Учебно-тренировочный самолет T-4 фирмы Kawasaki предназначен для основной и повышенной подготовки летчиков. В сентябре 1981 г. компания Kawasaki представила на конкурс реактивных учебно-тренировочных самолетов свой проект под обозначением Ka-651, который стал победителем. Первый опытный самолет, обозначенный как XT-4, поднялся в воздух 29 июля 1985 г., а первый серийный самолет был поставлен для ВВС японских сил самообороны под обозначением T-4 в сентябре 1988 г. Был заказан 91 самолет T-4.
Самолет выполнен по нормальной аэродинамической схеме со стреловидными крылом и хвостовым оперением. В конструкции используются главным образом алюминиевые сплавы. Впервые на японских самолетах использованы композиционные материалы.
Крыло трапецивидной формы в плане со сверхкритическим профилем и небольшим отрицательным углом поперечного V. У передней кромки крыла есть уступ на внешней части консоли и небольшие наплывы в корневой части, которые позволяют улучшить маневренность и повысить устойчивость на малых скоростях. С этой же целью используется киль большой площади с форкилем.
Самолет имеет герметичную кабину с тандемным расположением инструктора и обучаемого на катапультируемых креслах, причем заднее кресло инструктора выше переднего на 270 мм. Общий фонарь кабины откидывается вправо.
Шасси трехопорное с гидравлическим приводом. На каждой стойке по одному колесу с пневматиком низкого давления. Управляемая передняя стойка шасси убирается вперед. Основные стойки шасси усилены и способны выдержать грубые посадки.
На самолете применена электродистанционная система управления рулями высоты и направления, а система управления элеронами обычная механическая, с тросовой проводкой и гидроусилителями.
Силовая установка состоит из двух двухконтурных турбореактивных двигателей F3-IHI-30 тягой по 1660 кгс. Топливная система включает два крыльевых и два фюзеляжных топливных бака общей емкостью 2241 л.
Инструктор и обучаемый располагаются в двухместной кабине по схеме "тандем" на катапультируемых креслах SIIIS-3ER. Самолет оснащен стандартным комплектом навигационного и связного оборудования. На двух подкрыльевых и одном подфюзеляжном узлах подвески возможно размещение двух топливных баков, контейнера со средствами РЭБ, трех-четырех практических бомб калибра до 250 кг.
Радиоэлектронное оборудование включает пространственно-курсовой блок с лазерным гироскопом, авиационный радиокомпас, вычислитель воздушных данных, УКВ-радиостанцию и радионавигационную систему TACAN.
T-4 имеет 4 узла подвески для топливных баков, пулеметных контейнеров и другого вооружения, необходимого для выполнения учебных задач. В конструкции заложены возможности быстрой модификации в легкий ударный самолет. В этом варианте он способен нести на пяти узлах подвески до 2000 кг боевой нагрузки. Самолет может быть дооборудован для применения УР класса «воздух-воздух» AIM-9L «Сайдуиндер».
ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ
Экипаж, чел. 2
Скорость максимальная на высоте около 10 км. км/ч 1038
Практический потолок, м 12240
Дальность, км:
перегоночная/с подвесными баками 1297/1670
Масса, кг:
максимальная взлетная 5500
пустого самолета 3700
Габариты самолета, м:
размах крыла 9,9
длина 13,0
высота 4,6
Двигатель: ТРД Ishikawajima-Harima Industries F3-30, кгс 2 по 1660