Во флотах ведущих стран противокорабельными ракетами (ПКР) вооружаются как надводные корабли, так и подводные лодки и самолеты военно-морских сил. На вооружении ВМС США в настоящее время находятся ПКР «Гарпун» и «Томагавк». Ракета «Гарпун» выпущена в двух модификациях — RGM-84A (для установки на надводные корабли) и UGM-84A (для размещения на подводных лодках). Она имеет крестообразное крыло малого удлинения и складывающиеся рули, расположенные по нормальной аэродинамической схеме. Крыло (трапециевидное в плане) выполнено с большим углом стреловидности по передней кромке. У ракет, предназначенных для вооружения подводных лодок, крыло может складываться — это единственное конструктивное различие модификаций. Корпус планера изготовлен из алюминиевого сплава и разделен на отсеки: головной, боевой части, маршевого двигателя и хвостовой.
Бортовая система управления и наведения размещена в головном отсеке и закрыта снаружи обтекателем из радиопрозрачного материала. В состав ее входят активная радиолокационная головка самонаведения (ГСН), инерциальная система, радиовысотомер и блок питания.
Головка самонаведения PR-53/DSQ-28 выполнена на твердотельных элементах и для повышения помехоустойчивости в условиях радиоэлектронного противодействия способна изменять частоту излучения по произвольному закону. Она имеет угол сканирования ±45°.
Инерциальная система включает в себя цифровую ЭВМ-автопилот, инерциальные приборы управления и наведения (в их состав входят 3 бескарданных гироскопа для определения величины отклонений ПКР от заданного положения в пространстве и 3 акселерометра, определяющие ускорения этих отклонений).
Активный короткоимпульсный радиовысотомер AN/APN-194 работает в диапазоне 4—8 ГГц с шириной луча 13— 15°. Имеет разрешающую способность по вертикали 5—10 см и по горизонтали 15 см. Передающая и принимающая антенны расположены соответственно под головным отсеком и боевой частью.
Боевая часть ракеты фугасного снаряжения. Она имеет бронированный корпус. Взрыватель замедленного действия срабатывает после того, как пробита бортовая обшивка корабля-цели.
Запуск ПКР «Гарпун» осуществляется с пусковых установок ЗРК «Тартар», «Терьер», противолодочного ракетного комплекса «АСРОК», а также из транспортно-пусковых контейнеров надводных кораблей. На корабле такие контейнеры (масса каждого 280 кг) устанавливаются на раме по 2—4 шт.
Для запуска ПКР «Гарпун» UGM-84A через торпедный аппарат ПЛ применяется капсула (длина 6245 мм, диаметр 533 мм), выполненная из стекловолокна и алюминиевого сплава. Капсула имеет в хвостовой части вертикальный киль и два складывающихся стабилизатора. После выстреливания из аппарата капсула, обладающая положительной плавучестью, выходит из воды под углом 45°. В этот момент одновременно срабатывают датчик включения ТСУ и пироболты отбрасывания носового и хвостового отсеков капсулы. Дальнейший полет происходит так же, как и полет ПКР, выпущенных с надводных кораблей.
Противокорабельной ракетой «Томагавк» BGM-109B вооружены надводные корабли (модификация этой ракеты B-1) и подводные лодки (модификация B-2). Ракета «Томагавк» выполнена по нормальной аэродинамической схеме. Имеет крыло малой стреловидности и удлинения, а также 4 поворотных полностью складывающихся руля. Консоли крыла уложены одна на другую (правая выше левой) в специальный закрывающийся после их выхода паз.
Ракета имеет цилиндрический фюзеляж с оживальной головной частью и разделена на 6 отсеков, в которых расположены активная радиолокационная ГСН (закрыта обтекателем из стеклопластика), бортовая СУН, БЧ, топливный бак, маршевый двигатель и приводы рулей управления. К последнему отсеку (соосно с ракетой) стыкуется ТСУ. Все отсеки выполнены из алюминиевого сплава с элементами жесткости. Для уменьшения инфракрасного излучения планер ракеты имеет специальное покрытие.
Основными частями бортовой СУН являются: головка самонаведения, инерциальная система, радиовысотомер и блок питания — все они представляют собой усовершенствованный вариант частей бортовой СУН ПКР «Гарпун» и имеют те же основные характеристики.
Фугасная БЧ (разработана ранее для авиационной ракеты «Буллпап») оснащена контактным взрывателем замедленного действия, позволяющим осуществить ее подрыв внутри корабля-цели.
Специально для ПКР создан малогабаритный двигатель F107-P-400 — двухроторный, с низкой степенью сжатия и осевым двухступенчатым вентилятором. Воздухозаборник нижнего расположения выдвижной. Тяга двигателя около 300 кгс обеспечивает крейсерскую скорость полета ракеты, соответствующую числу М=0,7.
Запуск ПКР «Томагавк» BGM-109-B-1 производится из бронированных пусковых установок или торпедных аппаратов, размещенных на НК. Кожух такой установки предохраняет ПКР от осколков или механических повреждений, кроме того, он защищает личный состав при аварийном срабатывании ТСУ. Для обеспечения пуска установка с помощью гидравлической системы поднимается на угол 35°.
Для запуска ПКР «Томагавк» BGM-109-B-2 с ПЛ через торпедный аппарат применяется специально выполненная для этого капсула из нержавеющей стали. Капсула заполняется азотом под небольшим избыточным давлением и, по сообщениям печати, способна обеспечить длительное хранение ракеты. Капсула загружается в аппарат так же, как и обычная торпеда. В процессе запуска с ПЛ ракета «Томагавк» BGM-109-B-2 выходит из воды под углом около 50°, и дальнейшая ее траектория не отличается от траектории полета ПКР «Томагавк» BGM-109-В-1.
Во Франции разработаны и приняты на вооружение ВМС собственные противокорабельные ракеты «Экзосет» модификаций ММ-38, ММ-40. ПКР «Экзосет» ММ-38 состоит на вооружении всех боевых надводных кораблей ВМС Франции, кроме авианесущих.
Эта ракета выполнена по нормальной аэродинамической схеме. Вблизи ее центра тяжести установлено крестообразное крыло стреловидной формы с профилем, оптимальным с точки зрения получения околозвуковых скоростей полета ракеты. В хвостовой части находится крестообразный стабилизатор с четырьмя аэродинамическими рулями, расположенными в плоскостях консолей крыла. Фюзеляж ракеты имеет 6 отсеков, в которых размещены: активная радиолокационная головка самонаведения, закрытая обтекателем оживальной формы из радиопрозрачного материала; бортовая система управления и наведения; боевая часть; маршевый реактивный твердотопливный двигатель; твердотопливный стартовый ускоритель; термические батареи; приводы руля.
Активная радиолокационная ГСН ADAS (масса около 30 кг) моноимпульсная с горизонтальной стабилизацией диаграммы направленности. Ее работа осуществляется на частоте 8—10 ГГц. По сообщениям, головка самонаведения способна обнаруживать большую цель на дальности до 24 км. Бортовая СУН ракеты обеспечивает ее наведение в секторе ±30° от курса корабля-носителя, а также запрограммированный устойчивый полет и поражение цели.
Полубронебойная боевая часть (одинаковая для всех модификаций ракеты) образует при взрыве большое количество осколков. Она снабжена неконтактным (расположен в отсеке ГСН и является ее составной частью) и контактным взрывателями. Последний — замедленного действия, обеспечивает подрыв БЧ внутри корабля-цели.
Маршевый РДТТ ракеты выполнен из алюминиевого сплава. Корпус его является частью несущей конструкции планера и имеет внутри теплозащитное покрытие. Заряд РДТТ (масса около 150 кг) звездообразной формы торцевого горения. Запуск РДТТ осуществляется с помощью пирозаря-дов. Время работы около 110 с. Истечение газов происходит через центрально расположенное сопло. Такая же конструкция и у твердотопливного стартового ускорителя, работающего около 2,5 с. Его топливный заряд имеет массу около 100 кг. Способ горения заряда радиальный, истечение газов происходит через два расходящихся сопла.
Компоновочная схема противокорабельной ракеты «Экзосет» ММ-40 аналогична схеме ракеты «Экзосет» ММ-38. Однако в отличие от нее крыло' и рули выполнены складывающимися. Это позволяет разместить ракету «Экзосет» ММ-40 в цилиндрическом стеклопла-стиковом контейнере. Сообщалось, что у ПКР «Экзосет» ММ-40 более мощная, чем у ПКР «Экзосет» ММ-38, двигательная установка. Ее маршевый РДТТ выполнен из стали. Утверждают, что это позволило увеличить коэффициент наполнения топливом (масса его 159 кг).
На вооружении ВМС Италии находятся противокорабельные ракеты «Отомат» Mk1 и «Отомат» Mk2. Фюзеляж ПКР «Отомат» Mk1 разделен на 5 отсеков: головной, БЧ, бортовой СУН, топливный и маршевого двигателя. В головном отсеке расположена радиолокационная ГСН активного типа, антенна которой сканирует в двух плоскостях и имеет угол отклонения ±20°. Точность системы самонаведения по вертикали 1,8 м, по горизонтали 3,3 м. Бортовая СУН обеспечивает наведение на цель в пределах ±200°, что, как утверждают, практически не требует от носителя дополнительного маневрирования.
Боевая часть снабжена контактным и неконтактным взрывателями и, как сообщалось, способна пробивать под прямым углом броню толщиной до 90 мм. Внутри БЧ имеется взрывчатое вещество массой 60 кг. При подрыве боевой части внутри корабля-цели воспламеняются остатки ракетного топлива.
На вооружении кораблей и катеров ВМС Норвегии находятся ПКР «Пингвин» модификаций Mk1 и Mk2. Ракета Mk1 выполнена по аэродинамической схеме «утка» с крестообразным стреловидным крылом, расположенным в средней части фюзеляжа, и четырьмя рулями, находящимися в носовой части. Ракета имеет три отсека: головной, боевой части и двигательной установки.
Дальность полета ракеты «Пингвин» Mk2 увеличена на 10 км по сравнению с Mk1. На ней усовершенствована, кроме того, бортовая СУН.
ПКР «Экзосет» SM-39 оснащены подводные лодки дизельного типа «Агоста» и атомные типа «Рубис». Компоновочная схема этой ракеты такая же, как и у ПКР «Экзосет» ММ-38, а конструкция крыла и рулей аналогична ПКР «Экзосет» ММ-40. В маршевом РДТТ ракеты «Экзосет» SM-39 в качестве топлива применен нитрамит, а в ТСУ — изолан. Головка самонаведения и бортовая СУН (за исключением новой бортовой ЭВМ) аналогичны таким же элементам ПКР «Экзосет» ММ-38. Ракета «Экзосет» SM-39 запускается из торпедного аппарата подводной лодки-носителя.
Противокорабельная ракета типа ANS способна преодолевать эффективную противоракетную оборону на скорости, соответствующей числу М > 2; обеспечивать высокую маневренность (расчетные перегрузки более 10 ед.); поражать цели с минимально возможной высоты на большой дальности и с малым полетным временем; быть универсальной по носителям.