http://www.dogswar.ru/images/stories/bmpsay2/EE-11-Urutu-01.jpg

Работы по созданию бронетранспортера EE-11 начались на бразильской фирме Engesa в январе 1970 г., а в июле был уже готов опытный образец машины CTRA (Carro de Transporte sobre Rodas Anfibio), более известной как «Urutu». (Уруту - ядовитая змея, которая водится в Бразилии, бронеавтомобили EE-9 «Cascavel» и EE-3 «Jararaca» также названы в честь ползающих ядовитых гадов.) Бронетранспортёр Engesa EE-11 Urutu был принят на вооружение бразильской армии и морской пехоты и поставлялась на экспорт в 20 государств Азии, Африки и Латинской Америки.

Интегральный корпус опытного бронетранспортера сварен из стальной гомогенной брони. Моторно-трансмиссионное отделение расположено в передней части машины, с правой стороны, рядом с ним находится отделение управления. На опытной машине был установлен шестицилиндровый дизель водяного охлаждения с турбонаддувом Mercedes-Benz OM352, выпускавшийся в Бразилии по лицензии. Мощность дизеля - 150 л.с., коробка передач ручная, пятискоростная (четыре - для движения вперед, одна - назад). Всю среднюю и заднюю части корпуса занимает боевое отделение, в котором могут расположиться до 14 человек. Между первой и второй осями в бортах корпуса имеются открывающиеся вперед двери, еще одна дверь находится в кормовом бронелисте; в задней части крыши расположен большой четырехстворчатый прямоугольный люк. Сиденье командира установлено позади сиденья водителя, в крыше над ним есть люк круглой формы, в бортах боевого отделения имеется по пять амбразур для стрельбы из личного оружия. Независимая подвеска применена только на передних двух колесах, которые являются управляемыми. Подвеска задних колес балансирная, типа «бумеранг», обеспечивает большой вертикальный ход (до 900 мм) колес. На всех колесах установлены дисковые тормоза и шины бразильской фирмы Новатракао размером 11,00x20.

Бронетранспортер планировали принять на вооружение не только сухопутные войска, но и морская пехота Бразилии. Моряки выдвинули очень жесткие требования: БТР должен был не просто пересекать водные преграды, а плавать в открытом море при высоте волны до 3 м. Другими словами, им был нужен небольшой бронекатер, способный к тому же эффективно воевать на суше. Не случайно модель БТР проходила испытания в гидроканале Технологического института Сан-Паулу. Все люки и двери машины были снабжены уплотнениями для обеспечения герметичности корпуса, по бортам смонтированы поднимаемые с помощью пневмоцилиндров трубы воздухозаборников (по две с каждого), через которые подавался атмосферный воздух внутрь машины и к двигателю.

http://www.dogswar.ru/images/stories/bmpsay2/EE-11-Urutu-02.jpg

Благодаря «автомобильным» шноркелям волны могли перекатываться через крышу БТР, не мешая работе двигателя. При операциях на суше трубы укладывались горизонтально вдоль борта. Как и всякое серьезное плавсредство, амфибия CTRA была оснащена помпами для откачки воды: две - приводились от дизеля, еще одна - аварийная - была ручной. Дизель при движении на плаву охлаждался забортной водой. Для предотвращения попадания выхлопных газов в помещение экипажа внутри моторно-трансмиссионного отделения искусственно поддерживалось более низкое давление; все погруженные в воду механические элементы ходовой части обдувались сжатым воздухом, что уменьшало их износ от коррозии. Движение на плаву осуществлялось с помощью двух гребных винтов, установленных в задней части корпуса. Представителям сухопутных войск все эти «мореходные навороты», естественно, показались излишними, их вполне устраивала обычная амфибия, передвигавшаяся по относительно спокойной поверхности рек и озер за счет вращения собственных колес. Именно в таком варианте в 1974 г. первые серийные машины и были поставлены бразильской армии. ВМС же получили БТР в «мореходном» варианте.

Engesa EE-11 «Urutu» Mk.I

Серийные БТР имели большие габаритные размеры корпуса и увеличенную колесную базу, корпус изготавливался не из гомогенной, а из двухслойной брони, разработанной фирмой Engesa и при меньшем весе, имевшей лучшую бронестойкость. Единый люк в крыше боевого отделения заменен на четыре прямоугольных люка. Имеются сведения, что все БТР EE-11 «Urutu» Mk.I были построены в «мореходном» варианте и поставлены морской пехоте Бразилии. Все БТР для морской пехоты не имели стационарного вооружения на крыше корпуса, и на них ставились бензиновые двигатели Chrysler LA 318 V8.

Engesa EE-11 «Urutu» Mk.II

На бронетранспортерах EE-11 «Urutu» Mk.II устанавливались усовершенствованные дизели Mercedes-Benz OM352A мощностью 174 л.с., автоматическая коробка передач Allison MT-643 Automatic с четырьмя скоростями для движения вперед и одной - назад. Первые БТР, предназначенные для сухопутных войск, вооружались: или 12,7-мм пулеметом, открыто установленным на турели рядом с командирским люком; или установленной на месте люка одноместной башней шведской конструкции, вооруженной 20-мм автоматической пушкой; или 60-мм минометом Hotchkiss-Brandt, установленной в открытой сверху вращающейся башне. Проходил испытания БТР с двухместной башней от легкого танка Elvis FV101 Skorpion, вооруженной 76-мм пушкой.

Engesa EE-11 «Urutu» Mk.III

Вместо двигателя Mercedes-Benz OM352 установлен дизель фирмы Detroit Diesel 6V-53T мощностью 212 л.с. БТР EE-11 «Urutu» Mk.III оснащен системой централизованного регулирования давления воздуха в пневматиках, на колесах установлены шины размером 12,00x20. Все бронетранспортеры EE-11 «Urutu» Mk.III для движения на плаву имели два гребных винта и рули, хотя трубами-воздухозаборниками не оборудовались. На базе БТР EE-11 «Urutu» Mk.III были разработаны специализированные варианты:
- машина-мастерская, оснащенная оборудованием для ремонтно-восстановительных работ в полевых условиях, демонтировано все «амфибийное» оснащение;
- санитарно-эвакуационная машина, высота боевого отделения увеличена за счет надстройки, возможна перевозка четырех раненых на носилках и 6-8 сидячих, машина оснащена специальным медицинским оборудованием, системой воздушного кондиционирования, кислородной аппаратурой;
- зенитная самоходная установка, на крыше корпуса смонтирована башня CNPM H-20R с системой оружия TA-20 фирмы Marcel Dassault, вооружение - две 20-мм автоматические пушки Oerlikon KAD, в систему управления огнем входят РАС обнаружения и сопровож:дения низколетящих воздушных целей, оптический прицел и баллистический вычислитель, для придания машине дополнительной устойчивости при стрельбе в передней и задней частях корпуса смонтированы по две гидравлических опоры.

Всего выпускалось семь базовых вариантов БТР EE-11 «Urutu», от Mk.I до Mk.VII, отличавшиеся друг от друга типом дизеля, коробки передач и различным прицельным оснащением.

БРЭМ на базе БТР EE-11 «Urutu»

Полноценная ремонтно-эвакуационная машина на базе БТР EE-11 «Urutu» была построена только в 1985 г., через 11 лет после начала серийного производства бронеавтомобилей EE-11 «Urutu». Компоновка машины, размеры не изменились, но БРЭМ оснащена дополнительным оборудованием: в задней части корпуса, с левой стороны, установлен складной гидравлический кран грузоподъемностью 3000 кг с длиной стрелы в распрямленном состоянии 4 м, в передней части - гидравлическая лебедка с тяговым усилием 5000 кг. Кран имеет круговое вращение. На БРЭМ может быть установлен любой из трех дизелей: или Mercedes-Benz OM352AS мощностью 190 л.с., или Detroit Diesel 6V-53N мощностью 212 л. с., или Detroit Diesel 6V-53T мощностью 260 л.с. Вооружение - пулемет M2 Browning калибра 12,7 мм, установленный на турели рядом с люком командира, боезапас - 600 патронов. Экипаж машины - четыре человека.

Бронеавтомобиль огневой поддержки на базе БТР EE-11 «Urutu»

На крыше корпуса установлена башня с 90-мм пушкой, аналогичная установленной на бронеавтомобиле EE-9 «Cascavel». В 1985 г. проходил испытания БТР с башней фирмы British Helios Mirror EVT-925, вооруженной 25-мм автоматической пушкой и ПТУР «Tow», размещенной в пусковой установке ящичного типа, установленной с левой стороны башни.

БТР EE-11 «Urutu» различных вариантов состоят на вооружении в Анголе, Боливии, Бразилии, Венесуэле, Габоне, Гайане, Иордании, Ираке, Кипре, Колумбии, Ливии, Марокко, ОАЭ, Суринаме, Тунисе, Уругвае, Чили.

Технические характеристики Engesa EE-11 Urutu
Боевая масса, т 14
Колёсная формула 6х6
Экипаж, чел. 1
Десант, чел. 12
Длина корпуса, мм 6100
Ширина, мм 2650
Высота, мм 2125
База, мм 3050
Клиренс, мм 380
Мощность двигателя, л. с. 260
Скорость по шоссе, км/ч 105
Запас хода по шоссе, км 850
Преодолеваемый подъём, град. 60
Преодолеваемая стенка, м 0,6
Преодолеваемый брод, м плавающий