http://www.dogswar.ru/images/stories/podvodki/Scorpene-01.jpg

В последние годы Париж активно продвигает на международном рынке военно-морской техники НАПЛ типа «Scorpene» (Scorpène class). Причем уже само название этой субмарины как бы бросает вызов потенциальным конкурентам и визави. Ведь «скорпена» - это морской ерш, довольно опасная в природе рыба. Так что такое название новому типу подлодок было дано совсем не случайно - эти подлодки действительно могут очень больно «уколоть» противника. Проектирование неатомной подводной лодки типа «Scorpene», которые в последнее время продвигаются на международном рынке военно-морской техники под обозначением Scorpene 2000, было начато в конструкторском бюро французского кораблестроительного гиганта DCN еще в начале 1990-х годов.

Заметим, что данная компания является одним из старейших в семье кораблестроительных предприятий Европы - ее историю принято вести от военной судоверфи, строительство которой было начато в 1631 году по приказу самого кардинала Ришелье. Длительное время эта и другие верфи находились в прямом ведении государства и соответствующего министерства, но затем на их базе было решено сформировать компанию, в которой государство владело бы контрольным пакетом акций. Причем ей поручались проектирование и строительство как военных, так и гражданских судов, а также работа на экспорт. На завершающем этапе Холодной войны такая кораблестроительная компания носила название DCAN (Direction des Constructions et Armes Navales, в дословном переводе с французского - «Управление военного кораблестроения и вооружения»), но в 1991 году она была переименована в DCN (Direction des Constructions Navales, в дословном переводе - «Управление кораблестроения»).

Затем, в 2007 году на базе компании DCN, а также компании «Armaris», представлявшей собой совместное предприятие компаний DCN и «Thales Group», и компании MOPA2, отвечавшей за постройку нового французского авианосца, была создана новая компания, получившая название DCNS (Direction des Constructions Navales). Ну, a та, в свою очередь, в 2017 году была преобразована в судостроительную группу «Naval Group». Впрочем, предпроектные проработки неатомной субмарины нового поколения начались еще несколькими годами ранее. Впоследствии к французам присоединилась и основная испанская кораблестроительная компания Izar (впоследствии преобразована в новый судостроительный концерн - Navantia). Причем французы пошли на кооперацию с испанцами в вопросе строительства и совместного продвижения на внешнем рынке «Scorpene» с целью создать наибольшую конкуренцию своему главному сопернику в этой сфере военного кораблестроения - немецкому судостроительному концерну HDW (Howaldtswerke-Deutsche Werft), который среди иностранных, не российских, компаний долгие годы занимал пальму первенства в области постройки на экспорт подводных лодок с обычными энергоустановками.

Следует особо отметить тот факт, что разработчик - возможно, в целях еще большего повышения востребованности среди зарубежных заказчиков своей перспективной субмарины - сразу повел работы в направлении создания целого семейства новых неатомных подводных лодок, различавшихся по своим тактико-техническим элементам и обладавшим разным боевым потенциалом. Были проработаны следующие модификации субмарины класса «Scorpene»:
- базовая модель (Scorpene Basic, в настоящее время носит обозначение СМ-2000) - представляет собой подводную лодку с обычной дизель-электрической главной энергетической установкой (ГЭУ);
- базовая модель с ВНЭУ (Scorpene Basic - AIP, в настоящее время - АМ-2000 - AIP) - отличается от предыдущей версии в основном наличием в составе ГЭУ воздухонезависимой энергетической установкой (ВНЭУ) типа MESMA, которая является по своему статусу вспомогательной и позволяет существенно увеличить время непрерывного пребывания ПЛ под водой и повысить скрытность ее действий;
- компактная модель (Scorpene Compact, в настоящее время - СА-2000) - данная субмарина оснащается комбинированной главной энергетической установкой, включающей в свой состав типовую дизель-электрическую энергоустановку и ВНЭУ, а также имеет меньшие главные размерения и водоизмещение (в том числе за счет сокращения количества торпедных аппаратов и уменьшения боекомплекта для них), что, по мнению экспертов, позволяет использовать ее в мелководных и чрезвычайно стесненных условиях прибрежных районов морей. При этом в отличии от базовой модели с ВНЭУ, у данной субмарины воздухонезависимая энергоустановка является основной энергоустановкой, а не вспомогательной.

Фактически, речь шла о том, чтобы создать своего рода «субмарину модульного типа», предоставив заказчику возможность выбора из широкого набора опций. Так, например, в состав ГЭУ можно включить - или же, напротив, не включить - воздухонезависимую энергоустановку и два больших или четыре меньших по размерам и мощности дизель-генератора, а также выбрать «короткий» или «длинный» дизайн рубки (соответственно, с различным набором выдвижных устройств), сформировать исходя из своих задач состав комплекса вооружения и т.д. Можно даже врезать в средней части корпуса субмарины коффердам - специальную водонепроницаемую перемычку. Кроме того, важным достижением франко-испанской команды разработчиков стало существенное сокращение эксплуатационных расходов и увеличение межремонтного срока эксплуатации новых подводных лодок. Впоследствии к трем указанным выше модификациям добавилась еще одна - более крупная - модель, которая была разработана специально для ВМС Бразилии и получила обозначение S-BR.

НАПЛ «Scorpene» представляет собой подводную лодку однокорпусного типа: ее легкий корпус не охватывает прочный на всем протяжении последнего, как это имеет место быть на российских субмаринах аналогичного класса, а покрывает прочный корпус только в верхней его части и в районе носа и кормы. В зарубежных источниках указывается, что качестве базовой модели для корпуса новой субмарины специалистами была взята форма дизель-электрической подводной лодки типа «Albacore», признанная достаточно удачной в отношении гидродинамических характеристик. Также в ходе проектирования корпусных конструкций новой НАПЛ французские инженеры активно использовали опыт, приобретенный ими в процессе проектирования и строительства в интересах ВМС Франции стратегических атомных подводных ракетоносцев (ПЛАРБ) типа «Триумфан», вооруженных шестнадцатью баллистическими ракетами морского базирования (БРПЛ). При этом в корпусных конструкциях нашли применение новейшие композиционные и другие конструкционные материалы и решения.

Базовая модификация новой НАПЛ имеет максимальную длину 66,4 метра, максимальную ширину 8 метров и общую высоту от киля до верхнего среза рубки 12,3 метра. При этом средняя осадка подлодки составляет около 5,4 метра, а диаметр прочного корпуса - 6,2 метра. Прочный корпус подлодки изготавливается из судостроительной стали марки HLES 80, обладающей высоким пределом текучести. Это, по данным разработчика, обеспечивает НАПЛ «Scorpene» возможность быстрого и безопасного погружения на глубины до 350 метров без ограничений по характеру маневрирования и по количеству погружений/всплытий. Балластные цистерны расположены вне прочного корпуса, по две в носовой и кормовой оконечностях. Отличительной особенностью «Скорпены» является использование шумоизолирующих резинокордных амортизаторов, которые полностью изолируют внутренние блоки с механизмами и оборудованием от прочного корпуса подлодки. В особенности это касается отсеков, в которых находятся элементы главной энергоустановки и различные механизмы (электромоторный отсек субмарины, например, выполнен в виде единой секции весом 60 тонн).

Каждый двигатель, каждый насос, все трубы и силовые кабели подлодки помещены в оболочку из специального виброгасящего материала и крепятся к прочному корпусу через шумо- и вибропоглощающие пластины, выполненные из резино-каучука или упругого полимера. Наиболее же «шумные» механизмы обеспечены двухкаскадной амортизацией. Такая конструкция позволяет ограничить излучение наружу низкочастотного шума, производимого главной энергоустановкой и сопутствующим оборудованием. Впрочем, столь мощная шумоизоляция применена не ко всем отсекам субмарины. Например, жилые отсеки, крепятся непосредственно к прочному корпусу - без использования сложной амортизационной системы.

Кормовое оперение у подлодки - крестообразное, причем нижний вертикальный руль выполнен более коротким с целью обеспечения покладки подводной лодки на грунт. Носовые горизонтальные рули расположены не в носовой части корпуса субмарины, а на рубке - в ее передней части. Строительство НАПЛ «Scorpene» осуществляется с использованием модульного метода (в зарубежной литературе используется термин «uncoupled blocks»). Суть его в том, что секции собираются в модули, затем в них монтируется тяжелое механическое оборудование, после чего полученные таким образом секционные модули укрупняются и далее в них производится монтаж всех корпусных конструкций и механизмов. На конечном этапе осуществляется стыковка секций и дальнейший монтаж оборудования и систем субмарины.

В базовом варианте главная энергетическая установка французской подводной лодки «Scorpene» - дизель-электрическая. Одним из главных ее отличий является использование многофазных синхронных электромоторов переменного тока с постоянным магнитным возбуждением марки ЕРМ Magtronic мощностью 3,5 МВт, построенных на основе постоянных кобальтовых магнитов. Разработчик и производитель - французская компания Jeumont Industries. Первая такая установка, предназначенная для головной ПЛ чилийской серии, сначала в июле 2001 года прошла всесторонние испытания во Франции, а затем уже была отправлена на верфь испанской компании Navantia в городе Картахена. Последняя наряду с верфью во французском Шербуре была выбрана в качестве строителя подлодок по заказу ВМС Чили. Заказ на аналогичные субмарины базовой модификации также сделали Малайзия и Индия.

Упомянутый выше электромотор выгодно отличается от своих предшественников, поскольку расположенные в центральной его части ротор и статор, а также общая конструкция обеспечивают сравнительно быстрый доступ к механизмам для техобслуживания и ремонта. По данным производителя, электромотор имеет 26 конвертеров - каждый из них в случае поломки может быть легко заменен на исправный без выключения самого электромотора. В качестве источника необходимой для движения корабля и работы его систем электроэнергии на НАПЛ «Scorpene» используются четыре дизельных двигателя компании MTU, оснащенные генераторами переменного электрического тока производства компании Jeumont ndustries.

На субмарине установлены две группы аккумуляторных батарей - носовая и кормовая. На чилийских подлодках - это аккумуляторы немецкой компании Hagen, поскольку ВМС Чили на протяжении уже многих лет являются традиционным покупателем продукции данной компании. Интересно, что для обеспечения удобного и быстрого доступа к системам и механизмам ГЭУ французские конструкторы приняли решение врезать в этом месте в верхней части прочного корпуса большой люк размерами 3,5x2,7 метра, прозванный французскими инженерами «мягкий пластырь» или «голландский мост». Люк позволяет извлекать из подводной лодки крупногабаритное оборудование, вплоть до дизельного двигателя, без необходимости резать ее прочный корпус. Таким образом, существенно сокращается время докования (или оно не нужно вовсе) и снижаются расходы.

http://www.dogswar.ru/images/stories/podvodki/Scorpene-02.jpg

Впрочем, скептики указывают на ослабление конструкции НАПЛ вследствие наличия такой «дыры» в ее прочном корпусе. Однако по словам представителей компании DCN, «дизайн люка таков, что чем больше внешнее (забортное) давление, тем плотнее прижимается его крышка». В качестве подтверждения приводится многолетний удачный опыт эксплуатации аналогичных конструкций на французских атомных подводных лодках. Кроме того, как уже указывалось, две из трех модификаций НАПЛ «Scorpene» имеют комбинированную главную энергетическую установку, в состав которой включена воздухонезависимая ЭУ типа MESMA. Необходимо при этом добавить, что фактически ВНЭУ может быть не только установлена на этой ПЛ в ходе ее строительства, но и может сравнительно легко и без ущерба боевому потенциалу подлодки устанавливаться на субмарине уже в процессе эксплуатации корабля на флоте в ходе ремонта и модернизации.

MESMA, сокращение от французского названия «Module d'Energie Sous-Marine Autonome» («автономная энергетическая (двигательная) установка подводной лодки») представляет собой паротурбинную энергоустановку замкнутого цикла, в которой для получения пара используется тепловая энергия от сжигания в специальной камере топлива и кислорода. Последний хранится в жидком виде под низким давлением в специальной криогенной цистерне, производимой заводом компании Air Liquide недалеко от Гренобля, и подается в камеру сгорания в автоматическом режиме уже в газообразном виде. Кислородная цистерна разработана на основе аналога, используемого в ракете-носителе «Ariane». Выходную мощность ВНЭУ можно регулировать путем контроля уровня подачи компонентов газовой смеси в камеру.

Продуктами «жизнедеятельности» камеры сгорания газовой смеси, температура в которой достигает 700 градусов С и более, являются обычные вода и углекислый газ. Последний под избыточным давлением до 60 бар может быть легко утилизирован за борт без дополнительного использования компрессора (это возможно на глубинах до 600 метров и даже более). На максимальной же глубине использования НАПЛ «Scorpene», т.е. около 350 метров, для этой цели достаточно избыточного давления в 35 бар. Расчетный срок службы камеры сгорания составляет не менее 30 лет, что вполне сопоставимо со сроком службы самой подводной лодки и, таким образом, не требует замены данной составной части ВНЭУ в ходе эксплуатации субмарины. Естественно, за исключением ситуации с ее поломкой.

Получаемая в результате вышеописанного процесса тепловая энергия преобразуется в электрическую за счет применения «цикла Ранкина» - идеального термодинамического кругового процесса, в котором теплота превращается в работу (или наоборот). Работа достигается путем использования установки в составе парогенератора (последний выполнен преимущественно из никелевых сплавов), малошумных высокооборотных турбогенераторов переменного тока и изготовленного из никель-алюминий-бронзового сплава конденсатора (фактически последний - это охладитель второго контура).

Пар приводит в движение паровую турбину, имеющую скорость вращения до 10 тысяч оборотов в минуту и номинальную выходную мощность не менее 200 кВт. Этой энергии вполне достаточно для развития НАПЛ «Scorpene» подводного хода в 4 узла - длительность плавания составит в этом случае около 250 часов. В то же время это не позволяет субмарине достигать более высоких скоростей для, к примеру, стремительного отрыва от преследования. В последнем случае придется использовать традиционные аккумуляторные батареи. Впрочем, по заявлению французских специалистов, скорость хода на воздухонезависимой энергоустановке можно увеличить путем повышения мощности турбины и электрогенераторов.

Отработавший на турбине пар подается в конденсатор, в котором используется забортная вода, где он охлаждается. При этом забортная вода уходит обратно, а полученный конденсат используется по замкнутому циклу - подается в парогенератор. Общее количество опресненной воды в контуре парогенератор-конденсатор составляет чуть более 500 литров. Все вращающиеся или двигающиеся механизмы ВНЭУ установлены на подлодке с использованием специальных двухкаскадных амортизаторов. Управление установкой осуществляется с общего пульта системы управления подводной лодкой Shipmaster, расположенного в центральном посту подлодки.

Интересно, что французские инженеры называют свое детище не иначе как «атомная энергоустановка во всех аспектах, за исключением лишь того, что у нее другой главный контур». По их данным, MESMA не повышает заметность находящейся в подводном положении НАПЛ ни в одном диапазоне (в том числе и благодаря тому, что в ней отсутствуют возвратно-поступательные механизмы). Даже за счет удаления за борт продуктов сгорания газовой смеси. «Мы провели соответствующее испытание в море недалеко от Тулона, для чего использовали тестовую платформу с камерой и необходимой аппаратурой для замера получаемых пузырьков и т.п. Поэтому мы можем со всей уверенностью утверждать, что «выхлопные» пузырьки настолько малы, что они не достигают поверхности моря, практически исчезая уже в 2 метрах над подлодкой», - отмечали в свое время представители компании DCN.

Следует отметить, что установка типа MESMA является совместной разработкой консорциума французских фирм Air Liquide (работы в области использования кислорода и криогенных технологий), Bertin Technologies (разработала камеру сгорания на базе опыта, полученного в процессе многолетних работ в области космической техники), DCN (общее проектирование, управление и маркетинг), Framatome Thermodyn (паровая турбина и электрогенераторы) и Technicatome (системы безопасности), к которому позднее присоединилась испанская компания Bazan (преобразована позднее в компанию Izar, а в начале 2005 года - в компанию Navantia).

По заявлению разработчиков, использование на НАПЛ «Scorpene» данной ВНЭУ позволит увеличить длительность непрерывного подводного плавания в 3-4 раза по сравнению с традиционной дизель-электрической ГЭУ. Это обеспечит субмарине возможность находиться под водой без всплытия не менее 18 суток и преодолевать расстояние до 1500 миль. Причем излишек вырабатываемой ВНЭУ электроэнергии может быть использован для подзарядки аккумуляторных батарей. Представители разработчика при этом особо указывают на такое важное преимущество ВНЭУ типа MESMA над применяемыми на немецких неатомных подлодках проектов 212А и 214 установок на топливных элементах (fuel cells), как возможность дозаправки установки MESMA практически в любом порту. И даже, если кислорода в порту или базе не окажется, его можно получить в близлежащем медицинском учреждении или аэропорту. В то же время для перезарядки немецких ВНЭУ требуется оборудование, вырабатывающее чистый водород, необходимый для топливных элементов (ячеек). Да и сам процесс перезарядки последних достаточно сложен и требует больше времени.

Пульт управления движением НАПЛ типа «Scorpene» поставляется компанией Alstom и одним из подразделений главного подрядчика DCNS Ruelle. Он включает в себя две выполненные в ударопрочном исполнении ЭВМ, джойстики и два 18-дюймовых (45,7 см) плоских монитора. DCNS Ruelle представляет собой специализированный проектно-производственный центр, расположенный в городе Рюэль-сюр-Тувр - сердце одноименного кантона, находящегося в департаменте Шаранта в регионе Пуату-Шаранта. Здесь также осуществляется выпуск интегрированной системы управления кораблем Shipmaster (integrated platform management system - IPMS). Применительно к строящимся для ВМС Чили подводным лодкам типа «Scorpene», пульт управления данной интегрированной системы включает два ударопрочных компьютера, четыре 18-дюймовых монитора и один большой 21-дюймовый (53,3 см) монитор. Средства отображения позволяют вахтенному офицеру получать в реальном масштабе времени исчерпывающую информацию о состоянии всех систем субмарины, что способствует более эффективному управлению ею, в том числе и в ходе борьбы за живучесть.

Обмен данными между пультом управления системы Shipmaster и различными корабельными системами осуществляется через волоконно-оптическую магистраль типа Ethernet. Первоначально пропускная способность последней составляла 10 Мб в секунду, но затем было принято решение увеличить ее до 100 Мб в секунду - для обеспечения оперативной передачи получаемой через электронно-оптический перископ видео- и иной информации. В нормальном режиме работы для пульта управления движением и для консоли системы Shipmaster требуется только по одному оператору. Однако в последующем, начиная с малайзийских «Скорпен», было решено объединить оба пульта (консоли) на базе пульта системы Shipmaster, что позволило сократить число операторов до одного. Кроме того, предусмотрена возможность установки на данные субмарины по требованию заказчика аналогичного оборудования других производителей, если оно более полно отвечает требованиям этого заказчика.

В качестве автоматизированной системы боевого управления (АСБУ) на подлодках типа «Scorpene» используется лодочная АСБУ модели SUBTICS (Submarine Tactical Integrated Combat System, в дословном переводе - «тактическая интегрированная система боевого управления для подводных лодок»), которая обеспечивает эффективное управление ракетно-торпедным, гидроакустическим и радиотехническим вооружением, а также различными системами общего управления субмарины. SUBTICS разработана компанией UDS International, являющейся совместным детищем французских компаний DCN International и Thales (каждый из основателей владел 50% акций). Впервые данная АСБУ была установлена на пакистанских подлодка типа «Агоста-90Б», хотя и в несколько усеченной конфигурации. В принципе, UDS International и была-то создана в мае 1995 года именно в целях исполнения работ по пакистанскому контракту. В настоящее время система SUBTICS находится в продуктовой линейке собственно обновленной компании DSNS, которая обслуживает ее у заказчиков.

На данную АСБУ заведено управление всеми средствами гидроакустики, ракетным, торпедным и радиотехническим вооружением (в том числе АСБУ осуществляет контроль за погрузкой-разгрузкой боезапаса), а также другими системами подводной лодки. В качестве операционной системы применена ОС UNIX, программный язык для приложений - С и С+, протоколы обмена - TCP и UDP/IP (для данных) и X-Windows/Motif (для графики). По заявлению разработчика, поскольку АСБУ построена по принципу «открытая архитектура», имеется возможность для подстройки ее под любые возможные условия эксплуатации. Более того, потенциальные заказчики могут выбирать практически любой комплекс радиотехнического и гидроакустического вооружения на свое усмотрение - это никак не отразится на характеристиках АСБУ и не вызовет снижение боевого потенциала субмарины. То же относится и к системам торпедного и ракетного вооружения.

Операторы АСБУ располагаются в центральном посту подводной лодки перед несколькими рабочими консолями, которые объединены в единый пульт управления. В случае с чилийскими подлодками таких консолей - шесть штук. В роли средств отображения информации при этом были выбраны плоские панели модели FD246, разработанные компанией BarcoView - по две панели на консоль. На экранах отображается различная информация, в том числе о свойствах водной среды (плотность и температура), а также уровень собственного акустического поля субмарины. Отмечается, что одним из достоинств устанавливаемого на «Scorpene» варианта SUBTICS по сравнению с той ее модификацией, которая установлена на пакистанских ПЛ типа «Агоста-90Б», является более совершенное программное обеспечение и более мощные процессоры. Кроме того, модификация АСБУ у «Скорпен» для ВМС Чили получилась намного легче и занимает меньше места, чем на пакистанских ПЛ. Так, для обработки сигналов гидроакустического комплекса на чилийских «Scorpene» используются два приборных шкафа вместо трех на пакистанских «Агостах-90Б».

Отличительной особенностью системы управления НАПЛ типа «Scorpene» является блокировка такого маневра, как «прыжок кита», когда субмарина словно касатка выскакивает во время экстренного всплытия из воды и со всего размаху «плюхается» обратно в воду. Решение запретить на программном уровне такой маневр было принято под давлением французских проектировщиков, считающих его чрезвычайно опасным для конструкций подлодки. В частности, для цистерн балласта, которые могут быть повреждены при ударе корпуса субмарины о воду после прыжка. Кроме того, по утверждению специалистов DCNS, система управления процессом погружения-всплытия их подлодки обеспечивает высокую степень контроля за глубиной и исключает вероятность так называемого «эффекта мертвого листа».

http://www.dogswar.ru/images/stories/podvodki/Scorpene-03.jpg

АСБУ типа SUBTICS прошла длительную и всестороннюю проверку на головной пакистанской НАПЛ типа «Агоста-90Б». В том числе были проведены боевые стрельбы всеми видами торпедного и ракетного оружия, входящими в состав вооружения данных субмарин. Так, в 2001 году с головной ПЛ этого типа, «Халид», пакистанские подводники выполнили ракетную стрельбу ПКР SM39 «Экзосет» на максимальную дальность из подводного положения. Разработчики данной АСБУ сознательно отошли от присвоения каких-либо дополнительных шифров типа Мк или Mod, хотя комплекты для подлодок разных заказчиков отличаются. И по некоторым параметрам - существенно. Суть этого решения в том, чтобы не вызывать кривотолков по поводу того, что, дескать, «одна модификация АСБУ более продвинута, чем другая». Хотя, в принципе, каждая последующая модель действительно является «более продвинутой», поскольку впитывает в себя последние достижения научно-технического прогресса, в основном - в области компьютерной техники.

В рубке НАПЛ типа «Scorpene» установлены выдвижные устройства, в стандартной комплектации - семь штук. При этом только мачта командирского перископа (или как его еще называют - перископа атаки) выполнена проникающей в прочный корпус (внутрь последнего проникает также и магистраль подачи воздуха в ПЛ, в т.ч. для ГЭУ). Остальные устройства изготовлены в телескопическом и непроникающем исполнении. Таким образом, на подлодке в базовом варианте имеются: командирский перископ (производитель - французская компания SAGEM), оптико-электронная перископная система (компания SAGEM), связная антенна (на чилийских лодках - это система связи SP100C в виде заваливающейся антенны), РЛС отображения надводной обстановки (Kelvin Hughes 1007) и комплекс радиотехнической разведки AR900 (поставляется американской компанией Condor Systems). Имеется также подъемно-опускная мачта устройства для работы дизеля и компрессора под водой и подачи воздуха внутрь подлодки.:

На НАПЛ типа «Scorpene» устанавливается современный гидроакустический комплекс (ГАК), разработанный компанией Thales Underwater Systems и во многом схожий по своему составу с аналогичным комплексом, размещенным на НАПЛ типа «Агоста-90Б» пакистанских ВМС. Исключение составляет гибкая протяженная буксируемая антенна, которая, к примеру, на чилийских НАПЛ типа «Scorpene» была заменена на две плоские бортовые пассивные низкочастотные гидроакустические антенны типа TSM 2253 с рабочей частотой 10-15 килогерц для шумопеленгования сигналов гидролокаторов субмарин противника на средних и дальних дистанциях.

Кроме того, на купленных Чили подлодках в состав ГАК были включены следующие гидроакустические антенны:
- цилиндрическая носовая гидроакустическая антенна для приема и излучения сигналов в секторе носовых курсовых углов (размещена в носу, в нижней части корпуса вне прочного корпуса под торпедными аппаратами в специальной изолированной выгородке);
- одна комбинированная антенна активной гидроакустической станции (ГАС) или же две антенны, каждая из которых работает на свой борт (антенны правого и левого бортов). И в первом, и во втором случаях они располагаются над цилиндрической антенной ГАК;
- антенна станции гидроакустической разведки, которая предназначена для осуществления поиска и обнаружения сигналов гидролокаторов и головок самонаведения торпед противника в диапазоне частот от 2,5 до 100 килогерц (производитель ~ французская компания Thales Safare из Ниццы);
- шумопеленгаторная антенна (станция) с распределенной обработкой информации, работающая в диапазоне частот до 20 килогерц.

Большинство из перечисленных выше гидроакустических антенн построено на базе разработанных компанией Thales Underwater Systems пьезоэлектрических полимерных преобразователей типа PVDF. Они представляют собой небольшие легкие конформные панели модульного типа, которые легко устанавливаются и могут быть достаточно быстро заменены в случае их выхода из строя. Например, рассматривавшиеся выше бортовые шумопеленгаторные антенны имеют аж 96 таких панелей. В составе АСБУ SUBTICS для каждой антенны гидроакустического комплекса выделен отдельный охлаждаемый приборный шкаф (блок), в котором находится аппаратура преобразования поступающих от гидроакустических антенн сигналов из аналоговой формы в цифровую. Причем, по словам разработчиков аппаратуры, процесс оцифровки данных практически бесшумен.

Интересно, что на чилийских НАПЛ типа «Scorpene» упомянутые шкафы (блоки) заполнены различными элементами лишь на две трети, а оставшийся объем может быть использован для установки дополнительного оборудования или для проведения работ по его модернизации. В комплекс вооружения НАПЛ типа «Scorpene» также включены гидроакустические ловушки-имитаторы цели и другое оборудование. Бразильские подводные лодки имеют в целом схожий с чилийскими, малайзийскими и индийскими «систер-шипами» состав гидроакустического и радиотехнического вооружения, но с некоторыми отдельными отличиями.

Ударное вооружение НАПЛ типа «Scorpene» представлено противокорабельными ракетами и несколькими типами торпед, для стрельбы которыми используются шесть 533-мм торпедных аппаратов (ТА). Общий боезапас - 18 единиц (по некоторым данным, на бразильских подлодках боезапас включает 18 торпед и 8 ракет). Взамен ракет и торпед подлодка может брать на борт и скрытно выставлять морские мины общей численностью до 30 штук (например, французские мины FG-29 или мины других типов). Торпедные аппараты находятся в носовой части субмарины и расположены в три ряда, по два ТА в каждом. Причем два из них оборудованы системой принудительной стрельбы с пневматическими толкателями.

Сама труба торпедного аппарата - несколько шире, чем применяемые боеприпасы, и имеет три упорных и один направляющий рельсы. Последний оборудован специальными замками для удержания ракеты или торпеды в правильном положении. Таким образом, ракета (торпеда) просто въезжает в трубу ТА и фиксируется там. Во время стрельбы открывается передняя крышка торпедного аппарата и бое-припас принудительно выталкивается из него. Одновременно забортная вода проникает в трубу ТА благодаря наличию достаточно большого зазора между боеприпасом и внутренней стенкой ТА. По словам разработчиков, такая система имеет несколько преимуществ перед традиционными торпедными аппаратами подводных лодок.

Во-первых, отсутствует необходимость заполнять трубу ТА водой перед открытием передней крышки, поэтому в прочном корпусе присутствует лишь одно отверстие - непосредственно для трубы ТА (система заполнения ТА водой с необходимыми трубами забора воды извне отсутствует, как, впрочем, и система с баллонами сжатого воздуха).
Во-вторых, система принудительного выстреливания боеприпаса позволяет достаточно быстро и легко избавляться от «проблемных» торпед или ракет, которые дали утечку топлива или не прошли соответствующий тест. Аварийный боеприпас просто загружается в ТА и без запуска его собственного двигателя словно поршнем выталкивается наружу.
В-третьих, такой способ стрельбы позволяет эффективно применять оружие в таких критических условиях, как маневрирование подлодки.

Следует также отметить, что на НАПЛ «Scorpene» были установлены новая модификация устройства быстрого заряжания ТА и универсальный погрузочный люк, позволяющий загружать в субмарину и выгружать из нее как торпеды различного типа, так и ракеты в транспортно-пусковых контейнерах. Торпеды и ракеты хранятся на многоярусных стеллажах и с помощью специальных механизмов подаются на центральную платформу, которая поднимает или опускает боеприпас и подает его вперед для зарядки в ТА. По заявлению разработчиков подводной лодки, для управления процессом заряжания ТА и обеспечения стрельбы требуется всего два человека. Скорость заряжания составляет не более двух минут для одного аппарата.

Ракетное оружие подлодки - противокорабельные крылатые ракеты (ПКР) SM-39 «Exocet», производимые транснациональной европейской компанией MBDA. Причем их применение возможно только из двух торпедных аппаратов, оборудованных системой принудительной стрельбы с пневматическими толкателями, поскольку остальные торпедные аппараты не оборудованы системой управления ракетной стрельбой. Данная ПКР была принята на вооружение французских ВМС в 1985 году и запускается из торпедных аппаратов подводных лодок в специальных транспортно-пусковых контейнерах (ТПК) типа VSM. Последний имеет длину 5,8 метра, диаметр 533 миллиметров и весит около 675 кг. Он полностью герметичен и может безопасно вьщерживать давление воды до 300 миллибар.

Контейнер SM-39 «Exocet» состоит из трех частей:
- носовой части, имеющей обтекаемую форму и предназначенной для уменьшения сопротивления воды при движении в ней контейнера с ракетой;
- центральной части цилиндрической формы, служащей для размещения и крепления самой ракеты - неподвижно при помощи двух башмаков-колодок четырехсегментной формы;
- кормовой части, в которой размещены твердотопливный ракетный двигатель, аккумуляторные батареи, силовые приводы и которая имеет хвостовое оперение в виде восьми элеронов, позволяющее во взаимодействии с газовой струей двигателя осуществлять управляемое движение ТПК под водой.

Собственно же сама ракета имеет длину 5,21 метра, диаметр 350 миллиметров, размах крыла 1 метр и массу до 660 кг. Она оснащена комбинированной системой наведения в составе инерциальной навигационной системы (ИНС) для маршевого участка и активной радиолокационной головки самонаведения (РЛ ГСН) для конечного участка траектории полета. Причем частота излучения РЛ ГСН изменяется по заранее заданной программе, а в случае сложной помеховой обстановки ГСН может переходить в резервный режим электронно-оптического наведения. Дальность стрельбы ПКР составляет от 4 до 50 км при максимальной скорости полета около М=0,93. Боевая часть массой 165 кг наполнена взрывчатым веществом фугасного действия, благодаря двум контактным взрывателям замедленного действия ее подрыв осуществляется внутри атакуемого объекта. Имеется также один неконтактный взрыватель устройства самоликвидации ракеты. По расчетам специалистов, наиболее эффективным для контактных взрывателей ПКР SM-39 «Exocet» является угол встречи ракеты с целью, равный 70 градусам, то есть когда ракета как бы падает на корабль.

В зарубежных источниках также утверждается, что на бразильских подводных лодках данного семейства возможно применение противокорабельной крылатой ракеты национальной разработки MANSUP (сокращение от «Missil Antinavio Nacional», что можно перевести как «национальная противокорабельная ракета»). Также данная ПКР известна под обозначениями MAN-1 (первоначальное рабочее название) и AV-RE40. Разработка этой ракеты, имеющей дальность пуска около 100 км, была осуществлена по заказу ВМС Бразилии консорциумом компаний в составе Avibras, Mectron, Atech и Omnisys. Утверждается, что в ходе ее проектирования были использованы наработки специалистов MBDA по программе «Экзосет».

Торпедное вооружение НАПЛ типа «Scorpene» довольно разнообразное, в него могут включаться следующие типы торпед:
- «Black Shark» совместной раззаботки компаний WASS и DCNS;
- универсальная электрическая F17 Mod.2 компании DCNS;
- DM2A4 компании STN Atlas Eiektronik;
- более старые торпеды SUT 266 той же компании;
- Torpedo 2000 компании SAAB (подразделение SAAB Bofors Underwater Systems);
- Mk 48 ADCAP американской компании Raytheon.
Торпедная стрельба выполняется методом самовыхода торпеды из ТА.

Согласно данным компании-проектанта, по желанию заказчика в средней части корпуса НАПЛ типа «Scorpene» по обе стороны от аварийно-спасательного люка могут быть врезаны две водонепроницаемые переборки, что позволит соорудить таким образом отсек-убежище на весь экипаж. Это создаст еще и уверенность в том, что при повреждении прочного корпуса в носовой или кормовой части субмарины вторая ее часть останется герметичной и не подвергнется затоплению. В этом же отсеке можно также складировать необходимые средства спасения и запас продуктов. Впрочем, чилийские моряки отказались от установки отсека-убежища, причем по весьма интересной причине: по их утверждению, подводные лодки ВМС Чили почти 99% всего времени нахождения в море оперируют в его глубоководных районах - у побережья этой страны континентальный шельф имеет небольшую протяженность, а потому в случае получения ПЛ сильных повреждений, которые повлекут за собой заполнение половины ее внутреннего пространства забортной водой, она не ляжет на грунт, а провалится на запредельную глубину. А это все равно вызовет разрушение прочного корпуса субмарины, а соответственно и отсека-убежища.

На НАПЛ типа «Scorpene» установлен традиционный аварийный радиобуй, который размещается по корме за рубкой. Его можно выпустить либо вручную, либо он отделиться автоматически при достижении подлодкой заранее установленной на нем глубины. В распоряжении личного состава также имеются пусковые устройства для сигнальных (осветительных) ракет. На подлодке установлен стационарный газоанализатор воздушной среды, стационарная дыхательная система (200 индивидуальных точек с масками для дыхания кислородной смесью), аварийные запасы пищи, воды и медицинских препаратов, а кроме того - устройство для приема таковых от внешних источников (водолаза-спасателя или глубоководного спасательного аппарата). Для одиночного выхода личного состава из аварийной подводной лодки на глубинах до 180 метров может быть использован аварийно-спасательный люк. На больших глубинах спасение людей возможно только с использованием глубоководного спасательного аппарата, для крепления которого к корпусу НАПЛ на таковом имеются специальные стыковочные устройства.

В настоящее время неатомные подводные лодки семейства «Scorpene» в различном варианте исполнения и комплектации ракето-торпедного, гидроакустического и радиотехнического вооружения находятся в боевом составе военно-морских сил Бразилии, Индии, Малайзии и Чили (причем в интересах бразильского флота на базе НАПЛ типа «Scorpene» разработан еще и проект многоцелевой атомной подлодки - головной корабль находится в постройке). Производителем ведутся переговоры и с другими потенциальными заказчиками.

Тактико-технические характеристики НАПЛ типа «Scorpene»
Тип корабля - ДСЭПЛ
Скорость (надводная) 12 узлов
Скорость (подводная) 20 узлов
Рабочая глубина погружения 200 метров
Предельная глубина погружения 280 метров
Автономность плавания 50 суток
Экипаж 31 чел
Водоизмещение надводное 1565 тонн
Водоизмещение подводное 2000 тонн
Длина наибольшая (по КВЛ) 70 метров
Ширина корпуса наиб. 6,2 метра
Средняя осадка (по КВЛ) 5,8 метров
Минно-торпедное вооружение - 6 ТА калибра 533 мм, запас 18 торпед; или до 30 мин
Ракетное вооружение - Возможна установка ПКР SM-39 «Exocet»