Противолодочный самолет P-3 Orion предназначен для поиска, слежения, обнаружения и уничтожения подводных лодок в простых и сложных метеоусловиях. По заказу ВМС США в 1955 г. фирма Lockheed приступила к разработке противолодочного патрульного самолета на базе четырехмоторного самолета L-188 «Электра» для замены патрульных самолетов P-2 «Нептун». Опытный образец YP3V-1, позднее названный «Орион», совершил свой первый полет 25 ноября 1959 г. Первый серийный самолет P3V-1 поднялся в воздух 15 апреля 1961 г. и впоследствии получил обозначение P-3A Orion. Всего к настоящему времени построено более 640 самолетов различных модификаций.
При доработке конструкции самолета «Электра» был усилен планер, увеличены объемы топливных баков и длина самолета для установки в передней части фюзеляжа поисковой РЛС. в хвостовой части фюзеляжа — штанги с магнитным обнаружителем, нового авиационного оборудования и систем общего назначения. В оружейном отсеке могли размещаться мины, глубинные бомбы, торпеды или ядерное оружие. Кроме того, самолет имел 10 подкрыльевых пилонов для подвески различного вооружения. Конструкция исходного варианта самолета P-3 Orion и последующих модификаций в целом одинакова.
Самолет представляет собой четырехдвигательный моноплан со свободнонесущим низкорасположенным крылом. Крыло кессонное, безопасно повреждаемое, изготовлено с применением алюминиевых сплавов. Элероны, рули направления и высоты имеют бустерное управление, с гидравлическими приводами. Фюзеляж типа полумонокок, круглого сечения, с внешним диаметром 3,45 м. В нижней части фюзеляжа перед крылом расположен оружейный отсек. Шасси трехопорное. каждая стойка оснащена двумя бескамерными пневматиками.
В 1960-х гг. несколько самолетов P-3A Orion были модифицированы в варианты специального назначения. EP-3A с радиоэлектронным оборудованием для ведения электронной разведки (7 самолетов), EP-3B усовершенствованный вариант EP-3A для ведения радиоэлектронной разведки (2 самолета), WP-3A для разведки погоды (4 самолета). Десять самолетов P-3A и два самолета EP-3B были модифицированы в вариант EP-3E со специальным разведывательным оборудованием, установленным в больших обтекателях в верхней и нижней частях фюзеляжа, а также имели подфюзеляжный обтекатель радиолокационной антенны перед крылом. 12 самолетов P-3A Orion были модифицированы в учебно-тренировочный вариант TP-3A для подготовки пилотов без противолодочного вооружения. В качестве транспортных самолетов общего назначения UP-3A использовались 38 самолетов P-3A Orion (с них убрали все противолодочное вооружение). В ноябре 1978 г. самолеты P-3A Orion были сняты с вооружения, но продолжают эксплуатироваться в резерве ВМС.
В конце 1965 г. начато серийное производство самолета P-3B, на котором устанавливались двигатели Аллисон Т56-А-14 мощностью по 4910 л.е., система обнаружения подводных лодок «Делтик» и радиовысотомеры системы предупреждения о близости к поверхности. В 1965—1970 гг. фирма построила 144 самолета P-3B, из которых 124 поставлены ВМС США. а часть — в Новую Зеландию, Австралию и Норвегию. На конец 1983 г. на вооружении ВМС США состояли 45 самолетов P-3B и некоторые находились в резерве ВМС.
На самолете P-3B установлен модифицированный комплект оборудования, который включает усовершенствованную под стандарт MIL-STD-1553A РЛС AN/APS-134 (впоследствии она модифицирована в РЛС AN/APS-137 с синтезированной апертурой, способную классифицировать надводные цели на большой дальности, что создает условия для применения противокорабельной УР «Гарпун»); ИК-систему обнаружения целей AN/AAS-36, которая может управляться с помощью РЛС и способна определять размеры цели; 3 цифровые ЭВМ Контрол Лейте N/AYK-14 с общей емкостью памяти 192К слов, оснащенные шинами передачи данных, соответствующими стандарту MIL-STD-1553A: ИНС Литтон LTN-72; радионавигационную систему Литтон LTN-211 «Омега»; самописец данных Ханиуэлл AN/ASH-33 для послеполетного анализа; кассетный видеомагнитофон ТЕАС V-1000-AB для записи изображения, получаемого с помощью ИК-системы; быстродействующее печатающее устройство Дейтаметик 4003; магнитный обнаружитель ASQ-10A; вычислитель для обработки акустических сигналов AQA-5, позволяющий обрабатывать сигналы от 16 гидроакустических буев одновременно. На некоторых самолетах P-3B установлена поисковая РЛС ЕМ1 «Серчуотер», обеспечивающая эффективное применение противокорабельных УР «Гарпун».
Самолет P-3C Orion создан на основе P-3B. Первый полет состоялся в сентябре 1968 г. Выпускался в вариантах P-3C Update I, II, III и IV. Вариант P-3C Update I оснащался усовершенствованым авиационным электронным оборудованием (начало поставок январь 1975 г.). Вариант P-3C Update II — поисковой РЛС AN/APS-125, способной обнаруживать истребители и небольшие надводные корабли на дальностях свыше 240 км (до радиолокационного горизонта), системами акустического и ИК-обнаружения и шестью ракетами «воздух—поверхность» «Гарпун» (начало поставок август 1977 г.). Вариант P-3C Update III оборудовался устройствами обработки акустичиских сигналов и приемником сигналов с акустических буев, а также усовершенствованным блоком звукового воспроизведения (начало поставок май 1984 г.). Вариант P-3C Update IV обладал усовершенствованной системой приборов радиоэлектронной разведки, дополнительной РЛС AN/APS-137(V) и датчиками для обнаружения бесшумных подводных лодок.
В навигационно-связное оборудование самолета P-3C входят две неинерциальные навигационные системы LTN-72, доплеровская навигационная система AN/APN-227, радионавигационные системы ARN «Лоран» А (С) и AN/ARN-118 TACAN, приемники всенаправленного радиомаяка, курсового маяка маркерного радиомаяка, глиссадный приемник АРК ARN-83 и ARA-50, приемопередатчики метрового, дека- и дециметрового диапазонов ARC-101, ARC-161 и ARC-143, оборудование для кодированной связи в дека- и дециметровом диапазонах. ответчик АРХ-72 системы опознавания.
Противолодочное оборудование включает поисковую РЛС APS-115 кругового обзора, два приемника ARR-72 сигналов РГБ, две системы AQA-7 обработки и индикации сигналов РГБ «Дифар», самописец акустических сигналов AQH-4, магнитные обнаружители ASQ-81 и ASA-64, оборудование РЭП ALQ-78, автоматическую панорамную фотокамеру КВ-18А для оценки результатов атаки цели и т. д. Кроме того, на самолетах P-3C может устанавливаться радиовысотомер APN-194, вычислитель истинной воздушной скорости А/А 24G-9, система автоматического управления полетом ASW-31 и другое оборудование.
В отсеке вооружения P-3C Orion, который располагается в нижней части фюзеляжа перед крылом, могут размещаться различные варианты вооружения: мины Мк.25 (39, 55, 56) массой 908 кг; 3 мины Мк.36 (52) массой по 454 кг; 3 глубинные бомбы Мк.57 или 8 Мк.54; 8 торпед Мк.43 (44, 46), или 2 глубинные ядерные бомбы Мк.101 и 4 торпеды Мк. 44 (46). На 10 подкрыльевых узлах подвески: на четырех внутренних (два под корневыми частями крыла) — торпеды или мины массой по 908 кг, на шести внешних (по три под каждой консолью крыла) устанавливаются торпеды или мины массой 908, 454 или 227 кг или ракеты (непосредственно на пилонах или в контейнерах). Самолет оснащается морскими маркерами, двумя батитермографическими буями и осветительными бомбами, сбрасываемыми на парашютах.
В состав экипажа самолета P-3C Orion входят 12 человек: первый летчик (командир экипажа), два вторых летчика, офицер оценки тактической обстановки, штурман, три оператора акустических систем, два бортинженера, оператор вооружения и борттехник.
На протяжении всего периода эксплуатации P-3C их бортовое радиоэлектронное оборудование (РЭО) постоянно совершенствовалось. Сначала была первая модификация (Update-I), затем вторая (Update-II), а после нее третья (Update-III). Самолет P-3C с оборудованием третьей модификации поступил на вооружение в 1984 году.
В 90-х годах завершена программа испытаний нового РЭО четвертой модификации (Update-IV), которое имеет в 5 раз большие возможности по обнаружению современных подводных лодок, обладающих малой шумностью. В частности, возможности по обработке данных от гидроакустических средств возрасли в 2,5 раза, в 8 раз увеличилась емкость запоминающего устройства (ЗУ) ЭВМ обработки сигналов, в 30 - емкость ЗУ ЭВМ управления средствами отображения и в 5 - среднее время наработки на отказ. В итоге вероятность успешного решения задач, стоящих перед самолетами P-3C возрасли до 0,97.
Update-IV разработана фирмой «Боинг» по контракту стоимостью 244 млн. долларов, заключенному с ВМС в июле 1987 года. Его опытный комплект фирма поставила в середине 1990 года, а спустя год начала установку нового оборудования на существующие самолеты (всего планировалось закупить не менее 80 комплектов). Кроме того, аналогичную аппаратуру планировалось установить и на перспективный базовый патрульный самолет P-7A, разрабатываемый фирмой «Локхид» по программе LRAACA (Long Range Air Antisubmarine Warfare Capability Aircraft).
В ее состав входят:
— Система распределения данных на базе значительного числа микро-ЭВМ фирмы «Моторолла», собранных на больших и сверхбольших интегральных микросхемах. Считается, что использование таких ЭВМ позволит производить взаимную корреляцию данных от различных средств обнаружения, что обеспечит большую надежность сопровождения выявленной цели.
— ЭВМ AN/UYS-2 обработки сигналов от РГБ, которая может обрабатывать сигналы одновременно от 54 буев системы «Дифзр», поступающие через приемник AN/ARR-76, и от новых РГБ AN/SSQ-75. Система регистрации сигналов буев, обладающая высокой производительностью, позволит вести запись данных со скоростью 30 Мбайт/с в течение 7,4 ч.
— РЛС AN/APS-137 с инверсной синтезированной апертурой антенны, позволяющая обнаруживать и идентифицировать надводные корабли на значительных удалениях и обеспечивающая целеуказание для ПКР «Гарпун».
— Инфракрасная станция переднего обзора AN/AAS-36.
— Аппаратура радиоэлектронной разведки AN/ALR-66(V)5, спутниковой связи, спутниковой системы навигации НАВСТАР, радионавигационной системы «Омега».
— Стандартная инерциальная навигационная система.
На самолете P-3C Orion в 1971 г. были установлены два мировых рекорда в классе самолетов с ТВД, рекорд скорости 806,05 км/ч на высоте 15—25 км и рекорд времени набора высоты 12000 м за 19 мин 42 с. Кроме того, на самолете P-3C Orion был установлен рекорд дальности 10103 км.
На базе P-3C Orion компанией «Кавасаки» разработан вариант EP-3C для электронной разведки ВМС Японии. Вариант P-3F, оборудованный системой дозаправки в зоздухе, поставлялся в конце 1970-х гг. для ВВС Ирана. Самолеты P-3B под обозначением P-3K поставлялись в Новую Зеландию, в Норвегию - как P-3N, в Португалию - P-3P. Для ВВС Австралии самолеты P-3C-2 с акустической системой Барра поставлялись как P-3W. Самолеты P-3C Orion, оснащенные системой S-3 «Викинг» по программе модернизации «Аргус», с июля 1976 г. поставлялись ВВС Канады для использования в качестве патрульных самолетов большой дальности под обозначением CP-140 «Аврора».
Технические характеристики
Экипаж: 11 человек
Длина: 35,61 м
Размах крыла: 30,38 м
Высота: 10,27 м
Площадь крыла: 120,8 м?
База шасси: 9,068 м
Колея шасси: 9,5 м
Масса пустого: 30 350 кг
Масса снаряжённого: 31 790 кг
Максимальная масса без топлива: 35 020 кг (без внешних подвесок)
Нормальная взлётная масса: 63 390 кг
Максимальная взлётная масса: 64 410 кг
Масса топлива во внутренних баках: 28 390 кг
Объём топливных баков: 34 840 л
Силовая установка: 4 ? ТВД Allison T56-A-14
Мощность двигателей: 4 ? 4 910 л.с. (4 ? 3 611 кВт)
Воздушный винт: 4-лопастной Hamilton Standart
Диаметр винта: 4,115 м
Лётные характеристики
Максимальная скорость: 746 км/ч на 6 096 м
Крейсерская скорость: 648 км/ч (без подвесок)
Скорость сваливания: 228 км/ч (при нормальной взлётной массе с выключенными двигателями)
Боевой радиус: 2 371 км (c 4? торпедами и 4 ? ракетами AGM-84)
Перегоночная дальность: 8 375 км (с полной заправкой)
Практический потолок: 8 626 м
Скороподъёмность: 9,86 м/с (без боевой нагрузки с полным запасом топлива)
Нагрузка на крыло: 525 кг/м? (при нормальной взлётной массе)
Тяговооружённость: 228 Вт/кг (при нормальной взлётной массе)
Длина разбега: 1 420 м (при нормальной взлётной массе)
Длина пробега: 430-503 м (в зависимости от посадочной массы)
Вооружение
Точки подвески:
в бомбоотсеке: до 8
под крылом: 10
Управляемые ракеты: ракеты «воздух-поверхность»: 4 ? AGM-84 (+ 2 ? AGM-84 без возможности запуска)
Неуправляемые ракеты:
2 ? 4 ? 127 мм ракет «Зуни»в блоках LAU 10
2 ? 7 ? 70 мм ракет «Гидра» в блоках LAU 32A/A
2 ? 19 ? 70 мм ракет «Гидра» в блоках LAU 3A/A или LAU 69/A
Бомбы: свободнопадающие:
ядерные глубинные: 3 ? B57 в бомбоотсеке
фугасные: 8 ? 227 кг Mk.82 или 454 кг Mk.83 в бомбоотсеке
Торпеды: 8 ? Mk.44 или Mk.46 в бомбоотсеке (+ 10 ? торпед под крылом без возможности запуска)
Мины:
10 + 6 ? 147 кг Mk.53
8 + 3 ? 227 кг Mk.36 или 454 кг Mk.52
6 + 1 ? 907 кг Mk.25 или Mk.55 или Mk.56