http://www.dogswar.ru/images/stories/samolet/F-15A.jpg

Концептуальные исследования по созданию нового истребителя (программа FX) начались в США в ноябре 1965 года, а в сентябре 1968 года ВВС направили предложения фирмам о выдвижении конкурсных проектов. В 1969 году в качестве разработчика F-15 была выбрана фирма «McDonnell Douglas». Большая доля веса самолета, приходящаяся на топливо, низкая удельная нагрузка на крыло и высокая тяговооружеиность обусловили значительный взлетный вес истребителя. По мнению американских экспертов, выдержать приемлемые его габариты можно было только за счет повышения удельной весовой тяги двигателя и уменьшения веса и объема электронного оборудования. В результате в феврале 1970 года для самолета был выбран двигатель F100-PW-100 фирмы «Пратт энд Уитни», а через несколько месяцев - РЛС AN/APG-63 фирмы «Хьюз».

Первый контракт предусматривал строительство 18 одноместных истребителей F-15A и двух учебно-тренировочных двухместных самолетов TF-15 (их обозначение было изменено на F-15B только в декабре 1977 года). Первый F-15A был построен в июне 1972 года, а в июле начались его летные испытания (TF-15 - в июле 1973-го). В зарубежной печати отмечается, что впервые американский истребитель был разработан в соответствии с концепцией «полет до закупки», однако финансирование производства его отдельных элементов из расчета комплектования первого авиационного крыла было начато в конце 1972 года, а полномасштабного производства - в начале 1973-го. Первый полет серийного самолета F-15A состоялся в сентябре 1974 года, а в ноябре того же года он был передан ВВС. О сформировании эскадрильи было объявлено в июле 1975 года, авиационного крыла - в конце 1976-го.

ВВС США планировалось закупить 729 самолетов F-15. Этими истребителями вооружены: 1-е тактическое истребительное авиационное крыло (тиакр, буквенное обозначение на килях самолетов FF, авиабаза Лэнгли, штат Виргиния), 36 тиакр (ВТ, Битбург, ФРГ), 49 тиакр (НО, Холломэн, Нью-Мексико), 33 тиакр (EG, Эглин, Флорида), 32-я тактическая авиационная истребительная эскадрилья (CR, Сустерберг, Нидерланды), 18 тиакр (ZZ, Еадена, Япония), 57-е учебно-тренировочное тактическое авиационное крыло (WA, Неллис, Невада), 58-е учебно-тренировочное авиационное крыло (LA, Льюк, Аризона). Кроме того, самолеты F-15 поступили в командование ВВС США в зоне Аляски.

Конструктивные особенности самолета. Истребитель F-15, имеющий малую удельную нагрузку на крыло, двухдвигательную силовую установку и двухкилевое оперение, является сравнительно крупным самолетом. У него резко очерченное стреловидное крыло, но вместо предкрылков используется профиль конической кривизны. Закрылки простые двухпозиционные.

Силовая установка состоит из двух двухконтурпых турбореактивных двигателей F100-PW-100 со следующими характеристиками: тяга на максимальном бесфорсажном режиме 6710 кг, на режиме максимального форсажа 11 340 кг, удельный расход топлива соответственно 0,72 и 2,12 кг/кг*ч. В двигателе используется механически регулируемое сопло Лаваля, срезанное назад от хвостового оперения.

Воздухозаборники рассчитаны на высокие значения коэффициента восстановления давления на больших углах атаки. Каждый из них имеет три створки с регулированием их углового положения и регулируемое окно перепуска воздуха. Особенностью воздухозаборников считается возможность их поворота в пределах 14° относительно оси, что улучшает их работу на больших углах атаки и уменьшает влияние на устойчивость самолета.

Встроенное вооружение истребителя включает 20-мм шестиствольную M61A1 Vulcan с боекомплектом 940 снарядов, а подвесное класса «воздух-воздух» - до четырех управляемых ракет AIM-7F (AIM-7M) Sparrow (на подфюзеляжной подвеске) и до четырех AIM-9L (AIM-9M) Sidewinder (на подкрыльевых пилонах). В перспективе эти ракеты предполагалось заменить соответственно УР AMRAAM (средней дальности) и ASRAAM (ближнего воздушного боя).

При выполнении задач по нанесению ударов по наземным целям самолет может нести на борту до 7260 кг боевой нагрузки, в частности оружие в одном из следующих вариантов: три авиабомбы Мк84 калибра 2000 фунтов; три управляемые авиабомбы с лазерной, телевизионной или ИК системами наведения; 18 бомб Мк82 калибра 500 фунтов.

Применение оружия обеспечивается главным образом импульсно-доплеровской РЛС AN/APG-63, которая, как отмечают американские специалисты, весьма эффективна при обнаружении низколетящих целей. Основные органы управления оружием для удобства работы расположены на рычагах управления двигателями и ручке управления самолетом.

Поверхности управления самолетом обычные, однако для управления по крену используются элероны совместно со стабилизатором, при этом на сверхзвуковых скоростях элероны отключаются. Управление элеронами осуществляется с помощью обычных приводов и механических тяг, а рулями поворота и стабилизатором еще и электрически от системы повышения устойчивости. В обычных условиях сдвоенные приводы поверхностей управления работают от двух гидросистем, в аварийной обстановке приводы стабилизатора могут функционировать также от отдельной вспомогательной гидросистемы.

Кроме резервирования в системе управления полетом, на самолете предусмотрены другие меры повышения живучести, в частности наличие самогерметизирующихся топливных трубопроводов и расходных топливных баков, пенопластового покрытия внутренних стенок топливных баков и отсутствие баков вокруг двигателей. На истребителе действует система обнаружения утечки в трубопроводах питания приводов поверхностей управления и падения уровня гидрожидкости в баке, а также изоляции неисправной части гидросистемы. Из электронных средств обеспечения живучести имеется встроенная аппаратура радиоэлектронной борьбы, состоящая из обнаружительного приемника и станции радиоэлектронного подавления AN/ALQ-135, осуществляющей автоматическую постановку помех выбранным целям.

Модификации самолета. С середины 1980 года самолеты выпускаются в двух модификациях: F-15C (одноместный истребитель, его основные характеристики приведены ниже) и F-15D (двухместный). До этого истребители имели обозначение F-15A и В, было построено соответственно 383 и 60 машин. Новые модификации в отличие от предыдущих имеют увеличенный (на 900 кг) запас топлива во внутренних баках и обеспечивают возможность установки двух конформных баков-контейнеров «Фаст пэк» с общим запасом топлива 4500 кг (F-15D на 360 кг тяжелее F-15C). Помимо того, они оснащены программируемым процессором, который предназначен для быстрой и несложной перестройки работы бортовой РЛС с помощью заранее введенной программы на магнитной ленте. Это позволяет, в частности, сопровождать одну цель при одновременном поиске других, переходить в режим захвата с одной цели на другую, опознавать одиночные цели.

В баках-контейнерах «Фаст пэк», кроме топлива, может размещаться дополнительная радиоэлектронная аппаратура, в том числе аэрофотоаппараты, телевизионная и инфракрасная станции, лазерный целеуказатель. Для снятия и установки баков-контейнеров требуется около 15 мин. По утверждению специалистов фирмы «Макдоннелл Дуглас», профильное сопротивление F-15 с баками-контейнерами на дозвуковых скоростях несколько меньше сопротивления самолета без внешних подвесок, а на сверхзвуковых скоростях сопротивление баков-контейнеров составляет только часть сопротивления трех подвесных топливных баков.

Фирмой в инициативном порядке разработан всепогодный ударный вариант самолета (создан на базе двухместного F-15B), получивший условное наименование «Страйк Игл». Его летные испытания начались в июле 1980 года, и в том же году он демонстрировался на авиационной выставке в Фарнборо (Великобритания). Основными отличиями «Страйк Игл» являются конформные баки-контейнеры «Фаст пэк» с узлами подвески оружия, модифицированная РЛС и более разнообразное подвесное вооружение. В июне 1981 года фирма закончила летные испытания оружия на истребителе.

Кроме «Страйк Игл», фирма планировала создать другие варианты самолета F-15. Так, еще в 1973 году предлагался к разработке самолет-разведчик RF-15 для замены RF-4. Сообщалось также о варианте специализированного самолета радиоэлектронной борьбы F-15 «Уайлд Уизл», который сможет нести на борту по четыре УР «Спарроу» AIM-7F и «Сайдвиндер» AIM-9L класса «воздух—воздух», две противорадиолокационные ракеты HARM AGM-88A (на внешних подкрыльевых пилонах) и до 12 управляемых авиабомб с лазерной системой наведения (на внутренних).

В связи с использованием F-15 в качестве истребителя-перехватчика в западной печати сообщалось, что ВВС проявляют интерес к двухместному варианту самолета, оснащенному РЛС с увеличенной вдвое дальностью действия, баками-контейнерами «Фаст пэк» и двумя УР «Феникс» AIM-54 большой дальности стрельбы Еместо обычно применяемых ракет «Спарроу» и «Сайдвиндер».

Одновременно с разработкой различных вариантов F-15 совершенствовались отдельные его системы. В частности, сообщалось о создании комплексной системы навигации и управления оружием. Эта система обеспечивает возможность более раннего открытия огня, что увеличит время его ведения в ближнем воздушном бою. При действиях по наземным целям она позволяет сбрасывать оружие с больших дальностей с той же точностью и в ходе выполнения самолетом маневров, которые ранее были невозможны в режиме атаки цели. Благодаря этому повысилась выживаемость истребителя.

Хотя самолет F-15 имеет хорошие характеристики набора высоты и маневренности, изучался вопрос его оснащения двигателем F101X фирмы «Дженерал электрик» максимальной тягой на форсаж около 12 700 кг.

Поставки самолетов F-15 в другие страны начались в 1976 году, когда первые 15 истребителей (из 40 заказанных) получил Израиль. Судя по материалам иностранной печати, на израильские F-15 возлагается задача обеспечения прикрытия истребителей-бомбардировщиков F-4E и F-16, а также разведывательных самолетов RF-4E.

Истребители F-15 состоят на вооружении и в ВВС Японии. Первоначально планировалось закупить 123 F-15 для перевооружения пяти авиаэскадрилий, имевших самолеты F-104J. В последующем потребности были уменьшены до 100 единиц из расчета оснащения четырех эскадрилий: 14 машин строились в США фирмой «McDonnell Douglas» (12 из них в двухместном варианте F-15DJ), а 86 одноместных самолетов F-15J изготавливаются японской фирмой «Мицубиси» по американской лицензии (при этом восемь собирались из узлов, поставленных США). Первые два самолета F-15J, построенных американцами для Японии, были выпущены в июле 1980 года. После проведения японскими летчиками 39 испытательных полетов, в том числе с применением оружия, эти самолеты в марте следующего года были перегнаны в Японию. Переучивание японских летчиков на самолеты F-15 началось в 1982 году на авиабазе Ньютабару.

Аналогичные в основном американским F-15C самолеты F-15J отличаются бортовым радиоэлектронным оборудованием, в частности системой РЭБ японского производства, состоящей из обнаружительного приемника J/APR-4 и контейнерной подвесной станции РЭП J/ALQ-8. Кроме того, самолеты F-15J оснащаются гистемой передачи данных для обеспечения управления перехватом с земли.

Первое боевое столкновение с участием F-15A Eagle произошло 27 июня 1979 г. над Южным Ливаном, когда 6 израильских самолетов F-15A и 2 истребителя «Кфир» вступили в воздушный бой с 8 сирийскими истребителями МиГ-21. По израильским данным, в бою было уничтожено 6 сирийских истребителей. Первый самолет F-15А потерян в боевых условиях на юге Ливана в апреле 1981 г.

F-15C был одной из «звезд» войны в Персидском заливе (1991 г.). 120 самолетов этого типа совершили более 5900 вылетов при среднем коэффициенте боеготовности 94%. Истребители F-15C сбили 37 из 39 самолетов, потерянных Ираком в воздушных боях.

Технические характеристики
Экипаж: 1 человек
Длина: 19,44 м
Размах крыла: 13 м
Высота: 5,63 м
Площадь крыла: 56,6 м?
Угол стреловидности по передней кромке: 45o
Профиль крыла: NACA 64A006.6 корень крыла, NACA 64A203 законцовка крыла
Масса пустого: 12700 кг
Масса снаряженного: 20240 кг (с 4 УР AIM-7 Sparrow)
Максимальная взлетная масса: 30845 кг (с 3 ПТБ и двумя конформными баками)
Масса топлива в подвесных баках: 5395 (2x2309) кг
Масса топлива в конформных баках: 4422 кг
Двигатели: 2? двухконтурных турбореактивных с форсажной камерой (ТРДДФ) Pratt & Whitney F100-PW-100,-220,-229.
тяга максимальная: 2? 6655 кгс (65,2 кН)
тяга на форсаже:
2 ? 10810 кгс (106,0 кН)- F100-PW-100
тяга максимальная: 2? 7910 кгс (77,62 кН)
тяга на форсаже:
2 х 11335 кгс (111.2 кН) — F100-PW-220
2 х 13250 кгс (130 кН) — F100-PW-229

Лётные характеристики
Максимальная скорость на большой высоте: 2650 км/ч (2,5+ Маха)
Максимальная скорость на малой высоте: 1480 км/ч (1,2 Маха)
Скорость захода на посадку: 232 км/ч
Практическая дальность: 1967 км (без ПТБ, со стандартным вооружением)
Перегоночная дальность: 5750 км (с тремя ПТБ и конформными баками)
Практический потолок: 20000 м
Скороподъёмность: 254 м/с
Длина разбега: 274 м
Длина пробега: 1067 м (без тормозного парашюта)
Нагрузка на крыло: 358 кг/м?
Тяговооружённость: 1,12 (для F100-220)
Аэродинамическое качество самолёта: ~10 (для F-15A при 0,9 М)[16]
Максимальная эксплуатационная перегрузка: +9.0/-3.0

Вооружение
Шестиствольная 20-мм пушка Дженерал Электрик М-61А1 «Вулкан», 940 снарядов
УР AIM-9L/AIM-9M Sidewinder: 4 ракеты
УР AIM-7F/AIM-7M Sparrow: 4 ракеты

Авионика
РЛС: РЛС с АФАР AN/APG-63(V)2/3/4