http://www.dogswar.ru/images/stories/samolet2/A-6F-1.jpg

Палубный штурмовик A-6F Intruder II разработан американской фирмой Grumman в 1984 году. В начале 80-х годов "Интрудеры" перестали отвечать требованиям к современным палубным самолётам. В конструкции машин обнаружились усталостные повреждения (трещины в силовом наборе крыла). Оборудование самолётов, созданное по технологии 60-70-х годов, уже устарело. Фирма "Грумман" предложила усовершенствовать штурмовик с целью продления его срока службы и обновить радиоэлектронное оборудование. Новому варианту присвоили обозначение A-6F Intruder II.

В 1983 г. в США начались предварительные исследования по программе создания перспективного тактического самолёта АТА, который должен был заменить машины семейства A-6. Во второй половине 1980-х гг. они завершились проектом A-12. В него было заложено множество новинок: летающее крыло-бесхвостка треугольной формы в плане, суперсовременное оборудование, перспективные экономичные двигатели и так далее. Флоту требовалось 620 экземпляров A-12, ещё 238 предполагалось поставить авиации морской пехоты. Стоимость одной машины оценивалась 96,2 млн. долларов. Итог получался грандиозным, даже для богатой Америки затраты сочли чрезмерными. Поэтому работы по A-12 шли в вялотекущем режиме до середины 1990-х гг., после чего программу закрыли.

http://www.dogswar.ru/images/stories/samolet2/A-6F-2.jpg

Оценив проблемы с созданием A-12, в августе 1984 г. флот США выдал фирме «Грумман» заказ на разработку усовершенствованного самолёта A-6F. Создание новой модификации уже существующей машины должно было обойтись гораздо дешевле. По сравнению с A-6E новый вариант должен был обладать меньшей уязвимостью, более высокой боевой живучестью и надёжностью. Повышение ремонтопригодности намеревались обеспечить общностью бортовых систем с другими самолётами морской авиации. Для размещения дополнительного радиоэлектронного оборудования фюзеляж требовалось удлинить. На машине намеревались установить ТРДД F404-GE-400D с тягой 4860 кг Эти двигатели на 99% были унифицированы с ТРДДФ F404, стоявшими на самолёте F/A-18. Замена двигателей обеспечивала увеличение тяговооружённости на 13%, но под них нужно было частично переконструировать фюзеляж.

Его силовой набор в некоторых местах собирались усилить для увеличения ресурса планёра. Уменьшались размеры обтекателя РЛС, изменялся зализ крыла и увеличивалась длина предкрылка. Последнее должно было примерно на 15 км/ч уменьшить скорость сваливания. Крыло изготавливалось из композиционных материалов. На внешних частях его консолей устанавливались пилоны для подвески ракет «Сайдуиндер» и AMRAAM. На имевшихся ранее точках подвески бомбодержатели усовершенствовали. Для повышения живучести предусмотрели два раздельных протектированных топливных бака. Чтобы повысить точность измерения расхода горючего, применили усовершенствованные датчики. Вводились дополнительные сигнализаторы пожара, новая система пожаротушения, между обшивкой самолёта и топливными баками прокладывался пеноматериал. Для заполнения крыльевых топливных баков по мере выработки топлива вместо азота предполагалось использовать галогенный газ. Для улучшения обзора штангу топливоприёмника дозаправки в полёте сместили относительно продольной оси самолёта. Устанавливалась новая ВСУ, которая обеспечивала запуск двигателей, питание систем машины как в воздухе в аварийных ситуациях, так и при наземных проверках.

http://www.dogswar.ru/images/stories/samolet2/A-6F-1.jpg

В системах радиоэлектронного оборудования разработчики A-6F пошли по пути широкой унификации с новейшими на тот период самолётами F/A-18 и F-14D. Намеревались установить новую РЛС ALR-67. Она имела систему электронного сканирования и значительно лучшие характеристики, чем стоявшая на А-6Е. Высокая разрешающая способность позволяла оператору обнаруживать на большой дальности и классифицировать наземные и надводные цели, осуществляя пуск оружия вне зоны действия средств ПВО. Новая РЛС обладала повышенной помехозащищённостью и ремонтопригодностью и сопрягалась с системой наведения ракет AIM-9L/M «Сайдуиндер» и AMRAAM. Это позволяло экипажу определять цель, которую захватила ГСН ракеты. Допплеровская РЛС с машины снималась, но устанавливалась система обзора FLIR, способная работать при ярком лунном свете; предполагалось также дать пилоту нашлемную систему HAD.

В кабине вместо прежних восьми индикаторов устанавливались пять многофункциональных дисплеев, показывавших информацию от РЛС и инфракрасной системы переднего обзора, обстановку в вертикальной и горизонтальной плоскостях и о состоянии вооружения на наружной подвеске. На A-6F устанавливались две усовершенствованные БЦВМ AYK-130 для обработки тактических данных, двухканальная линия передачи данных ASW-27, система регистрации параметров бортовых систем, инерциальная навигационная система ASN-130, радионавигационная система ARN-118, цифровая автоматическая система управления полётом, приёмник спутниковой навигационной системы GPS (вместо доплеровской РЛС в качестве корректора), система предупреждения о радиолокационном облучении ALR-67, передатчик помех ALQ-165, система радиосвязи ARC-182, система управления грузами на наружной подвеске. Увеличившаяся энергоёмкость оборудования потребовала перейти к более мощным электрическим генераторам (40 кВА вместо 30 кВА). Некоторые элементы нового оборудования проверили на А-6Е в ходе лётных испытаний.

В рамках программы A-6F в 1981 г проводились исследования самолёта А-6Е, оснащённого ТРДДФ F404 с поворотными соплами, подобно первым предсерийным A2F-1. Ожидалось снижение скорости захода на посадку и снижение посадочной скорости до 185 км/ч, что даже при увеличенной до 4540 кг массе позволяло совершать посадку на палубу авианосца. По расчётам, длина разбега должна была уменьшиться с 455 до 122 м при взлётной массе 20 430 кг.

Предполагалось построить 150 A-6F Intruder II. Серию из 30 машин запустили в производство, но собрали только пять. Первый A-6F поднялся в воздух 26 августа 1987 г; в экипаж входили лётчик Г. Хейнц и штурман-оператор Д. Гуллит. Третий экземпляр взлетел 22 августа 1988 г. Дальнейшие работы по A-6F Intruder II были свёрнуты в рамках рейгановской программы экономии военных расходов, а также в связи с начавшимся развалом СССР и прекращением «холодной войны». Четвёртый и пятый образцы A-6F были построены, но не летали. Результаты работ позднее использовали при модернизации А-6Е, в частности, при создании А-6Е SWIR.

Тактико-технические характеристики A-6F Intruder II
Размах крыла, м   16.15
Длина самолета,м   16.69
Высота самолета,м   4.62
Площадь крыла,м2   49.13
Масса, кг   
- пустого самолета   12600
- максимальная взлетная   27400
Тип двигателя   2 ТРД General Electric F404-GE-400D
Тяга нефорсированная, кН   2 х 47.95
Максимальная скорость, км/ч   
- на высоте   1340
- на уровне моря   1050
Крейсерская скорость, км/ч   798
Боевая дальность действия, км   4500
Практический потолок, м   13000
Экипаж, чел   2
Вооружение:   Боевая нагрузка - 8165 кг на 5 узлах подвески
Бомбовая нагрузка: Mk-77 Napalm, 28 Mk-81, 28 Mk-82 Snakeye, 13 Mk-83, 5 Mk-84, 20 Mk-117
кассетные 28 Mk-20 Rockeye, 28 CBU-78
УАБ GBU-10E, GBU-12D, GBU-16B
УРВП AGM-123A Skipper II, AGM-62 Walleye, AGM-84A Harpoon, AGM-84E SLAM, AGM-65F Maverick
ПРЛУР AGM-45 Shrike, AGM-88 HARM
УРВВ AIM-9 Sidewinder, AIM-120A AMRAAM
ПУ 10х70-мм или 5х127-мм Zuni НУР