http://www.dogswar.ru/images/stories/tank/M1-Abrams2.jpg

К работам по созданию танка M1 Abrams американские специалисты приступили в начале 70-х годов (программа ХЛ.1) после прекращения в 1970 году совместной с ФРГ разработки перспективного танка МВТ-70. Упрощенный вариант последнего, получивший в США обозначение ХМ803, также остался в стадии опытного образца. Выработанные специально образованной группой армейских экспертов требования к новому танку были переданы фирмам «Крайслер» и «Дженерал моторе», с которыми в 1973 году были заключены контракты, предусматривающие создание на конкурсной основе опытных образцов танка ХМ1. После всесторонних испытаний в 1976 году был выбран образец фирмы «Крайслер», которая затем приступила к его полномасштабной разработке.

Первый серийный танк M1 Abrams был выпущен в феврале 1980 года на армейском танковом заводе в г. Лайма (штат Огайо). Его производство осуществляется также на танковом заводе (г. Детройт), принадлежащем корпорации «Дженерал дайнэмикс», которая в 1982 году приобрела отделение фирмы «Крайслер», занимавшееся созданием этого танка.

По своим основным характеристикам M1 Abrams почти в 2 раза превосходит M60A1. Он имеет классическую компоновку и отличается наличием мощного бронирования сварных корпуса и башни. В их передних частях применено многослойное бронирование, подобное английской броне «чобхэм», используемой на танках «Челленджер» и «Леопард-2». Характерным для M1 Abrams является большой угол наклона верхнего лобового листа корпуса по отношению к вертикальной плоскости, что снижает его уязвимость от бронебойных снарядов. При закрытом люке механик-водитель занимает положение полулежа.

Его отделение находится в средней передней части корпуса. Для управления движением танка имеется Т-образная рулевая колонка (мотоциклетного типа), связанная через соответствующий рычаг с автоматической трансмиссией. В верхней части колонки расположен рычажок переключения передач, устанавливаемый в положения: «нейтраль», «задкий ход» и «передний ход» (два). Регулировка подачи топлива осуществляется вращением наконечников рукояток рулевой колонки.

Для защиты от кумулятивных боеприпасов борта корпуса и верх ходовой части прикрыты навесными броневыми экранами. Большое внимание было уделено изоляции членов экипажа от боеприпасов и горючего за счет установки броневых перегородок. В случае возникновения очагов пламени почти мгновенно срабатывает автоматическая система противопожарного оборудования. Для тушения пожара используется сжиженный газ хэлон.

В бронированной башне кругового вращения установлена 105-мм нарезная пушка М68Е1, стабилизированная в двух плоскостях наведения. Справа от нее находятся места командира и наводчика, а слева - заряжающего. В изолированном отсеке кормовой части башни в боеуклэдках размещена основная часть боекомплекта пушки (44 унитарных выстрела из 55). Доступ к снарядам возможен после открывания броневых перегородок. Остальные выстрелы хранятся в бронированных контейнерах, закрепленных в корпусе танка (восемь штук) и на полике башни перед заряжающим (три).

В боекомплект пушки входят выстрелы с бронебойными подкалиберными снарядами с отделяющимся поддоном М735 (сердечник из вольфрама), М774 и М883 (сердечники из обедненного урана), а также учебные выстрелы М737.

Вспомогательное вооружение представлено 7,62-мм пулеметом, спаренным с пушкой, вторым пулеметом такого калибра, установленным перед люком заряжающего, и 12,7-мм пулеметом, смонтированным на командирской башенке. Боекомплект 11 400 патронов (калибр 7,62 мм) и 1000 патронов (12,7 мм). На бортах башни закреплены шестиствольные гранатометы для постановки дымовых завес. Имеется также термодымовая аппаратура.

На танке M1 Abrams используется современная система управления огнем. В основной прицел наводчика встроены лазерный дальномер и тепловизионный прибор. Поле зрения прицела стабилизировано в вертикальной плоскости. Вспомогательный прицел телескопический. Пульт управления связан с электрогидравлическими приводами стабилизатора орудия. У командира имеется приставка от основного прицела наводчика (может одновременно с ним вести наблюдение) и перископический прицел для стрельбы из 12,7-мм пулемета. Для кругового обзора по периметру командирской башенки установлены шесть смотровых перископов.

Электронный (цифровой) баллистический вычислитель, выполненный на твердотельных элементах, с довольно высокой точностью рассчитывает угловые поправки для стрельбы. В него автоматически вводятся значения дальности до цели (от лазерного дальномера), скорость бокового ветра, температура окружающего воздуха и угол наклона оси цапф пушки. Кроме этого, вручную вводятся данные о типе снаряда, барометрическом давлении, температуре заряда, износе канала ствола, а также поправки на рассогласование направления оси канала ствола и линии прицеливания.

После обнаружения и опознавания цели наводчик, удерживая на ней перекрестие прицела, нажимает на кнопку лазерного дальномера. Значение дальности отображается в прицелах наводчика и командира. Затем наводчик выбирает тип боеприпаса путем установки четырехНозиционного переключателя в соответствующее положение. Заряжающий тем временем заряжает пушку. Световой сигнал в прицеле наводчика оповещает, что орудие готово к открытию огня. Угловые поправки от баллистического вычислителя вводятся автоматически. В качестве недостатков отмечаются наличие только одного окуляра в прицеле наводчика, что создает определенную утомляемость для глаз, особенно во время движения танка, а также отсутствие прицела командира танка, не зависимого от прицела наводчика.

Моторно-трансмиссионное отделение расположено в кормовой части машины. Газотурбинный двигатель AQT-1500 выполнен в одном блоке с автоматической гидромеханической трансмиссией Х-1100-ЗВ. В зарубежной прессе сообщалось, что блок может быть заменен менее чем за 1 ч.

Выбор газотурбинного двигателя американские специалисты объясняют рядом его преимуществ по сравнению с дизелем той же мощности. Прежде всего это возможность получения большей мощности при меньшем объеме ГТД. Кроме того, последний имеет меньшую массу (примерно в 2 раза), относительно простую конструкцию, больший (в 2-3 раза) ресурс работы. Он лучше удовлетворяет требованиям многотопливности. Вместе с тем отмечаются такие его недостатки, как повышенный расход топлива и сложность воздухоочистки.

AGT-1500 является трехвальным двигателем с двухрасходным осецентробежным компрессором, индивидуальной камерой сгорания тангенциального расположения, двухступенчатой силовой турбиной с регулируемой сопловым аппаратом первой ступени и стационарным кольцевым пластинчатым теплообменником. Максимальная температура газа в турбине 1193°С. Скорость вращения выходного вала 3000 об/мин. Двигатель имеет хорошую приемистость, что обеспечивает танку M1 Abrams разгон до скорости 30 км/ч за 6 с.

Автоматическая гидромеханическая трансмиссия Х-1100-ЗВ обеспечивает четыре передачи переднего хода и две заднего. Она состоит из гидротрансформатора с автоматической блокировкой, планетарной коробки передач и бесступенчатого гидростатического механизма поворота.

Ходовая часть танка M1 Abrams включает по семь опорных катков (на сторону) и две пары поддерживающих роликов, торсионную подвеску, а также гусеницы с резинометаллическим шарниром и съемными резиновыми подушками. Диски опорных катков изготовлены из алюминиевого сплава. На первом, втором и седьмом опорных катках установлены лопастные гидравлические амортизаторы. Пробег используемых в настоящее время гусениц Т156 составляет 1000-1700 км в зависимости от дорожных условий, местности и погоды. Однако согласно первоначальным требованиям он должен был достигать 3200 км. Поэтому позже был поднят вопрос о применении новых гусениц Т158, испытания которых уже к тому времени закончились.

Танк M1 Abrams оснащен системой защиты от оружия массового поражения, которая в случае необходимости обеспечивает подачу очищенного воздуха от фильтровентиляционной установки к маскам членов экипажа, а также создает избыточное давление в боевом отделении, чтобы предотвратить попадание в него радиоактивной пыли или отравляющих веществ. Имеются приборы радиационной (AN/VDR-1) и химической разведки. Температура воздуха внутри танка может повышаться с помощью обогревателя. Для внешней связи служит радиостанция AN/VRC-12, а внутренней - танковое переговорное устройство.

На базе танка M1 Abrams созданы машины специального назначения: тяжелый танковый мостоукладчик, катковый минный трал, бронированная ремонтно-эвакуационная машина.

Первый усовершенствованный вариант танка M1 Abrams, появившийся в октябре 1984 года, выпускался до мая 1986 года (всего поставлено 894 единицы). От оригинала этот вариант отличается в основном улучшенной броневой защитой. Одновременно велись работы по еще более качественному повышению боевых характеристик танка, прежде всего его огневой мощи. В результате был создан модернизированный вариант, получивший обозначение M1A1 (часто к нему добавляют прежнее название «Абрамс»), Его производство началось в августе 1985 года, а первые серийные образцы в середине 1986-го поступили в танковое подразделение сухопутных войск США, дислоцирующихся в ФРГ. Всего планировалось выпустить около 4200 таких машин.

Танк M1A1 Abrams вооружен 120-мм гладкоствольной пушкой западногерманской разработки, используемой на танках «Леопард-2». Вследствие применения орудия большего калибра боекомплект был снижен до 40 выстрелов унитарного заряжания, размещаемых в специально сконструированной бронированной боеукладке. Основную часть боекомплекта составляют выстрелы со снарядами двух типов: бронебойные подкалиберные с отделяющимся поддоном и оперенным сердечником (изготовленным из вольфрама или обедненного урана) и многоцелевые (кумулятивного и осколочно-фугасного действия). Имеется некоторое количество учебных выстрелов. У всех выстрелов гильзы со сгорающим корпусом и стальным поддоном.

На новом образце установлены прежние трансмиссия и бортовые передачи, но доработанные до более качественного уровня с учетом результатов их эксплуатации на танках M1 Abrams. Для улучшения защиты экипажа в условиях действий на зараженной местности наряду с использованием индивидуальных средств (противогазы М25А1) танки M1A1 Abrams оснащаются системой создания избыточного давления в боевом отделении. Несколько усилена броневая защита башни. Боевая масса модернизированного танка возросла до 57 т.

В 1988 году было начато производство танков M1A1 Abrams, у которых броня лобовых частей корпусов и башен имеет включения обедненного урана. Плотность последнего в 2,5 раза выше, чем у стальной брони. По мнению американских специалистов, применение данной технологии позволило повысить броневую защиту этих танков, в том числе от воздействия кумулятивных боеприпасов. Вместе с тем боевая масса танка с такой броней увеличилась на 1,5 т.

Для танков M1A1 Abrams создан и прошел испытания комплект оборудования для подводного вождения, включающий две трубы (одна для воздухопритока, а вторая — для выхлопных газов двигателя). С помощью данного оборудования танки M1A1 Abrams могут преодолевать водные преграды глубиной до 2 м.

Тактико-технические характеристики
Длина корпуса, мм 7917
Длина с пушкой вперёд, мм 9766
Ширина корпуса, мм 3658
Высота, мм 2885
Клиренс, мм 480
Бронирование
Тип брони катаная стальная и комбинированная, противоснарядная

Вооружение
Калибр и марка пушки 105-мм M68 (начиная с M1A1 — 120-мм М256)
Тип пушки нарезная (начиная с M1A1 — гладкоствольная)
Длина ствола, калибров 50,92 (начиная с M1A1 — 44)
Боекомплект пушки M1 — 55 (начиная с M1A1 — 42)
Углы ВН, град. ?10…+20
Прицелы перископический монокулярный GPS со встроенным лазерным дальномером, телескопический M920, монокулярный M919
Пулемёты 1?12,7-мм M2HB, 2?7,62-мм M240

Подвижность
Тип двигателя газотурбинный
Мощность двигателя, л. с. 1500
Скорость по шоссе, км/ч M1 — 72; M1A2 — 70
Скорость по пересечённой местности, км/ч 48,3
Запас хода по шоссе, км 410[1]
Удельная мощность, л. с./т 24,5
Тип подвески индивидуальная торсионная
Удельное давление на грунт, кг/см? М1 — 0,93; М1А1 — 0,97; М1А2 — 1,07
Преодолеваемый подъём, град. 30
Преодолеваемая стенка, м 1,2
Преодолеваемый ров, м 2,7
Преодолеваемый брод, м 1,2 (2,3 с ОПВТ