Информация о разработке американской РСЗО M142 HIMARS впервые на свет появилась в 1994 году. Хотя первые проработки и обоснование необходимости создания такой системы в США начались уже в середине 80-х годов XX века. Это было связано необходимостью оснащения частей и подразделений морской пехоты, воздушно-десантных войск и сил быстрого развертывания высокомобильными пусковыми установками, пригодными для переброски по воздуху на любой театр военных действий, а также в связи с появлением информации о появлении в СССР новой РСЗО «Смерч», способной вести стрельбу ракетами калибром 300 мм с кассетной боевой частью с самоприцеливающимися боевыми элементами на дальность до 90 км.
Компания Loral Vought Systems начала работы по исследованию возможности разработки и интеграции шестиствольного транспортно-пускового контейнера (ТПК) для монтажа на гусеничных и колесных шасси автомобилей средней грузоподъемности и для пуска с них реактивных снарядов калибром 227 мм. Это была программа по созданию высокомобильной артиллерийской реактивной системы HIMARS (High Mobility Artillery Rocket System) была нацелена на создание РСЗО с возможностью воздушной транспортировки посредством военного транспортного самолета типа C-130 Hercukes. Операция Just Сause («Правое дело»), проводившаяся в декабре 1989 года в Панаме, ясно продемонстрировала необходимость этой возможности. В июне 1990 года, армия США начала вырабатывать технические требования для легковесного варианта системы MLRS на шасси грузового автомобиля. Опытный образец такой MLRS был впервые продемонстрирован в сентябре 1994 года.
В начале 1996 года командование управляемым вооружением армии США заключило с компанией Lockheed Martin Missiles и Fire Control контракт на сборку опытных образцов боевых машин РСЗО HIMARS на сумму 22,3 миллиона USD. По условиям контракта сроком на 53 месяца специалисты компании собрали четыре опытных образца боевых машин и три из них передали на двухгодичные испытания заказчику в 18-й воздушно-десантный корпус артиллерии. Четвертая машина была оставлена для заводских испытаний и оценки, проводившихся силами и средствами компании-разработчика в Далласе. В июле 1998 года специалисты сухопутных войск США успешно произвели стрельбовые испытания ракетами комплекса ATACMS с опытного образца боевой машины РСЗО HIMARS.
По условиям контракта на заводах компании-разработчика, расположенных в Далласе, штат Техас, и Кандеме, штат Арканзас, были собраны шесть боевых машин HIMARS для войсковых испытаний в сухопутных войсках США и их оценки перед заключением контракта на начальное мелкосерийное производство. В качестве пусковой установки на боевой машине M142 РСЗО HIMARS используется один стандартный транспортно-пусковой контейнер боевой машины (БМ) РСЗО MLRS для стрельбы шестью ракетами калибра 227 мм или одной тактической (оперативно-тактической) баллистической ракетой ATACMS. Этот ТПК взаимозаменяем с ТПК РСЗО M270A1, и составляет половину боекомплекта этой РСЗО.
Боевая машина M142 РСЗО HIMARS создана на базе трёхосного колесного шасси FMTV (Family of Medium Tactical Vehicles - семейство средних тактических автомобилей) армии США. Артиллерийская часть монтируется на доработанном шасси 5-т грузового автомобиля Stewart & Stevenson с колесной формулой 6x6. Боевая масса БМ РСЗО HIMARS составляет немногим больше, чем половина боевой массы стандартной боевой машины РСЗО M270. Специалисты морского корпуса также изучали возможность монтажа артиллерийской части на доработанном шасси среднего тактического грузового автомобиля снабжения грузоподъёмностью 7 т. Боевая машина может транспортироваться транспортным самолётом типа C-130 Hercules. Вторая серия заводских квалификационных испытаний (или серия II) РСЗО HIMARS начались в ноябре 2003 года и включала стрельбы неуправляемым реактивным снарядом M26, ракетами MGM-140B (Block IA) и MGM-164A (Block II) оперативно-тактического комплекса ATACMS и 240-мм управляемыми реактивными снарядами GMLRS M30 системы MLRS. Правда, не сообщалось и не сообщается таких деталей, как возможность использования одного и того же шасси для монтажа ТПК для стрельбы ракетами различных калибров, т.к. возникает мнение, что на платформе одного шасси одного типа шасси возможен монтаж только ТПК со снарядами одного калибра.
В марте 2003 года был подписан контракт на мелкосерийное производство РСЗО HIMARS, согласно которому для армии США планировалось закупить 89 боевых машин M142 HIMARS, а для корпуса морской пехоты США - четыре БМ. Полагали, что совместная закупка двумя ведомствами в перспективе в рамках программы будет составлять более чем 900 боевых машин. В январе 2004 года заводские испытания опытного образца боевой машины реактивной системы HIMARS на соответствие тактико-техническому заданию завершились. Для проведения этих испытаний в рамках существующего контракта были собраны семь боевых машин системы M142 HIMARS и модернизированы до варианта для мелкосерийного производства. Модернизация включает: дооснащение недорогим пультом управления огнём, усовершенствование интерфейсов (т. е. элементов и блоков, с помощью которых осуществляется эксплуатация) системы вооружения, механизма горизонтального наведения, процессора блока навигационной системы определения местоположения, пусковой установки и интерфейса связи V.24.
Проведенные испытания подтвердили высокие тактико-технические и эксплуатационные характеристики РСЗО M142 HIMARS. Во время одного из испытаний опытного образца боевая машина системы M142 HIMARS была доставлена на территорию восточного полигона Форт Силл (Fort Sill, штат Оклахома) военно-транспортным самолётом типа C-130. Боевая машина РСЗО была выгружена менее чем за пять минут. Затем она выдвинулась на огневую позицию и получив боевую задачу по цифровому каналу обмена данными выполнила пуск шести учебно-тренировочных реактивных снарядов. В совместных учениях участвовали: расчет БМ M142 РСЗО MLRS сухопутных войск США и расчет командования и управления корпуса морской пехоты. В войска РСЗО HIMARS начала поступать с середины июня 2005 года. Первым сертифицированным подразделением, освоившим систему HIMARS, стал 3-й дивизион 27-го полка полевой артиллерии 18-й бригады полевой артиллерии XVIII-го воздушно-десантного корпуса США, дислоцировавшегося в Форте Брэгг (Fort Bragg, штат Северная Каролина). В армии США XVIII-й воздушно-десантный корпус называется «Корпус Америки для непредвиденных обстоятельств» (America's Contingency Corps).
Первые боевые машины M142 HIMARS выпускались и поставлялись с небронированными кабинами. Однако в конце 2006 года компания Lockheed Martin получила от армии США контракт на сумму 15,8 миллиона USD на разработку кабины боевой машины с повышенным уровнем защиты номеров расчёта. По условиям контракта, до 30 сентября 2010 года специалисты BAE Systems должны были выполнять работы по ее усовершенствованию. Кабины боевых машин РСЗО получили дополнительное бронирование, обеспечивающее баллистическую защиту от пуль, осколков снарядов и мин. Правда, уровень баллистической защиты нигде не сообщается. В пресс-релизе компании Lockheed Martin от 28 марта 2008 года было сообщено о первом пуске четырёх управляемых снарядов с использованием новой универсальной системы управления огнём, которая является эволюционным блоком с возможностью модернизации системы управления огнём РСЗО MLRS и обеспечивает возможность стрельбы управляемыми снарядами, в конструкции которых использована помехозащищённая технология. По условиям контракта на заводах компаний, расположенных в Далласе (штат Техас) и Кандеме (штат Арканзас), должны были быть собраны шесть боевых машин системы M142 HIMARS для проведения развернутой программы испытаний в сухопутных войсках США перед заключением контракта на начальное мелкосерийное производство.
В середине 2008 года при стрельбе управляемым реактивным снарядом GMLRS осуществленной с боевой машины M142 HIMARS был достигнут новый показатель дальности полёта - 85 км. По прошествии чуть более года, 5 ноября 2009 года в пресс-релизе компании Lockheed Martin было сообщено, что в результате пуска управляемой ракеты GMLRS с боевой машины системы M142 HIMARS была достигнута максимальная дальность полёта уже в 92 км. Стоит отметить, что отсутствует информация о тактике применения управляемых снарядов. Не ясно, решена ли задача их залпового пуска с идентификацией каждым снарядом своей цели или применение таких снарядов подразумевает отход от залповой стрельбы.
Чуть ранее, 25 марта 2009 года, в пресс-релизе компании Lockheed Martin было сообщено, что на полигоне White Sands (полное наименование White Sands Missile Range, штат Нью-Мексико) состоялись испытания, в ходе которых с БМ M142 HIMARS были запущены 2 зенитные управляемые ракеты (ЗУР) SLAMRAAM. Испытания, во время которых все цели были достигнуты, включали эксплуатационные испытания модифицированных ракет и сборку рельсовых направляющих для SLAMRAAM в свободном контейнере, переделанном из ТПК для пуска ракет комплекса ATACMS. При пуске зенитной ракеты применялась система управления огнём РСЗО M142 HIMARS c доработанным программным обеспечением. После завершения работ по модернизации системы управления огнём и создания транспортно-пусковых контейнеров для ЗУР SLAMRAAM планировалось, что они поступят на вооружение. В соответствии с планами командования ВС США, боевые машины системы M142 HIMARS, оснащённые зенитными управляемыми ракетами, должны были применяться в рамках распределенной сетецентрической системы противовоздушной обороны. Однако распространения боевые машины системы M142 HIMARS, оснащённые зенитными управляемыми ракетами, не получили.
Параллельно с разработкой и испытаниями РСЗО M142 HIMARS с начала 2000-х годов подразделением Missiles and Fire Control компании Lockheed Martin велась разработка ракеты Р44 для высокоточного уничтожения движущихся целей на больших дальностях, запускаемой с боевых машин РСЗО MLRS и HIMARS. Для запуска этой ракеты был разработан специальный контейнер на 10 ракет. Опытный образец ракеты Р44 обладал возможностью работы в режиме вспомогательного инерциального наведения с помощью системы GPS (для поражения стационарных целей) и с миниатюрной головкой самонаведения из программы по единой многоцелевой ракете JCM (Joint Common Missile). В конструкцию опытного образца ракеты входила головка самонаведения с тремя режимами работы: доплеровском радиолокационным, работающим в миллиметровом диапазоне волн для всепогодного применения и поражения движущихся целей, в охлаждаемом инфракрасном режиме для определения и классификации целей и полуактивном лазерном режиме для поражения целей с использованием целеуказания.
Для обеспечения необходимой скорости полета ракеты конструкторы выбрали стартовый ускоритель калибра 177 мм, имеющий низкую стоимость и возможность дальнейшей модернизации. В конструкцию опытного образца ракеты могла входить увеличенная головная часть ракеты Hellfire II или кумулятивная головная часть с формирующим устройством. Определенный потенциал развития был заложен в направлении увеличения длины и массы ракеты. Согласно данным электронной базы журнала Jane's Defence Weekly от 16 марта 2007 года указано, что вслед за испытаниями в аэродинамической трубе и статическими прожигами ракетных двигателей, баллистическая экспериментальная ракета Р44 15 февраля 2007 г. успешно прошла летные испытания на территории ракетного полигона White Sands. 4 мая 2007 года в журнале Jane's Missiles and Roсkets прошло сообщение о проведении вторых успешных летных испытаний опытного образца. Для проведения испытаний была задействована боевая машина РСЗО HIMARS. К концу 2012 года работы по проекту Р44 были прекращены.
В сентябре 2011 года на вооружение своей армии РСЗО M142 HIMARS принял Сингапур. По этому случаю 5 сентября 2011 года состоялась церемония, на которой присутствовал министр обороны Сингапура Нг Енг Хена (Ng Eng Hen). Там же было объявлено о готовности к боевому применению первой батареи РСЗО HIMARS сингапурской армии, размещённой на сингапурской военной базе Хатиб Кэмп (Khatib Camp), где расположен главный штаб артиллерии вооруженных сил Сингапура, а также базируются артиллерийский институт, 23-й и 24-й артиллерийские дивизионы и учебный центр. В войска поступили 18 пусковых установок М142 РСЗО HIMARS, 9 пятитонных шасси FMTV и контейнеры с ракетами XM31 (GMLRS, Guided MLRS - управляемых ракет, оснащённых инерциаль-ной системой управления с GPS) с унитарной фугасной боевой частью, а также соответствующее вспомогательное и коммуникационное оборудование. Этот заказ не включал поставку ракет типа M26 или других типов неуправляемых реактивных снарядов MLRS.
21 сентября 2011 года на производственном объекте компании Lockheed Martin в Камдене (штат Арканзас, США) состоялась торжественная церемония посвященная поставке четырёхсотой высокомобильной РСЗО M142 HIMARS. В пресс-релизе компании сообщалось, что сухопутные войска США получили 300 боевых машин M142 HIMARS, а корпусу морской пехоты США и зарубежным партнерам были поставлены 100 БМ M142. С помощью боевой машины M142 HIMARS возможно вести стрельбу с использованием всего семейства боеприпасов РСЗО MLRS. БМ может транспортироваться самолетами военно-транспортной авиации типа C-130, C-5 и C-17 и может быть развёрнута в районах ранее недоступных для эксплуатации более тяжёлых боевых машин. Блоки системы управления, электроники и связи РСЗО M142 HIMARS взаимозаменяемы с блоками находящейся на вооружении боевой машины M270A1 РСЗО MLRS. Система обучения боевых расчётов РСЗО M142 HIMARS и РСЗО MLRS аналогичны. Система M142 HIMARS производится компанией BAE Systems Mobility & Protection Systems (ранее Armor Holdings, Inc.). Ракетная часть производится фирмой Lockheed Martin.
По различным оценкам стоимость одного реактивного снаряда GMLRS составляет около 100 000 долларов США, а стоимость одной боевой машины M142 HIMARS составляет около трёх миллионов долларов США. В феврале 2012 г. была обнародована информация о том, что первые боевые машины из двенадцати заказанных в 2009 г. в США начала получать Иордания. Также Хашимитское Королевство закупило 72 шестизарядных транспортно-пусковых контейнера с управляемыми ракетами GMLRS, оснащёнными системой GPS. По состоянию на 2016 год США располагают 417 БМ M142 HIMARS, Сингапур - 18 БМ M142 HIMARS, Иордания 12 БМ M142 HIMARS, ОАЭ - 20 БМ. По последним данным Румыния приобрела 18 БМ M142 HIMARS. Имеется информация о том, что БМ M142 HIMARS имеются на вооружении Южной Кореи и Великобритании, однако нигде не приводится количество боевых машин. Армия Канады заказала 20 БМ M142 HIMARS, и Польша заказала аж 500 таких систем! В настоящее время прорабатывается вопрос поставки 4 боевых машин M142 HIMARS с ракетами GMLRS на Украину.
Реактивная система залпового огня повышенной мобильности M142 HIMARS предназначена для поражения артиллерии и средств ПВО противника в районах сосредоточения и на огневых (стартовых) позициях, пунктов управления, узлов связи и технической поддержки, легкобронированных вооружений и военной техники, живой силы противника и других целей противника. В состав реактивной системы залпового огня M142 HIMARS входят:
- боевая машина M142;
- транспортно-заряжающая машина (ТЗМ);
- неуправляемые и управляемые реактивные снаряды;
- средства управления огнем.
Боевая машина M142 HIMARS выполнена на модифицированном трёхосном колесном шасси FMTV, а именно на шасси 5-т грузового автомобиля Stewart & Stevenson с колесной формулой 6x6. Автомобиль оснащен турбонаддувным 6-цилиндровым рядным дизелем Caterpillar 3116 ATAAC, с рабочим объемом 6,6 л, развивающим максимальную мощность 290 л.с. при 2600 оборотов в минуту. Двигатель соединен с семискоростной автоматической коробкой передач Allison. Топливный бак объемом 212 л обеспечивает боевой машине запас хода по шоссе до 480 км. Подвеска машины зависимая рессорная. Дорожный просвет - 564мм. Машина
может преодолевать в брод водные преграды глубиной до 0,9 м. По техническому заданию корпуса морской пехоты США разработчиками изучалась возможность монтажа артиллерийской части боевой машины системы M142 HIMARS на модифицированном шасси среднего тактического грузового автомобиля грузоподъемностью 7 т. Боевой расчет машины состоит из трех человек - водителя, наводчика-оператора и командира боевой машины. По мнению разработчиков РСЗО в особых условиях стрельбу может вести и один номер расчета.
Артиллерийская часть боевой машины M142 HIMARS не имеет постоянного пакета направляющих. В качестве пакета направляющих используются стандартные одноразовые транспортно-пусковые контейнеры боевой машины РСЗО MLRS. Стрельба может осуществляться всеми типами неуправляемых и управляемых реактивных снарядов системы MLRS, а также управляемыми ракетами MGM-140 и MGM-164 оперативно-тактического комплекса ATACMS. После стрельбы использованные ТПК заменяются снаряженными. Снаряжение ТПК реактивными снарядами и их герметизация осуществляются на заводе-изготовителе. Стандартные транспортно-пусковые контейнеры включают шесть труб из стекловолокна, жестко скрепленных обоймой, выполненной из алюминиевого сплава. Внутри направляющих имеются спиральные металлические полозки для придания снаряду вращения против часовой стрелки с частотой 10-12 об/мин при пуске. ТПК имеет массу 2 270 кг. Пуск реактивных снарядов осуществляется непосредственно из сменных контейнеров. Снаряды могут храниться в таких контейнерах в боеготовом состоянии в течение 10 лет.
Для перезаряжания боевая машина РСЗО M142 HIMARS оснащена механизмом перезаряжания. Механизм перезаряжания представляет собой выдвижную консоль с электролебедкой. Управление механизмом может осуществляться как из кабины боевой машины, так и с помощью выносного пульта. Для заряжания ТПК обойма механизма перезаряжания устанавливается в горизонтальное положение, консоль механизма перезаряжания выдвигается. Подъем транспортно-пускового контейнера осуществляется с помощью лебедки, захватывающее устройство которой крепится к центру тяжести контейнера. Система управления огнем, блоки электроники и связи совместимы с аналогичными элементами боевой машины M270A1 реактивной системы залпового огня MLRS. В настоящее время разработан вариант модернизированной боевой машины M142. Модернизированная БМ оснащена недорогим пультом управления огнем, имеет усовершенствованные интерфейсы системы вооружения, механизм горизонтального наведения, процессор блока навигационной системы определения местоположения пусковой установки и интерфейс связи V.24.
Транспортно-заряжающая машина представляет собой грузовой автомобиль с колесной формулой 6х6 с бортовым краном и прицепом. В задней части грузового автомобиля смонтирован подъемно-поворотный кран, с помощью которого осуществляется загрузка и разгрузка контейнеров. На машине и прицепе перевозятся по два ТПК. Боевая машина M142 HIMARS может транспортироваться самолетами военно-транспортной авиации, такими, как C-130 Hercules, C-5A Galaxy, C-17 Globemaster III, A400M Atlas, Ил-76, Ан-22 «Антей», Ан-124 «Руслан» и другими, имеющими грузоподъемность более 12 т и соответствующие размеры грузового люка и грузовой кабины. Время перевода в боевое положение после выгрузки из самолета составляет 10 мин. РСЗО M142 HIMARS обладает высокой мобильностью и после пуска всех ракет (возможна стрельба по одной ракете или залпом по две, три или сразу всех шести ракет) способна с высокой скоростью покинуть огневую позицию, прежде чем средства противника определят ее.