Проектирование тяжелой авиационной ракеты АРС-240 было начато по Постановлению Совмина СССР № 2469-1022сс от 19 марта 1953 г. Ракету разрабатывало НИИ-1 ГКОТ, а авиационное пусковое устройство ПУ-12-40 — завод № 81 ГКАТ. Ракета АРС-240 была принята на вооружение в 1964 г. под индексом С-24 и сразу же запущена в крупносерийное производство. В 1964 и 1965 гг. выпускалось по 2200 ракет в год.
Длина ракеты 2330 мм. Размах четырехперого стабилизатора около 600 мм. Стартовый вес ракеты 235 кг. Вес осколочно-фугасной боевой части 123 кг. Она содержит 23,5 кг взрывчатого вещества.
В полете ракета развивает скорость 413 м/с при дульной скорости всего 3,6 м/с. Длина активного участка траектории 250 м. Время полета на дистанцию 1000 м — 3 с. Табличная дальность пуска ракет С-24 — до 2 км. Круговое вероятное отклонение С-24 не превышает 0,3-0,4% от дальности полета.
Корпус боевой части имеет проточки и сетчатую закалку токами СВЧ для регулярности дробления («запланированного разрушения»). При подрыве он образует 4000 осколков с радиусом поражения 300-400 м. Практика показала, что при наземном взрыве до 70% осколков остаются в воронке. Тем не менее корпус боевой части достаточно прочен. При стрельбе по броне толщиной 25 мм, кирпичной стенке толщиной в 2,5 кирпича и деревоземляному перекрытию в пять накатов бревен диаметром 25-30 см корпус с боевой частью не разрушался, а ВВ не самодетонировало. Уже после принятия на вооружение ракета стала оснащаться неконтактным взрывателем РВ-24 «Жук», срабатывающим на высоте 30 м над целью.
Для уничтожения защищенных объектов используется контактный взрыватель, имеющий 3 степени замедления (в зависимости от типа цели). Покрытие атакуемого сооружения пробивается заключенной в прочный корпус боевой частью, подрываемой после заглубления внутрь обьекта.
Стабилизация ракеты происходит за счет крыльевого оперения. Неравномерность работы двигателя компенсируется вращением.
Твердотопливный двигатель ракеты, состоящий из семи твердотопливных шашек со звездообразным каналом, имеет семь сопел, расположенных по окружности. Скос сопел относительно продольной оси ракеты обеспечивает почти мгновенную раскрутку ракеты до 450 об/мин. Время работы двигателя 1.1 с. при этом выгорает 72 кг ракетного топлива. После прекращения работы двигателя стабилизация в полете сохраняется с помощью оперения, плоскости которого имеют наклон и подштамповку для придания им аэродинамического профиля, поддерживающего вращение.
В модернизированном варианте С-24Б изменен состав топлива двигателя на более устойчивый и сохраняющий свои характеристики при перепадах температуры и влажности.
Для пуска ракет С-24 были спроектированы специальные пусковые устройства ПУ-12-40У и доработанные ПУ-12-40УД. С 1982 г. их стали заменять более совершенными АПУ-7Д, а в ходе унификации систем авиационного вооружения С-24 стали подвешивать и на универсальные АПУ-68У. АПУ-68УМ и АПУ-68УМЗ, которые обеспечивают пуск УР и НУР.
Надежность и простота эксплуатации ракет С-24 сделали их одним из распространенных видов вооружения фронтовой и армейской авиации. В зависимости от боевой задачи истребитель-бомбардировщик Су-17 может нести до шести ракет С-24. а штурмовик Су-25 — до восьми. Для использования ракет С-24 была доработана и часть боевых вертолетов Ми-24.
Тактико-технические характеристики
Калибр, мм 240
Длина, мм 2330
Масса ракеты, кг 235
Масса БЧ, кг 123
Тип БЧ осколочно-фугасная
Дальность, м 2000
Радиус поражения, м 300-400