http://www.dogswar.ru/images/stories/bmpsay2/EE-9-Cascavel-01.jpg

Разведывательный бронеавтомобиль Engesa EE-9 Cascavel разрабатывался по заказу вооруженных сил Бразилии в дополнение к БТР EE-11 Urutu. Несмотря на более раннее обозначение, машину начали проектировать позже, в июле 1970 г. Опытный образец CRR (Carro de Reconhecimento sobre Rodas) был построен в ноябре 1970 г. Первые две предсерийных машины были переданы бразильской армии в 1972 году, в 1973 году - последовали еще десять. В 1974 году развернулось серийное производство БРМ Engesa EE-9 Cascavel (вместе с БТР EE-11 Urutu) на специально построенном заводе в г. Сан-Жозе-дус-Кампус.

Опытный бронеавтомобиль CRR

Бронеавтомобиль CRR имел одинаковые с машиной CRTA двигатель, трансмиссию и ходовую часть, но моторно-трансмиссионное отделение было перенесено в заднюю часть корпуса, а сам корпус, во многом, был спроектирован заново. Сварной корпус прототипа БРМ EE-9 Cascavel был изготовлен из листов стальной гомогенной брони. Отделение управления было размещено в передней части машины. В средней части корпуса установлена двухместная башня. На опытном и предсерийным бронеавтомобилях устанавливалась башня с 37-мм пушкой и спаренным с ней пулеметом калибра 7,62 мм, крупнокалиберный пулемет монтировался на крыше башни. С самого начала такой вариант вооружения рассматривался в качестве временной меры, на серийных машины предполагалось ставить пушки калибра 90 мм. Разведывательная машина не является, в отличие от БТР, амфибией.

Описание конструкции EE-9 Cascavel

http://www.dogswar.ru/images/stories/bmpsay2/EE-9-Cascavel-02.jpg

Бронетранспортёр Engesa EE-9 Cascavel имеет отделение управления в лобовой, боевое отделение - в средней и моторно-трансмиссионное отделение - в кормовой части машины. Штатный экипаж EE-9 Cascavel состоит из трёх человек: командира машины, механика-водителя и оператора-наводчика. Закрытый броневой корпус и башня EE-9 Cascavel собирались из листов многослойной брони при помощи сварки.Такая броня состоит из двух слоев стали: внешний слой более твёрдый, в то время как внутренний слой является менее твёрдым, но более вязким. Бразильские исследования показали, что такая конструкция увеличивает бронезащиту боевых машин и дополнительно защищает экипаж от осколков брони, появляющихся после прямого попадания снаряда противотанковой пушки, управляемой ракеты, или гранатомета. Лобовая броня EE-9 Cascavel имеет толщину 16 мм и способна выдерживать попадания пуль крупнокалиберных пулемётов. Остальные части корпуса и башни обеспечивают защиту от пуль стрелкового оружия и осколков артиллерийских снарядов и мин.

http://www.dogswar.ru/images/stories/bmpsay2/EE-9-Cascavel-03.jpg

БРМ EE-9 Cascavel модификации Mk.II, III, IV используют V-образный 6-цилиндровый двигатель Detroit Diesel 6V-53N. Двигатель имеет максимальную мощность 212 высокого давления. Бронеавтомобили модификации Mk.V, VI, VII используют дизельный двигатель Mercedes-Benz OM352A 190 л.с.. Все модификации оснащены автоматической гидромеханической трансмиссией Allison MT640. Шасси EE-9 Cascavel основано на колёсной формуле 6х6. Используются транспортные колёса с размерами 14,50 х 20 мм. Передние колёса имеют независимую подвеску на основе пружин и гидравлических амортизаторов. Задние оси тесно связаны по принципу «Бумеранг». Задняя ось Парэ с большим вертикальным ходом до 0,9 м. Колёса оснащены централизованной системой давления воздуха, что позволяет значительно увеличить проходимость. EE-9 Cascavel справляется с 0,6 м вертикальным подъёмом, траншеями в 1 м глубиной и препятствиями 1 м шириной. Автомобиль не обладает способностью плавать.

http://www.dogswar.ru/images/stories/bmpsay2/EE-9-Cascavel-04.jpg

Основное вооружение EE-9 Cascavel размещается в двухместной вращающейся бронированной башне, установленной в боевом отделении. Тип вооружения варьируется взависимости от модификации. Дополнительное вооружение состоит из 7,62-мм пулемёта, установленного в башне, 12,7-мм зенитного пулемёта и пусковых установок дымовых гранат, расположенных с обеих сторон башни. Осуществлять огонь из пушки могут как командир, так и наводчик. Сиденье командира находится слева от пушки, наводчика — справа. Они оба используют комбинированный перископический прицел дневного и ночного видения, так же командир машины дополнительно может использовать панорамный прицел дневного и ночного видения. Наводчик имеет один перископический наблюдательный прибор, командир может использовать одновременно три подобных устройства наблюдения, встроенных в его башне. «Cascavel» оснащен лазерным дальномером, размещенным на пушке со стабилизированной в обеих плоскостях системой управления огнём, которая позволяет выполнять стрельбу на ходу. Основное внутреннее оборудование зависит от требований заказчика. Стандартный вариант автомобиля оснащен радиоприемником, устройством связи, пожаротушения. Существует возможность установки систем защиты от ядерного, биологического, химического оружия, кондиционера или обогревателя.

EE-9 Cascavel Mk.I

Серийные БРМ EE-9 Cascavel отличались от предсерийных несколько большими габаритами корпуса, который был изготовлен не из гомогенной, а из двухслойной стальной брони. Вооружение машин для бразильской армии не изменилось и состояло из 37-мм пушки и двух пулеметов, причем пушки брали с американских танков M3A1, которые снимались с вооружения.

EE-9 Cascavel Mk.II

Экспортный вариант БРМ с башней CNMP H-90, вооруженной 90-мм пушкой DEFA D-921A-90F1 и спаренным с ней пулеметом калибра 7,62 мм (такие же башни стояли на французских бронеавтомобилях AML-90).

EE-9 Cascavel Mk.III

На БРМ установлена двухместная башня Engesa ET-90-I с новой гладкоствольной 90-мм пушкой EC-90/1-36, разработанной бельгийской фирмой Кокерилл. С пушкой спарен 7,62-мм пулемет, второй пулемет может быть установлен на крыше башни. Хранимый в башне боезапас состоит из 24 снарядов к пушке и 2000 патронов к 7,62-мм пулеметам. Еще 20 снарядов к пушке размещаются в корпусе. Углы возвышения башенного вооружения - от -8° до +15° Приводы наведения оружия в вертикальной плоскости и поворота башни - ручные. Возможна установка лазерного дальномера. Башня ET-90-I внешне похожа на башню H-90, но изготовлена из двухслойной стальной брони. Двигатель - такой же как и на предыдущих вариантах БРМ - Mercedes-Benz OM352A мощностью 174 л.с., но вместо ручной коробки передач установлена автоматическая Allison MT640.

EE-9 Cascavel Mk.IV

Бронеавтомобиль EE-9 Cascavel Mk.IV появился в 1978 году. От предыдущей модели он отличался двигателем (вместо дизеля Mercedes-Benz OM352A был установлен двигатель Detroit Diesel 6V53 мощностью 212 л.с.) и был оборудован системой централизованного регулирования давления в пневматиках. Вооружение, аналогичное варианту Mk.III, размещено в модернизированной башне ET-90-II. У командира имеется комбинированный перископический наблюдательный прибор с дневным и ночным каналами SS-141, дающий 2,7-кратное увеличение, у стрелка установлен перископический прицел SS-123 с 10-кратным увеличением, также имеющий дневной и ночной каналы. На башне монтируется лазерный дальномер. Установленный на крыше рядом с командирским люком 12,7-мм пулемет M2HB оснащен электроспуском.

Бронеавтомобили EE-9 Cascavel принимали участие в ирано-иракской войне, а также в операциях против наркодельцов, которые правительство Колумбии проводит уже в течении нескольких десятилетий. В 1987 году Ливия потеряла 17 бронеавтомобилей в Чаде, еще 8 машин было захвачено подразделениями армии Чада. БРМ EE-9 Cascavel состоят на вооружении в Боливии, Бразилии, Буркина Фасо, Габоне, Зимбабве, Ираке, Иране, Кипре, Колумбии, Ливии, Нигерии, Парагвае, Суринаме, Того, Тунисе, Уругвае, Чили, Эквадоре.

Технические характеристики EE-9 Cascavel
Колёсная формула 6х6
Боевая масса, т 13,4
Экипаж, чел. 3
Длина корпуса, мм 5200
Ширина, мм 2640
Высота, мм 2680
Бронирование
Лоб корпуса, мм/град. 16
Вооружение 90-мм пушка EC-90
Боекомплект пушки 44
Пулемёты 1 х 12,7-мм, 1 х 7,62-мм
Тип двигателя дизельный двигатель
Скорость по шоссе, км/ч 100
Запас хода по шоссе, км 880
Преодолеваемый подъём, град. 60
Преодолеваемая стенка, м 0,6
Преодолеваемый ров, м 1,0
Преодолеваемый брод, м 1,0