http://www.dogswar.ru/images/stories/exp3/object-416-1.jpg

Первые работы в КБ харьковского завода №75 по новому среднему танку «Объект 416» были начаты в 1950 году. Послевоенная история Харьковского танкового конструкторского бюро по сути дела начинается в 1951 году, с момента перевода А.А.Морозова в Харьков из Нижнего Тагила и назначения его Главным конструктором КБ-60. С 1953 года КБ-60 завода №75 приступило к работам по танкам «объект 430» и «объект 430У», которые послужили базой для танка Т-64. В те же годы в уральском ОКБ-520 завода № 183 (главный конструктор Л.Н.Карцев) создавался новый танк «объект 140», элементы конструкции которого послужили основой для создания опытного танка «объект 167».

Целью разработки на харьковском заводе №75 было создание принципиально новой конструкции танка с обеспечением максимальной защищенности экипажа при минимальном весе боевой машины. Технический проект «Объект 416» закончен в 1950 году. Машина имела сварной корпус и литую поворотную башню, размещенную в кормовой части корпуса. Бронирование машины было весьма слабым, как для техники такого типа и составляло 110 мм на лобовой части башни и около 70 – в передней части корпуса. Толщина брони бортов и кормы – по 45 мм. В башне размещались: орудие и все члены экипажа, включая механика-водителя. Рабочее место механика-водителя и его смотровые приборы имели механизмы, обеспечивающие стабилизацию и возможность управления машиной при повороте башни. В передней части корпуса размещались: моторное отделение и трансмиссия, включающие 12-цилиндровый дизель с горизонтальным расположением цилиндров и эжекционную систему охлаждения. Пушка М-63 с клиновым затвором разработана в СКБ завода №172 на базе танковой пушки Д-10Т, длина ствола 58 калибров (5570 мм). Боекомплект орудия состоял из осколочно-фугасных и бронебойных унитарных выстрелов, достигал 48 выстрелов. Рядом с пушкой находился пулемёт СГМТ калибром 7,62 мм.

http://www.dogswar.ru/images/stories/exp3/object-416-2.jpg

На «Объект 416» в качестве двигателя был использован 12-цилиндровый 4-тактный дизель, обладающий мощностью 400 л.с., что позволяло танку развивать скорость до 45..50 км/ч. Трансмиссия состояла из главного фрикциона, 5-ст механической коробки и однорядных бортовых редукторов. Ходовая часть имела торсионную подвеску и обрезиненные катки, использующие траки с ОМШ (открытый металлический шарнир). Оригинальным техническим решением были гидравлические приводы, обеспечивавшие управление движением машины из вращающейся башни. Переключение передач было преселекторным, то есть включение заранее выбранной с помощью кулисы передачи осуществлялось в нужный момент нажатием педали. В приводе имелось два устройства гидрообъемного типа, обеспечивающих вращение полика башни и сиденья механика-водителя. В ходовой части применялись торсионная подвеска, обрезиненные опорные катки и гусеницы с ОМШ.

http://www.dogswar.ru/images/stories/exp3/object-416-3.jpg

По итогам Государственных испытаний самоходной пушки СУ-100П параллельно с танком на едином шасси в КБ завода №75 создавалась самоходная артиллерийская установка СУ-100М («объект 416»), где для устойчивости при стрельбе с любым углом возвышения ствола снизили высоту линии огня. Для уменьшения отдачи и повышения устойчивости при ведении огня прямой наводкой орудие оснастили дульным тормозом. Пушку оснастили эжектором, с помощью которого после выстрела продували ствол, что способствовало повышению скорострельности, в боевом отделении не накапливались пороховые газы и облегчалась работа экипажа. В 1951 году был построен опытный образец танка и вскоре проведены его испытания. На которых выявилась ненадежность приводов управления, вращающихся контактных устройств и другие недостатки. Ввиду малой высоты боевого отделения (1825 мм) затруднялась работа экипажа. Из-за сложности одновременного управления движением и огнем из вращающейся башни дальнейшие работы в этом направлении были прекращены. В 1952 г. опытный образец СУ-100М предъявили на полигонные испытания. Поскольку по максимальной дальности стрельбы в 15000 м САУ, безусловно, уступала уральской самоходке СУ-100П, а по огневой мощи соответствовала ей, принимать СУ-100М на вооружение и запускать в серийное производство посчитали не целесообразным. Единственный созданный экземпляр «Объект 416» теперь находиться в музее бронетанковых войск в Кубинке, что в 63 км от Москвы.

Тактико-технические характеристики «Объект 416»
Боевая масса, т. 24 (30,9)
Длина, мм
- с пушкой вперед 7940-8500
- корпуса  6200-6350
Ширина, мм. 3240
Высота, мм. 1823-1825
Клиренс, мм. 400
Двигатель:
- тип дизель
- максимальная мощность, л.с 400
Максимальная скорость, км/ч 45-50
Бронирование, мм
- лоб корпуса 60-75
- лоб башни, маска 110
- борт, корма  45
- крыша, днище 20
Экипаж, чел 4
Вооружение:
- одна 100-мм пушка М-63
Боеваяскорострельность,выстр/мин 8-10
Боекомплект, выстрелов 35-48
- пулемет 7,62-мм ДТМ
Прицел - типа ТШ
Радиостанция - 10РТ-26