Развитие бронетранспортеров в первом послевоенном периоде в СССР тесно связано с интенсивным развитием танковых войск, высокоманевренный характер боевых действий которых потребовал оснащения и стрелковых подразделений, частей и соединений бронированными машинами повышенной проходимости. До организации серийного выпуска гусеничных и колесных бронетранспортеров в начале 50-х гг. на вооружении Советской Армии состояли полученные в годы Великой Отечественной войны по ленд-лизу американские полугусеничные бронетранспортеры М2, М3, М5 и М9. Отечественные бронетранспортеры в рассматриваемом периоде создавались как с гусеничным, так и с колесным движителем. Первым гусеничным бронетранспортером, принятым на вооружение Советской Армии Постановлением СМ СССР от 30 января 1954 г., был плавающий бронетранспортер БТР-50П. Он серийно выпускался в нескольких модификациях для Советской Армии и экспортировался во многие зарубежные страны. В качестве гусеничного бронетранспортера использовался также многоцелевой транспортер-тягач МТ-ЛБ, созданный в середине 60-х гг. на Харьковском тракторном заводе.
Во второй половине 40-х гг. в СССР в рамках ОКР были разработаны и изготовлены опытные образцы гусеничных бронетранспортеров К-75, К-78, Р-40 и «Объект 112», которые по ряду характеристик уступали бронетранспортеру БТР-50П и поэтому на вооружение приняты не были. Первые колесные бронетранспортеры БТР-40 и БТР-152 разрабатывались с использованием узлов и агрегатов грузовых автомобилей повышенной проходимости ГАЗ-63 и ЗИС-151, выпускавшихся соответственно автозаводами в г. Горьком (ныне Нижний Новгород) и в Москве. В отличие от ранее принятой практики разработки боевых колесных бронированных машин предприятием, производившим бронекорпуса, в рассматриваемом периоде разработка колесных бронетранспортеров велась предприятиями, изготавливавшими базовое шасси. В конструкции бронетранспортеров БТР-40 и БТР-152 традиционную силовую раму заменил несущий корпус. Применение безрамной конструкции способствовало уменьшению высоты и боевой массы бронетранспортера. Все модификации этих БТР не были плавающими. Двухосная схема ходовой части бронетранспортера БТР-40 и трехосная схема со сближенными задними мостами БТР-152 не обеспечивали преодоление бронетранспортерами окопов и траншей.
Проектирование колесных бронетранспортеров БТР-40 и БТР-152 велось в 1947-1950 гг; на Горьковском автозаводе и заводе им. Сталина (3ИС) в Москве соответственно. Фактором, сдерживавшим повышение боевых свойств разрабатываемых машин, было отсутствие в серийном производстве автомобильных двигателей необходимой мощности и размеров. В ходе разработки колесных БТР в конце 40-х - начале 50-х гг. отрабатывались новые способы защиты колесного движителя от повреждений. Применявшиеся на бронеавтомобилях довоенной разработки шины с губчатой камерой («ГК») увеличивали боевую массу машины и ограничивали получение максимальной скорости. Поэтому от их применения вынуждены были отказаться в пользу более оптимальной системы централизованного регулирования давления воздуха в шинах.
Серийное производство колесных бронетранспортеров БТР-152 началось на автозаводе им. Сталина в Москве в июле 1950 г. До конца 1958 г. было выпущено 9900 бронетранспортеров и машин на его базе. С 1959 г. производство бронетранспортеров было передано Брянскому автозаводу, который до конца 1962 г. изготовил еще 2520 машин, после чего выпуск БТР был прекращен. Бронекорпуса для БТР-152 поставлялись заводом №177 (Выксунским заводом дробильно-размольного оборудования в Горьковской области). В ходе серийного производства бронетранспортер БТР-152 постоянно модернизировался. В 1955 г. с использованием узлов и агрегатов грузового автомобиля ЗИЛ-157 был создан бронетранспортер БТР-152В, который впервые был оборудован системой централизованного регулирования давления воздуха в шинах. С 1957 г. бронетранспортер выпускался с бронированной крышей. В 1959 г. он был принят на вооружение под маркой БТР-152К.
В конце 50-х гг. в связи с новыми оперативно-тактическими взглядами на способы ведения боевых действий началась разработка бронированных колесных машин, отвечавших современным требованиям. В первую очередь это касалось обеспечения самостоятельного преодоления БТР водных преград вплавь и преодоления траншей, канав и окопов на поле боя. Новые конструкции бронированных колесных машин и универсальных колесных шасси разрабатывались на конкурсной основе на автозаводах в Москве (ЗИЛ-153), Горьком (ГАЗ-49), Кутаиси («Объект 1015» и «Объект 1015Б»), а также на Мытищинском машиностроительном заводе («Объект 560» и «Объект 560У»). По результатам проведенных испытаний для принятия на вооружение был рекомендован образец бронетранспортера ГАЗ-49 (БТР-60П). С принятием на вооружение БТР-60П, разработанного Специальным конструкторским бюро (СКБ) конструкторско-экспериментального отдела (КЭО) ГАЗ, проектирование колесных бронированных машин другими предприятиями практически прекратилось.
Таким образом, в результате развития автомобильной промышленности в СССР и накопленного опыта по созданию боевых колесных бронированных машин в конце 50-х гг. был создан и принят на вооружение плавающий бронетранспортер БТР-60П с колесной формулой 8x8. Основными особенностями конструкции этой машины являлись специальная компоновка, герметичный корпус лодочного типа, установка водометного движителя и применение унифицированных с грузовым автомобилем ГАЗ-51 узлов и агрегатов. Первоначально в войска поступали бронетранспортеры открытого типа, но учитывая возможность применения оружия массового поражения, все БТР стали выпускаться с крышей над обитаемыми отделениями и фильтр-вентиляционными установками. Дальнейшее совершенствование БТР было направлено на повышение иx огневой мощи. Переход к установке вооружения БТР в башне (БТР-60ПБ) позволил вести огонь из штатного оружия машины, не нарушая герметичности обитаемых отделений.
По сравнению с гусеничными бронетранспортерами колесные БТР имели меньший уровень броневой защиты, но превосходили их по скорости движения и запасу хода по топливу. Кроме того, колесные бронетранспортеры обладали меньшими демаскирующими шумами. Глубокая унификация колесных БТР с серийными автомобилями, заложенная в их конструкцию на стадии выработки тактико-технических требований, снижала стоимость их производства. Ресурс колесных движителей на порядок был выше ресурса гусеничных движителей того периода.