http://www.dogswar.ru/images/stories/exp2/su-15-1.jpg

Проектирование истребителя Су-15 началось в 1947 г., согласно плану опытного самолётостроения, утвержденному постановлением Совета Министров СССР от 11 марта 1947 г. В мае ОКБ получило от ЦАГИ рекомендации по аэродинамической компоновке стреловидного крыла со стреловидностью 30". Как перехватчик, самолёт имел радиолокационную станцию, расположенную в носовой части фюзеляжа над общим для двух двигателей воздухозаборником. Наличие РЛС определило всю компоновку фюзеляжа самолёта. Эскизный проект был подготовлен к концу года. Макетная комиссия осмотрела макет в феврале 1948 г. и после доработок — вторично летом.

Всепогодный истребитель-перехватчик Су-15, известный также под индексом «П», был первым самолётом ОКБ П.О.Сухого со стреловидным крылом. Это был цельнометаллический среднеплан реданной схемы с двумя двигателями РД-45Ф. Самолёт отличался оригинальностью компоновки. Двигатели располагались один за другим, первый в средней части фюзеляжа, второй в задней части самолёта. Каналы подвода воздуха к двигателям были очень сложной формы. Поэтому сборку их впервые осуществляли на болванках с нивелировкой и переносом разметки с плаза на обшивку. Этот метод хорошо себя зарекомендовал и впоследствии широко применялся ОКБ на других машинах. Была осуществлена новая система противопожарной защиты силовой установки. Каждый двигатель снабдили кожухом (пассивная защита), между стенками которого и рубашками камер сгорания циркулировал воздух. Для локализации возможного пожара применялась подача под кожух углекислоты (активная защита). Кожух предохранял от распространения пламени и обеспечивал необходимую концентрацию углекислоты.

Кабина пилота была смещена влево на 100 мм, так как справа конструкторы разместили воздушный канал заднего двигателя. Герметичная кабина лётчика имела систему наддува, она обеспечивала необходимое давление, температуру и влажность до высоты 15 000 м. Фонарь кабины откидной, с лобовым 100-мм бронестеклом. Бронеплиты толщиной 16 мм закрывали переднюю стенку кабины, а 12-мм — патронные ящики двух пушек.

Крыло свободнонесущее однолонжеронное с передней и задней стенками. Угол стреловидности по линии фокусов составлял 35°. Стыки крыла с фюзеляжем закрывались специальными угольниками. По всему размаху крыла в носок был заложен груз, работавший как противофлаттерный. Элероны, имевшие внутреннюю компенсацию - однолонжеронные цельнометаллические. Выдвижной взлетно-посадочный закрылок типа "ЦАП" конструктивно был выполнен аналогично элерону и подвешивался к крылу на четырех направляющих. Перемещаясь по ним, он отклонялся во взлетное и посадочное положения.

http://www.dogswar.ru/images/stories/exp2/su-15-2.jpg

Вертикальное оперение - стреловидное однокилевое однолонжеронное с передней и задней стенкой - было выполнено заодно с хвостовой частью фюзеляжа. В носке киля по передней кромке, так же как и в крыле, был заложен груз. Руль направления подвешивался в трех точках. Горизонтальное оперение аналогичной конструктивной схемы закреплялось на киле над фюзеляжем и состояло из стабилизатора и руля высоты. Стабилизатор имел десять нервюр. Лонжерон, разрезанный по оси симметрии, стыковался на нижней части киля специальными болтами. По оси симметрии нервюр стабилизатор разъединялся на верхнюю и нижнюю части, что обеспечивало панельную сборку. Обшивка стабилизатора - работающая. Рули высоты были снабжены триммерами. Шасси трехопорное убирающееся. Для основных опор шасси с колесами была применена схема уборки по типу Су-9 и Су-11, то есть стойки крепились и убирались в крыло, колеса - в фюзеляж, с разворотом в вертикальное положение.

Оборудование самолёта Су-15 включало: радиолокационную станцию "Торий" с антенной в радиопрозрачном обтекателе перед носовым воздухозаборником и индикатором в кабине для поиска воздушных целей; связную приемо-передающую УКВ-радиостанцию; радиополукомпас; ответчик опознавания "Барий"; генератор ГС-3000. На самолёте устанавливался также обычный комплект пилотажно-навигационных приборов, приборов контроля работы двигателей и систем. Вооружение самолёта Су-15 состояло из двух пушек НС-37, установленных под кабиной лётчика. В двух патронных ящиках, располагавшихся за задней стенкой кабины, размещались 110 снарядов.

Самолёт был построен в очень короткое время, всего за четыре месяца, и выпущен 25 октября 1948 г. Первый полёт Су-15 осуществлен 11 января 1949 г., пилотировал его летчик-испытатель Г.М.Шиянов. Во время одного из полётов, 3 июня 1949 г., на высоте 2000 м и скорости, соответствующей максимальному скоростному напору, на самолёте началась тряска педалей, перешедшая затем в тряску всего самолёта. Пилотировавший машину летчик-испытатель С.Н.Анохин решил покинуть ее. Но из-за тряски фонарь кабины произвольно приоткрылся и так перекосился, что катапультироваться было нельзя. Лётчик отвязался от кресла и приоткрыв фонарь руками, выбрался из кабины падающего самолёта. Ранец парашюта лётчика зацепился за фюзеляж и некоторое время не отцеплялся, но все же от скоростного напора он оторвался, чуть не ударившись о стабилизатор. Самолёт был разбит, а дублер самолёта ещё не был достроен, и испытания Су-15 больше не проводились. После аварии все работы по самолёту и его модификациям были приостановлены.

Находящийся в постройке дублер самолёта Су-15 в связи с прекращением работ по теме не был закончен. Дублер должен был иметь увеличенный запас топлива, кроме того, под крыльями предусматривалась установка подвесных топливных баков ёмкостью 1600 л. Вооружение будущего истребителя-перехватчика должно было состоять из трех 37-мм пушек. В 1948 г. прорабатывался эскизный проект учебно-тренировочного варианта Су-15УТ. За счет уменьшения топливного бака в фюзеляж была вмонтирована вторая кабина для инструктора.

Тактико-технические характеристики Су-15
Размах крыла, м   12.87
Длина, м   15.44
Высота, м   
Площадь крыла, м2   36.00
Масса, кг   
- пустого самолета   7409
- нормальная взлетная   10437
Тип двигателя   2 РД РД-45Ф
Тяга, кгс   2 х 2270
Максимальная скорость , км/ч   
- на высоте   1045
- у земли   1032
Практическая дальность, км   1600
Боевая дальность, км   1050
Максимальная скороподъемность, м/мин    2000
Практический потолок, м   15000
Экипаж   1
Вооружение:   две 37-мм пушки Н-37 (с боезапасом - 110 снарядов)