http://www.dogswar.ru/images/stories/foto/avia-antikorabl.jpg

Авиационные противокорабельные ракеты (ПКР), являются эффективным средством борьбы с надводными кораблями. Преимуществами ПКР считают большую (более 100 км) дальность стрельбы, высокую вероятность поражения цели. Большинство ракет может применяться на дальностях, лежащих за пределами зоны активного действия ПВО, причем носители сразу после пуска ракет могут совершать маневр и атаковать другие цели. Сравнительно небольшие размеры ПКР и малая высота полета над уровнем моря затрудняет их обнаружение и уничтожение. На вооружении авиации ВМС США состоят ракеты «Гарпун» и «Маверик».

ПКР «Гарпун» имеет инерциальную систему наведения и радиовысотомер, с помощью которых корректируется траектория на начальном и среднем участках. На конечном участке включается активная радиолокационная головка самонаведения (ГСН). Фугасная боевая часть взрывается после проникновения ракеты внутрь корабля. Двигатель ракеты турбореактивный, масса его около 44 кг. Сообщается, что ракета может запускаться при азимутах цели до 90°. Высота полета на среднем участке траектории составляет около 15 м, а после захвата цели активной радиолокационной ГСН ракета снижается до 2—5 м.

Если в случае постановки помех ГСН работать не сможет, то бортовая аппаратура управления обеспечивает наведение ракеты в точку пространства с координатами, соответствующими последнему местоположению цели при работающей ГСН. Атака цели ракетой производится с горизонтального полета или с пикирования. При атаке с пикирования на удалении 2 км от цели отключается радиовысотомер, и ракета в соответствии с заложенной перед пуском программой набирает высоту, пикируя на цель под углом около 30°. Ракетой «Гарпун» вооружаются самолеты Р-3, А-6 и А-7.

На ракете «Маверик» используется полуактивная лазерная ГСН. В зарубежной печати отмечается, что такая ГСН может применяться в любое время суток, но имеет недостаток — необходима подсветка цели, что значительно снижает
возможность использования ракеты в сложной боевой обстановке. Ракета имеет твердотопливный двигатель, оснащается фугасной боевой частью. Носителями ракеты «Маверик» в настоящее время являются самолеты А-7 и F-4.

На вооружении фрацузских ВМС состоят ПКР «Экзосет», «Отомат» и AS.15TT. Авиационный вариант ракеты «Экзосет» имеет индекс АМ-39. Маршевый полет ее осуществляется на высоте около 15 м. На расстоянии 12 км до цели ракета снижается до высоты 7 м и начинает работать ГСН. После захвата .цели полет к ней осуществляется на высоте 2 м. Носителями ПКР «Экзосет» АМ-39 являются самолеты «Супер Этандар», «Атлантик» и вертолеты «Супер Фрелон», «Си Кинг», «Супер Пума».

Ракета «Отомат» — совместная разработка Франции и Италии. Она оснащена инерциальной системой наведения с радиовысотомером и активной радиолокационной ГСН. Угол отклонения антенны ГСН 20°. Боевая часть ракеты выполнена бронебойной: она способна пробивать 40-мм' броню из хромоникелевого сплава, подрываясь внутри корабля. Маршевый турбореактивный двигатель работает на керосине, запас которого составляет 87 кг. В момент подрыва БЧ остаток топлива создает дополнительный поражающий эффект. К корпусу ракеты крепятся два стартовых твердотопливных ускорителя. Ракета используется на самолетах «Этандар», «Атлантики, вертолетах «Супер Фрелон» и «Си Кинг».

Применяется ракета «Отомат» следующим образом. На основании данных о местоположении носителя, а также местоположении цели и дальности до нее аппаратура управления пуском рассчитывает программу полета и передает ее на ракету. Через 4 с после пуска ракета достигает высоты 150 м и разгоняется до скорости 1100 км/ч. Затем ускорители отстреливаются и включается маршевый двигатель. При подходе к цели ракета снижается до высоты 20 м, и на дальности 12 км цель захватывает ГСН. На дальности 7 км ракета набирает высоту 175 м и пикирует на цель либо же снижается до 5 м и с такой высоты атакует цель.

Для борьбы с малоразмерными морскими целями предназначается разработанная во Франции ракета AS.15TT. На ней предполагается использовать угломерно-дальномерную систему наведения. Часть элементов этой системы (ответчик, стабилизирующий гироскоп, радиовысотомер, декодирующее устройство) находится на ракете, а обзорная РЛС — на носителе. После обнаружения цели РЛС переводится в режим автосопровождения. Задача летчика — выдерживать направление полета на цель: после пуска ракета должна попасть в зону действия РЛС. Станция измеряет угловое положение как цели, так и ракеты относительно цели, а также дальность до той и другой. На основании полученных данных на самолете или вертолете-носителе формируются управляющие сигналы, которые передаются на ракету. Наведение в вертикальной плоскости осуществляется с помощью радиовысотомера.

В армии ФРГ на вооружении авиации ВМС состоит ПКР «Корморан». В ракете используются инерциальная система, радиовысотомер и активная радиолокационная ГСН. Боевая часть наиболее эффективна при борьбе с крупными надводными кораблями. Двигатель ракеты твердотопливный, работающий в стартовом я маршевом режимах. Самолет-носитель запускает ракету с малых высот за пределами действия средств ПВО противника. Летчик может осуществлять поиск цели визуально или с помощью РЛС. Информация о цели, полученная с помощью РЛС, поступает в навигационную систему самолета-носителя.

После этого станция отключается и полет к цели проходит в соответствии с данными, полученными от навигационной системы. В процессе полета РЛС включается повторно для уточнения координат цели. При выходе самолета-носителя на рубеж разрешенной дальности пуска на борт ракеты передаются данные о цели. Затем происходит пуск ракеты и самолет выходит из атаки. Полет ракеты к цели идет на малой высоте. Носители ракеты «Корморан» — самолеты F-104 и «Торнадо».

Авиационная ПКР «Си Киллер» Мк.2 итальянского производства наводится на цель двумя способами: с помощью РЛС (в этом случае управляющие сигналы передаются на ракету по радиокомандной линии) или же с помощью оптического прицела. Команды управления подаются летчиком на ракету по радиокомандной линии. В обоих случаях управление в вертикальной плоскости осуществляется с помощью установленного на борту ракеты радиовысотомера. Ракета «Си Киллер» Мк.2 размещается на вертолетах «Агуста», SH-3D.

На вооружении авиации ВМС Великобритании находится противокорабельная ракета «Си Скьюа». Она имеет полуактивную радиолокационную ГСН. Подсвет цели осуществляется бортовой РЛС «Си Спрей», работающей в диапазоне частот 8—10 ГГц. Ракета оснащается фугасной боевой частью с контактным взрывателем. Ракетой «Си Скьюа» вооружены вертолеты «Линкс».

На вооружении авиации ВМС Японии находится ракета ASM-1. Она оборудована инерциальной системой, активной радиолокационной ГСН, твердотопливным . двигателем. В качестве носителя используются самолеты японского производства F-1.