Нa вооружении ряда зарубежных военно-морских флотов находятся торпеды калибра 482, 533 и 550 мм, которые специалисты относят к крупногабаритным. По сравнению с малогабаритными (калибр 210—324 мм) эти торпеды имеют большую массу и размеры.
В настоящее время на вооружении ВМС США состоят крупногабаритные торпеды типов Mk48 (четырех модификаций) и Mk45 (двух модификаций).
Торпеда Mk48 (универсальная) может применяться против подводных лодок и надводных кораблей. Корпус ее разделен на несколько отсеков: носовой, боевой, топливный, кормовой и отсек управления. В носовом отсеке находятся преобразователь, излучатель, приемник и логический блок управления самонаведением. Последний имеет вычислительное устройство, которое управляет маневрами торпеды при обнаружении цели, самонаведении и повторной атаке.
В боевом отсеке, размещенном за носовым, расположены боевое зарядное отделение (БЗО), взрыватель, предохранительное устройство и электронный блок, причем предохранительное устройство и взрыватель установлены в полости внутри основного заряда взрывчатого вещества.
Электронный блок находится в задней части боевого отсека. Он содержит электронную аппаратуру, которая обеспечивает подрыв боевого заряда. Торпеда поставляется с установленными взрывателями и предохранительным устройством.
В отсеке управления (он расположен между боевым и топливным отсеками торпеды) размещены командный блок управления, гироскопический блок системы управления и блок питания. Командный блок управления, находящийся в нижней части корпуса отсека управления, обеспечивает торпеде заданную скорость движения и диапазон глубин, ограниченный максимальной и минимальной глубинами хода.
В кормовом отсеке размещена энергосиловая установка (двигатель, камера сгорания, блок клапанов, исполнительные органы управления ходом торпеды и генератор переменного тока). Двигатель роторно-поршневой, работает на жидком унитарном (однокомпонентном) топливе «Отто-2». В торпедах Mk48 (начиная со второй модификации) соосные гребные винты противоположного вращения заменены осевыми водометами, приводимыми в движение роторно-поршневыми двигателями. Топливо представляет собой невзрывоопасную и нечувствительную к ударам жидкость ярко-красного цвета, удельная масса которой несколько больше, чем у воды. Примененная на торпеде открытая выхлопная система обеспечивает растворение в воде значительной части выхлопных газов, что позволяет ей оставлять на поверхности малозаметный след.
Торпеды Mk48 всех модификаций управляются дистанционно по проводу, а на конечном участке траектории движения — с применением акустической аппаратуры самонаведения (АСН). Торпеды Mk48 (Мод. 1 и Мод. 2) имеют одностороннюю связь с подводной лодкой, на которую после пуска торпеды поступает информация о состоянии провода и о захвате цели аппаратурой самонаведения. В торпеде Mk48 (Мод. 3) применена система телеуправления, что обеспечивает ей двустороннюю связь с носителем.
С 1972 г. на вооружении надводных кораблей и подводных лодок ВМС США состоит телеуправляемая противокорабельная торпеда Mk45F, изготавливаемая в двух модификациях: Мод.О (без системы самонаведения) и Мод. 1 (с АСН по кильватерному следу). АСН этой торпеды, как сообщалось, способна реагировать на кильватерный след от корабля-цели на расстоянии до 2000 м.
Энергосиловая установка (ЭСУ) торпеды Mk45F электрическая, питается от аккумуляторной батареи, электролитом в которой является забортная вода.
Перед пуском в приборы управления ходом торпеды Mk45F (Мод. 1) вводятся данные о направлении ее первого поворота и о дистанции кильватерного следа цели. Сближаясь с целью, торпеда поворачивает в ее сторону каждый раз после пересечения ее следа под углом 30° (скорость сближения около 35 уз). При потере контакта с кильватерным следом торпеда производит второй поиск, осуществляя циркуляцию либо ложась на прямой или обратный галс. Боевой заряд подрывается с помощью контактного взрывателя, который приводится в боевое положение после прохождения торпедой расстояния, равного 914 м, и автоматически подрывает ее при значительных отклонениях от заданного направления. Устройства отсчета пройденной дистанции не включаются до тех пор, пока торпеда не наберет скорость 27 уз.
В 1973 г. на вооружение ВМС Великобритании была принята крупногабаритная торпеда Mk24 «Тайгерфиш». Модернизированный вариант этой торпеды — Mk24 (Мод. 1) — предназначен для действия по надводным кораблям.
Корпус торпеды Mk24 изготовлен из алюминиевого сплава. Обводы корпуса, особенно его головной части, как утверждают, обеспечивают торпеде малую шумность и небольшое сопротивление при движении в воде. ЭСУ — электродвигатель и серебряно-цинковая аккумуляторная батарея большой мощности — обеспечивает торпеде два режима скоростей (догонную и поисковую), которые переключаются автоматически.
На начальном участке траектории торпеда наводится на цель по проводной связи, а на конечном (после захвата цели и получения надежного гидроакустического контакта) — с помощью акустической головки самонаведения. Подрыв боевой части производится контактным и неконтактным взрывателями.
На вооружении ВМС Франции состоят крупногабаритные торпеды типов E14, E15, E16 (лодочные), L3, L5 (для использования с надводных кораблей или подводных лодок) и L4 (авиационные).
Торпеды E14 и E15 предназначены для действия против надводных кораблей. В качестве ЭСУ используется высокооборотный сериесный электродвигатель, питающийся от никелево-кадмиевой аккумуляторной батареи. Антенна АСН состоит из четырех преобразователей. Дальность действия торпеды около 800 м. Магнитные неконтактные взрыватели, как сообщалось, способны срабатывать под размагниченным кораблем-целью на расстоянии не более 4 м.
Стрельбу торпедой типа E16 производят с подводных лодок по надводным кораблям с глубин до 150 м. На этой торпеде нет аппаратуры самонаведения. Прибор маневрирования обеспечивает движение торпеды по синусоидальной траектории в горизонтальной плоскости. Заряд взрывчатого вещества подрывается контактным и неконтактным взрывателями.
Противолодочная торпеда типа L3 может пускаться из торпедных аппаратов надводных кораблей и подводных лодок. На начальном участке траектории эта торпеда управляется автономными приборами, а при приближении к цели включается активная акустическая АСН (радиус реагирования ее около 600 м), которая работает на частоте 35 кГц. Неконтактный взрыватель срабатывает при приеме эхо-сигналов от цели на расстоянии не более 20 м.
Торпеда типа L5 оснащена электрической ЭСУ. Управление осуществляется с помощью активно-пассивной АСН. Торпеда может применяться в различных режимах: стрельба с включенной активной или пассивной АСН; поиск по программе; поиск с использованием одного из способов самонаведения.
На вооружении ВМС Италии состоит комбинированная противолодочная телеуправляемая торпеда G62ef «Кангуро» (она имеет электрическую ЭСУ и акустическую АСН). Конструктивно эта торпеда представляет собой комбинацию торпеды-носителя (калибр 533 мм) и малогабаритной торпеды Мк44, которая используется в качестве активной боевой части. До сближения с целью торпеда управляется по проводу с корабля-носителя. При сближении и захвате аппаратурой самонаведения по команде оператора боевая часть — торпеда Mk44 — отделяется от носителя и преследует цель самостоятельно.
Другую итальянскую торпеду типа A-184 планируют применять с надводных кораблей и подводных лодок. Эта торпеда универсальна по целям и предназначена для действия по надводным кораблям и подводным лодкам. Торпеда имеет многорежимную электрическую ЭСУ, телеуправление по проводу, а на конечном участке ее наведение осуществляется с помощью активно-пассивной АСН. В боевой части торпеды установлены неконтактный и контактный взрыватели.
Для ВМС ФРГ созданы противолодочная торпеда типа «Зеешланге» (носители — подводные лодки) и противокорабельная — типа «Сил». Особое внимание при их разработке обращалось на унификацию бортового оборудования.
Обе торпеды имеют электрическую ЭСУ с малошумным биротативным электрическим двигателем. Привод гребных винтов выполнен без редуктора. Серебряно-цинковая аккумуляторная батарея активируется в момент пуска. Управление торпедами осуществляется по проводам. Каждая из этих торпед оснащена активным и пассивным акустическими каналами АСН. Электронное оборудование сосредоточено в одном отделении. Для торпед разработано оборудование автоматического контроля за исправным состоянием в процессе длительного хранения.
Противокорабельной 533-мм торпедой «Сил» оснащены некоторые подводные лодки и сторожевые катера. Эта торпеда выпускается в двух модификациях: SST-4 и SUT. Первая предназначена для стрельбы по надводным кораблям с управлением по проводу. Оснащена активно-пассивной акустической АСН, контактным и неконтактным взрывателями, может передвигаться со скоростями 19, 23 и 35 уз при дальности хода соответственно 24, 22 и 19 км. Она снабжена ампульной серебряно-цинковой батареей. Торпеда второй модификации универсальна по целям, ее электронные узлы собраны на интегральных элементах.
На вооружение ВМС Швеции принята крупногабаритная торпеда TP61 с увеличенным радиусом действия и высокой скоростью хода. Торпеда управляется по проводу. Имеет тепловую ЭСУ, в которой окислителем является перекись водорода высокой концентрации, а топливом — этиловый спирт. Заряд взрывчатого вещества подрывается контактным и неконтактным взрывателями.