http://www.dogswar.ru/images/stories/exp2/EF-140-1.jpg

История бомбардировщика EF-140 началась еще в 1943 г. в Германии, тогда был спроектирован его прототип на фирме «Юнкерс» под руководством конструктора Г.Вокке. Опытный образец Ju 287V-1 с четырьмя реактивными двигателями ЮМО 004В был облётан 16 августа 1944 г. Всего на самолёте с крылом обратной стреловидности было выполнено 17 полётов. К концу войны конструкторы фирмы разработали вариант Ju 287V-2 с шестью двигателями. Весной 1945 г. незаконченный Ju 287V-2 достался Красной Армии. Этот вариант был взят за основу опытного бомбардировщика EF-131. Немецким конструкторам было предложено довести машину и передать её на лётные испытания. Работой руководил Б.Бааде.

В мае в ЦАГИ начались аэродинамические продувки модели самолёта. В июле был готов его полноразмерный макет. Для осмотра машины прибыла комиссия ВВС во главе с генералом В.А.Ушаковым. Спустя месяц сборка первого прототипа EF-131 была завершена. При всей схожести с Ju 287 самолёт EF-131 нельзя считать копией немецкого бомбардировщика. Построенный в Германии самолёт был передан на лётные испытания. Но полёты на нём не проводились, были выполнены только пробные рулежки. В сентябре 1946 г. самолёт демонтировали, запаковали и отправили в СССР. Он был доставлен на аэродром ЛИИ. Первый полёт самолёта ЕР-131 был совершен только 23 мая 1947 г. Пилотировал машину немецкий лётчик-испытатель Пауль Юльге. Первый же полёт завершился небольшой аварией. Летом 1948 г. было решено подготовить самолёт к новым испытаниям, но приказом министра авиационной промышленности работы по самолёту были прекращены.

Следующей работой ОКБ-1 был высотный бомбардировщик EF-140 («140»), имеющий ту же схему, но шесть двигателей заменили двумя двигателями АМ-01 конструкции А.А.Микулина. По замыслу ОКБ-1, самолет EF-140 мог быть использован, помимо основного назначения, как дальний всепогодный разведчик. Бомбардировщик EF-140 был первым самолётом немецких конструкторов, спроектированным и построенным в СССР.

http://www.dogswar.ru/images/stories/exp2/EF-140-2.jpg

Разработка самолёта началась в 1947 г. как инициативный проект ОКБ-1 конструктора Б.Бааде. При постройке самолёта использовали второй экземпляр EF-131, что значительно ускорило его изготовление. Самолёт EF-140 отличался довольно мощным оборонительным вооружением. На EF-131 имелась только одна пушечная установка в хвостовой части фюзеляжа калибром 13 мм. На EF-140 установили две спаренные пушечные турели: вверху ВДБ-6 и внизу НДБ-1М калибром 20 мм. Наводка пушек производилась с помощью перископических прицелов, дистанционное управление турелями — электрическое. В том случае, если стрелок верхней пушечной установки был бы убит или ранен, турель могла быть подключена к прицелу и системе управления нижней турели. Экипаж возрос до четырех человек и был защищен бронеплитами от 10 до 20 мм.

Кабина экипажа имела значительное остекление и хороший передний и боковой обзор; в конце остекления поверху крепились два зеркальных перископа для заднего обзора. Двигатели крепились к висячим рамам на 40% полуразмаха от оси самолёта с выходом сопел под передним лонжероном крыла. Плечо выноса ТРД рассчитывалось из условий флаттера. Шасси трехопорное с носовым колесом, убирающееся. Элероны щелевые с аэродинамической компенсацией площадью по 3,25 м2 каждый. Закрылки выдвижные площадью по 7,56 м2. Для ослабления корневого срыва потока на больших углах атаки в передней кромке крыла у самого фюзеляжа были введены небольшие предкрылки. Предусмотренные для самолёта двигатели АМ-01 к сроку не поступили, и их заменили на два "Nene" (РД-45). Причем самолёт был несколько изменен в размерах и по общему мнению, ухудшен в будущих качествах, т.к. тяга каждого ТРД уменьшилась с 3500 до 2270 кГс.

В сентябре 1948 г. самолёт был полностью подготовлен к испытаниям. Первый полёт самолёта EF-140 состоялся 30 сентября 1948 г. на аэродроме в Теплом Стане, пилотировал его немецкий лётчик-испытатель В.Цизе. 24 мая 1949 г. заводские испытания были завершены. Государственные испытания самолёта не проводили, а коллективу ОКБ-1 было поручено переделать самолёт в дальний разведчик EF-140R. Переделанный самолёт имел уже два более экономичных двигателя ВК-1. Размах крыла увеличили, а на концах установили топливные баки, что увеличило дальность полёта. EF-140R оснастили аппаратурой для ведения дневной и ночной разведки (фотоаппараты, осветительные бомбы и др.), размещенной в передней части грузового отсека и в хвостовой части фюзеляжа.

Готовый к испытаниям самолёт был доставлен на новый оборудованный аэродром в поселке Борки, поскольку военные запретили приезд немцев на аэродром ВВС в Теплом Стане. 12 октября 1949 г. был осуществлен первый полет самолёта EF-140R, пилотировал его лётчик-испытатель И.Е.Федоров. Испытательные полёты были прерваны из-за сильной вибрации крыла. Весной 1950 г. доработанный самолёт вновь начал лётные испытания. Но тряска крыла не прекратилась, и испытания были остановлены. 18 июля 1950 г. правительственным решением работы по EF-140R были прекращены.

Тактико-технические характеристики EF-140
Размах крыла, м   19.40
Длина, м   19.70
Высота, м   5.70
Площадь крыла, м2   58.40
Масса, кг   
- пустого самолета   12500
- нормальная взлетная   24500
- максимальная взлетная   27000
- полезной нагрузки  4500
Тип двигателя   2 ТКРД АМ-ТКРД-01
Тяга, кгс   2 х 3500
Максимальная скорость, км/ч  904
Дальность полета, км   2000
Практический потолок, м   11 700
Экипаж, чел  4
Вооружение:  четыре 23-мм пушки (ВДБ-6, НДБ-1М)
Бомбовая нагрузка - 4500 кг

252-43