http://www.dogswar.ru/images/stories/samolet/KJ-200-1.jpg

Среди прочих экспонатов выставки «Эршоу Чайна 2010» на статической стоянке был выставлен и самолёт дальнего радиолокационного обнаружения и управления KJ-200, созданный на базе планера турбовинтового модифицированного транспортного самолета Y-8 – китайского клона отечественного Ан-12. Первый «выход на публику» китайских «Кун Цзинов» (так звучит их название, что можно перевести как «Небесное Око») состоялся 1 октября 2009 г. во время грандиозного военного парада в Пекине, самолеты KJ-2000 и KJ-200 прошли в парадном строю над площадью Тяньаньмэнь. Однако открыто на всеобщее обозрение и под объективы многочисленных фото и видеокамер «младший» в семействе «Кун Цзинов» попал впервые.

Разработка авиационного комплекса ДРЛО, оснащенного РЛС с двумя плоскими АФАР в неподвижном обтекателе над фюзеляжем (программа «Гаосинь-5»), началась в Китае в конце 90-х гг. Носителем комплекса был выбран транспортный самолёт Y-8 (нелицензионная копия советского транспортного Ан-12). Разработчиком РЛС стал НИИ электронных технологий в Наньдзине, а сам авиационный комплекс создавался авиационной корпорацией «Шааньси» (Shaanxi Aircraft Corporation, SAC).

http://www.dogswar.ru/images/stories/samolet/KJ-200-2.jpg

Первый прототип, изготовленный на базе опытного транспортного Y-8F-200 (B-576L) и оснащенный полноразмерной антенной системой, но еще не полностью укомплектованный аппаратурой радиотехнического комплекса, поднялся в воздух 8 ноября 2001 г. Он стал по сути летающей лабораторией, на которой проводилась отработка новой конфигурации размещения антенных систем на носителе типа Y-8 и функционирование самого РТК. По результатам этих испытаний корпорация «Шааньси» приступила к постройке серийных самолетов KJ-200 (Kong Jing 200), при этом в конструктивном плане, в отличие от первого прототипа, они стали развитием новейшей китайской модификации транспортных Y-8 – разработанного при участии АНТК им. О.К.Антонова коммерческого Y-8F-600, отличавшегося от ранее строившихся Y-8 новой кессонной конструкцией крыла, применением более современных бортовых систем и силовой установки.

Первый серийный KJ-200 был выкачен из заводского цеха 28 октября 2004 г. и взлетел 14 января 2005 г. В июне 2006 г. китайское агентство «Синьхуа» распространило сообщение о произошедшей в восточно-китайской провинции Анхуй катастрофе «военного самолёта», в которой погибло 40 человек. Считается, что в этом происшествии был потерян второй экземпляр KJ-200, при этом в числе погибших оказались испытатели и инженеры-разработчики радиотехнического комплекса, что по мнению экспертов, осложнило выполнение программы создания китайских комплексов ДРЛО. Тем не менее, китайским специалистам удалось завершить испытания KJ-200 в достаточно сжатые сроки, и комплексы этого типа начали поступать на вооружение ВВС НОАК.

Судя по имеющимся в китайском интернете фотографиям, на настоящий момент в строю находится, по крайней мере, четыре KJ-200, имеющих бортовые номера 30171 (он и был представлен на нынешней выставке), 30173, 30174 и 30175. Вероятно, «пропущенный» №30172 принадлежал разбившемуся в 2006 г. второму самолёту. Все комплексы KJ-200 введены в состав 76-го авиационного полка самолетов ДРЛО 26-й авиационной дивизии специального назначения ВВС НОАК, где они эксплуатируются совместно со своими «старшими братьями» KJ-2000, созданными на базе планера Ил-76МД.

http://www.dogswar.ru/images/stories/samolet/KJ-200-3.jpg

Стоит заметить, что в отличие от разрабатывавшегося грузового Y-8F-600, ориентированного на поставки коммерческим и зарубежным заказчикам, KJ-200 не имеет систем зарубежного производства. Вместо канадских турбовинтовых двигателей PW-150B с шестилопастными композитными винтами компании «Даути» и авионики фирм «Рокуэлл-Коллинз» и «Ханиуэлл», вероятно, применяются модернизированные китайские ТВД типа WJ-6C с шестилопастными воздушными винтами JL-4 и бортовое оборудование собственной разработки. При этом, как и на Y-8F-600, реализована «стеклянная» кабина экипажа. По всей видимости, аналогичные системы будут применяться и на новом китайском военно-транспортном самолете Y-9, первый полет которого может состояться в ближайшее время. Отсутствие зависимости от зарубежных поставщиков (а о помощи «антоновцев» в разработке Y-8F-600, который по сути и послужил прототипом военного Y-9 и соответственно, планера KJ-200, китайцы уже благополучно «забыли») стало поводом китайской стороне в очередной раз объявить, что KJ-200 – это чисто национальный проект без какого-либо иностранного участия.

Буквально накануне открытия «Эршоу Чайна» произошло еще одно примечательное для программы создания китайских самолетов ДРЛО событие: 13 ноября в Ханжуне, на территории корпорации «Шаанси», состоялась торжественная церемония выкатки первого самолета ZDK-03, созданного на базе KJ-200 для ВВС Пакистана. Он построен в рамках контракта, заключенного в 2008 г. и предусматривающего поставку четырех самолетов ДРЛО ZDK-03, разработанных специально для Пакистана в соответствии с требованиями пакистанских ВВС. Основное видимое отличие ZDK-03 от KJ-200 заключается в размещении антенной системы РТК в «классическом» вращающемся дисковом обтекателе над фюзеляжем. Такая компоновка, по всей видимости, ранее отрабатывалась на летающей лаборатории, созданной на базе транспортного самолета Y-8F-400 (бортовой номер Т0518), фотографии которого можно найти в китайском интернете. Поставка первого ZDK-03 в Пакистан должна состояться в ближайшее время.