http://www.dogswar.ru/images/stories/samolet/tu-22-Blinder.jpg

Бомбардировщик Ту-22 (код НАТО — «Blinder») предназначен для нанесения ракетных и бомбовых ударов по стационарным, морским и ограниченно подвижным целям. В 1953 г., еще до первого полета бомбардировщика «88», прототипа Ту-16, в ОКБ А.Н. Туполева в инициативном порядке начались работы над тяжелым бомбардировщиком нового поколения – сверхзвуковым самолетом «105», предназначенным для замены самолета Ту-16. По сравнению со своим предшественником новая машина имела существенно от личную компоновку: двигатели, установленные на Ту-16 в центроплане, на бомбардировщике «105» были перенесены в хвостовую часть фюзеляжа, что диктовалось соображениями центровки, аэродинамики («правило площадей»), а также стремлением отказаться от тяжелой и сложной в изготовлении силовой рамы, «окантовывающей» на Ту-16 двигательные отсеки.

http://www.dogswar.ru/images/stories/samolet/tu-22-1.jpg

Создание нового бомбардировщика проходило в трудный для отечественной авиации период, когда Н.С. Хрущев, с «подачи» ряда некомпетентных советников, взял курс на свертывание работ в области пилотируемых самолетов. Было объявлено, что ракета в скором времени станет универсальным средством ведения вооруженной борьбы, заменив традиционную авиацию и артиллерию. Финансирование авиационных ОКБ было уменьшено, многие программы свернуты. В этих условиях А.Н.Туполев, возглавлявший крупнейший в стране авиационный конструкторский коллектив, был вынужден вести напряженную борьбу «за выживание». Программу самолета «105» все же удалось отстоять, причем одним из аргументов, выдвигавшихся искушенным в политике А.Н.Туполевым в пользу этой машины, был и такой: этот самолет должен стать последним пилотируемым бомбардировщиком, необходимым на переходный период, предшествующий полной и окончательной «ракетизации».

Опытный самолет был построен и облетан в 1958 г. В 1959 г. поднялся в воздух прототип серийного бомбардировщика, самолет «105А». Освоение серийного производства самолета, получившего обозначение Ту-22, началось на авиазаводе в Казани. Первоначально была построена партия из 10 машин Ту-22Б, имеющих чисто бомбардировочное вооружение (самолеты этой модификации в строевые части СА не передавались и использовались в основном для проведения испытаний). В 1961 г. на авиационном параде в Москве, над Тушинским аэродромом прошла тройка новых бомбардировщиков. Телекамеры центрального телевидения показали в этот момент крупным планом довольное лицо Н.С.Хрущева: очевидно, туполевские машины произвели на него благоприятное впечатление.

http://www.dogswar.ru/images/stories/samolet/tu-22-2.jpg

Официальное принятие на вооружение самолета Ту-22 состоялось в 1962 г. (через год прекратился и серийный выпуск Ту-16). Вслед за бомбардировочным вариантом самолета был создан ракетоносец Ту-22К, имеющий чисто ракетное вооружение. Под фюзеляжем в полуутопленном положении размещалась управляемая крылатая ракета Х-22 – к тому времени наиболее мощное в мире оружие данного класса. Для защиты соединений бомбардировщиков от средств ПВО и истребителей противника был создан самолет Ту-22П, имеющий аппаратуру постановки активных и пассивных помех в метровом, дециметровом и сантиметровом диапазонах радиоволн.

http://www.dogswar.ru/images/stories/samolet/tu-22-3.jpg

Другая модификация самолета – Ту-22Р – оснащалась аппаратурой для ведения радиотехнической, радиолокационной и визуальной разведки, а также для аэрофотосъемки и топографической аэрофотосъемки в оперативной глубине боевых порядков противника во всем диапазоне высот, на скоростях до 1700 км/ч. В ходе эксплуатации самолета состав аппаратуры неоднократно менялся и дополнялся. В фюзеляже Ту-22Р могли размещаться и свободнопадающие бомбы.

Для подготовки и тренировки экипажей бомбардировщиков был создан учебно-боевой самолет Ту-22У, имеющий двойное управление (кабина инструктора размещается за кабиной летчика с превышением над ней в целях обеспечения лучшего обзора). Строительство Ту-22 всех модификаций велось на Казанском авиационном заводе, где до 1969 г. было выпущено около 300 самолетов этого типа (стоимость одного бомбардировщика составляла 10 млн рублей без учета НИОКР).

http://www.dogswar.ru/images/stories/samolet/tu-22-4.jpg

КОНСТРУКЦИЯ. Бомбардировщик Ту-22 выполнен по нормальной схеме с низко расположенным крылом, имеющим стреловидность 57° по передней кромке с небольшими наплывами в корневой части. Приблизительно на 1/3 размаха крыла расположены гондолы шасси, частично выступающие за заднюю кромку (решение, характерное и для других самолетов Туполева 1950-1960-х годов). Имеются двухсекционные элероны большой площади и закрылки. На верхней поверхности крыла расположены два аэродинамических гребня. Фюзеляж самолета, имеющий сечение, близкое к круглому, спроектирован с учетом «правила площадей».

В носовой части, сразу за обтекателем РЛС, размещена кабина штурмана-бомбардира. Кабины летчика и бортового оператора радиотехнических и оборонительных систем находятся одна за другой, позади кабины штурмана (оператор сидит спиной по направлению полета). Отличительная особенность Ту-22 – уникальная схема посадки экипажа в самолет: катапультные кресла К-22 оригинальной конструкции, разработанное в ОКБ Г.И.Северина, по направляющим опускаются вниз, «вывешиваясь» из самолета, и летчики поднимаются на них в кабины как на лифтах. Подъем кресел в кабины производится при помощи электролебедок или вручную, для чего требуется вращать специальные штурвалы. Катапультирование всех членов экипажа осуществляется вниз. За кабиной экипажа находятся два отсека, в одном из которых (с правого борта) размещается спасательная лодка ЛАС-3, а в другом – контейнер с НАЗ.

В центральной части фюзеляжа находится бомбовый отсек, по размерам близкий бомбовому отсеку самолета Ту-16. В хвосте самолета, по бокам киля, размещаются двигательные гондолы с нерегулируемыми воздухозаборниками круглого сечения. При взлете их обечайки выдвигаются вперед, образуя щель для доступа дополнительного объема воздуха. Фюзеляж завершается пушечной установкой с дистанционным управлением. Шасси трехопорное, основные стойки с четырехколесными тележками (убираются в гондолы на крыле), носовая – двухколесная (убирается в фюзеляж поворотом назад). Переднее колесо – управляемое (не перекосом тяг, как на Ту-16, а посредством гидроцилиндров).

Большая часть поверхности планера Ту-22 – серебристая (анодированный металл), некоторые участки обшивки самолета для защиты от теплового излучения при ядерном взрыве покрываются белой краской (самолеты, состоящие на вооружении Ливии и Ирака, имеют камуфляжную окраску, принятую в ВВС этих стран).

СИЛОВАЯ УСТАНОВКА. На самолете Ту-22 установлены два ТРДФ ВД-7М (2 х 156,9 кН/2 х 16 000 кгс, опытные самолеты) или РД-7М-2 (2 х 161,8 кН/2 х 16 500 кгс). Для взлета перегруженного самолета могут применяться стартовые ускорители, крепящиеся к центроплану по бокам бомбового отсека.

ОБОРУДОВАНИЕ. Самолеты первых серий не имели топливоприемника системы дозаправки топливом в воздухе, в дальнейшем бомбардировщики были оснащены системой «шланг-конус», ставшей стандартной для ВВС. В состав бортового оборудования входит обзорно-прицельная РЛС «Рубин-1» или (на Ту-22К) более мощная станция «ПН», обеспечивающая обнаружение крупных морских целей на большом удалении; оптический бомбардировочный прицел ПСБ-11, РЛС управления огнем оборонительного вооружения ПРС-3, телевизионный прицел оборонительного вооружения ТП-1А, радиовысотомер РВ-25, допплеровский измеритель скорости и угла сноса ДИСС-1, радиокомпас АРК-11. Для защиты членов экипажа от светового излучения при ядерном взрыве все остекление самолета снабжено автоматическими светозащитными шторками. На части самолетов в гондолах шасси устанавливаются разбрасыватели дипольных отражателей.

ВООРУЖЕНИЕ самолетов Ту-22Б и Ту-22Р размещено в бомбовом отсеке, имеющем систему обогрева. Максимальная бомбовая нагрузка может достигать 12 000 кг и включает бомбы калибром от 250 до 9000 кг (в частности, 24 ФАБ-500 или одну ФАБ-9000), а также один или несколько спецбоеприпасов. Свободнопадающие бомбы размещены на шести кассетных держателях КД-3-22Р, допускающих подвеску бомб калибром до 500 кг, или на четырех КД-3-22Р и двух КД-4-22 (допускают подвеску бомб калибром 500-1000 кг). Бомбы поднимаются в отсек самолета при помощи съемной лебедки Л-47. Диапазон допустимых скоростей самолета при бомбометании составляет 300-1300 км/ч. Сброс осуществляется одиночно и сериями.

Ту-22К оснащен УР типа Х-22 (диапазон дальностей пуска 140-400 км, М=3,5, масса ракеты 5700 кг, масса БЧ – 900 кг), имеющей радиокомандное наведение по курсу и дальности и способной поражать малоразмерные наземные и морские цели с высокой точностью, или радиолокационную систему самонаведения (предназначена для поражения морских или стационарных наземных радиолокационно-контрастных целей). Диапазон скоростей самолета-носителя при пуске УР составляет 900-1700 км/ч, диапазон высот пуска 1000-13 000 м. Оборонительное вооружение – пушка Р-23 (23 мм) в кормовой установке с дистанционным управлением (по радиолокационному и телевизионному каналу).

БОЕВОЕ ПРИМЕНЕНИЕ. Ту-22 в составе советских ВВС ограничивается Афганистаном, где бомбардировщики и разведчики Ту-22, базировавшиеся на советской территории, использовались для нанесения бомбовых ударов по скоплениям мятежников, а также для ведения фоторазведки. Самолеты действовали с больших высот, вне зоны досягаемости ПЗРК «Стингер» и «Стрела», имевшихся у противника. Несколько бомбардировщиков Ту-22 в 1970-х гг. были поставлены ВВС Ирака. Самолеты использовались в ирано-иракской войне, совершая глубокие рейды над иранской территорией и водами Персидского залива и нанося мощные бомбовые удары по промышленным и военным объектам Ирана (в частности, по Тегерану). Высокая скорость Ту-22, способных лететь на «сверхзвуке» с полной бомбовой нагрузкой, делала их малоуязвимыми для средств ПВО, имевшихся у Ирана. В ходе боев один из Ту-22 во время налета на Тегеран получил попадание иранской ракеты, однако сумел благополучно вернуться на аэродром базирования. Имели место и столкновения Ту-22 с иранскими «Фантомами», также завершившиеся без потерь для Ирака. В боевых действиях в районе Персидского залива в 1991 г. иракские Ту-22 не применялись, однако Саддам Хусейн, по всей видимости, сумел укрыть их от ударов авиации союзников.

Еще одним покупателем Ту-22 явилась Ливия. В 1983 г., во время конфликта с Чадом, поддерживаемым Францией, направившей в эту страну свой экспедиционный корпус, самолеты Ту-22 в ответ на действия французских «Ягуаров», подвергших бомбардировке аэродром Уагадугу, контролируемый проливийскими повстанцами, нанесли удары по аэродрому в столице Чада Нджамене. Во время первого налета бомбардировщики Ту-22 успешно и с большой точностью отбомбились по целям с горизонтального полета. Французские средства ПВО не успели отреагировать на появление бомбардировщиков, шедших на сверхзвуковой скорости. Второй удар по аэродрому 7 сентября 1983 г. был для ливийцев менее удачным: один Ту-22 был сбит ракетой француского ЗРК «Роланд».

Тактико-технические характеристики Ту-22
Экипаж, чел. 3
Скорость, км/ч:
максимальная на высоте около 10 км 1510
максимальная на высоте до 3 км 960
Практический потолок, м 14700
Дальность перегоночная, км  5650
Боевой радиус действия, км  1300-2200
Масса, кг:
максимальная взлетная (в зависимости от модификации) 84000-92000
нормальная взлетная 85000
Максимальная боевая нагрузка, кг 12000
Длина разбега (при нормальной взлетной массе), м 2250
Длина пробега (при нормальной посадочной массе), м 2170
Габариты самолета, м:
размах крыла 23,6
длина (без штанги дозаправки/со штангой) 41,6/42.6
высота 10
Двигатель: ТРДФ РД-7М-2, кгс 2 по 16500