Разработка СУ-100П (объект 105) была начата под руководством Г. С. Ефимова в конструкторском бюро Свердловского машиностроительного завода «Уралтрансмаш» в 1947 году. В ходе разработки был учтён опыт приобретённый во время Великой отечественной войны. Первый опытный образец самоходной артиллерийской установки СУ-100П был изготовлен на "Уралмаше" в 1949 году. В 1952 году опытный образец прошёл государственные испытания, в ходе которых был выявлен ряд дефектов и недоработок. В частности ненадёжность подъёмного механизма и затвора, недостаточная устойчивость САУ при стрельбе прямой наводкой.
В 1952 году после устранения замечаний была изготовлена установочная серийная партия из трёх машин. После того как партия прошла квалификационные испытания, самоходная артиллерийская установка СУ-100П производилась небольшими партиями в течении пяти лет. Всего заводом было изготовлено и сдано заказчику: в 1952 году 3 единицы, в 1956 году - 8, в 1957 г - 5 штук. Несмотря на все достоинства САУ СУ-100П о ней можно сказать, "ни богу свечка, ни черту кочерга". В качестве противотанкового средства она не превосходила танк Т-54, в гаубицы не годилась, а для дальнобойной пушки имела малую дальность стрельбы и слабый снаряд.
Корпус САУ был сварен из катаных листов. В его средней части размещались силовая установка и агрегаты силовой передачи, двигатель смещен вправо. Слева находилось отделение управления. Боевое отделение с боков было прикрыто откидывающимися щитами.
В качестве силовой установки на САУ СУ-100П был установлен дизель В-54-105, задросселированный до мощности 294 кВт и позволявший машине двигаться по дорогам с твердым покрытием с максимальной скоростью 65 км/ч. При емкости топливных баков 407 л машина могла пройти без дозаправки 300 км.
Подвеска машины индивидуальная торсионная с гидравлическими амортизаторами телескопического типа, установленными на передних (снаружи) и задних (внутри корпуса) узлах. Опорные катки и поддерживающие ролики обрезинены. Гусеничная цепь мелкозвенчатая с резинометаллическим шарниром последовательного типа.
Специально для САУ СУ-100П специалисты ОКБ-Э спроектировали 100-мм пушку Д-50/Д-10, базой для которой послужила 100-мм танковая пушка Д-10. Внутреннее устройство ствола, баллистика и боеприпасы обеих орудий остались одинаковыми. Затвор пушки клиновой полуавтоматический с ручным и электроспуками. Заряжание проводилось унитарным патроном. Благодаря компенсирующему устройству, обеспечивалось плавное наведение орудия в вертикальной плоскости.
Для стрельбы прямой наводкой имелся телескопический прицел ОП-2, а для стрельбы с закрытых позиций панорамный прицел ЗИС-3. Механизмы горизонтального и вертикального наведения пушки секторные.
Первый опытный образец пушки Д-50/Д-10 был сдан ГАУ (Главное артиллерийское управление) в 1947 году, 31 декабря 1948 года еще два опытных образца.
В ходе испытаний, проводившихся в начале 1950 года, СУ-100П показала, что обладает хорошей маневренностью, но продемонстрировала неудовлетворительную устойчивость при стрельбе, а пушка Д-50/Д-10 — ненадежную работу затвора и подьемного механизма. ГБТУ предложило улучшить устойчивость САУ за счет уменьшения высоты линии огня на 100-120 мм, из них на 40-50 мм за счет шасси и на 50-60 мм за счет пушки.
В модернизированном образце ось цапф пушки была опущена на 50 мм и сдвинута вперед на 80 мм. При этом угол вертикальной наводки (-5'\ +37°) сохранился, но уменьшился до 155' сектор горизонтального наведения.
Модифицированный вариант получил маркировку СУ-100ПМ (Объект 105М) и отличается от базового варианта установкой ночных приборов у командира и механика водителя (ТКН-1, ТВН-1). В качестве орудия используется модифицированная пушка Д-50М. Для стрельбы прямой наводкой использовался прибор ТШ-19. Работы по конструированию и изготовлению модифицированного варианта были закончены в 1952 году. После Государственных испытаний были выявлены некоторые дефекты (стеснённость боевого отделения, неустойчивость при стрельбе), но после устранения замечаний в 1953 году САУ СУ-100ПМ была принята на вооружение, но серийное производство так и не было развёрнуто.
В 1952 году на заводе №75 (г. Харьков) был построен опытный образец самоходной артиллерийской установки СУ-100 (обьект 416), которая представляла собой классическую противотанковую самоходку. На новую машину была установлена 100-мм пушка М-63, разработанная ОКБ завода №172 (г. Пермь) на базе танковой пушки Д-10. В отличие от нее ствол М-63 снабжен эжектором, уменьшена сипа отката.
Пушка помещена в обтекаемую, близкую к полусфере, башню кругового вращения, расположенную в кормовой части САУ. В ней размещался весь экипаж в составе четырех человек. По огневой мощи СУ-100 (обьект 416) не превосходила серийные танки Т-54 и необходимость в ней была более чем сомнительна. На вооружение СУ-100 (обьект 416) не была принята.
Тактико технические характеристики
Боевая масса, т 21,6
Экипаж, чел. 4
Длина корпуса, мм 6460
Длина с пушкой вперёд, мм 7800
Ширина корпуса, мм 3100
Высота, мм 2262
Клиренс, мм 400
Бронирование
Лоб корпуса, мм/град. 15
Борт корпуса, мм/град. 15
Корма корпуса, мм/град. 8
Днище, мм 8
Вооружение
Калибр и марка пушки 100-мм Д-50
Тип пушки 100-мм пушка Д-50
Длина ствола, калибров 59,3
Боекомплект пушки 50
Углы ВН, град. -5..+37
Углы ГН, град. -8..+8
Дальность стрельбы, км 6,9..15,8
Прицелы ОП-2, ЗИС-3
Тип двигателя дизельный В-54-105
Мощность двигателя, л. с. 400
Скорость по шоссе, км/ч 65
Запас хода по шоссе, км 300
Удельная мощность, л. с./т 18,5
Тип подвески индивидуальная, торсионная с гидравлическими амортизаторами телескопического типа в подвесках 1-го и 6-го катков
Удельное давление на грунт, кг/см? 0,68
Преодолеваемый подъём, град. 30
Преодолеваемый брод, м 1