http://www.dogswar.ru/images/stories/foto/bmp-sssr-01.jpg

Советский Союз почти на три гола опередил зарубежные страны в разработке, принятии на вооружение и организации серийного производства боевой машины нового типа в системе вооружения и военной техники сухопутных войск - боевой машины пехоты. Приказом министра обороны СССР от 2 июня 1966 г. на вооружение Советской Армии была принята боевая машина пехоты БМП-1. Этому событию предшествовала большая длительная работа многих организаций, учреждений и заводов, участвовавших в создании боевой машины пехоты (БМП).

Необходимость в такой машине была обусловлена, в первую очередь, изменением тактики боевых действий сухопутных войск, в связи с появлением и возможным применением ядерного оружия. В условиях ракетно-ядерной войны пехота уже не могла выполнять свои функции старыми способами, как это было, например, в период Великой Отечественной войны. В новых условиях, кроме необходимости обеспечения защиты от поражающих факторов оружия массового поражения, резко возрастали темп наступления и глубина проведения операций, увеличивались поражающие возможности обычного оружия и дистанции ведения огня на поле боя, повышалась защищенность пехоты противника от огня стрелкового оружия. Поэтому успешные боевые действия пехоты были возможны только при обеспечении ее высокой подвижности, достаточно надежной защищенности от ядерного и стрелкового оружия и высокой эффективности огневого воздействия на противника.

Предстояло выработать концепцию БМП. то есть комплекс положений, определяющих назначение машины, выполняемые боевые задачи, место в боевом порядке и необходимое сочетание боевых свойств. БМП предназначалась для повышения защищенности, мобильности и огневой мощи мотострелковых подразделений в различных видах боя. Она рассматривалась, прежде всего, как наступательное оружие и типичным видом боевых действий предполагалось ведение боя непосредственно боевыми машинами. Спешивание десанта предусматривалось в отдельных случаях, например в городе, горной местности или в лесу. БМП могли также использоваться в обороне для обеспечения ее устойчивости.

В наступлении БМП предполагалось использовать в первом атакующем эшелоне во взаимодействии с другими средствами. При действии совместно с танками важнейшей функцией БМП являлось уничтожение массовых противотанковых средств пехоты и других танкоопасных объектов противника. Для решения этой задачи требовалась боевая машина, позволявшая пехоте двигаться на поле боя вместе с танками на одинаковой с ними скорости и вести бой, используя как оружие машины, так и стрелковое оружие десанта. При ведении боевых действий в условиях применения ядерного оружия, когда на поле боя остаются боеспособными, в основном, бронированные цели требовалась машина с противотанковым оружием и системой противоатомной защитыl.

Разработка БМП осуществлялась как с гусеничным, так и с колесным движителями. При этом предусматривалось колесные БМП обращать на укомплектование мотострелковых частей и соединений, имевших на вооружении колесные БТР, а гусеничные БМП - на укомплектование мотострелковых подразделений танковых частей. Исходя из разработанной в конце 50-х - начале 60-х гг. концепции и результатов проведенных научно-исследовательских работ, к БМП, кроме общеконструкторских, предъявлялись многочисленные специальные требования. Она должна была обеспечить поражение живой силы, огневых точек и легкобронированных машин противника, иметь возможность вести борьбу с его танками и вертолетами, обеспечить надежную защиту от стрелкового оружия и снарядов малокалиберных автоматических пушек, а также от радиоактивных и боевых отравляющих веществ, быть плавающей и авиатранспортабельной, обладать более высокой подвижностью, чем танки, с целью ее использования для выполнения задач разведки, охранения, связи и др.

В БМП должно было размещаться столько пехотинцев, сколько фактически могло вести боевые действия из машины. При этом требовалось обеспечить удобный, безопасный и быстрый выход из машины спешиваемой части боевого расчета в условиях огневого воздействия противника. В связи с тем, что БМП должна была быть массовой машиной, в ее конструкции и компоновке необходимо было учитывать ограничения, накладываемые возможностями заводов по выпуску машины выделенным объемом финансирования. Кроме того, БМП должна была стать базовой машиной для создания семейства специальных машин (разведывательных, ремонтных, санитарных, командно-штабных и др.). Поэтому первоначальное требование создавать БМП на базе существовавших машин примерно одинаковых по величине общей массы не было оправданным, тем более, если в качестве базы выбиралась машина, выпускаемая в небольшом количестве.

Исходя из предъявляемых требований, боевые свойства БМП оценивались степенью защиты от обычных средств поражения и оружия массового поражения, уровнем огневой мощи оружия машины и десанта, Характеристиками подвижности и численностью боевого расчета. Последняя оказывала существенное влияние на общую компоновку машины. Спешиваемую часть боевого расчета предполагалось иметь в составе 6-8 человек. Размещение в БМП боевого расчета в составе более численности стрелкового отделения превращало ее в транспортное средство, то есть в бронетранспортер. В этом случае часть стрелков не участвовала в боевых действиях, а при поражении БМП в бою приводило к выводу из строя большого числа людей. Нижний предел численности боевого расчета ограничивался необходимым, но нежелательным с экономической точки зрения увеличением общего числа выпускаемых заводами БМП.

По схеме общей компоновки предпочтение отдавалось БМП с расположением части боевого расчета в носовой части корпуса для ведения огня по ходу движения машины из стационарных пулеметных установок. Однако при этом затруднялось выполнении специальных требовании к БМП по обеспечению безопасного спешивания боевого расчета при огневом воздействии противника и сужалась возможность создания семейства машин на базе БМП. Расположение пехотинцев в кормовой части корпуса нe обеспечивало ведение огня из стрелкового оружия вперед по ходу машины. Утверждение о лучшей защищенности боевого расчета при кормовом расположении десантного отделения и переднем размещении агрегатов МТО, игравших роль защитного экрана, было справедливо только для неплаваюших машин. Переднее расположение МТО для плавающих машин неизбежно требовало уменьшения массы лобовых броневых листов корпуса и увеличения толщины кормовых броневых листов, чтобы выдержать дифферент на корму при плавании и обеспечить более равномерную нагрузку на опорную поверхность гусениц при движении на суше. Кроме того, при применении водометов привод непосредственного действия к ним получался достаточно громоздким.

В соответствии с требованиями, предъявляемыми к огневой мощи БМП, в качестве вариантов стационарного оружия машины исследовались артиллерийские орудия для стрельбы неуправляемыми активно-реактивными снарядами калибра 57, 73, и 76 мм и автоматические пушки калибра 30, 37 и 45 мм. В БМП предусматривалась установка одного или нескольких 7,62-мм пулеметов, а в качестве дополнительного оружия -пусковая установка с 4-6 ПТУР для поражения танков противника. Орудие для стрельбы НУРС превосходило автоматическую пушку по осколочно-фугасному действию снарядов, поэтому оно могло уничтожить огневые точки противника в укрытиях легкого типа и городских строениях. Автоматическая пушка могла подавить эти огневые точки, но не уничтожить их. Кроме того, орудие могло поражать танки снарядами с кумулятивной бoeвой частью, в том числе и на расстоянии до 400 .м, которое являлось «мертвой» зоной при стрельбе ПТУР.

Однако орудие уступало автоматической пушке в возможности ведения борьбы с низколетящими вepтoлeтaми и самолетами противника, а также в способности поражения многочисленных мелких танкоопасных целей из-за ограниченного боекомплекта и значительно меньшей эффективной дальности стрельбы. Разработка БМП велась в то время, когда еще не было установившихся взглядов на способы их боевого применения, поэтому предпочтение было отдано 73-мм гладкоствольному орудию и почти все опытные образцы БМП, созданные в первом послевоенном периоде, имели одинаковое основное оружие.

Требование обеспечения плавучести и авиатранспортабельности машины исключало применение противоснарядной броневой защиты и затрудняло достижение необходимого уровня защиты от проникающей радиации, равного аналогичной защите танков для обеспечения взаимодействия с ними на поле боя. Предусматривалась защита боевого расчета и оборудования БМП от пуль крупнокалиберных пулеметов. Для обеспечения защиты от ОМП предусматривалось усиление жесткости корпуса, герметизация машины, установка фильтр-вентиляционной установки и противорадиационных материалов (подбоя). Обеспечить зашиту от ОМП было сложнее, чем в танках, так как размещениe боевого расчета БМП требовало большего объема. Для выполнения требований по обеспечению высокой подвижности БМП исследовалась возможность применения следующих типов движителей: гусеничного, гусеничного-колесного, колесно-гусеничного и колесного.

БМП с колесным движителем по сравнению с гусеничной машиной имела более высокие скорости и запас хода, а также больший срок работы движителя при движении по дорогам с твердым покрытием. В конструкции шасси колесной БМП имелась возможность использовать агрегаты и узлы, выпускаемые заводами автомобильной промышленности. В то же время она имела ниже проходимость пo грунтам со слабой несущей способностью, маневренность и ходкость при движении на плаву без специального водоходного движителя. Использование колесного движителя затрудняло переднее размещение десанта из-за сужения корпуса, связанного с наличием передних управляемых колес. Кроме того, колесный движитель был более чувствителен к воздействию светового излучения ядерного взрыва, напалма, пуль и осколков, а привод ко всем ведущим колесам был достаточно сложным.

Попытка объединения положительных качеств обоих движителей была реализована при разработке колесно-гусеничной и гусенично-колесной БМП. В первом случае движитель оказывался тяжелее как колесного, так и гусеничного движителя, во втором случае было практически невозможно осуществить переднее расположение МТО. Применение гусеничного движителя упрощало компоновку и конструкцию БМП. При разработке БМП исследовалась целесообразность применения механических трансмиссий с двухвальной коробкой передач, бортовыми планетарными коробками передач, двухпоточными механизмами передач и поворота, а также гидромеханических трансмиссий. Для гусеничных БМП предусматривалось использование дизеля УТД-20. На первоначальном этапе разработки БМП допускалось применение дизелей 8Д6 и ЯМЗ-238, не исключалось использование газотурбинного двигателя.

В конце 50-х гг. исследовались три направления разработки боевых машин пехоты. Первое направление, связанное с приспособлением опытных колесных бронетранспортеров ЗИЛ-153 и «Объект 1015Б», а также опытного гусеничного бронетранспортера ГТЛ для решения задач, возлагаемых на БМП, не дало положительных результатов и развития не получило. Второе направление предусматривало при проектировании БМП максимальное использование узлов и агрегатов, освоенных промышленностью, с целью снижения затрат на серийное производство машины. По этому направлению разрабатывались гусеничная БМП «Объект 914», колесная БМП «Объект 851» и колесно-гусеничная БМП «Объект 609». Третье направление предусматривало применение специально разработанных узлов и агрегатов, легких сплавов и многотопливного двигателя для создания машины с наиболее высокими по тому времени боевыми и техническими характеристиками. В результате проведенных работ по этому направлению была создана опытная БМП «Объект 765», рекомендованная для принятия на вооружение и в серийное производство.

http://www.dogswar.ru/images/stories/foto/bmp-sssr-02.jpg

Впервые характеристики боевой машины пехоты были оформлены в виде кратких тактико-технических требований, выпущенных НТК ГБТУ 22 октября 1960 г. Требования были разосланы на предприятия, имевшие возможность проектирования и в дальнейшем производства такой машины - ЧТЗ, КМЗ, АТЗ, ВгТЗ, ЗИЛ, ММЗ, ГАЗ, ЛКЗ, Кутаисский автозавод и заводы 174 в Омске и № 50 в Свердловске. Предусматривалось создание машины массой 11-12 т, с экипажем 2 человека, способной перевозить 8-10 человек десанта. Оружие машины включало пусковую установку для управляемых ракет калибра 100 мм и два 7,62-мм пулемета. Установка оружия должна была обеспечивать пуск ракет в переднем секторе 120-180°. Обеспечение кругового обстрела было желательно, но не обязательно. Предусматривалось наличие механизма заряжания пусковой установки.

В ходовой части требовалось применение комбинированного колесно-гусеничного движителя с возможностью перехода с колес на гусеницы и обратно без выхода экипажа из машины. Допускалось применение движителя другого типа. Строго устанавливался ресурс движителя - 15000 км по дорогам и 1500-2000 км по бездорожью, при этом проходимость машины должна была быть на уровне проходимости танков. Требуемая скорость движения на колесах - 60-70 км/ч, на гусеницах - 50 км/ч. Задавалась установка системы регулирования клиренса, допускавшей посадку машины на днище. Требовалось обеспечить преодоление водных преград на плаву, для чего допускалось применение поплавков, убираемых в походном положении. В качестве водоходного движителя задавалось применение гусеничного или колесного сухопутного движителя. Запас плавучести машины должен был быть не менее 25%.

Броневая конструкция корпуса и башни машины должна была обеспечивать защиту от 7,62-мм пуль с дальности стрельбы 100 м, а лобовая броня от пуль - калибра 14,5 мм. Защиту от оружия массового поражения требовалось обеспечить герметизацией корпуса и применением фильтро-вентиляционной установки (ФВУ). Предэскизная проработка БМП была поручена конструкторским бюро семи заводов: Ленинградского Кировского, Челябинского тракторного. Алтайского тракторного, Курганского машиностроительного. Мытищинского машиностроительного. Московского им. Лихачева и № 50 в Свердловске. Всего на техническом совещании в ГКОТ, которое состоялось 25 ноября 1960 г., было рассмотрено 19 вариантов БМП, выполненных по различным компоновочным схемам и с различными типами движителей. Мытищинский машиностроительный завод (главный конструктор завода Н.А. Астров) представил разработку колесно-полугусеничной БМП массой 13,2 т с двигателем УТД-20 и качающейся башней с 73-мм орудием, механизмом заряжания и телевизионным визиром.

Заводом 50 было разработано три варианта БМП: один гусеничный и два колесно-гусеничных с переменным клиренсом. Во всех вариантах применялись два 73-мм орудия с механизмами заряжания и двигатель В-6. Плавучесть машины предполагалось обеспечить за счет установки четырех складывавшихся понтонов. Алтайским тракторным заводом (главный конструктор завода В.Г. Дочкин) было разработано 10 вариантов БМП массой 12,5-15 т: пять гусеничных, три колесно-гусеничных и два колесных. На всех машинах устанавливались дизель 8Д6, 73-мм гладкоствольное орудие, механизм заряжания и противорадиационный подбой. Основной вариант из пяти гусеничных БМП был разработан на базе серийного транспортера ГТЛ, три колесно-гусеничных БМП имели переменный клиренс, расположение гусениц в промежутке между колесами. При переходе БМП на колесный ход гусеницы приподнимались. Два варианта колесных БМП с колесной фopмyлoй 4x4 имели гидромотор в каждом колесе.

Челябинский тракторный завод (главный конструктор завода П.П. Исаков) разработал два варианта БМП: гусеничный (основной) и колесный. Гусеничная БМП массой 10-11 т имела 73-мм орудие, механизм заряжания и двигатель ЯМЗ-238. Ленинградским Кировским заводом был разработан вариант колесной БМП мaccoй 11,5 т с двигателем ЯМЗ-238 и 73-мм орудием, расположенным в открытой турельной установке. Завод им. Лихачева проработал вариант колесно-гусеничной БМП массой около 13,5 т, но как и Курганский машиностроительный завод, прорабатывавший гусеничную и колесную БМП, предэскизньй проект на рассмотрение технического совещания в ГКОТ не представлял. В решении совещания для дальнейшей разработки рекомендовались варианты БМП, разработанные ЧТЗ, ЛТЗ, КМЗ и ЗИЛ.

http://www.dogswar.ru/images/stories/foto/bmp-sssr-04.jpg

Технический проект колесной БМП «Объект 851» был разработан конструкторским бюро завода ЗИЛ с использованием шасси опытного бронетранспортера ЗИЛ-153 с колесной формулой 6x6. Боевой расчет БМП состоял из двух членов экипажа и десяти человек десанта. Был изготовлен ходовой макет БМП. Компоновка боевого отделения с размещением основного оружия в башне была такой же, как в БМП «Объект 765». На машине был установлен V-образный двигатель ЗИЛ-375 мощностью 132 кВт (180 Л.С.), который обеспечивал машине боевой массой 12,65 т максимальную скорость движения по шоссе до 90 км/ч и на плаву - до 10 км/ч. На заводских испытаниях специально было прострелено каждое колесо одного борта шестью пулями, при этом компрессор обеспечивал необходимую подкачку воздуха для движения на расстояние 50 км.

В 1963 г. в связи с низкими динамическими параметрами машины и отсутствием базы для ее производства работы по колесной БМП на заводе ЗИЛ были прекращены. Разработка гусеничной («Объект 659») и колесной («Объект 664») БМП на Курганском машиностроительном заводе была прекращена на стадии технического проекта решением совещания НТС ГКОТ от 27 июля 1961 г. В сентябре 1961 г. проектирующим БМП организациям были выданы подробные тактико-технические требования, утвержденные начальником танковых войск маршалом бронетанковых войск П.П. Полубояровым. Детальные ТТТ на установку вооружения выдавались Главным артиллерийским управлением, поэтому установка вооружения опытных БМП различных разработчиков была аналогична. Тактико-техническими требованиями разным заводам задавалось применение различных движителей: гусеничного, колесного и колесно-гусеничного.

В начале 1963 г. в соответствии с заданием начальника танковых войск маршала бронетанковых войск П.П. Полубоярова СКБ Кутаисского автозавода (КАЗ) совместно с Военной акадeмиeй бронетанковых войск провело проектирование колесной БМП на базе узлов и агрегатов плавающей четырехосной колесной машины для ракетного комплекса 9КЗЗ «Оса». Предэскизные проекты БМП были выполнены с использованием карбюраторных двигателей ЗИЛ-375 мощностью 132 кВт (180 л.с.) - «Объект 1020А» и Урал-376 мощностью 165 кВт (225 л.с.) - «Объект 1020В».

http://www.dogswar.ru/images/stories/foto/bmp-sssr-03.jpg

Разработанные ГБТУ ТТТ на проектирование БМП массой до 12 т были выданы заводу КАЗ 13 апреля 1963 г. Руководителями работ были назначены от завода - С.М. Батиашвили, от академии - А.И. Мамлеев. Вооружение машины, размещенное в боевом отделении, было таким же, как на БМП «Объект 765». Кроме того, в носовой части корпуса устанавливался лобовой пулемет. Командир машины размещался в башне. Корпус и башня изготовлялись из противопульной броневой стали. Ширина корпуса (2850 мм) и высота машины (2110 мм) позволяли перевозить БМП самолетами Ан-12 военно-транспортной авиации. В ходовой части колеса первой и второй осей были управляемыми. Привод к водометам осуществлялся через коробку отбора мощности, установленную на раздаточной коробке. Расчетная максимальная скорость на суше - 85 км/ч. на плаву - 9 км/ч, запас хода - 500 км. По проекту машина оснащалась системой ПАЗ. Разработка БМП «Объект 1020» осталась на стадии технического проекта.

http://www.dogswar.ru/images/stories/foto/bmp-sssr-05.jpg

В 1963 г. были разработаны и в 1964 г. были представлены на испытания опытные БМП: гусеничная («Объект 765») ЧТЗ, колесно-гусеничная («Объект 19») Алтайского тракторного завода, колесная («Объект 1200») Брянского автомобильного завода, а также созданные в инициативном порядке конструкторским бюро ВгТЗ гусеничная («Объект 914») и гусенично-колесная («Объект 911») БМП. Оценка БМП производилась по степени и качеству выполнения не только общеконструкторских, но и специальных требований: обеспечение плавучести и авиатранспортабельности, унификация вооружения и агрегатов МТС), удобство размещения и функционирования боевого расчета и возможность его быстрой эвакуации.

Гусеничная боевая машина пехоты «Объект 914» с максимальным использованием узлов и агрегатов серийного легкого танка ПТ-76 и гусеничного бронетранспортера БТР-50П была разработана конструкторским бюро BгT3. При проектировании первоначально машина имела обозначение «Объект 912». Схема общей компоновки БМП «Объект 912» предусматривала переднее расположение части боевого расчета. В передней части корпуса в один ряд располагались механик-водитель (в центре) и два пулеметчика (слева и справа от него). Прицел, встроенный в перископический смотровой прибор пулеметчика, был кинематически связан с 7,62-мм пулеметом и позволял вести наблюдение в широком секторе и осуществлять прицеливание.

На машине «Объект 912» была установлена одноместная башня с 73-мм гладкоствольным орудием и оригинальным механизмом заряжания с транспортером в удлиненной кормовой нише башни. Впервые был решен вопрос приемлемого спешивания десанта на корму при переднем размещении части боевого расчета и кормовом расположении МТО. За счет перемещения топливных баков удалось провести сквозь МТО, расположенное в кормовой части корпуса, изолированный проход, вполне достаточный по ширине для свободного выхода десантников на корму машины. Боевой расчет БМП составлял 10 человек. Спешивание десанта осуществлялось по одному человеку, для чего ему необходимо было пройти через дверь в моторной перегородке и наружную дверь. Однако ширина машины 3140 мм (такая же, как на cepийном танке ПТ-76) не допускала транспортирования БМП «Объект 912» в самолете Ан-12. Кроме того, масса машины была на 2 т больше заданной ТТТ, максимальная скорость БМП вместо 65 км/ч составляла 55 км/ч.

http://www.dogswar.ru/images/stories/foto/bmp-sssr-06.jpg

На ВгТЗ в ходе устранения указанных недостатков было изготовлено два опытных образца БМП под индексом «Объект 914». Ширина машины была уменьшена до 2880 мм за счет конструктивного изменения внутренних редукторов водометов. Максимальная скорость была увеличена до 61 км/ч благодаря установке форсированного двигателя В-6М мошностью 206 кВт (280 л.с.) и изменению передаточного числа бортовых редукторов. На одной из машин в ходовой части были установлены поршневые гидроамортизаторы новой конструкции и гидравлические механизмы натяжения гусениц. Масса машины была уменьшена, в том числе за счет применения алюминиевого сплава в конструкции опорных катков. Проведенные испытания опытных образцов показали необходимость разработки новой гусеницы с гарантийным сроком службы нe менее 10 000 км пробега, усиления бортовых фрикционов и тормозов, а также дальнейшего уменьшения ширины машины для обеспечения авиатранспортабелъности во время войсковой эксплуатации. Однако в БМП «Объект 914» не были обеспечены боевые и технические характеристики, заданные Постановлением СМ СССР от 24 марта 1962 г. Боевая масса БМП составила 13,6 т вместо заданных 12,0 т, нe была достигнута максимальная скорость 65 км/ч, а ширина машины превышала требуемые 2850 мм.

Для улучшения конструкции БМП завод изготовил в 1964 г. еще один опытный образец, которому был присвоен индекс «Объект 914Б». Ширина машины по гусеницам была уменьшена до 2790 мм, что позволило обеспечить свободный въезд БМП в самолет Ан-12 без снятия створок грузового люка и использования специального дополнительного оборудования. Была создана новая гусеница с РМШ, обеспечивавшая заданный срок службы. Максимальная скорость машины с гусеницами новой конструкции составляла 66 км/ч. Кроме того, были усилены бортовые фрикционы и тормоза. В 1965 г. были проведены заводские испытания БМП «Объект 914Б», которая стала рассматриваться как мобилизационный вариант БМП. Несмотря на целый ряд оригинальных технических решений, данная БМП не могла рассматриваться в качестве основного варианта БМП из-за использования устаревшей базы бронетранспортера БТР-50П. Совершенствование объектов, использовавших серийную базу, постоянно сдерживалось стремлением иметь малое процентное соотношение числа новых деталей к числу сохраняемых без изменений серийных деталей.

http://www.dogswar.ru/images/stories/foto/bmp-sssr-07.jpg

В 1963 г. одновременно с работами но созданию образцов боевых машин пехоты с использованием серийной базы была разработана оригинальная гусенично-колесная БМП «Объект 911», которая по скорости движения, запасу хода, живучести и долговечности ходовой части превосходила машины, имевшие только гусеничный движитель. При разработке этой машины конструкторы стремились реализовать идею ее эксплуатации на колесном ходу при движении по шоссе, по сухим грунтовым дopoгaм и только на поле боя использовать гусеницы. Первоначально в 1962 г. в эскизно-техническом проекте предусматривалось расположение десантного отделения за боевым отделением и размешение двигателя в носовой части корпуса машины, а трансмиссии в кормовой части с обеспечением выхода пехотинцев на корму. Вооружение в боевом отделении было одинаковым с вооружением боевого отделения БМП «Объект 765». При разработке БМП были приняты компоновочные решения, обеспечивавшие минимальную зависимость дифферента машины на плаву от наличия стрелков в десантном отделении.

Механик-водитель находился в центре отделения управления, в башне справа и слева от орудия размешались командир машины и наводчик-оператор, за башней в корпусе располагались шесть стрелков лицом по ходу движения. Проектом предусматривалось наличие трех движителей: колесного, состоявшего из двух ведуших задних колес и двух передних управляемых колес; гусеничного, имевшего самостоятельный привод от трансмиссии, и водометного с приводом от ведущего вала коробки передач. Водометы размещались в подкрылках кормовой части корпуса. Такое расположение водометов было успешно осуществлено на опытном легком танке «Объект 170». Однако БМП имела малый запас плавучести (10%), вследствие чего она могла терять продольную остойчивость при движении на максимальной скорости на плаву.

Управление машиной на колесном и гусеничном ходу осуществлялось от штурвала. Для колесного хода из имевшейся номенклатуры колес были выбраны малогабаритные авиационные колеса К157-300 диаметром 840 мм с шинами арочного типа, несмотря на их малый срок службы при движении БМП с высокими скоростями и повышенными нагрузками. Монтаж и демонтаж колес в полевых условиях был сложным. После доработки технического проекта в БМП было принято переднее расположение части боевого расчета, применение одноместной башни и размещение МТО в кормовой части корпуса. Основными особенностями БМП «Объект 911» являлись:
- размещение колесного движителя между гусеницами без увеличения размеров машины по длине и ширине:
- установка пневматической подвески на обоих независимых движителях (колесном и гусеничном), позволявшей переходить от одного движителя к другому с рабочего места механика-водителя без выхода из машины, а также изменять клиренс БМП в пределах от 426 мм до 96 мм;
- придание поперечному сечению кормовой части корпуса формы перевернутой буквы "П" с проемом в середине для создания удобного выхода десанта. Проем был получен за счет применения малоразмерного по высоте дизеля УТД-20.

Выход пехотинцев через кормовой люк происходил сначала на наклоненный вниз относительно крыши корпуса надмоторный лист, а затем на грунт. Высота прыжка с машины для пехотинцев составляла от 1,1 до 0,75 м в зависимости от установленного клиренса. Ширина люка позволяла производить свободный одновременный выход двум пехотинцам. Крышка люка открывалась вверх так, что она вместе с башней защищала десантников от огня противника спереди. В отличие от боевых машин пехоты с кормовым расположением десантного отделения, в которых кормовые двери нельзя было открывать при движении машины из-за опасности поломки петель, в этой машине десант мог пользоваться крышкой люка без указанных выше ограничений.

Во время испытаний, проведенных в 1964 г. на НИИБТ пoлигоне, максимальная скорость на гусеничном ходу достигала 57 км/ч, на колесном - 108 км\ч. Была отмечена высокая приемистость машины при движении на колесном ходу. Скорость 50 км/ч достигалась через 11с после начала движения машины, а средняя скорость по бетонному шоссе составила 70 км/ч. Расход топлива при движении на колесах был значительно меньше, чем на гусеницах. Запас хода по топливу составлял: при движении на гусеницах по сухим грунтовым дорогам 350-530 км, на колесах по дорогам с твердым покрытием - 1350 км. Водоходные качества БМП «Объект 911» были такими же, как у плавающего танка ПТ-76. Максимальная скорость на плаву при опущенных колесах составляла 10,3 км/ч. Было установлено, что поворотом передних колес можно было пользоваться на плаву как рулем.

http://www.dogswar.ru/images/stories/foto/bmp-sssr-08.jpg

Колесно-гусеничная БМП «Объект 19» была разработана Алтайским тракторным заводом в Рубцовске совместно с Военной академией бронетанковых войск. Разработкой этой машины со стороны академии руководили Д.А. Антонов и А.К. Фрумкин, а от завода - К.В. Осколков. Проходимость колесной бронированной машины повышалась за счет применения вспомогательного гусеничного движителя, который опускался на грунт и работал одновременно с колесным движителем в трудных условиях движения. Имея почти одинаковые с другими опытными образцами БМП вооружение и уровень броневой защиты, БМП «Объект 19» уступала машинам с полноразмерным гусеничным движителем по проходимости и маневренности. Движение машины, особенно по глубокой колее, на вспомогательном гусеничном движителе при повреждении колесного движителя было неудовлетворительным из-за отсутствия механизма поворота для гусеничного движителя и низкой надежности работы ходовой части. БМП «Объект 19» не была рекомендована к принятию на вооружение.

В 1964-1965 гг. конструкторским бюро ЧТЗ под руководством П.П. Исакова на базе БМП «Объект 765» разрабатывалась боевая машина пехоты «Объект 764». Она отличалась от базовой машины, в основном, передним расположением части боевого расчета, установкой газотурбинного двигателя мощностью 264 кВт (360 л.с.) и применением водометного движителя для движения на плаву. Механик-водитель в БМП «Объект 764» размещаемся в центре переднего отделения, справа и слева от него находились два пулеметчика, каждый из которых мог вести стрельбу из 7,62-мм пулемета в горизонтальном секторе 30°. В двухместной башне, смещенной к корме машины, слева от 73-мм орудия располагался наводчик-оператор, справа - командир машины. Каждый из указанных членов боевого расчета имел персональный люк для посадки и выхода из машины. Шесть стрелков размещались в десантном отделении и при спешивании выходили через две кормовые двери и люки в крыше корпуса машины. Привод к каждому из двух водометов от трансмиссии, расположенной в носовой части корпуса, осуществлялся с помощью индивидуальной карданной передачи. В металле технический проект реализован не был.

По результатам проведенных испытаний к принятию на вооружение и в серийное производство была рекомендована гусеничная БМП «Объект 765», разработанная конструкторским бюро ЧТЗ. В соответствии с Постановлением ЦК КПСС и СМ СССР от 25 декабря 1964 г. Челябинский тракторный завод в 1965 г. должен был выпустить 50 БМП установочной партии. Фактически заводом к концу года было изготовлено только 19 боевых машин. БМП этой конструкции давали возможность мотострелковым подразделениям осуществлять передвижение с высокой скоростью, быстро выдвигаться к нолю боя, с хода атаковать обороняющегося противника и форсировать водные преграды, стремительно преследовать отходящего противника, совершать обходы и охваты его группировок и наносить удары по флангам и тылу противника. В условиях применения ядерного оружия и надежного подавления противотанковой системы противника они позволяли вести наступление в высоких темпах без спешивания пехоты с боевых машин.

Наряду с достоинствами, БМП «Объект 765» были присущи и некоторые слабые стороны. Использование пехоты на БМП совместно с танками в первом атакующем эшелоне при преодолении организованного сопротивления противника, даже при условии его предварительного частичного подавления, было весьма затруднительным. БМП имела недостаточный уровень броневой защиты от огня малокалиберных автоматических пушек, устанавливавшихся на различных боевых машинах и вертолетах армий стран НАТО. Уровень противорадиационной защиты также был недостаточным, что могло привести к отставанию БМП от танков при преодолении зон радиоактивно зараженной местности. Из-за разной степени противорадиационной зашиты танков и БМП последние вынуждены определенное время выжидать снижения уровней радиации.

В наступлении оружие БМП, двигавшихся за танками на удалении 200-300 м, не обеспечивало надежное поражение массовых противотанковых средств и легкобронированных машин противника. Дальность эффективного огня по бронированным целям из 73-мм орудия не превышала 800 м, заброневое действие кумулятивных боеприпасов было слабым, боекомплект к орудию тоже был невелик. Кроме того, машина не имела стационарного оружия для борьбы с низколетящими самолетами и вертолетами огневой поддержки противника. Размещение большей части боевого расчета в корме машины ограничивало его активное участие в бою. Стрелки не могли вести наблюдение и обстрел целей из своего оружия впереди машины. Оставляли желать лучшего и условия обитаемости десанта.

Тем не менее, впервые в мире нашей страной была создана боевая машина пехоты, имевшая высокие по тому времени боевые и технические характеристики, простая в эксплуатации и ремонте, а также легкая для обучения экипажа. Совершенствование принятого сочетания боевых свойств БМП, прежде всего, за счет усиления защищенности, повышения огневой мощи и активного расположения боевого расчета было осуществлено уже во втором послевоенном периоде развития отечественных бронированных машин.