http://www.dogswar.ru/images/stories/exp2/yak-25.jpg

Продолжая совершенствовать свои истребители, ОКБ А.С.Яковлева разработало новый истребитель Як-25 (первый с этим обозначением). Были учтены главные недостатки предшественника Як-23, реданная схема самолёта, ухудшавшая лётные характеристики, плохой обзор, обусловленный расположением кабины пилота в хвостовой части фюзеляжа за крылом. Ведущим конструктором был назначен Л.Л.Селяков. 1 февраля 1947 года был утвержден эскизный проект истребителя, и уже к 31 октября начались заводские испытания опытного Як-25-1.

Конструктивно самолёт Як-25 был немного похож на Як-19. Он сохранил элемент дозвуковой аэродинамики — прямое крыло, но со стреловидным оперением. Казалось, что самолёт будет соответствовать требованиям заказчика и правительства, но время показало ошибочность принятых решений. Двигатель располагался в хвостовой части фюзеляжа, а кабину пилота поместили в носовой части между каналами воздухозаборника. Фюзеляж состоял из двух частей - носовой и хвостовой, с эксплуатационным разъемом между ними для снятия двигателя. Разъем фюзеляжа, закрытый дюралевой лентой, располагался за крылом.

Герметическая кабина - вентиляционного типа с передним бронестеклом толщиной 57 мм. Сиденье катапультируемое с 8-мм бронеспинкой. Крыло прямое, двухлонжеронное со щелевым закрылком ЦАГИ. На законцовках крыла могли подвешиваться топливные баки ёмкостью 380 литров. С ними взлетный вес возрастал до 3580 кг. Оперение истребителя стреловидное, крестообразной схемы, киль и стабилизатор оперения двухлонжеронные. Под горизонтальным оперением — тормозные щитки, автоматически открывающиеся при достижении предельной скорости. В крыле кроме двух лонжеронов был еще дополнительный, средний лонжерон, воспринимавший усилие от шасси.

Як-25 планировали оснастить двумя пушками Ш-3-23 с общим боекомплектом в 150 патронов, однако те не прошли госиспытаний и их заменили тремя НР-23 с боезапасом 75 патронов на ствол. Пушки располагались под кабиной пилота. Оборудование самолёта включало радио РСИ-6, радиополукомпас РПКО-10М, ответчик «свой-чужой» СЧ-3, генератор ГСК-1200, аккумулятор 12-А-10, фотокинопулемёт С-13 и кислородный аппарат КП-14 с двухлитровым кислородным баллоном.

Для испытаний было построено два опытных самолёта, Як-25-1 и Як-25-2. Первый из них проходил заводские испытания с 31 октября 1947 г. по 3 июля 1948 г. Испытания проводил летчик-испытатель С.Н.Анохин. Самолёт Як-25 обладал хорошими пилотажными качествами, был прост в управлении, на нём легко выполнялись все фигуры высшего пилотажа, а в штопор Як-25 ввести вообще не удалось. Незначительные конструктивные изменения, внесенные во второй экземпляр, на основные характеристики влияния не оказали, и они у обеих машин практически были одинаковы. По своим лётным данным самолёт Як-25 превосходил своего предшественника Як-23, но в серию не пошел. ОКБ А.И.Микояна построило и довело до серийного производства фронтовой истребитель МиГ-15, превосходивший Як-25 по всем статьям. Поэтому уже на стадии заводских испытаний работы по Як-25 были прекращены.

Тактико-технические характеристики Як-25
Размах крыла, м   8.88
Длина, м   8.66
Высота, м   
Площадь крыла, м2   14.00
Масса, кг   
- пустого самолета   2285
- максимальная взлетная   3535
Тип двигателя   1 ТРД РД-500
Тяга, кгс   1 х 1590
Максимальная скорость , км/ч   982
Практическая дальность, км   
- с ПТБ   1100
- без ПТБ   1600
Максимальная скороподъемность, м/мин  2220
Практический потолок, м   14000
Экипаж   1
Вооружение: три 23-мм пушки HP-23 (боезапас по 75 снарядов)