http://www.dogswar.ru/images/stories/foto/mor-mines.jpg

В настоящее время противоминные корабли являются наиболее многочисленной группой кораблей в ВМС стран НАТО. К ним относят корабли управления и поддержки, корабли обеспечения траления, морские тральщики и тральщики — искатели мин, базовые тральщики, рейдовые тральщики, катера-тральщики, речные и телеуправляемые тральщики. Основные тактико-технические характеристики (ТТХ) противоминных кораблей примерно одинаковы, что объясняется реализацией в ВМС НАТО единых требований, предъявляемых к ТТХ противоминных кораблей, например, к их водоизмещению, главным размерениям, скорости хода, составу вооружения и т. д. Так, полное водоизмещение противоминных кораблей лежит в пределах 160—780 т, скорость полного хода порядка 14—17 узлов, за исключением быстроходного (24,5 узла) рейдового тральщика типа «Шютце» (ФРГ). Состав вооружения для всех противоминных кораблей примерно одинаков и включает в себя по одному контактному, акустическому, электромагнитному тралу и одному зенитному автомату.

Наиболее современными зарубежными противоминными кораблями считаются тральщики — искатели мин типа «Сирее», «Леричи» и «Эридан», оснащенные новейшими средствами обнаружения и уничтожения мин, современным артиллерийским, радиолокационным, тральным и навигационным вооружением. Так, вооружение французского тральщика — искателя мин типа «Сирее» включает в себя систему обнаружения и уничтожения мин с телеуправляемым (по проводам) подводным аппаратом типа РАР-104, трал в немагнитном исполнении, гидроакустическую станцию (ГАС) миноискания DUBM-20A и 20-мм автоматическую пушку. На этом корабле установлена высокоточная радионавигационная система, кроме того, на его борту размещается 10 боевых пловцов.

Тральщик—искатель мин типа «Леричи» имеет два поисковых аппарата MIN-77, контактный трал типа «О» («Оропеза»), ГАС миноискания CQE/FIAR и AN/SQQ-14, а также 20-мм автоматическую пушку «Эрликон». На корабле размещаются 6 боевых пловцов со снаряжением. Тральщик — искатель мин «Эридан», имеющий стеклопластиковый корпус, создан по совместной программе ряда стран НАТО. Он предназначен для обнаружения и уничтожения донных и якорных мин, для чего оснащен специальный ГАС миноискания DUBM-21, информационно-вычислительным комплексом EVEC-20A и аппаратами РАР-104.

На вооружении минно-тральных сил ВМС Германии состоит так называемая противоминная система «Тройка», в состав которой входит корабль управления (переоборудованный тральщик типа «Линдау») и три катера-тральщика, команды которым подает оператор с главного пульта, находящегося на корабле управления. Оператор устанавливает режим траления и маршрут движения. Телеуправляемый самоходный катер-тральщик имеет соленоидный трал и генератор шумов средней частоты. Он буксирует и акустический трал (AT) низкой частоты. Благодаря их одновременной работе создается электромагнитное и акустическое поле средней и низкой частоты, чем имитируются физические поля, аналогичные физическим полям корабля. Катера-тральщики имеют устройство автоматической стабилизации курса. При применении в строю фронта трех катеров-тральщиков ширина протраленной полосы может достигать 1000 м.

Систему траления «Тройка» можно использовать при силе ветра до 8 м/с и волнении моря до 4 баллов. К достоинству этой системы следует отнести малый радиус ее разворота (благодаря подвижности самих катеров-тральщиков), что увеличивает производительность траления. Дальность телеуправления катеров-тральщиков зависит от радиолокационного горизонта поста управления.

В Англии большое внимание уделяют применению в качестве тральщиков кораблей на воздушной подушке (КВП). Один из английских КВП (типа BH.7) был модифицирован с целью возможности постановки и выборки тралов без помощи обеспечивающего корабля. В Англии проводились испытания и более мощного КВП типа SR.N.4, который также планируют использовать в качестве тральщика. Этот КВП при массе принимаемого на борт противоминного вооружения 35 т и скорости траления 10 узлов может создавать тягу на гаке до 20 т, то есть способен буксировать мощные морские контактные тралы. В перспективе планируется вооружить КВП облегченными контактными тралами типа «О», акустическими электромагнитными тралами (ЭМТ) и буксируемыми ГАС миноискания бокового обзора.

В ВМС США наряду с кораблями для траления используются вертолеты. Основным типом вертолета-тральщика является тяжелый вертолет RH-53D, который к месту траления доставляется транспортным самолетом С-5А «Галакси». При тралении высота полета вертолета RH-53D около 20 м. В целях увеличения продолжительности непрерывного траления, которое ограничено 4 ч, предусматривается передача трального вооружения другому вертолету в воздухе или тральщику на ходу.

На вертолете RH-53D установлена аппаратура автоматического управления, которая обеспечивает требуемое пространственное положение вертолета и направление его полета, а также удержание угла отклонения буксируемого кабель-троса. Система буксирной вертолетной штанги и гака рассчитана на натяжение, равное 6,8 т. Кроме того, на вертолете установлена гидравлическая тральная лебедка и оборудовано специальное помещение, в котором размещается тральное вооружение. Для уничтожения всплывающих мин вертолет оснащен двумя бортовыми 12,7-мм пулеметами. Экипаж вертолета RH-53D составляет 4—6 человек.

В ВМС ряда стран НАТО для поиска мин на малых глубинах привлекаются боевые пловцы, которые снабжены переносными ГАС миноискания, работающими в активном и пассивном режимах. На вооружении боевых пловцов состоит переносной гидролокатор DIJBM-1, позволяющий определять место нахождения мины для последующей установки на нее подрывного заряда.

Тралы, находящиеся на вооружении ВМС НАТО, подразделяются на контактные, неконтактные и комбинированные. Контактные тралы предназначены для борьбы с якорными, плавающими и дрейфующими на заданной глубине контактными и неконтактными минами. Наиболее распространенными тралами этого типа являются корабельные американские типа «О» и английские типа «А», имеющие множество модификаций. Трал типа «О» комплектуется как одинарный двухсторонний или как односторонний парный и служит для вооружения кораблей-тральщиков. На вооружении вертолетов-тральщиков ВМС США состоит специальный трал Mk103, разработанный на базе трала типа «О».

Неконтактные тралы служат для уничтожения донных, придонных и якорных мин путем воздействия на их неконтактный взрыватель (НВ) имитированных физических полей корабля. К таким тралам относят электромагнитные, акустические и комбинированные тралы.

В зависимости от способа создания магнитного поля, электромагнитные тралы подразделяют на петлевые, соленоидные и электродные. К электромагнитным относятся тралы типа Mk11, Mk105, MOP. Трал Mk105 состоит из буксирного многожильного кабель-троса, внутри которого находится топливный шланг диаметром около 50 мм, двухпонтонного плотика, газотурбогенератора постоянного тока и двух плавучих электродов, имеющих длину около 180 м. Плотик, масса которого около 2720 кг, длина 8,2 м, а ширина до 4 м, буксируется на подводных крыльях. Большие габариты и масса трала Mk105 не позволяют транспортировать его вертолетами, поэтому он доставляется к месту траления кораблем-тральщиком и передается на вертолет при скорости хода корабля около 5 уз.

Трал МОР — электромагнитный, предназначен для траления магнитных мин в мелководных районах и узкостях. Он представляет собой устройство, состоящее из тонкой стальной двухстенной трубы (длина 10 м, диаметр 254 мм). Между ее стенками намотано несколько слоев провода, образующего по всей длине трубы катушку. При пропускании через нее электрического тока создается электромагнитное поле. Внутренняя полость трубы заполнена пенопластом, что обеспечивает ей необходимую плавучесть.

Наибольшее развитие за рубежом получили акустические тралы, буксируемые за кормой тральщика. На вооружении ВМС НАТО состоят тралы типов «Осборн», Мк104 и другие. Акустический трал типа «Осборн» позволяет изменять мощность акустического излучения. Для контроля частоты и мощности излучения в воде, на определенном расстоянии от излучателя и морского дна буксируется акустический монитор с гидрофоном, который передает сигналы на тральщик для их оценки и коррекции. Тем самым мощность акустического генератора регулируется таким образом, чтобы под кораблем не произошел взрыв.

Для вертолетного траления в ВМС США используется акустический трал Мк104. Основными его элементами являются излучатель и полипропиленовый кабель-трос, с помощью которого буксируется трал. Излучатель состоит из трубки Вентури и турбинки с валом, имеющей на конце диск. При буксировке трала турбинка вращается набегающим потоком воды и приводит во вращение диск, имитирующий шум гребных винтов корабля, в результате чего срабатывает акустический взрыватель мины. Время постановки (выборки) трала Мк104 около 6 мин.

К комбинированным тралам относят буксируемые электромагнитно-акустические тралы. На вооружение ВМС Франции принят трал АР4, создающий шумы на низких и средних частотах. Конструктивно он объединяет в себе два трала — акустический и магнитный. Трал АР4, используемый без поддерживающих буев, имеет массу около 2 т. Режим траления может меняться дистанционно, с помощью установленного на корабле пульта управления.

Находящийся на вооружении ВМС США вертолетный трал Мк106 представляет собой комбинацию тралов — акустического Мк104 и магнитного Мк105. Рассчитан он на траление неконтактных мин, имеющих магнитный акустический или комбинированный взрыватель. В момент постановки этого трала его излучатель, находящийся на кабель-тросе, опускается в воду одновременно с плавучими электродами трала Мк105.

Большое внимание уделяется обеспечению высокой точности кораблевождения противоминных кораблей. Для этой цели используются американские системы дальней навигации «Лоран-А», «Лоран-С» и «Декка Навигатор», а также более точные специальные радионавигационные системы минно-тральных сил, к которым относится система «Рейдис», устанавливаемая на берегу, кораблях или на вертолетах-тральщиках. Дальность действия системы 250 миль, точность определения места кораблями и вертолетами-тральщиками ±5 м. На вертолетах-тральщиках ВМС США процесс траления координируется с помощью бортовой доплеровской навигационной станции AN/AP-182.