http://www.dogswar.ru/images/stories/ammo/AGM-84A.jpg

Авиационная противокорабельная управляемая ракета AGM-84A "Harpoon" предназначена для поражения надводных кораблей противника. Разработка противокорабельной ракеты AGM-84 Harpoon велась фирмой «Макдоннелл-Дуглас» с начала 1970-х гг. Было создано 4 основных варианта ракеты «Harpoon»: RGM-84 для надводных кораблей; VGM-84 для подводных кораблей; AGM-84 для самолетов; RGM-84 для береговой обороны. Принципиальным отличием самолетного варианта AGM-84 от прочих было отсутствие стартового ускорителя.

Ракета выполнена по нормальной аэродинамической схеме с крестообразным крылом и четырьмя складывающимися рулями. Оснащена активной радиолокационной головкой самонаведения, инерциальной системой с вычислителем, радиовысотомером, турбореактивным двигателем J402-CA-400 тягой 273 кгс, проникающей фугасной боевой частью массой 227 кг, контактным взрывателем, подрывающимся после проникновения во внутренние помещения корабля. Для вооружения бомбардировщиков B-52 "Stratofortress" в 1985 году создана модификация AGM-84D.

Ракета AGM-84 Harpoon имеет нормальную аэродинамическую схему, унифицированный фюзеляж, складывающееся крестообразное крыло и такие же рули. Крыло трапециевидное в плане с большой стреловидностью по передней кромке и с малым удлинением для размещения в контейнере.

Планер изготовлен из алюминиевого сплава и разделен на 4 отсека: головной, боевой части, маршевого двигателя, хвостовой. Длина ракеты AGM-84 составля ет 3,8 м, диаметр корпуса 340 мм, размах крыла 0,9 м. Стартовый вес 520 кг. Вес фугасной боевой части 227 кг. Максимальная скорость полета 300 м/с. Даль ность стрельбы от 13 до 120 км.

Активная радиолокационная головка самонаведения, обладающая высокой разрешающей способностью, работает в диапазоне частот 15,3-17,2 ГГц. Вес головки самонаведения 34 кг, мощность в импульсе — 35 кВт. Помехозащищенность ее от средств радиоэлектронного подавления обеспечив-ется быстрой сменой частоты по случайному принципу в широком диапазоне. В режиме поиска и слежения плоская фазированная антенная решетка с электромеханическим управлением может сканировать в вертикальной и горизонтальной плоскости в пределах -45°. Ширина полосы обзора 34 км. Включение головки самонаведения производится на дальности 10 км от цели.

Дальность обнаружения с вероятностью 0,95 при полете ракеты на малой высоте и волнении моря 5 баллов составляет: для цели типа эскадренный миноносец в ясную погоду 40 км, в дождливую — 23 км, для цели типа ракетный катер в ясную погоду — 18 км, в дождливую — 10 км.

Программный поиск по пеленгу и дальности осуществляется по командам устройства программного сканирования. управляемого, в свою очередь, цифровым вычислительным устройством блока наведения на маршевом участке траектории. Головка самонаведения работает в одном из режимов непрерывного поиска: ближнем, среднем или дальнем.

В том случае, когда известен пеленг на цель, а дистанция не определена, головка самонаведения работает с изменяемой диаграммой направленности. Для работы в этом режиме оператор перед пуском вводит в систему самонаведения значения максимальной и минимальной дальностей поражения. После включения головки самонаведения по мере приближения ракеты к цели диаграмма поиска увеличивается по ширине и глубине, а строб дальности усиливается с увеличением продолжительности полета. Если окажется, что цель не обнаружена, по сигналу программного блока взрыватель подрывает боевую часть и ракета уничтожается.

Если цель обнаружена на участке самонаведения, то сигналы от головки самонаведения и инерциальной системы поступают в автопилот, где происходит их непрерывное сравнение. По величине рассогласования сигналов производится коррекция траектории и компенсируется накопленная ошибка.

В случае постановки противником эффективных помех головка самонаведения выключается, а наведение ракеты по последним данным, поступившим от головки самонаведения, выполняет инерциальная навигационная система.

Ракета AGM-84 Harpoon оснащена маршевым (на самолетном варианте он вообще единственный) турбореактивным двигателем J402-CA-400. Вес сухого двигателя 44 кг, тяга 273 кг. Двигатель надежно работает на высоте до 12,2 км.

Пуск ракеты AGM-84 Harpoon с самолета может производиться с пусковых установок AERO 65А1 базовых патрульных самолетов Р-3 «Орион», MAU-9A/1 палубных противолодочных самолетов S-3A «Викинг» и штурмовиков А-7Е «Корсар» II, а также AERO 7А1 палубных штурмовиков А-6Е «Интрудер».

Если высота и скорость полета самолета-носителя небольшие, то маршевый реактивный двигатель начинает работать в момент пуска ракеты. Если самолет находится на большой высоте, то маршевый двигатель ракеты не запускается до тех пор, пока ракета не достигнет определенной высоты, на которой запускается маршевый двигатель, и ракета продолжает тогда полет на маршевом участке аналогично корабельному варианту.

На вооружение надводных кораблей первые ракеты RGM-84 Harpoon начали поступать в 1976 г. Авиационные ракеты AGM-84 Harpoon первыми получили патрульные самолеты Р-ЗС «Орион» в 1978 г.

К середине 1990 г. в ВМС США ракетами «Harpoon» было оснащено более 210 надводных кораблей основных классов (линкоры, крейсера, эсминцы, фрегаты), около 65% атомных подводных лодок, свыше 800 самолетов (Р ЗС «Орион», А-6 «Интрудер», А-7 «Корсар», F/A-18 «Хорнет», S-3 «Викинг»), Кроме того, в составе ВВС США две эскадрильи бомбардировщиков B-52G переоборудованы под носители противокорабельных ракет.

В марте 1986 г. ракетами Harpoon были потоплены 2 ливийских ракетных катера. Американцы совершили внезапное пиратское нападение на ливийские катера, патрулировавшие вблизи своего берега. Автор здесь имеет в виду не наглое попрание международного права, свойственное США, а лишь чисто технические аспекты применения ракет Harpoon. Так. 25 марта большой ливийский ракетный катер «Эйн Загут» был обстрелян американским крейсером «Йорктаун» с дистанции всего 11 миль. Две ракеты RGM-84 Harpoon попали в катер, который через 15 минут затонул. Будь сие во время нормальной войны, то ливийский катер, оснащенный четырьмя ракетами советского производства, вряд ли подпустил к себе на такую дистанцию вражеский крейсер, для которого вполне хватило бы одной нашей ракеты.

Второй ливийский катер «Воход» был потоплен 24 марта ракетой AGM-84 Harpoon, запущенной с американского штурмовика А-6 «Интрудер». Ракета попала в надстройку катера водоизмещением 311 т. Надстройка была уничтожена, в ней погиб и командир катера. Любопытно, что двигатели катера остались в строю, и он вполне мог дойти своим ходом до берега. Но команда, судя по всему, решила не тушить возникший пожар, а спустила шлюпку и ретировалась. Через час или полтора после ухода экипажа катер затонул*.