Морские тральщики проект 266 - проектировались в ЦКБ-363 (позже - Западное ПКБ, вошедшее в состав ФГУП ЦМКБ ("Алмаз")) под руководством главного конструктора Н.П. Пегова. Эти корабли были первыми отечественными морскими тральщиками, которые обладали минимальными собственными физическими полями. Тральщики предназначались для проводки за тралами кораблей и судов, разведывательного и контрольного траления, прокладки фарватеров в минных полях, участие в минных постановках в дальней зоне от своих баз.
Корпус корабля из маломагнитной стали марки 45Г17Ю3, набирался по продольной системе, имел протяжённый полубак и второе дно. Фундаменты главных двигателей, многих механизмов, вооружения, устройств и оборудования корабля, так же выполнялись в маломагнитном исполнении. Двери, люки и их комингсы, трапы, леерное ограждение, многочисленные кранцы и т.п. изготавливались из лёгких алюминиево-магниевых сплавов (АМГ). Для снижения акустического поля корабля использовались: звукоизоляция с помощью амортизаторов, оклейка вибродемпфирующим резиновым покрытием фундаментов основных механизмов и переборок машинных отделений, звукоизолирующие гибкие вставки в трубопроводах, системах и местах присоединения к механизмам (в частности валопровода к фланцу отбора мощности главного двигателя), применение малошумных гребных винтов регулируемого шага большого диаметра с относительно высокой частотой вращения.
Впервые в отечественной практике были предусмотрены специальные мероприятия по снижению низкочастотного электромагнитного и электрического (диэлектрические покрытия оборудования, соприкасающегося с забортной водой, электроизоляция донно-забортной арматуры, валопроводов от корпуса и др.) полей. Корабль оснащался противоатомной и противохимической защитой. Приборы управления кораблём выводились в боевую рубку и на открытый ходовой мостик. Для постановки и выборки тралов были предусмотрены два тральных крана, 3-барабанная лебедка и клюз.
Непотопляемость обеспечивалась делением корпуса водонепроницаемыми переборками на 9 отсеков:
Форпик, цепной ящик, малярная кладовая (0-5 шпангоут);
Шпилевая, погреб артбоезапаса, кладовая ЗИП, трюмный отсек (5-13 шпангоут);
Коридор № 1, офицерские каюты, гальюн, душевая офицерского состава, агрегатная ГЛС, кладовая сухой провизии, помещение рефрижераторной машины и рефкамера (13-22 шпангоут);
Коридор № 2, кубрик №1, офицерские каюты, кают-компания, каюты старшин, шахта ПОУ гидроакустический отсек, гиропост (22 - 36 шпангоут);
Столовая личного состава, посудомойка, носовое машинное отделение (36 - 51 шпангоут);
Коридор № 3, ПЭЖ, камбуз, кормовое машинное отделение, раздевалка личного состава, душевая личного состава, гальюн, умывальник (51 - 66 шпангоут);
Помещение вьюшки, кубрик №2, отсек ВРШ (66 - 78 шпангоут);
Тральная кладовая, выгородка минно-трального боезапаса, кладовая мокрой провизии, помещение гидроагрегатной (78 - 85 шпангоут);
Румпельное отделение (85 - 100 шпангоут);
Корабль оставался на плаву при затоплении двух любых смежных отсеков с сохранением положительной начальной метацентрической высоты. Рулевая машина гидравлическая с системой управления «Альбатрос», предусматривала простой, следящий и автоматический режимы управления одним пером руля. Палубные механизмы (лебёдка, вьюшка, кран-балки) имели гидравлические приводы, что наряду с обеспечением понижения уровня физических полей корабля, позволило получить механизмы с большим диапазоном плавной регулировки скоростей. Подача масла в гидравлическую систему палубных механизмов производилась от трёх насосных агрегатов. Спасательные средства включали один шестивёсельный ял, шесть спасательных плотов типа ПСН-10 (на 10 человек каждый), спасательные круги и индивидуальные спасательные жилеты.
Силовая установка механическая, двухвальная, с двумя дизель-редукторными агрегатами М503Б мощностью по 2500 л.с. каждый при частоте вращения 1780 об/мин, размещёнными один в носовом и один в кормовом машинных отделениях (МО). Ресурс двигателя до первой переборки составлял 3 500-4 000 часов, а полный ресурс - до 10 000 часов. Агрегаты обеспечивали передний, задний и холостой ход, передавая вращение на два винта регулируемого шага типа ВР-266. Изменение шага винта производилось гидравлической системой. Предусматривалось дистанционное управление агрегатами и ВРШ из постов управления двигателями и с ГКП. Скорость полного хода тральщика составляла 16 узлов и до 14 узлов с одним тралом. Вспомогательный котёл, давал пар на хозяйственные нужды.
Электроэнергетическая система трёхфазного переменного тока напряжением 380 В и частотой 50 Гц получала питание от двух дизель-генераторов ДГ-200 мощностью по 200 кВт каждый, расположенных один в носовом и один в кормовом машинных отделениях (МО). Тральщик имел один дизель-генератор ДГ-100 мощностью 100 кВт.
Вооружение тральщиков проекта 266 состояло из:
- 2 спаренных 30-мм автоматов АК-230 с длинной ствола 71,3 калибра, расположенных один на баке и один в корме. Установки использовались для уничтожения катеров, воздушных и низколетящих целей, а так же для поражения обнаруженных мин. Скорострельность установки составляла 1000 выстрелов/мин. на ствол. Угол вертикального наведения от -12 до +87°, а горизонтального до 180°. Начальная скорость снаряда 1060 м/с, дальность стрельбы до 5 км. Питание автоматов ленточное, в ленте на каждый ствол по 500 патронов. Стрельба ведется очередями до 100 выстрелов на ствол после чего требуется охлаждение в течение 15-20 минут. Допускается стрельба до израсходования боекомплекта (500 патронов) с перерывами каждые 100 выстрелов на 15-20 сек. После этого требуется замена ствола и ремонт автомата. Расчёт орудия включал 2 человека. Автоматы имели систему дистанционного управления от ПУАО "Рысь" с РЛС сопровождения МР-104 "Рысь" и с двух местных визирных постов "Колонка". Масса установки 1 926 кг.
- 2 бомбосбрасывателей в корме и 36 глубинных бомб ББ-1. Общий вес большой глубинной бомбы составлял 165 кг, а вес тротила 135 кг при длине в 712 мм и диаметре 430 мм. Скорость погружения доходила до 2,5 м/с, а радиус поражения составлял от 8 до 20 метров. Бомба обеспечивала установку глубины взрыва от 10 до 210 метров.
- минных рельсов и 10 якорных мин КБ-3 в перегруз. Корабельная большая мина с гальваноударным взрывателем весила 1065 кг, а вес заряда 230 кг. Глубина места постановки составляла от 12 до 263 метров, минимальный минный интервал 35 метров, наибольшая скорость хода при постановке 24 узла при высоте борта 4,6 метра. Время прихода в боевое положение равнялось 10-20 минутам, точность установки на заданное углубление 0,6 метра, задержка взрыва 0,3 секунды.
- 1 комплекта быстроходного контактного трала БКТ, располагался в корме. Одинарный контактный трал с подсекающим действием имел ширину захвата до 420 м, заглубление до 160 м, скорость буксировки до 14 узлов при волнении моря до 4 баллов.
- 1 электромагнитного трала ТЭМ-2, для уничтожения магнитных и индукционных неконтактных мин. Трал с большим радиусом действия использовался при скорости траления до 14 узлов и волнении моря до 4 баллов. Приборы управления электромагнитным тралом могли обеспечивать любые формы напряжённости магнитного поля и синхронную работу с акустическим тралом.
- 1 акустического трала АТ-3 для уничтожения акустических донных мин. Представлял собой акустический излучатель, вмонтированный в заглубитель. Трал с широкой полосой действия используется при волнении моря до 4 баллов. Скорость буксировки трала составляет от 9 до 14 узлов.
- 4 комплекта шнуровых зарядов (ШЗ-200) длиной 200 метров, предназначены для образования безопасных проходов в минных полях уничтожая или выводя из боеспособного состояния донные и придонные мины и обеспечивают обозначение оси безопасного прохода акустическими буями-обозначателями или тральными вехами. ШЗ используется на глубинах от 5 до 100 метров при скорости буксировки до 6 узлов.
Для постановки и выборки тралов предусмотрены два тральных крана, 3-барабанная лебедка, клюз и тральная вьюшка.
Система управления огнем универсальной 30-мм артиллерии состояла из:
- прибора управления артиллерийским огнём (ПУАО) МР-104 "Рысь" в состав которого входили:
- автомат стрельбы (счётно-решающий прибор), который на основе поступающих данных от РЛС сопровождения МР-104 "Рысь" выдавал углы вертикальной и горизонтальной наводки носовой и кормовой установок 30-мм калибра.
- Аппаратура селекции подвижных целей и помехозащиты.
Цель обнаруживалась и бралась на сопровождение стрельбовой РЛС МР-104 "Рысь". РЛС сопровождения МР-104 "Рысь" дециметрового диапазона волн позволяла определять дальность и сопровождать воздушные, надводные и береговые цели для управления стрельбой автоматов 30-мм калибра. РЛС автоматически сопровождала воздушные цели при скорости до 300 м/с на дальности до 26 км, а надводные цели типа торпедного катера до 4 км. Корабли комплектовались РЛС навигации «Дон», аппаратурой госопознавания «Нихром», ГАС МГ-69 «Лань», инфракрасной аппаратурой ночного видения «Хмель», электрооптической аппаратурой ночного видения МЭ-5 («Тромбон»), размагничивающим устройством (РУ) и дымовыми шашками МДШ.
РЛС навигации "Дон" 3 - сантиметрового диапазона волн, предназначалась для освещения навигационной обстановки и решения навигационных задач и позволяла определять при круговом обзоре дальность до цели типа крейсер до 25 км и до воздушной цели до 50 км. Антенный пост РЛС размещается на топах мачт, частота вращения атенны составляет 11-16 об/мин. В индикаторе применена ЭЛТ с диаметром экрана 310 мм. Станция приводится в действие из полностью выключенного состояния за 5 минут.
ГАСМ МГ-69 «Лань» предназначалась для поиска, обнаружения и определения координат якорных мин впереди по курсу корабля. Станция обеспечивала одновременно; сектор обзора 30° в горизонтальной плоскости и круговой 180° поиск якорных мин. Обнаружение мин происходило на дальности до 800-1000 метров, а классификация (миноподобная, не миноподобная) и определение координат на дальности до 200 метров. Ошибка определения координат составляла по курсовому углу - 2°, а по расчётной дистанции - 4 метра. Поисковая скорость корабля до 6 узлов при волнении моря до 4 баллов.
Система государственного опознавания представлена двумя РАС - запросчиком «Никель» с устройством 082 и ответчиком «Хром». РАС «Нихром» позволяет проводить опознавание надводных и воздушных целей для определения их принадлежности к своим вооруженным силам. Две антенны расположены на мачте. Инфракрасная аппаратура ночного видения «Хмель» позволяла осуществлять скрытую связь в темное время суток, при полном затемнении кораблей, а также наблюдать и пеленговать инфракрасные огни. Время непрерывной работы прибора составляло 20 часов, дальность пеленгования - до 3,7 км, а определение дистанции - до 750 метров. Система работала от сети постоянного тока 27 В.
РУ предназначалось для защиты от неконтактных донных магнитных и индукционных мин и обеспечивало компенсацию всех составляющих магнитного поля корабля. РУ с системой автоматического регулирования состояло их трёх общекорабельных обмоток - основной горизонтальной (ОШТ), курсовой шпангоутной (КШ) и курсовой батоксной (КБ) и трёх местных на основные наиболее крупные механизмы (ОШТ, КБ, КШ на главных двигателях, дизель-генераторах и вспомогательном котлоагрегате, электродвигателе шпиля). Кроме того было предусмотрено вихревое размагничивание с системой автоматического регулирования для компенсации магнитных полей вихревых токов, возникающих в корпусе корабля при бортовой качке, с основной вихревой – ОВ, батоксовой вихревой обмотками – БВ.
Морская дымовая шашка МДШ предназначалась для кораблей, не имеющих стационарной дымовой аппаратуры. В качестве дымообразователя в шашке используется твердая дымовая смесь на основе нашатыря и антрацена. При длине 487 мм и массе 40-45 кг, время ее работы составляет восемь минут, а создаваемая дымовая завеса достигает 350 метров в длину и 17 метров в высоту.
Строились тральщики на Средне-Невском заводе №363 в пос. Понтонный и на заводе №876 в г. Хабаровске. Головной тральщик МТ-86 вошёл в строй Тихоокеанского флота в 1963 году. Всего построено тральщиков с 1963 г. по 1971 г. - 41 единица.
Тактико-технические данные проект 266
Экипаж: 56 человек (6 офицеров)
Водоизмещение: стандартное 520 тонн, полное 560 тонн
Длина наибольшая: 52,1 метра
Ширина наибольшая: 9,4 метра
Ширина по КВЛ: 9,3 метра
Осадка по корпусу: 2,65 метра
Силовая установка: 2 ДРА М-503Б по 2500 л.с., 2 винта РШ, 1 руль
Электроэнергетическая система: 2 дизель-генератора ДГ-200 по 200 кВт, 1 ДГ-100 на 100 кВт
Скорость хода: полная 16 узлов, экономическая 12 узлов
Дальность плавания: 1500 миль при 12 узлах
Мореходность: не ограничена
Автономность: 7 суток
Вооружение: .
артиллерийское: 2х2 30-мм автомата АК-230 от РЛС МР-104 "Рысь"
противолодочное: 2 бомбосбрасывателя, 36 бомб ББ-1
минное: 10 якорных мин КБ-3 и минные рельсы
противоминное: 1 контактный трал БКТ, 1 акустический трал АТ-1, 1 РУ, 1 электромагнитный трал ТЭМ-2, шнуровые заряды ШЗ-2
гидроакустическое: 1 ГАСМ МГ-69 "Лань"
радиотехническое: инфракрасный прибор ночного видения "Хмель", аппаратура госопознавания "Нихром",
электрооптический прибор ночного видения МЭ5 "Тромбон"
навигационное: 1 НРЛС "Дон", 2 127-мм магнитных компаса УКП-М, 1 гирокомпас, 1 радиопеленгатор АРП-50Р
химическое: прибор химической разведки ВПХР, 4 дымовые шашки МДШ, приборы дозиметрического контроля ДП-62, химкомплекты
КЗИ-2, аварийной партии противогазы ИП-46.