На вооружение ВВС Великобритании с июля 1987 года поступают тактические истребители с вертикальным или коротким взлетом и посадкой Harrier GR.5, отличающиеся от самолета предшествующей модификации - Harrier GR.3 увеличенным радиусом действия и способностью нести значительно большую боевую нагрузку. Истребитель Harrier GR.5 (разработан английской фирмой «Бритиш аэроспейс» совместно с американской «Макдоннелл Дуглас») предназначается для оказания непосредственной авиационной поддержки сухопутным войскам и ведения воздушной разведки.
Для английских ВВС планировалось приобрести 96 самолетов Harrier GR.5. Программой предусматривалось производство 328 истребителей для авиации морской пехоты США (300 одноместных AV-8B и 28 двухместных учебно-боевых TAV-8B). Кроме того, планировались поставки нового самолета и третьим странам. В частности, ВМС Испании, имеющие на вооружении палубные истребители AV-8A «Матадор», заказали 12 AV-8B (в Испании получили обозначение EAV-8B). Определенный интерес к новому истребителю проявили и ВМС Италии.
Конструктивно Harrier GR.5 представляет собой свободнонесущий моноплан с высокорасположенным стреловидным крылом, однокилевым хвостовым оперением и шасси велосипедной схемы. Его особенностью считается широкое применение в конструкции композиционных материалов, доля которых составляет 26,3 проц. Крыло неразборное. По сравнению с крылом самолета Harrier GR.3 имеет более толстый суперкритический профиль с относительной толщиной у корня 11,5 проц. и на конце 7,5 проц. Размах и площадь крыла также увеличены на 20 проц. и на 14,5 проц. соответственно. Стреловидность крыла по передней кромке уменьшена на 10 проц. Крыло изготовлено в основном из композиционных материалов, в частности, такие его элементы, как основной многолонжеронный кессон, нервюры, обшивка, закрылки, элероны, обтекатели подкрыльевых стоек. Передние и задние кромки крыла и законцовки выполнены из алюминиевого сплава.
По мнению английских специалистов, увеличение площади крыла и закрылков, а также применение зависающих элеронов, отклоняющихся на определенный угол в зависимости от положения реактивных сопел двигателя, значительно улучшили характеристики самолета при его использовании с коротким взлетом. Вместе с тем новшества, внесенные в конструкцию крыла, привели к росту лобового сопротивления, что явилось основной причиной уменьшения максимальной скорости полета почти на 80 км/ч по сравнению с Harrier GR.3. Полагают, что это уменьшение скорости можно сократить за счет незначительных изменений в сопряжении крыла и фюзеляжа, а также в конструкции воздухозаборников двигателя.
Фюзеляж несколько длиннее фюзеляжа самолета Harrier GR.3. Его носовая часть изготовляется в основном из композиционного графито-эпоксидного материала, центральная и хвостовая - из алюминиевого сплава. Два подфюзеляжных теплозащитных экрана и небольшая панель перед лобовым стеклом выполнены из титана. Внизу центральной части фюзеляжа между носовой и основной стойками шасси может устанавливаться своего рода «коробка», состоящая из двух жестко закрепленных продольных гребней и убирающегося поперечного щитка. Гребни крепятся к гондолам пушечных установок, поперечный щиток размещается за носовой стойкой шасси. Во время вертикального взлета и посадки «коробка» захватывает часть отраженных от земли выхлопных газов, в результате чего образуется воздушная подушка, способствующая приросту подъемной силы примерно на 500 кг.
Одноместная, с кондиционированием воздуха кабина новой конструкции полностью изготовлена из композиционных материалов. Сиденье летчика расположено на 30,5 см выше, чем на Harrier GR.3. За счет этого, а также вследствие применения нового фонаря достигается хороший круговой обзор.
Хвостовое оперение однокилевое, с управляемым стабилизатором. Киль, передние, задние кромки и законцовки стабилизатора изготовлены из алюминиевого сплава, руль поворота, триммер и основная часть стабилизатора - из композиционного графито-эпоксидного материала. Шасси состоит из двух подфюзеляжных основных и двух подкрыльевых вспомогательных стоек. Последние установлены примерно в середине консолей крыла. В тормозной системе шасси применены многодисковые тормоза, выполненные из углеродного композиционного материала. Давление в пневматиках подфюзеляжных стоек составляет 8,79 кг/см2, подкрыльевых - 10,55 кг/см2. В связи с увеличением эксплуатационной массы нового самолета произведено усиление стоек шасси.
Силовая установка состоит из одного двухконтурного турбореактивного двигателя «Пегас» Мк105 фирмы «Роллс-Ройс» с изменяемым направлением вектора тяги (максимальная статическая тяга 9870 кгс). Предусмотрен кратковременный (на 4 с) перевод двигателя на повышенный температурный режим работы при вертикальной посадке. Сжатый воздух от высоконапорного компрессора используется для питания системы управления полетом, бортовой кислородной системы и для герметизации кабины.
Топливная система в основном аналогична топливной системе истребителя Harrier GR.3, однако за счет увеличения объема крыльевых топливных баков общая емкость внутренних топливных баков нового самолета достигает 4200 л, что на 45 проц. больше, чем у Harrier GR.3. Кроме того, на Harrier GR.5 могут подвешиваться четыре подвесных топливных бака емкостью по 1135 л. Предусмотрена дозаправка самолета топливом в воздухе.
Радиоэлектронное оборудование включает KB и УКВ помехозащищенные радиостанции, аппаратуру радиолокационного опознавания IFF 4760 фирмы «Коссор», приемник системы посадки, аппаратуру ближней навигации ТАКАН, цифровой вычислитель аэродинамических параметров, инерциально-навигационную систему FIN 1075 фирмы «Ферранти», электронно-оптический индикатор с отображением данных на фоне лобового стекла, систему управления оружием фирмы «Хьюз эцкрафт», обеспечивающую применение различного управляемого оружия, в том числе с телевизионными и лазерными системами наведения.
Самолет оснащен также комплексной электронной системой радиоразведки и радиопротиводействия, включающей обнаружительный приемник AN/ALR-67(V)2, станцию постановки активных помех, устройство выброса противорадиолокационных отражателей и ИК ловушек AN/ALE-40. Внизу носовой части фюзеляжа предусмотрено место для установки разведывательной инфракрасной станции переднего обзора.
Истребитель Harrier GR.5 оснащен двумя подфюзеляжными пушечными установками с 25-мм пушками «Аден» (боекомплект по 200 патронов). Для размещения другого оружия имеется девять узлов подвески: четыре под каждой консолью крыла и один под фюзеляжем между пушечными установками. На двух подкрыльевых узлах, расположенных впереди подкрыльевых стоек шасси, устанавливаются пусковые установки для УР AIM-9L «Сайдвиндер» класса «воздух-воздух» малой дальности стрельбы. На остальных узлах могут подвешиваться бомбы различного назначения, пусковые установки неуправляемых авиационых ракет и топливные баки.
Тактико-технические характеристики
Размеры самолета, м:
длина 14,12
высота 3.55
размах крыла 9,25
колея шасси 5,18
Площадь крыла, м2 21,37
Масса, кг:
пустого самолета 6250
максимальная взлетная 13500
максимальной боевой нагрузки
при взлете с коротким разбегом 4170
при вертикальном взлете 3000
Tоплива во внутренних баках , кг 3500
топлива во внешних баках , кг 3700 (4 х 1135 л)
Двигатель 1 ТРД Rolls Royce Pegasus Mk.103
Тяга, кгс 1 х 9870
Максимальная скорость полета:
у земли, км/ч 1100
на большой высоте M=1,1
Взлетная дистанция
при взлете с коротким разбегом, м 370
Перегоночная дальность,. км 3825
Ограничения по перегрузке 7
Экипаж, чел 1
Вооружение: две 25-мм пушки Aden c 200 патронами на пушку.
Девять узлов подвески:
четыре под каждой консолью крыла и один под фюзеляжем между пушечными установками.
На двух подкрыльевых узлах, расположенных впереди подкрыльевых стоек шасси, устанавливаются пусковые установки для УР AIM-9L "Сайдвиндер" класса "воздух-воздух" малой дальности стрельбы. На остальных узлах могут подвешиваться бомбы различного назначения, пусковые установки неуправляемых авиационых ракет и топливные баки.