Для борьбы с надводными кораблями противника - как под российским триколором, так и под китайским красным флагом (а равно и под другими флагами тоже) - американцы в сжатые сроки создали противокорабельную ракету AGM-158C LRASM (Long-Range Anti-Ship Missile, в переводе с английского - «Противокорабельная ракета большой дальности»). Данная «убийца» кораблей нового тысячелетия разработана американской компанией «Lockheed Martin» при активном участии специалистов Агентства по передовым оборонным разработкам Министерства обороны США «DARPA» на базе хорошо известной крылатой ракеты воздушного базирования AGM-158B JASSM-ER (Joint Air-to-Surface Standoff Missile - Extended Range), созданной совсем недавно и отличающейся существенно сниженной заметностью в различных диапазонах.
Контракт суммой $71 млн на разработку прототипа ракеты в 2013 году получила корпорация «Lockheed Martin». Предполагалось, что в 2013 году пройдет серия лётных испытаний, в том числе с борта сверхзвукового бомбардировщика B-1B Lancer. Также предполагалось, что ракета будет принята на вооружение в 2015 году, и будет применяться из корабельных УВП Mk.41, а также с борта палубных многоцелевых истребителей F-35C. Lockheed Martin также рассматривает возможность создания варианта ракеты для пуска из подводного положения. 14 ноября 2013 года был выполнен испытательный пуск на полную дальность. Запущенная с борта бомбардировщика B-1B Lancer ракета прошла первую часть пути по запрограммированным точкам, далее переключилась на автономную навигацию, самостоятельно идентифицировала и поразила движущуюся цель. Это второе успешное испытание ракеты в условиях, приближенных к боевым.
В январе 2014 года Lockheed Martin продемонстрировала успешный пуск AGM-158C LRASM из УВП Mk.41, подтвердив возможность стрельбы новой ракетой с минимальными доработками существующего корабельного оборудования. 4 февраля 2015 года состоялся испытательный пуск с борта бомбардировщика B-1B. Противокорабельная ракета AGM-158C LRASM выполнила полёт по заданному маршруту с огибанием препятствий. В конце 2015 года начались испытания массогабаритных макетов ракеты на борту палубных многоцелевых истребителей F/A-18E/F. 4 апреля 2017 года было объявлено о первом успешном пуске снаряженной AGM-158C LRASM с борта истребителя F/A-18E/F. В декабре 2018 года ракета принята в начальную эксплуатацию ВВС США как система вооружения стратегических бомбардировщиков B-1B. В 2019 году ожидается принятие AGM-158C LRASM в эксплуатацию ВМФ США на палубных самолётах F/A-18E/F. В 2020 году ВМС США начали реализовывать планы по интеграции AGM-158C LRASM на Boeing P-8 Poseidon. В феврале 2021 года ВМС и ВВС США заключили с Lockheed Martin контракт на сумму 414 миллионов долларов на продолжение производства варианта ракеты AGM-158C LRASM воздушного базирования, который сейчас используется на F/A-18E/F ВМС США и B-1B ВВС США.
Первое боевое применение, как говорят сами американцы, «стелс»-ракеты AGM-158B JASSM-ER состоялось 14 апреля 2018 года в ходе ракетного удара, нанесенного американцами по ряду объектов правительства Сирии. Утверждается даже, что одна из «невидимок», пуск которых осуществили два бомбардировщика В-1В «Lancer», в конечном итоге оказалась в распоряжении российских военных. Впрочем, официального подтверждения этому нет. Одно из главных отличий AGM-158C LRASM от базовой ракеты JASSM-ER - новая система наведения, разработанная специалистами компании «BAE Systems» и включающая помехоустойчивую комбинированную навигационную систему (спутник + инерциальная навигационная система) и высокочувствительную тепловизионную головку самонаведения (ГСН) с системой автоматической селекции целей и возможностью автоматического выбора оптимальной точки прицеливания - того места на корабле, попадание в которое атакующей ракеты приведет к наиболее серьезным повреждениям для атакуемой цели, а то и вовсе к ее полному уничтожению. Также ракета AGM-158C LRASM получила современные средства радиоэлектронной поддержки и новую систему обмена данными.
Данные о наличии на ракете AGM-158C LRASM радиолокационной ГСН разнятся, но в каком-то варианте - активном или пассивном - она все же, как представляется, присутствует: во-первых, иначе трудно объяснить существенное, более чем на 40%, снижение заявленной дальности полета новой ракеты, а, во-вторых, без радиолокационной ГСН будет очень трудно обеспечить наведение на такие сложные цели, как корабли, в любых метеоусловиях и любое время суток. В пользу этого говорит и аналогия с BGM-109 Tomahawk: крылатая ракета для ударов по наземным целям не имела активной радиолокационной головки самонаведения, а вот противокорабельный вариант ее получил, но с довеском в виде сокращения дальности полета. Подтверждается факт наличия радиолокационной ГСН на рассматриваемой противокорабельной ракете и в тех промороликах, которые были обнародованы в разное время компанией-разработчиком.
Нашлось на ракете AGM-158C LRASM место, как говорят западные военно-морские эксперты, и искусственному интеллекту, который, как считается, позволяет новой ракете атаковать цель «стаей». То есть в данном случае американские моряки и промышленники, не особо стесняясь, взяли на вооружение принцип, успешно реализованный на наших противокорабельных ракетах еще несколько десятилетий назад - в годы холодной войны. В совокупности все это обеспечивает новой американской противокорабельной ракете способность в любое время суток и почти в любых метеоусловиях самостоятельно, без помощи внешних источников целеуказания и команд оператора, выполнять с использованием различных схем поиск одиночной или групповой надводной цели и уверенно выделять в рамках последней заданную или наиболее опасную цель с последующей атакой ее с наиболее выгодного направления.
Согласно информации, представленной в рекламном ролике компании «Lockheed Martin», сценарий боевого применения AGM-158C LRASM по корабельной ударной группе противника, в роли которой, кстати, были определены российские корабли, в том числе ракетный крейсер проекта 1164 и эсминец проекта 956, выглядит следующим образом. После получения данных целеуказания осуществляется пуск ракет: в упомянутом ролике показан пуск двух ракет с борта эсминца УРО типа «Арли Верк», который осуществляется из установок Mk.41, и одной ракеты с самолета F/A-18E «Super Hornet». У ракет, запущенных с корабля, после отделения стартовых двигателей происходит запуск маршевой силовой установки ракеты и раскрытие ее крыла и хвостового оперения, а корабельный пункт управления устанавливает связь с системой управления ракеты. После удаления ракет от корабля-носителя на значительную дальность управление ими передается на спутниковый канал, а при входе AGM-158C LRASM в зону действия систем радиоэлектронной борьбы противника ракеты переходят в автономный режим работы.
Авиационный вариант ракеты стартовиком не оснащается, поэтому после сброса с самолета происходит запуск двигателя и раскрытие крыла и хвостового оперения. Причем, судя по видеоролику, эта ракета сразу переходит в автономный режим работы. На маршевом участке ракеты следуют по высотной траектории, огибая опасные зоны (острова, искусственные сооружения, выявленные разведкой зоны противовоздушной и/или противоракетной обороны противника и пр.), а при сближении с целью - резко снижаются до, как говорится, гребней волн и как бы подныривают под зону обзора корабельных радиолокаторов. При этом интеллектуальная система управления ракет осуществляет опознавание ордера кораблей, классификацию последних и выбор либо заранее назначенной, либо наиболее приоритетной цели. После выбора цели происходит выбор оптимальной точки прицеливания, а затем ракета переходит в атаку.
Согласно обнародованным в открытых зарубежных источниках данным, противокорабельная ракета AGM-158C LRASM оснащается 454-кг проникающей осколочно-фугасной боевой частью и способна поражать цели на достаточно большой дальности. Точные данные ни заказчик, ни разработчик обнародовать не спешат, но эксперты предполагают, что дальность полета ракеты составляет где-то 560-600 км. Это меньше, чем у JASSM-ER, которая способна поражать цели на дальности около 1 тыс. км, что обусловлено, видимо, в том числе, установкой дополнительного оборудования. Впрочем, ряд зарубежных экспертов считает, что приводимая цифра в 500-600 км - это «обманка», а в реальности ракета имеет дальность полета все те же 1 тыс. км, что и ее прародительница.
Однако более серьезным является даже не это, а то, что ракета AGM-158C LRASM, судя по всему, постепенно будет включена в состав вооружения целого ряда самолетов, стоящих на вооружении Военно-воздушных сил и морской авиации Военно-морских сил. По состоянию на август 2020 года, новая противокорабельная ракета уже испытана и разрешена к применению на сверхзвуковых бомбардировщиках B-1B Lancer (включена в состав его вооружения еще в декабре 2018 года, каждый самолет может нести до 24 ракет!), а также на палубных истребителях F/A-18E «Super Hornet», составляющих сегодня главную ударную силу авианосной авиации ВМС США (разрешена к применению на этих машинах в ноябре 2019 года, каждый самолет может нести две ракеты).
Совсем недавно Пентагоном был выдан контракт и на адаптацию ракеты AGM-158C LRASM для применения с борта самолетов базовой патрульной авиации P-8A «Poseidon». В перспективе, не исключают эксперты, она может быть адаптирована также и для стратегических бомбардировщиков Northrop B-2A «Spirit» и Boeing B-52 «Stratofortress». По крайней мере, еще в рамках бюджета на 2019 финансовый год разработчик и военные получили 10 млн долларов на изучение возможности включения LRASM в состав вооружения «стратега-ветерана» B-52. По оценкам экспертов, каждый B-52 «Stratofortress» может нести до 20 таких противокорабельных ракет, применяя их из внутреннего отсека вооружения. Наконец, оснащенная дополнительным стартовым двигателем, ракета LRASM может применяться из подпалубных установок вертикального пуска типа Mk.41 и из палубных установок контейнерного типа, которыми оснащается целый ряд боевых надводных кораблей ВМС США и военных флотов их союзников. Соответствующие испытания из Mk.41, размещенной на земле на специальном полигоне, были успешно проведены специалистами компании «Локхид Мартин» еще в 2013 году.
Согласно имеющимся данным, ракета AGM-158C LRASM представляет собой развитие малозаметной крылатой ракеты AGM-158B JASSM-ER. Фюзеляж выполнен исходя из требований минимальной радиолокационной заметности, с активным применением композитных углеродистых материалов. Ракета приводится в движение турбовентиляторным двигателем Williams International F107-WR-105, и должна иметь дальность до 1000 км согласно проекту. Ракета оснащается проникающей осколочно-фугасной боевой частью массой 454 кг. Особый интерес представляет система управления ракеты. Ввиду значительного радиуса действия и дозвуковой скорости полёта проект подвержен тем же проблемам, что и его предшественник TASM и вообще все подобные: за время полёта ракеты цель может удалиться от предполагаемого района нахождения на значительное расстояние. Поэтому система управления AGM-158C LRASM должна позволять ракете выполнять различные схемы поиска цели (движение «змейкой», спиралью, и т. д.), а её бортовая аппаратура — идентифицировать обнаруженные объекты в сложной помеховой обстановке.
Предполагается, что запущенная в район поиска ракета сможет находиться в воздухе длительное время, идентифицируя обнаруженные объекты до тех пор, пока не обнаружит корабль, сходный по характеристикам с заданной целью, и затем атакует его. При запуске нескольких ракет им нужно обмениваться информацией, осуществлять независимый поиск и передавать друг другу координаты обнаруженной цели, формировать общую схему атаки с учётом различных условий. Ракеты также должны быть способны к выполнению сложных манёвров уклонения, применению мер радиоэлектронной борьбы для прорыва противовоздушной обороны противника. Основной целью разработки является обеспечение возможности для ракеты действовать автономно, без предварительного программирования реперных точек курса, и обнаруживать цель без внешнего целеуказания.
Технические характеристики AGM-158C LRASM
Масса 1250 кг
Длина 4,26 м
Ширина 635 мм
Высота 450 мм
Размах крыльев 2,7 м
Боеголовка - Осколочно-фугасная WDU-42/B HE
Вес боеголовки 453,6 кг
Механизм детонации - взрыватель FMU-156/B
Двигатель - ТРДД Williams F107-WR-105
Рабочий диапазон 926 км
Система наведения GPS, INS, IIR (EO)
Система рулевого управления - Подвижные крылья, 2 горизонтальных стабилизатора и 1 вертикальный стабилизатор.
Точность - 3 м
Запуск платформы
Воздух:
- B-1B Lancer
- F/A-18E/F Super Hornet
- F-35 Lightning II
- P-8A Poseidon
Поверхность запущена:
- Mk.41
– HIMARS (exploring)