Параллельно с перехватчиком Як-120 разрабатывался фронтовой разведчик Як-125. По конструкции эти самолёты отличались незначительно. Так как РЛС на Як-125 отсутствовала, его носовой обтекатель выполнили металлическим. Для размещения громоздкого фотооборудования носовую часть фюзеляжа пришлось несколько удлинить. На самолёте разместили две автоматические качающиеся фотоустановки АКАФУ с аэрофотоаппаратами АФА-33/100М, АФА-33/75М и АФА-33/50М предназначенными для планового двухмаршрутного, трехмаршрутного и четырехмаршрутного фотографирования с шириной захвата от 3 до 8 км на высотах от 2800 до 15000 м. Еще одну подвижную фотоустановку под АФА-33/75М и АФА-22/50М установили для перспективного фотографирования с возможностью съемки как с левого, так и с правого бортов.
Командные приборы управления фотоустановками и фотолюками установили в кабине штурмана. Пол кабины штурмана был оборудован смотровым окном, кроме того, вести наблюдение за объектами фотографирования штурман мог с помощью оптического прицела ОБЛ-1Р. Состав оборудования разведчика мало отличался от установленного на перехватчике. Вооружение самолёта состояло из одной пушки НР-23 по правому борту с боезапасом 80 снарядов. Прицеливание осуществлял пилот через коллиматорный прицел ПКИ. Запас топлива в четырех фюзеляжных баках составлял 3925 л. Под фюзеляжем предусматривалась установка ПТБ на 675 л.
Эскизный проект и основные расчеты разведчика Як-125 закончили осенью 1951 г, а макет носовой части фюзеляжа предъявили комиссии ВВС в декабре, одновременно с макетом перехватчика. Заводские испытания опытного Як-125 с двигателями АМ-5 начались 26 августа 1952 г, и завершились 3 октября 1953 г. За это время, по данным заводского отчета, на разведчике было выполнено 79 полетов общей продолжительностью 83 ч 25 мин. Однако в акте НИИ ВВС приводятся другие цифры: 82 полета общей продолжительностью 82 ч 18 мин. Нормальный взлетный вес Як-125 с ПТБ составлял 9630 кг. Были зафиксированы следующие ЛТХ; максимальная скорость на высоте 3000 м - 1120 км/ч, на 10000 м - 1075 км/ч, практический потолок - 15000 м, дальность с подвесным баком - 3600 км, а продолжительность полета - 4 ч 25 мин.
Госиспытания Як-125 в ГК НИИ ВВС проходили всего два месяца: с 25 декабря 1953 г. по 26 февраля 1954 г. Нормальный полетный вес уменьшили за счет снятия ПТБ до 9177 кг. На высоте 5000 м максимальная скорость достигла 1110 км/ч, а на 10000 м - 1052 км/ч, т.е. она на 60 км/ч превышала аналогичные показатели МиГ-15Рбис и на 230 км/ч - ИЛ-28Р. Техническая дальность полета с подвесным баком на высоте 12000 м составляла 3040 км (у МиГ-15Рбис - 2020 км, у ИЛ-28Р - 3150 км). Практический потолок с полной заправкой без ПТБ - 14140 м (у МиГ-15Рбис и Ил-28Р - соответственно 15700 и 12500 м). По возможностям разведывательной аппаратуры Як-125 и ИЛ-28Р были примерно равны. Государственная комиссия признала, что хотя по комплексу летных данных Як-125 превосходил названные фронтовые разведчики, но обладал существенным недостатком - из-за увеличившейся длины носовой части фюзеляжа обзор вперед-вниз для пилота ухудшился, а наблюдаемое штурманом через смотровое окно и оптический прицел пространство было очень ограниченно. Поэтому комиссия постановила доработать разведчик.
Найденное в процессе работы над Як-125Б размещение кабины штурмана конструкторы ОКБ-115 применили и на фронтовом разведчике Як-125, что позволило устранить замечание макетной комиссии относительно обзора. Фотоаппаратуру разместили перед штурманом и за кабиной пилота в среднем отсеке фюзеляжа. Вооружение и шасси остались прежними, но взлетный вес увеличился. 10 марта 1955 г. Совмин выпустил Постановление №8448-271, согласно которому ОКБ Яковлева и саратовский завод №292 должны были построить 10 разведчиков Як-25Р войсковой серии. На испытаниях взлетная масса самолета с двигателями РД-5А составила 9840 кг, а максимальная скорость - 1080 км/ч. Ведущим инженером по самолету был Н.Г.Колпаков, ведущим летчиком-испытателем - Ф.Л.Абрамов. После окончания испытаний стало ясно, что Як-125 все же не имеет решающих преимуществ по сравнению с основным советским фронтовым разведчиком ИЛ-28Р. Самолёт в крупносерийное производство запускать не стали, сделав ставку на новую сверхзвуковую машину.
В годы «холодной войны» руководство Советского Союза отводило авиации важную роль в борьбе с потенциальным противником и на море. Учитывая, что морской разведчик "89" ОКБ-156 А.Н.Туполева (на базе Ту-14) так и не был принят на вооружение, а Ил-28Р имел невысокую скорость, было принято решение поручить КБ Яковлева создать на базе серийного Як-25 скоростной морской разведчик Як-25МР. Соответствующее Постановление Совмина №1968-911 вышло 18 сентября 1954 г., а приказ МАП №597-21 сентября. В этих документах особое значение придавалось скорости и высоте полета, которые требовалось получить не ниже, чем у базового перехватчика. Срок предъявления нового самолёта на госиспытания устанавливался в феврале 1955 г.
Разработка морского разведчика началась в 1954 г., а эскизный проект был утвержден 4 марта 1955 г. Постройку опытного самолёта на базе серийного планера завершили в коротхий срок. Конструктивно Як-25РМ отличался следующими изменениями: удлиненной на 0,5 м носовой частью фюзеляжа для размещения аэрофотоаппарата АФА-33/75М; новой радиолокационной поисковой станцией СПРС-1 «Курс» с фотоприставкой ФА-РЛ-1 (антенна РЛС размещалась в носу самолёта и закрывалась радиопрозрачным обтекателем); ответчиком СРЗО-1 вместо ответчика СРО; наличием станции оповещения об облучении РЛС "Сирена-2с"; составом радиооборудования; отсутствием левой пушки Н-37Л и тормозных щитков; размещением в нише левого тормозного щитка спасательной лодки ЛАС-5М. Поисковая РЛС предназначалась для обнаружения группировок кораблей и одиночных судов (что фиксировалось фотопристаекой с экрана локатора). АФА-33/75М позволял снимать корабли при скоростном пролете над ними. Предполагалась и установка аэрофотоаппарата АФА-33/50 для перспективной съемки. Заводские испытания морского разведчика завершились летом (отчет утвержден 25 июля). ЯК-25МР показал преимущества перед Ил-28Р по скорости примерно на 170-200 км/ч, по практическому потолку - на 2400 м, уступив ему по дальности полета. Биография самолёта завершилась аналогично Як-125 по сходным причинам. Як-25МР остался опытным образцом.
Тактико-технические характеристики Як-25Р / Як-125
Размах крыла, м 10.94
Длина самолета,м 12.93
Высота самолета,м 4.32
Площадь крыла,м2 28.95
пустого самолета
нормальная взлетная 9177
максимальная взлетная 9630
Тип двигателя 2 ТРД АМ-5
Тяга, кгс 2 х 2000
Максимальная скорость, км/ч 1120
Практическая дальность, км 3600
Практический потолок, м 15000
Экипаж, чел 2
Вооружение: одна 23-мм пушка НР-23 (80 патронов)