http://www.dogswar.ru/images/stories/samolet/A-6E-Intruder.jpg

Палубный штурмовик A-6E Intruder предназначен для действий по надводным целям и береговым объектам, а также для непосредственной авиационной поддержки при высадке десанта. Война в Корее показала необходимость создания специального реактивного штурмовика, способного эффективно действовать в самых сложных метеоусловиях В 1957 г. восемь авиакомпаний США представили на конкурс 11 проектов тактического ударного маловысотного самолета. Изо всех предложенных был выбран проект Грумман G-128, который полностью соответствовал предъявленным требованиям. Опытный самолет YA-6A впервые поднялся в воздух 19 апреля 1960 г., а в феврале 1963 г. первые серийные машины A-6E Intruder поступили на вооружение ВМС США.

Они широко применялись в войне во Вьетнаме. В те года, штурмовик A-6A Intruder являлся единственным в авианосной авиации и авиации морской пехоты самолетом, который способен с наибольшей эффективностью наносить удары по морским и береговым целям в любую погоду днем и ночью, решая задачи авиационной поддержки войск и изоляции района боевых действий. Всего было построено 488 самолетов A-6A Intruder (первая модификация), часть из которых переоборудована (модификация A-6B) для вооружения противорадиолокационной УР «Стандарт-ARM».

Другие (модификация A-6C) были оснащены ИК станцией переднего обзора и телевизионной аппаратурой, работающей при низком уровне освещенности. Около 60 самолетов A-6A Intruder переоборудованы в палубные самолеты-заправщики KA-6D, на которых имеется система дозаправки топливом с гибким шлангом и конусом.

В середине 60-х годов на базе A-6A Intruder был разработан самолет радиоэлектронной борьбы EA-6A, имеющий средства радиотехнической разведки и станцию радиоэлектронного подавления (построено 33 таких самолета). В процессе его модернизации создан усовершенствованный вариант - EA-6B «Проулер» с более современным бортовым оборудованием. В 1969 году было заказано 77 самолетов этой модификации.

В ходе эксплуатации штурмовиков A-6A Intruder выявились такие серьезные недостатки, как появление трещин в различных элементах планера и особенно крыла. По этой причине были запрещены полеты на 76 машинах, а на 113 введены соответствующие ограничения по скорости полета и маневренности (перегрузке). Анализ этого явления показал, что продолжительность жизненного цикла крыла по усталостной прочности в конце 60-х годов, как полагают западные специалисты, была необоснованно увеличена с 2250 до 4400 ч.

Поэтому самолеты A-6A Intruder обладали недостаточной надежностью и требовались большие трудозатраты на их техническое обслуживание. В результате в конце 60-х годов на базе A-6A Intruder был разработан модернизированный вариант штурмовика - A-6E, летные испытания которого начались в 1970 году, а поставки в боевые части - в 1972-м. Для поддержания постоянной численности боевого состава (примерно 300 машин) около 200 самолетов A-6A Intruder было переоборудовано в штурмовики A-6E.

Самолет A-6E Intruder имеет два турбореактивных двигателя J52-P-8A фирмы «Пратт энд Уитни» максимальной тягой по 4200 кг и оборудован системой дозаправки топливом в полете.

Самолет был оснащен современным (по тому времени) бортовым оборудованием. К нему относится многофункциональная РЛС AN/APQ-148, которая обладает высокой надежностью, но имеет низкую разрешающую способность. Она обеспечивает обзор земной поверхности с селекцией движущихся целей и данными о рельефе местности для полета на малых высотах с его огибанием. Цифровая ЭВМ AN/ASQ-133, выполненная на твердотельных элементах, работает совместно с инерциальной навигационной системой, радиосвязной аппаратурой, автоматическими системами управления полетом и встроенного контроля за работой бортового оборудования. Информация в аналоговой форме поступает в ЭВМ примерно от 60 датчиков и преобразуется в цифровую форму для отображения на соответствующих индикаторах летчика и штурмана.

Основным индикатором является многофункциональный AN/AYA-1, с помощью которого осуществляются навигация, выход самолета в район нахождения авианосца, заход нз посадку, а с использованием устройства управления прицельно-навигационной системой оружия — выбор оружия и бомбометание или пуск ракет. На индикаторе обстановки в вертикальной плоскости (размер по диагонали 20,3 см) отображаются данные, необходимые для выполнения полетов со следованием по рельефу местности. Для повышения точности поражения морских и береговых целей была разработана комбинированная система управления оружием TRAM (Target Recognition Attack Multisensor), состоящая из ИК станции переднего обзора и лазерного дальномера-целеуказателя. Система смонтирована на стабилизированной платформе в турельной установке под носовой частью фюзеляжа. Летные испытания TRAM начались в 1974 году и завершились в 1979-м. Ею оснащены все самолеты A-6E.

Вооружение штурмовика A-6E Intruder размещается на пяти узлах подвески - четырех подкрыльевых и одном подфюзеляжном, каждый из которых рассчитан на максимальную нагрузку 1633 кг. Типовыми вариантами бомбового вооружения считаются: 30 фугасных бомб Mk82 калибра 500 фунтов, подвешиваемых на трехзамковые держатели, или три фугасные бомбы Mk84 калибра 2000 фунтов и два подвесных топливных бака емкостью по 1135 л. Кроме того, на самолет подвешивают УР «Буллпап». Возможно снащение его более современными противокорабельными ракетами (ПКР).

В середине 1984 года для совершенствования палубных штурмовиков и штурмовиков морской пехоты было решено на базе A-6E Intruder создать модернизированный вариант штурмовика A-6F, отвечающий требованиям 90-х годов. По заявлению специалистов, при модернизации планировалось использовать элементы новой техники и технологии (двигатели, аппаратуру, вооружение), которыми оснащаются самолеты F-18 «Хорнет» и F-14D «Супер Томкэт».

Силовая установка A-6F Intruder состоит из двух двухконтурных ТРД F404-QE-400 (бесфорсажных) максимальной тягой по 4900 кг. Такие же двигатели установлены на многоцелевом самолете «Хорнет». Считается, что увеличение тяговооруженности позволит самолету A-6F производить взлет с несколько большим весом. Кроме того, новый двигатель имеет меньшие вес, габариты и удельный расход топлива. Ожидается, что он значительно улучшит маневренность самолета и посадочные характеристики.

РЛС самолета A-6F Intruder должна отвечать общим требованиям и обладать высокой разрешающей способностью. По этой характеристике она приближается к ИК станциям, но при действии на большей дальности и в любых погодных условиях. Этого можно достичь путем разработки и внедрения РЛС с антенной, имеющей режим синтезированной апертуры. Так, антенна станции самолета A-6F Intruder имеет геометрическую апертуру 914 мм, которая в режиме синтезирования может быть увеличена в 100 раз. Такая РЛС позволит разведывать (обнаруживать) наземные (морские) и воздушные движущиеся цели, осуществлять их захват и сопровождение на дальностях, превышающих в 2 раза возможности старых РЛС. Своевременное их обнаружение даст возможность успешно вести с ними борьбу с помощью УР класса «воздух - воздух» или ПКР, не входя в зону досягаемости корабельных зенитных средств. Кроме того, устойчивость новой РЛС к постановке противником преднамеренных помех должна возрасти примерно в 10 раз.

Новая РЛС сохранит также возможность обеспечения полета самолета в режиме следования рельефу местности. При этом на специальном индикаторе летчика рельеф местности должен отображаться в трех измерениях. Фирма «Грумман», рассмотрев и проанализировав проекты РЛС различных фирм, отдала предпочтение проекту фирмы «Норден» и в конце 1984 года заключила с ней контракт сроком на пять лет, предусматривающий разработку, летные испытания (с конца 1986 года) и производство новой РЛС. Самолет планировалось оснастить, кроме того, новой инерциальной навигационной системой AN/ASN-130, обнаружительным приемником, станцией радиоэлектронного подавления AN/ALQ-165, аппаратурой системы связи и распределения данных ДЖИТИДС и цифровой автоматической системой управления полетом. Планировалось также оставить систему управления оружием TRAM самолета A-6E Intruder.

Управлять оборудованием предусматривается с помощью двух усовершенствованных цифровых ЭВМ AN/AYK-14 и аппаратуры отображения. Вся аппаратура сопрягается между собой посредством системы распределения цифровых данных по единой шине.

В кабине самолета A-6F Intruder размещено пять многофункциональных индикаторов на электронно-лучевых трубках, которые заменят восемь узкоцелевых индикаторов. Они аналогичны индикаторам, установленным в кабинах самолетов F-18 «Хорнет» и F-14D «Супер Томкэт». В кабине летчика вместо оптического прицела установлен основной электронно-оптический индикатор и два многофункциональных - отображения обстановки в вертикальной плоскости (следование по рельефу местности) и в горизонтальной. Штурман будет пользоваться тремя многофункциональными индикаторами - отображения данных РЛС, ИК станции переднего обзора и системы управления оружием (тип и количество боеприпасов, сбрасывание бомб и пуск УР и т. д.). Предусмотрено автоматическое срабатывание системы резервирования в случае отказа одного из индикаторов.

Самолет A-6F Intruder, помимо бомбардировочного вооружения и ракет «Буллпап», планировалось вооружить ПКР AGM-84A «Гарпун» большой дальности стрельбы с активной радиолокационной системой наведения и AQM-65F «Мейверик» (может использоваться и против береговых целей) небольшой дальности стрельбы с ИК системой наведения. Для подавления радиоэлектронных средств противника предусматривается применять УР AGM-88 HARM. Кроме того, самолет планировалось вооружить двумя УР AIM-9 «Сайдвиндер» ближнего воздушного боя или AIM-120 средней дальности стрельбы для его защиты.

В соответствии с программой предусматривалось изготовить пять опытных образцов самолета A-6F Intruder, летные испытания первого из которых были намечены на середину 1987 года, а остальных - на 1988-й. Их серийный выпуск планировалось начать в 1989 году с таким расчетом, чтобы к 1995-му в боевом составе авиации ВМС находилось около 300 самолетов как новой постройки, так и модернизированных на базе A-6E,

Тактико-технические характеристики
Размах крыла: 16,15 м
Длина: 16,59 м
Высота: 4,93 м
Площадь крыла: 49,13 м?
Масса пустого: 12525 кг
Максимальная взлётная масса (запуск с катапульты): 26580 кг
Максимальная взлётная масса (с наземного аэродрома): 27400 кг
Максимальная скорость у земли: 1037 км/ч
Скороподъёмность у земли: 2323 м/мин
Практический потолок: 13000 м
Радиус действия: 1627 м
Вооружение: до 8165 кг боевой нагрузки.
Обычные бомбы (Мк.81, Мк.83, Мк.84, M-117)
Неуправляемые ракеты (70-мм, 127-мм)
Управляемые бомбы (AGM-62, GBU-10, GBU-12, GBU-16)
Кассетные бомбы (CBU-78, Mk.20)
Напалмовые бомбы (Mk.77)
Ракеты «воздух-воздух» (AIM-9)
Ракеты «воздух-земля» (AGM-45, AGM-65, AGM-84, AGM-88)
Мины
Ядерная бомба (B61)