В начале 50-х гг. вышло несколько правительственных постановлений о создании управляемого ракетного авиационного вооружения и на его основе - авиационных комплексов перехвата воздушных целей. Проектирование ракет было поручено одновременно нескольким конструкторским бюро. Так, в ОКБ-2 под руководством П.Д.Грушина создавались системы К-5, К-6 и К-51, в ОКБ-134 И.И.Торопова - К-75 и К-7 (в варианте К-7л с полуактивным радиолокационным наведением и К-7с с тепловой головкой самонаведения), в ОКБ-4 М.Р.Бисновата - система К-8 (также в двух вариантах). Постановление Совмина N92543-1224 об испытаниях этих систем в составе авиационных комплексов вышло 30 декабря 1954 г. Разработчикам вооружения, самолётов и бортового радиолокационного оборудования предписывалось работать совместно. Все истребительные КБ получили задание оборудовать образцы своих изделий для оценки их в качестве носителей управляемого реактивного оружия. ОКБ-115 предстояло переоборудовать и испытать серийный Як-25М.
В 1955 г. на доработанном Як-25М прошла испытания система вооружения К-5, включавшая ракеты РС-1У и пусковые устройства. На перехватчике при этом произвели следующие изменения: РЛС «Сокол» заменили на специально модернизированную станцию «Изумруд», между гондолами двигателей и фюзеляжем установили пилоны подвески ракет по два с каждого борта, сняли пушечное вооружение и разместили необходимое дополнительное оборудование. Самолёт получил обозначение Як-25К, а авиационный комплекс в целом - Як-25К-5. Испытания проводились как с боевыми ракетами, так и с макетами, Был произведен ряд пусков, в том числе по самолету-мишени. В этот же период испытания К-5 проводились на МиГ-17ПФ (СП-6). После их завершения на обоих самолетах-носителях систему К-5 приняли на вооружение (ракеты выпускались под шифром "изд. М", позднее - "изд. И"), а перехватчики запустили в серию под обозначениями Як-25К и МиГ-17ПФУ. Оба самолёта выпускались в очень ограниченном количестве. Более широкое применение нашли МиГи, которые состояли на вооружении авиации ПВО вплоть до начала 70-х гг.
В начале 1956 г, серийный экземпляр Як-25К №1608, согласно приказу МАП от 5 ноября 1955 г.. переоборудовали под опытные ракеты «типа 129» системы К-75. При этом на самолёте установили доработанную под новую систему РЛС «Изумруд» и оптический прицел АСП-3ИМ, а также автоматы подачи топлива АУПТ. Испытания комплекса Як-25К-75 проходили с 5 марта по 10 июля 1956 г. Их проводили ведущий летчик-испытатель Ф.Л.Абрамов, летчик-испытатель Е.Н.Пряничников, штурманы Г.Н.Улехин и В.Н.Макаров. Всего выполнили 23 полета общей продолжительностью 16 ч 34 мин. При взлетной массе 8830 кг (четыре ракеты - 324 кг, топливо - 2650 кг) скорость на высоте 5000 м составляла 1000 км/ч. на 10000 м - 950 км/ч, а при пологом снижении с 11000 м самолёт разогнали до скорости М=1.07. Практический потолок снизился до 13600 м. время набора высоты 5000 м увеличилось до 2,5 мин, а 10000 м - до 6,0 мин. Устойчивость и управляемость самолёта практически не отличались от серийного ЯК-25М. Программа выполнялась в основном с макетами ракет, но в трех случаях выполнили одиночные реальные пуски в горизонтальном полете на высотах 5000 и 12000 м. Дальность обнаружения цели типа Ил-28 на высотах от 5000 до 8000 м составляла 7-7,5 км, а уверенный захват происходил на расстоянии 4-4,5 км. В целом самолёт получил хорошую оценку, но после проведения полного цикла испытаний комплекса K-75 его на вооружение принимать не стали.
Испытывался и комплекс перехвата Як-25К-7л, ракеты которого имели большие габариты и массу по сравнению с РС-1У и "129", поэтому число подвесок пришлось уменьшить вдвое. Комплекс постигла та же участь, что и Як-25К-75.
К концу 1956 г. ОКБ-4 подготовило к испытаниям систему К-8. Входившая в неё ракета имела тепловую головку самонаведения типа С1-У. Отработка комплекса и его заводские испытания проводились на четырех перехватчиках. в том числе двух переоборудованных ЯК-25К (№0119 и №1110). На самолёты установили доработанную под систему К-8 РЛС "Сокол-2К", два пилона, другое оборудование. Для определения оптимальной конфигурации пусковых устройств исследовались их различные варианты: самолет №1110 оснастили пилонами с передним выносом, а №0119 - с задним. В некоторых документах машина №1110 обозначалась ЯК-25С К-8, т.е. как серийный перехватчик Як-25К с системой вооружения К-8. За период испытаний на Як-25К-8 выполнили 111 полетов, в том числе 72 - с ракетами, и произвели 42 пуска (из них 2 - по мишеням), Система К-8 по сравнению со всеми предыдущими оказалась наиболее удачной, и ее предполагали установить сразу на нескольких истребителях, в том числе на Як-27, И-75 ОКБ Микояна и на ряде машин ОКБ Сухого. Принимать на вооружение комплекс Як-25К-8 при уже проходивших испытания прототипах более совершенного перехватчика Як-27 не имело смысла.
В 1957 г. на базе Як-25М путем снятия вооружения, РЛС, большей части оборудования и установки аппаратуры радиоуправления и исполнительных механизмов был получен беспилотный самолет-мишень Як-25МШ. Управление им осуществлялось с летящего рядом самолёта. Серийно ЯК-25МШ не строился, но после снятия с вооружения Як-25/25М часть из них была переоборудована подобным образом.
В общей сложности с 1954 г. по 1957 г, в Саратове было построено 480 «двадцать пятых», включая 406 Як-25М и 7 опытных самолётов. Немало Як-25 использовались для отработки в воздухе различных систем и агрегатов. Один из первых серийных перехватчиков был переоборудован в лабораторию Як-25Л (бортовой номер «01») для испытания катапультируемых кресел, стреляющей механизмов и высотного снаряжения экипажа. При этом двухместную кабину разделили на две одноместные, а на консолях крыла установили киноаппаратуру. Для безопасности катапультирования фонарь задней кабины отсутствовал. На самолёте с бортовым номером "18" испытывали систему аварийного сброса фонаря. На машине с бортовым «21» отрабатывали элементы противообледенительной системы силовой установки бомбардировщиков ЯК-28И/28Л. Для этого передние части гондол штатных РД-5А удлинили по аналогии с гондолами двигателей Р-11АФ2-300. а в носовой части самолёта с правой стороны закрепили водораспыливающую решетку. Применялись Як-25 и для доводки новых двигателей, в основном тех, которые предполагалось устанавливать на дальнейших модификациях машины.
Тактико-технические характеристики Як-25К
Размах крыльев, м 10.96
Длина, м 15.67
Площадь крыла, м2 28.95
Масса, кг
пустого самолета 5720
нормальная взлетная 8830
максимальная взлетная 10045
Двигатели 2 ТРД РД-5А
Тяга, кгс 2 х 2000
Максимальная скорость, км/ч 1090
Практическая дальность полета, км 2700
Максимальная скороподъемность, м/мин 2000
Практический потолок, м 13600
Экипаж, чел 2
Вооружение: две 37-мм пушки Н-37Л с 50(100) патронами на пушку
2-4 УР воздух-воздух РС-1У, РС-2У