http://www.dogswar.ru/images/stories/samolet/mig-21-2000-1.jpg

МиГ-21-2000 - фронтовой ударный истребитель разработан израильской фирмой IAI, это модернизированная версия одного из самых распространенных фронтовых истребителей. Фирма Israel Aircraft Industries (IAI) всегда рассматривала работы по модернизации старой авиатехникой самого разного происхождения в качестве одного из приоритетов своей деятельности. В мае 1993 г было подписано румыно-израильское соглашение, по которому IAI и другая израильская фирма Elbit обязались подготовить документацию для переоборудования стоявших на вооружении румынских ВВС МиГ-21, выпустить комплекты нового оборудования для них, а румынская фирма Aerostar (бывшая IAR Brasov) — установить его на самолёты. Доработке подлежали 100 МИГ-21МФ и 10 МиГ-21УМ.

Самолёт получил обозначение МиГ-21-2000. Его первый опытный экземпляр представлял собой переделанный МиГ-21бис, купленный Израилем у Нигерии. Самолёт оснастили новым катапультным креслом Martin-Baker Мк.16. Односегментный передний козырек фонаря намного улучшил обзор. Но основные работы заключались в установке нового радиоэлектронного оборудования, включавшего навигационную систему (INS/GPS) и систему управления вооружением. Кабину оснастили 3 цифровыми дисплеями и нашлемной системой целеуказания. Все электронное оборудование строилось по принципу открытой архитектуры и комплексировалось с помощью шины обмена данными, отвечающей американскому стандарту MIL-STD-1553.

http://www.dogswar.ru/images/stories/samolet/mig-21-2000-2.jpg

На самолёт МиГ-21-2000 установили РЛС Elta Electronics EL/M 2032 и новое оборудование РЭП. Вооружение общей массой 1500 кг, кроме встроенной пушки ГШ-23Л, размещалось на пяти точках подвески (четыре — под крылом и одна — под фюзеляжем). Предлагалось использование, наравне с советскими, 4 израильских ракет «воздух-воздух» Rafael Python 3 или аналогичных, а для атаки наземных целей — управляемого оружия с лазерным или оптическим наведением, а также НАР. Для использования МиГ-21-2000 в разведывательных целях предлагались съемные контейнеры, в том числе с тепловизионной аппаратурой. Стоимость доработки одного самолёта составляла примерно 4 млн. USD.

Впервые МиГ-21-2000 был показан на авиасалоне в Ле Бурже в 1993 г, однако тогда самолёт еще не летал. На салоне в 1995 г в Париже продемонстрировали уже третий по счету модернизированный МиГ-21. В полном объеме румынский заказ был выполнен 14 апреля 2003 г. Его общая стоимость оценивалась в 345 млн. USD. Румынские ВВС получили 110 обновленных самолётов, из них 75 — по варианту Lancer A, оптимизированному для атаки наземных целей, 10 — по варианту Lancer B (двухместные УТС) и 25 — по варианту Lancer C для ПВО.

http://www.dogswar.ru/images/stories/samolet/mig-21-2000-3.jpg

Успех этого проекта подвиг румыно-израильский альянс на разработку аналогичного варианта модернизации МиГ-21бис и формирование соответствующего экспортного предложения. Обновленный таким образом «бис» получил обозначение Lancer III и взлетел 9 октября 1998 г. Подобно варианту Lancer C, самолёт был оснащен радаром EL/M-2032 и имел комплекс БРЭО с открытой архитектурой, позволявшей устанавливать новую авионику в соответствии с пожеланиями заказчика. Самолёт мог нести как российское, так и западное вооружение.

Активная маркетинговая политика израильтян привела к тому, что ряд развивающихся стран проявил к модернизированому МиГу реальный интерес. Например, самолёты МиГ-21-2000 приобрела Эфиопия. А 9 камбоджийских МиГ-21бис были модифицированы в вариант, отличавшийся тем, что с целью снижения стоимости контракта на самолетах сохранили РЛС «Сапфир-21М». На них были установлены недорогие монохромные жидкокристаллические дисплеи, система спутниковой навигации и другое оборудование. В сентябре 2002 г правительство Хорватии подписало контракт на доработку восьми МиГ-21бис и четырех МиГ-21УМ с румынской Aerostar. Стоимость контракта составила 8,5 миллиона USD. Первый доработанный самолёт, получивший локальное обозначение MiG-21bisD (D от слова Doradjen — доработанный), совершил полет в марте 2003 г. Новое оборудование включало систему слепой посадки Honeywell VOR/ILS-DME, приемник GPS, систему опознавания фирмы Thales, производимую по лицензии компанией Aerostar, и радиооборудование фирмы Rockwell Collins.

Тактико-технические характеристики МиГ-21-2000
Размах крыла – 7,154 м
Длина – 15,76 м
Высота – 4,71 м
Площадь крыла – 23 м2
Масса, кг
- пустого самолета – 5350
- нормальная взлетная – 8825
- максимальная взлетная  – 10500
Тип двигателя – 1 ТРД Р-25-300
Тяга, кН
– нефорсированная – 40,26 (4100 кгс)
– форсированная – 69,63 (7100 кгс)
Максимальная скорость – 2230 км/ч
Крейсерская скорость – 1300 км/ч
Практическая дальность – 1800 км
Боевой радиус действия – 350-750 км
Максимальная скороподъемность – 15250 м/мин
Практический потолок – 18500 м
Максимальная эксплуатационная перегрузка – 8,5
Экипаж – 1 чел
Вооружение: 2 х 23-мм пушки ГШ-23Л.
Боевая нагрузка - 1500 кг на 5 узлах подвески: УР Pyton-4 или аналогичные 3 или 4 поколения, управляемые бомбы с лазерным и оптическим наведением, НУР.