомплект вспомогательного орудия, шт. 12400
Боекомплект зенитного орудия, шт. 1000