http://www.dogswar.ru/images/stories/exp3/oblect-915-01.jpg

Работы по созданию боевой машины десанта (БМД) для Воздушно-десантных войск начались по инициативе командующего ВДВ Героя Советского Союза генерал-полковника (впоследствии генерала армии) Василия Федоровича Маргелова. «Чтобы выполнять свою роль в современной операции, надо, чтобы наши соединения и части были высокоманевренными, укрытыми броней, обладали достаточной огневой эффективностыо, хорошо управляемы, способны десантироваться в любое время суток и быстро переходить к активным боевым действиям после приземления», - так он сформулировал задачу, решение которой должна была обеспечить боевая машина десанта.

Вооружение боевой машины должно было позволить ей бороться не только с огневыми средствами противника, но и с танками, а броневая защита и высокая подвижность - способствовать уменьшению потерь личного состава после десантирования и обеспечить возможность длительных действий в тылу противника. Кроме того, десанты планировали высаживать вслед за ядерными ударами по противнику, что делало тем более необходимой закрытую бронированную машину и дополняло требования к проходимости и возможности преодолевать препятствия (включая водоемы). Стоит отметить, что ряд конструкторов бронетанковой техники, представителей Генштаба и управлений Министерства обороны считали практически нереальным создание транспортно-боевой машины с таким комплексом вооружения, укладывающейся в жесткие пределы по массе и габаритам и приспособленной для парашютного десантирования. Определяющую роль в судьбе машины сыграли «пробивная сила» генерала В.Ф. Маргелова и поддержка со стороны Маршала Советского Союза А.А. Гречко, заместителя министра, а затем - министра обороны.

Из ТТТ следовало, что БМД по своим боевым и техническим характеристикам (вооружению, маневренности, броневой защите лобовой проекции, номенклатуре установленного оборудования) должна оказаться на уровне опытной боевой машины пехоты «Объект 765» (прототип БМП-1), разработанной КБ ЧТЗ под руководством П,П. Исакова. Однако размеры и боевая масса жестко ограничивались условиями размещения и свободной вытяжки машины парашютом через грузовой люк серийного самолета Ан-12 военно-транспортной авиации с соблюдением требуемых зазоров между грузом и створками люка, а также необходимостью сохранения устойчивости полета самолета в момент выброса машины вместе с парашютной системой. Имевшиеся системы десантирования позволяли десантировать грузы не более 10 т; 2 т отводились на средства десантирования, 0,5 т - на резерв массы.

http://www.dogswar.ru/images/stories/exp3/oblect-915-02.jpg

Рассмотрение выполненных проектов выявило два подхода к решению задачи. Один подход, которого придерживались конструкторские бюро ММЗ во главе с Н.А. Астровым и ВНИИ-100 (B.C. Старовойтов). подразумевал, что машина не будет массовой (да и непосредственно боевое ее применение ограничится одной десантной операцией), вследствие чего рекомендовалось использовать лишь имеющееся на серийном производстве узлы и агрегаты существующих гусеничных тягачей АТ-П и ГТМ, самоходной установки АСУ-57, а также колесной боевой разведывательно-дозорной машины БРДМ-2. В качестве основы рекомендовалась компоновочная схема с передним расположением моторно-трансмиссионного отделения (МТО) и задним размещением совмещенного десантно-боевого отделения. Второй подход, который был принят конструкторским бюро ВгТЗ (И.В. Гавалов), основывался на том, что машина станет массовой, так как возможность очень быстрой доставки БМД в заданный район являлась новым, весьма ценным качеством, которым другие образцы не обладали. Кроме того, в КБ считали, что выбор конструкции узлов должен иметь подчиненное значение при реализации заданных ТТТ, а не наоборот. Все проекты, представленные другими организациями, кроме ВгТЗ, базировались только на применении автомобильного карбюраторного двигателя ГАЗ-41, имевшего максимальную мощность 140 л.с. (103 кВт).

В проекте БМД разработанном во ВНИИ-100, двигатель с его системами и агрегаты трансмиссии были размешены в передней части корпуса у правого борта. Система охлаждения двигателя - вентиляторная, выполненная по схеме БРДМ-2 с одним радиатором. Механик-водитель располагался в отделении управления слева от двигателя. За механиком-водителем в МТО, уступом от левого к правому борту, были установлены три сиденья для десантников, за которыми находилось боевое отделение. Башня с вооружением, заимствованная у БМП «Объест 765», располагалась со смещением от продольной оси машины к левому борту (такая установка башни частично устраняла поперечную неуравновешенность, вызванную смещением МТО, и обеспечивала проход десантников к кормовым дверям для посадки и высадки). За башней около кормы располагались еще два сиденья для десантников. Около рабочих мест десантников имелись установки для стрельбы из личного оружия, но они не позволяли вести прицельный огонь в направлении движения машины. Корпус машины предлагалось изготавливать из алюминиевого сплава Д-20. Боевая масса машины, согласно расчетам, составляла 6,6 т, масса десантируемой машины - 5,9 т.

Переднее расположение МТО повышало опасность загазованности десантно-боевого отделения, требовало уменьшения толщины верхнего лобового броневого листа для облегчения носовой части корпуса, затрудняло использование БМД в качестве базы для различных боевых и обеспечивающих машин. Использование карбюраторного двигателя и расположение топливных баков в десантном отделении увеличивало пожароопасность. Для выполнения заданных ТТТ по уровню броневой зашиты и боевой массе ВНИИ-100 пришлось уменьшить боекомплект к основному вооружению вдвое против заданного в требованиях - всего 20 выстрелов к 73-мм орудию и две управляемые ракеты ПТРК «Малютка». Кроме того, малый клиренс (300 мм) не обеспечивал хорошую проходимость машины на пересеченной местности.

http://www.dogswar.ru/images/stories/exp3/oblect-915-03.jpg

В аванпроекте БМД, предложенном ОКБ ММЗ, также были применены отработанные в производстве узлы и агрегаты серийных машин - ГАЗ-41 и артиллерийского тягача АТ-П. Однако все картеры агрегатов, кронштейны подвески и опорные катки завод предусматривал изготавливать не из чугуна и стали, а из легких сплавов. Броневой корпус предполагалось выполнить из броневого алюминиевого сплава АБТ-101. В ходовой части использовались гусеницы с открытым металлическим шарниром, гарантийный срок службы которых составлял 2000 км. Для рассмотрения завод представил несколько вариантов компоновок БМД, но ни один из них не укладывался в заданные массовые и боевые характеристики. Согласно первому варианту, БМД представляла собой самоходную артиллерийскую установку, в которой 73-мм орудие «Гром» со спаренным 7,62-мм пулеметом ПКТ и специальным прицелом устанавливалось в лобовом листе броневой рубки корпуса (углы наводки по вертикали - от -5 до +15 по горизонтали - в секторе ±15'), При этом заряжание 73-мм орудия осуществлялось с помощью механизма, выполненного по схеме ВгТЗ, в котором размещались 15 выстрелов, Остальные 15 выстрелов располагались в боеукладке под механизмом заряжания. На качающейся части орудия снаружи устанавливался специальный кронштейн с наплавляющими для пуска управляемых рэкет ПТРК «Малютка».

Двигатель с главным фрикционом и системой охлаждения размещался в кормовой части корпуса машины, коробка передач (заимствованная у автомобиля ЗИЛ-130) - в носовой части; она соединялась с двигателем карданным валом, а с главной передачей и планетарными механизмами поворота (ПМП) - через промежуточный картер. Все агрегаты МТО располагались вдоль продольной оси машины, а по бортам корпуса были выполнены отсеки, в которых находился экипаж машины и десант в количестве двух и пяти человек соответственно. Выход экипажа и десанта производился вверх через люки в крыше корпуса и назад - через кормовые двери. При движении на плаву использовался гусеничный движитель (за счет перемотки гусениц). Боевая масса машины составляла 6,7 т, масса десантируемой машины - 6,0 т.

http://www.dogswar.ru/images/stories/exp3/oblect-915-04.jpg

К основным недостаткам первого варианта относились: ограниченный угол обстрела по горизонту из основного оружия; отсутствие возможности ведения огня экипажем и десантом, располагавшимся по бортам машины, в направлении движения машины; заниженный на 100 км запас хода и на 5-10 выстрелов боекомплект орудия; повышенная пожароопасность из-за использования карбюраторного двигателя и размещения топливных баков в десантно-боевом отделении (хотя топливные баки и были проектированными). Согласно второму варианту, основное оружие устанавливалось во вращающейся башне, выполненной по типу башни БМП "Объект 765". Но, в отличие от последней, в представленном проекте башня была выполнена двухместной и имела кормовую нишу, в которой размещался механизм заряжания емкостью 19 выстрелов. Остальные 11 выстрелов находились в корпусе. 6 башне слева от орудия располагался наводчик, справа - командир. Ходовая часть машины имела переднее расположение ведущих колес. В носовой части корпуса, перед башней, размещались: слева - механик-водитель и справа от него - два десантника. Сзади башни располагались еще два десантника. Каждое рабочее место десантника оборудовалось установкой для стрельбы из личного оружия. Вход и выход из машины были организованы аналогично первому варианту. Движение машины на плаву осуществлялось с помощью двух водометных движителей. Боевая масса машины составляла 7,55 т, масса десантируемой машины - 6,86 т. Уменьшение массы десантируемой машины в обоих вариантах производилось заводом за счет сокращения боекомплекта, запаса топлива и некоторого снижения требований к броневой защите.

Второй вариант БМД имел недостатки, аналогичные первому варианту, за исключением установки основного оружия, а также малую удельную мощность (18,5 л.с., вместо заданной не менее 20 л.с./т). В третьем варианте БМД, представленном ММЗ, башня с оружием была полностью заимствована у БМП «Объект 765» и устанавливалась в средней части корпуса со смещением от продольной оси машины к левому борту на 200 мм. В ходовой части использовалось кормовое расположение ведущих колес. В носовой части корпуса слева размешался механик-водитель, рядом с ним - командир и один десантник. Рядом с башней и за башней располагались еще три десантника; рабочие места пяти десантников оборудовались установками для ведения огня из личного оружия, Выход экипажа и десанта из машины на суше осуществлялся по проходу между двигателем и системой охлаждения над коробкой передач через люк в кормовом листе корпуса, на плаву - через люки в крыше корпуса и башни. В МТО, располагавшемся в кормовой части машины, поперек корпуса у правого борта устанавливался карбюраторный двигатель. В трансмиссии применялась коробка передач, выполненная по схеме коробки передач АСУ-57. По обоим бортам располагались два водометных движителя. Боевая масса машины составляла 7,46 т, масса десантируемой машины - 6,76 т. Этот вариант отличался превышением заданной в ТТЗ массы десантируемой машины на 760 кг, а также имел ряд недостатков, характерных для первого и второго вариантов.

http://www.dogswar.ru/images/stories/exp3/oblect-915-05.jpg

Ни одна из компоновок БМД, предложенных ММЗ и ВНИИ-100, не обеспечивала скрытой подготовки к десантированию и быстрой погрузки в самолет Ан-12, так как не позволяла производить предварительную укладку на машину парашютной системы в стороне от аэродромов и осуществлять погрузку в самолет своим ходом, без применения дополнительного оборудования самолета. В разработанном Особым конструкторским бюро ВгТЗ проекте БМД этот вопрос был решен за счет применения управляемой подвески и особой компоновки МТО, обеспечивавшей удобный проход для десанта и место для укладки парашютной системы. При этом укладка парашютной системы на машине производилась заранее, в стороне от места погрузки ее в самолет. Изменяемый клиренс позволял ускорить погрузку в самолет подготовленной к десантированию машины: она въезжала в самолет и на платформу на максимальном клиренсе, опускалась днищем на платформу и крепилась к ней; после дальнейшего поджатия опорных катков амортизационные устройства подклады вались и под гусеницы. Использование такой системы подготовки машины к десантированию парашютным способом уменьшало массу амортизационной платформы, а в перспективе могло позволить применить бесплатформенные системы десантирования (парашютную или парашютно-реактивную). При разработке БМД и выборе ее компоновочной схемы, наиболее полно удовлетворявшей заданным требованиям, конструкторы ВгТЗ выполнили компоновку машины с использованием дизеля, а также специальных узлов и агрегатов трансмиссии и ходовой части.

Первоначально, в 1964 г., были представлены два компоновочных решения на одном шасси, различавшиеся расположением отделения управления. Оба варианта БМД, получившей заводское обозначение «Объект 915», имели активное размещение десанта и кормовое расположение МТО. В обоих вариантах в МТО устанавливались дизель УТД-20А мощностью 250 л.с. (184 кВт) и специальная трансмиссия. На тот период быстроходный дизель УТД-20 (УТД-20А), созданный под руководством Б.Н. Егорова на Барнаульском заводе транспортного машиностроения, был единственным двигателем, который по своему размеру по высоте удовлетворял основной идее компоновки - обеспечить удобный выход десанта в сторону кормы при его активном расположении, а по своим конструктивным данным имел требуемую надежность работы, Использование дизеля УГД-20А вместо серийно производившегося карбюраторного двигателя ГАЗ-41 резко снижало пожароопасность, что являлось фактором чрезвычайной важности для психологического состояния экипажа.

В первом представленном ОКБ ВгТЗ варианте компоновки отделение управления находилось во вращающейся башне. Слева от орудия в башне располагался наводчик-оператор (он же командир), справа - механик-водитель. Десант из пяти человек размешался в корпусе. Трое десантников, посаженных в ряд в носовой части корпуса, были вооружены пулеметными установками. Прицелы для стрельбы из пулеметов были вмонтированы в перископические смотровые приборы. Двое десантников находились в корпусе позади башни. То есть из семи человек боевого расчета четверо могли вести огонь в переднем секторе. Для наиболее безопасного выхода десанта в сторону кормы за башней в корпусе имелся широкий кормовой люк. Пневматическая подвеска обеспечивала регулируемый с места механика-водителя клиренс машины.

Второй вариант отличался тем, что рабочее место механика-водителя было оборудовано в центре отделения управления в носовой части корпуса. Слева от механика-водителя располагался командир машины, справа - стрелок; оба имели установки 7,62-мм пулеметов ПКТ. В средней части корпуса устанавливалась башня, полностью унифицированная с башней опытной БМП «Объект 765». В башне размешался наводчик-оператор. За башней в корпусе машины были расположены еще три сиденья для десантников, которые могли вести огонь из своего оружия через специальные герметичные амбразуры на борта и на корму.

http://www.dogswar.ru/images/stories/exp3/oblect-915-06.jpg

В августе 1964 г. на ВгТЗ изготовили макет БМД «Объект 915» (вариант 1) в натуральную величину с размещением меха-ника-водителя в двухместной башне. Схемы компоновки с расположением механика-водителя в башне активно разрабатывались в тот период в нашей стране и за рубежом - в этом варианте механик-водитель имел обзор с высшей точки машины и мог управлять ею не только при движении вперед, но и назад со скоростью переднего хода. Кроме того, круговой обзор улучшал маневрирование не только при движении по суше и на плаву, но и при погрузке в самолет. Однако непривычные условия, связанные с управлением движения машины из вращающейся башни, потеря ''Чувства машины" затрудняли работу механика-водителя. Впоследствии от такого решения отказались.
Корпус машины был разделен на три отделения: переднее боевое отделение, среднее боевое отделение и МТО. В переднем боевом отделении монтировались: три пулеметных установки (центральная и две боковых), гидравлические цилиндры механизмов натяжения гусениц, две аккумуляторные батареи (АКБ), стеллажи для коробок пулеметов ПКТ, сиденья для трех десантников, трубопроводы изменения клиренса и натяжения гусениц, а также часть ЗИП. Для входа и выхода из переднего боевого отделения на крыше корпуса имелись два люка, закрывавшиеся броневыми крышками.

Среднее боевое отделение включало башню с вращающемся полом и рабочие места бортовых стрелков (десантников). В башне машины размещались: основное и вспомогательное оружие» механизм заряжания орудия с боекомплектом (в кормовой части башни), средства связи, приборы наблюдения и прицеливания, механизмы наводки. На вращающемся полу башни располага-
лись: справа от орудия - рабочее место механика-водителя на специальной платформе и передаточный шестеренчатый механизм (ПШМ) приводов управления, слева - откидное сиденье командира машины, укладки боекомплекта спаренного пулемета, орудия и управляемых ракет. На платформе механика-водителя устанавливались: сиденье, рулевое устройство, педали управления машиной, часть электрооборудования и ЗИП. Над механиком-водителем на крыше башни находилась вращающаяся башенка, в которой имелись три смотровых прибора ТНПО-170 (средний прибор мог заменяться на прибор ночного видения ТВН-26) и люк с броневой крышкой. Вращающаяся башенка с помощью специального стабилизирующего привода была связана с зубчатым венцом погона башни. Стабилизация направления платформы осуществлялась ПШМ.

Над сиденьем командира в крыше башни имелся люк и устанавливались три смотровых прибора (два ТНПО-170 и МК-4). Для доступа к механизму заряжания и обеспечения его монтажа крыша кормовой ниши башни была выполнена съемной. Башня с вращающимся полом, ПШМ, отделением управления и другими агрегатами боевого отделения представляла собой блочный узел, полностью собиравшийся и устанавливавшийся в корпус машины. Два стрелка (десантника) размешались за башней у моторной перегородки. У бортов находились два откидных сиденья и стеллажи для размещения боекомплекта и личного имущества, а в бортах корпуса - два шаровых устройства для ведения прицельного огня из автоматов. Спешивание десанта осуществлялось через люк-лаз, размешанный в наклонном кормовом листе боевого отделения над крышей МТО. Для обеспечения наблюдения и ведения огня в сторону кормы в крышке люка-лаза устанавливались смотровой прибор и шаровая опора для автомата АКМ, Для каждого десантника в крыше корпуса монтировался смотровой прибор ТНПО-170.

В среднем отделении у правого борта также располагались: воздухозаборник с фильтро-вентиляционной установкой, аппаратура системы ППО, щитки и приборы электрооборудования, гидроагрегаты пневматической подвески, трубопроводы и электропроводка. В подкрылках корпуса размешались два топливных бака. МТО располагалось в кормовой части корпуса. В нем были размещены: силовой блок, состоявший из двигателя и механической трансмиссии, два водометных движителя и тормоза. С левой стороны у моторной перегородки находился масляный бак с подогревателем и отопитель, с правой стороны - воздухоочиститель с воздухозаборником и клапаном. В МТО также монтировались два топливных бака, на крыше МТО -вытяжной вентилятор с обратным клапаном.

Машина имела на вооружении 73-мм гладкоствольное орудие ТКБ-04 (Гром), один 7,62-мм пулемет ПКТ, спаренный с орудием, и три 7,62-мм пулемета (один ПКТ и два ПК), монтировавшиеся в шаровых установках в носовой части корпуса, а также пусковую установку ПТРК «Малютка». Высота линии огня орудия составляла от 1360 до 1710 мм (в зависимости от величины изменяемого клиренса), курсовых пулеметов - от 910 до 1260 мм, При стрельбе из орудия и спаренного пулемета использовался бесподсветочный комбинированный (дневной и ночной) прицел ПКБ-62, Углы наводки спаренной установки по вертикали находились в пределах от -3 до +20'. Наводка спаренной установки на цель осуществлялась с помощью электромоторных приводов (аппаратура «Кристалл»). В состав каждой пулеметной установки, располагавшейся в носовой части корпуса (помимо станка с шаровой опорой), входил комбинированный перископический смотровой прибор с прицелом, кинематически связанный с пулеметом. Углы наводки передних пулеметов составляли: по горизонту - в секторе 35°, по вертикали - от -3 до +15'. Конструкция пулеметной установки была заимствована у опытной БМП «Объект 914».

В боекомплект к орудию входило 40 активно-реактивных выстрелов, из которых 27 находились в механизме заряжания, смонтированном в кормовой нише башни. Полуавтоматический механизм заряжания представлял собой замкнутый трубный транспортер с цепным досылателем и электрооборудованием автоматики. Кроме того, в машине укладывались 4000 патронов к пулеметам, две управляемые ракеты ПТРК «Малютка», 10 ручных гранат Ф-1 и сигнальный пистолет с 10 сигнальными патронами. В ОКБ ВгТЗ также был проработан вариант размещения в башне вместо 73-мм орудия двух спаренных 14,5-мм пулеметов КПВТ и пусковой установки для управляемых ракет ПТРК «Малютка». Следует отметить также, что в ОКБ уже тогда был предложен вариант двухместной башни с 30-мм автоматической пушкой.

Лоб корпуса и башни обеспечивал защиту от 14,5-мм бронебойных пуль с любой дистанции, борт корпуса - от 7,62-мм пуль с дистанции 400 м. Масса броневого алюминиевого корпуса БМД «Объект 915» должна была составлять 1,5 т вместо 2,0 т для равноценного по пулестойкости стального корпуса. Заводом предусматривалась и возможность изготовления корпуса машины из броневой стали марки 2П, при этом его масса возрастала до 2,5 т, но улучшалась броневая защита, которая обеспечивала защиту верхней и нижней лобовой проекции машины от бронебойной пули калибра 14,5 мм и бортовой проекции от бронебойной пули калибра 7,62 с дистанции 150-200 м. Лобовой и бортовые листы башни образовывали конус с переменным углом наклона образующих. Конструкция башни была аналогична башне легкого опытного танка «Объект 911Б». Башня устанавливалась на шаровой споре с алюминиевым погоном и пластмассовыми шарами. Машину предполагалось оснастить системами ПАЗ, ППО и ТДА. В системе ПАЗ использовались аппаратура «Элепрон-2» и фильтро-вентиляционная установка с роторным вентилятором и фильтром ФПТ-100.

В МТО устанавливался четырехтактный шестицилиндровый V-образный дизель УТД-20А мощностью 250 л.с. (184 кВт) при частоте вращения коленчатого вала двигателя 2500 об ./мин, с эжекционной системой охлаждения. Его дефорсирование по сравнению с используемым на БМП-1 дизелем УГД-20 (300 л.с.) было связано с тем, что БМД имела вдвое меньшую массу, а излишняя удельная мощность могла вызвать перерасход топлива и масла. Пуск двигателя осуществлялся с помощью стартера (основной способ) или сжатого воздуха (вспомогательный способ). Для облегчения пуска двигателя в условиях низких температур окружающего воздуха использовался подогреватель, котел которого устанавливался в масляном баке системы смазки двигателя. Общая емкость четырех топливных баков составляла 400 л. Расчетный запас хода по шоссе достигал 500 км.

В системе воздухоочистки использовался бескассетный воздухоочиститель циклонного типа с эжекционным удалением пыли. Впервые эжекционная система охлаждения двигателя была выполнена с обеспечением слива из эжекционного короба попавшей в него воды, а также и стока зажигательной смеси в случае ее попадания. Эжекторные короба, соединявшиеся с выхлопными коллекторами двигателя с помощью клапанных коробок, вваривались слева и справа в кормовой части корпуса. Встроенные в корпус, они являлись его неотъемлемой частью, благодаря чему достигалась экономия массы машины. На эжекторных коробах был смонтирован механизм защиты двигателя от попадания воды, а внутри устанавливались эжекционные сопла, водяные радиаторы системы охлаждения двигателя и масляный радиатор системы смазки двигателя. В состав механической трансмиссии входили однодисковый главный фрикцион сухого трения, трехступенчатая коробка передач с независимым реверсивным приводом к водометам, два бортовых фрикциона и два планетарных соосных бортовых редуктора. Расчетная максимальная скорость движения по шоссе составляла 65 км/ч. В агрегатах и узлах механической трансмиссии широко использовались магниевые и алюминиевые сплавы в литых и прессованных деталях.

В ходовой части применялись независимая регулируемая пневматическая подвеска, гидравлические механизмы натяжения гусениц, система изменения клиренса с 450 мм до 100 мм, 12 двухскатных опорных катков диаметром 500 мм с наружной амортизацией и дисками из алюминиевого сплава, шесть однорядных поддерживающих катков и гусеницы с открытым металлически шарниром (ОМШ) с борированными пальцами и цевочным зацеплением с ведущими колесами. Среднее давление на грунт составляло 45,1 кПа (0,46 кгс/см). Но на макете, в отличие от проекта, были установлены односкатные опорные катки. Использование катков такого типа позволяло увеличить запас плавучести и остойчивости машины за счет их водоизмещения, но потребовало применения гусеницы с двумя высокими гребнями, что увеличило массу ходовой части, Впоследствии испытания первых опытных машин показали недостаточную устойчивость гусеничного движетеля с односкатными обрезиненными опорными катками на широких (по сравнению с бандажом катка) траках. Поэтому для серийных БМД были выбраны облегченные двускатные опорные катки из магниевого сплава и гусеницы с одним гребнем.

Пневматическая подвеска состояла из 12 узлов, каждый из которых включал в себя пневматическую рессору, гидравлический амортизатор, рычаг, балансир и ограничитель хода катка, выполненный в виде упора с резиновой подушкой. Управление изменением клиренса и натяжением гусениц осуществлялось дистанционно с кнопочного пульта управления. Для движения на плаву использовались два водомета с подводным расположением патрубков выброса воды и гидравлической системой управления заслонками, которая являлась составляющей частью общей гидросистемы. Расчетная максимальная скорость движения на плаву составляла 12 км/ч. Запас плавучести (60%) позволял дополнительно перевозить груз до 2 т. Электрооборудование машины было выполнено по однопроводной схеме. Напряжение бортовой сети составляло 24 В. Для внешней радиосвязи устанавливалась радиостанция Р-123, для внутренней - танковое переговорное устройство ТПУ Р-124 на три абонента. При десантировании масса машины снижалась до 6 т за счет неполной укладки боекомплекта (только 27 выстрелов в механизме заряжания), неполной заправки топливом (250 л) и отсутствия экипажа.

В 1964 г. на базе БМД «Обьект 915» (вариант 1) в  бюро ВгТЗ под руководством Гавалова разработали проект унифицированного шасси с кормовым расположением МТО и сохранением водометных движителей, предназначавшегося для создания целого семейства боевых и обеспечивающих машин для ВДВ, имевших десантируемую массу 6-7 т. Это семейство машин было способно заменить почти все многообразие техники, применявшейся в ВДВ и других родах войск Советской Армии, На базе этого шасси были эскизно проработаны проекты легкого танка, командам-штабной машины, самоходно-зенитной установки, инженерно-ремонтной машины и топливозаправщика. И хотя волгоградцы проиграли Челябинскому тракторному заводу в конкурсе на разработку боевой машины пехоты, дальнейшая разработка БМД после рассмотрения выполненных технических проектов в сентябре 1964 г. была поручена Особому конструкторскому бюро ВгТЗ.