Бронетранспортер ГАЗ-49 был разработан осенью 1958 г. конструкторским бюро ГАЗ под руководством заместителя главного конструктора В.А. Дедкова как средство транспортировки пехоты (взамен бронетранспортера БТР-152В), а также как базовое шасси для специальных машин. В ходе проектирования он имел обозначение «Объект 49». Опытно-конструкторская работа по созданию БТР велась на основании Постановлений СМ СССР от 2 апреля 1956 г., 17 апреля 1957 г. и 6 июня 1958 г. Бронетранспортер ГАЗ-49 являлся предшественником серийно выпускавшегося бронетранспортера БТР-60П. Всего было изготовлено два опытных образца, которые прошли полигонные испытания в первом полугодии 1959 г.
При проектировании бронетранспортера широко использовались агрегаты серийных и разрабатываемых перспективных автомобилей Горьковского автозавода. Он представлял собой плавающую колесную четырехосную боевую бронированную машину со всеми ведущими колесами. В корпусе бронетранспортера были последовательно размещены три отделения: управления, десантное и силовой установки. Для посадки и выхода боевого расчета в бортах корпуса имелось четыре одностворчатых двери. Боевой расчет состоял из двух членов экипажа (водитель и командир) и четырнадцати членов десанта. Бронетранспортер ГАЗ-49 был оснащен 7,62-мм автоматом АК-47, ручным противотанковым гранатометом РПГ-7, 26-мм сигнальным пистолетом и девятью ручными гранатами Ф-1.
Несущий корпус бронетранспортера имел противопульную защиту и был сварен из катанных броневых листов, расположенных под различными конструктивными углами. В боковых наклонных листах корпуса имелось по два круглых отверстия, закрывавшихся крышками Они предназначались для наблюдения и ведения огня из личного оружия десантом. Сверху корпус был открыт. Для защиты от атмосферных осадков был предусмотрен брезентовый тент. Броневая защита лобовой части корпуса состояла из броневых листов толщиной 10 и 13 мм. На втором опытном образце бронетранспортера верхний передний лобовой лист был несколько выше и обеспечивал защиту верхней части голов стрелков от поражения пулями или осколками спереди.
Отделение силовой установки размещалось в кормовой части корпуса бронетранспортера и было изолировано от десантного отделения перегородкой. В нем параллельно устанавливались два шестицилиндровых двигателя ГАЗ-40 мощностью по 66 кВт (90 л.с.). Передача крутящего момента от каждого двигателя к ведущим мостам осуществлялась раздельно. Правый двигатель кинематически был связан с первым и третьим ведущими мостами, а левый - со вторым и четвертым. Силовая установка, трансмиссия и ходовая часть опытного образца существенно не отличалась от силовой установки, трансмиссии и ходовой части бронетранспортера БТР-60П. БТР ГАЗ-49 был оборудован радиостанцией Р-113 и приборами ночного видения для водителя и командира машины.
Характеристики бронетранспортера ГАЗ-49 «Объект 49»
Боевая масса - 9,8 т;
экипаж - 2 чел.,
десант - 14 чел.;
вооружение: пулемет - 7,62 мм;
броневая защита - противопульная;
мощность двигателя - 132 кВт (180 л.с.);
максимальная скорость - 80 км/ч; на плаву - 10 км/ч;
колесная формула - 8x8.
66-12