В конце 70-х Engesa удалось заключить несколько весьма крупных сделок на поставку трех ББМ: бронетранспортера EE-11 Urutu, машины огневой поддержки EE-9 Cascavel и легкой разведывательной машины EE-3 Jararaca. Они использовались не только в бразильской армии: сотни образцов были поставлены в Центральную Африку и на Ближний Восток. Машины приняли участие во множестве конфликтов, в том числе в Иракских войнах. Желая развить успех, компания Engesa начала разработку новой машины огневой поддержки — а точнее, колесного истребителя танков. Эта идея была далеко не новой. Колесная техника уступает гусеничной на бездорожье (например, в болотах Юго-Восточной Азии или в Андах), однако может крайне эффективно противостоять имеющимся у повстанцев Т-34 и Т-54 в сухих прериях Африки.
Поэтому в São José dos Campos была создана новая машина - истребитель танков EE-17 Sucuri (Sucuri I в ряде источников). Она обладала превосходной для своей массы огневой мощью: при весе в 16,5 тонн имела качающуюся башню FL-12 от Fives Cail-Babcock - такую же, как у легких танков AMX-13. Основным орудием была 105-мм нарезная пушка GIAT CN 105-57 с длиной ствола в 57 калибров, оснащенная автоматом заряжания.
Башня и корпус изготавливались из довольно тонкой стали: поэтому, даже несмотря на повышенную защищенность днища машины (для него использовалась «сталь двойной прочности» - особая разработка Engesa), могли выдерживать лишь попадания из стрелкового оружия, а в лобовой проекции - огонь маломощных автопушек. Этот недостаток был следствием малой массы, однако при правильном использовании машины не был столь существенным, как это может показаться. Поэтому большие потери, которые EE-17 несли в армиях стран-операторов, являлись не столько недостатком конструкции, сколько следствием неверной тактики применения. Особая защита днища была одной из немногих технических новинок: компания предпочитала придерживаться надежных и проверенных решений.
На машину устанавливался дизель Scania DS-11 мощностью 295 лошадиных сил. В паре с немецкой трансмиссией ZF 6HP 600 он разгонял EE-17 до 100 км/ч. Это было неплохим результатом на твердой поверхности. Но внедорожные показатели оставляли желать лучшего, даже несмотря на полный привод: удельное давление оказалось довольно высоким по сравнению с восьмиколесной и гусеничной техникой. Чтобы компенсировать этот недостаток, Engesa разработала довольно надежную гидропневматическую независимую подвеску с ходом колес до 30 см - огромный показатель для техники такого класса. Подвеска обеспечила высокую плавность хода: Sucuri могла вести прицельную стрельбу даже на довольно высоких скоростях. Это было заметное преимущество над конкурентами, но его оказалось недостаточно: в 1987 году, когда EE-17 представили публике, ее орудие уже устарело.
Пушка и башня создавались в конце пятидесятых, и машина еще была способна причинить значительный урон многим противникам. Но могущество кинетических и кумулятивных боеприпасов уже не позволяло выполнять главную боевую задачу Sucuri - противостоять экспортным модификациям Т-72. Кроме того, качающаяся башня не подразумевала установки более мощного орудия - и это было очень серьезным недостатком. Поэтому было решено заменить башню на что-то более массивное, с увеличенным погоном и более современным орудием. В результате появилась машина, известная как EE-18 Sucuri (или Sucuri II).
Новая башня была создана на основе старых наработок компании. В нее установили 105-мм нарезную пушку OTO Melara с длиной ствола в 52 калибра - такую же, как у танка OF-40, но на бразильской машине она была стабилизирована в обеих плоскостях. Заряжание было ручным: заряжающий сидел слева, наводчик и командир - справа (наводчик спереди, командир - за ним и чуть выше). У наводчика с командиром были дневные и ночные прицелы. Орудие могло вести стрельбу стандартными 105-мм боеприпасами НАТО (включая БФС/HESH), оснащалось лазерным дальномером и довольно современной системой управления огнем, позволявшей вести прицельную стрельбу на ходу - важное свойство для высокоскоростных слабозащищенных машин. Боезапас составлял 30 выстрелов: 8 размещались в башне, 22 - в корпусе. Углы вертикальной наводки составляли от +15 до -6 градусов.
Установка более крупных башни и пушки, а также добавление еще одного члена экипажа, привели к увеличению массы машины до 18,5 тонн. Поэтому двигатель заменили на более мощную версию (380-сильный Scania DSI-11), которая позволила сохранить подвижность на прежнем уровне. По желанию заказчика машина также могла оснащаться прибором ночного видения для механика, защитой от оружия массового поражения, системой предупреждения о лазерном облучении и рядом других улучшений. Но ни одного контракта заключено так и не было. Причины были разные, но в целом машина просто появилась в неудачное время.
Сначала разразилась война в Персидском заливе, и из-за наложенного эмбарго Engesa лишилась крупнейшего покупателя - Ирака. Затем США начали поставлять антииракской коалиции технику по сниженной цене, и бразильская компания не смогла им ничего противопоставить. Третьим (и решающим) фактором стало прекращение существования Советского Союза, из-за которого на рынках появилось много проверенной советской техники по более доступным ценам. Engesa не нашла покупателей для EE-18 Sucuri и, вложив все средства в неудачный проект ОБТ Osório, несколько лет была вынуждена бороться за жизнь. В 1993 году компания обанкротилась, оставив после себя отличные ББМ, многие из которых продолжают службу и сегодня.
Технические характеристики EE-18 Sucuri
Экипаж, чел. 4
Колесная база 6x6
Боевая масса, кг 18 500
Масса пустого, кг 17 000
Длина корпуса, м 5,84
Длина с пушкой вперед, м 7,75
Ширина, м 2,80
Высота по крыше корпуса, м 1,75
Высота по крыше башни, м 2,52
Колесная база, м 2,60/1,44
Ширина колеи, м 2,33
Дорожный просвет, м 0,40
Максимальная скорость по шоссе, км/ч 100
Запас хода по шоссе, км 700
Емкость топливных баков, л 480
Преодолеваемые препятствия:
глубина брода, м 1,30
высота стенки, м 0,6
ширина траншеи, м 2,0
подъем, % 60