http://www.dogswar.ru/images/stories/korabli/pr-61-01.jpg

лестроения В. В. Данилова, которого впоследствии сменил О.Т. Сафронов. Тактико-техническое задание (ТТЗ) на разработку сторожевого корабля для противовоздушной и противолодочной обороны, было утверждено постановлением Совета Министров СССР 30 апреля 1957 года. Технический проект корабля предусматривал дальность плавания 20 узловым ходом до 4000 миль при стандартном водоизмещении в 3500 тонн, а полная скорость хода составляла 35 узлов. Корабль принципиально отличался от ранее построенных для ВМФ СССР кораблей двумя особенностями: наличием двух ЗРК М-1 "Волна" и применением в качестве ГЭУ всережимной газотурбинной установки. Главком ВМФ С. Г. Горшков утвердил проект 15 августа 1958 года, как серийный. Корабли проекта предназначались для противолодочной и противовоздушной обороны крупных боевых кораблей и транспортных конвоев при переходе в ближней морской зоне.

Корпус корабля проекта 61 цельносварной из стали марки СХЛ-4, с очень острыми обводами для высокой скорости хода. Корабль имел стремительный наклон форштевня, непрерывную верхнюю палубу без полубака со значительной седловатостью в носовой оконечности, нижнюю палубу и платформы в носовой и кормовой оконечностях, трюм, а также двойное дно на протяжении 80% длины корпуса. Корпус набирался по продольной системе набора по всей длине корпуса корабля с размером шпации 500-мм. Обшивка корпуса в районе ширстрека равнялась 8-мм и уменьшалась к оконечностям до 6-мм соответственно. Второе дно имело толщину 5-мм, а толщина настила палуб и главных переборок доходила до 4-мм. В нос и корму от машинно-котельных отделений располагалась нижняя палуба. На верхней палубе смонтировали непрерывную, протяжённую надстройку, которая занимала две трети верхней палубы. Личный состав мог перемещаться по кораблю без выхода на верхнюю палубу, что соответствовало требованиям противоатомной защиты (ПАЗ).

Надстройка и котельные кожухи выполнялись из высокоуглеродистой стали марки Ст3с, а внутренние выгородки и некоторые фундаменты выполнялись из алюминиево-магниевых сплавов АМГ-5В толщиной 3-мм. В надстройке располагались носовой погреб ЗУР, сплошной штормовой коридор, кают-компания офицеров, буфет, каюты командира корабля и командира соединения, их кабинеты и места общего пользования, пост энергетики и живучести(ПЭЖ), столовая команды, камбуз, посудомойка, хозяйственная канцелярия, пост зарядки аккумуляторов, места общего пользования команды и старшин, химпост, кладовая аварийной партии, буфет старшин, строевая канцелярия, сатураторная, кладовая аварийной партии, секретная канцелярия, посты, кормовой погреб ЗУР, стартово-командный пост вертолёта(СКПВ). Во втором ярусе располагались ходовой мостик и сигнальный мостик, ходовая и штурманская рубки. В самой кормовой части корабля смонтировали взлётно-посадочную площадку (ВПП) для временного базирования вертолёта КА-25ПЛ.

Для его обеспечения имелся запас топлива на пять вертолётовылетов и жилые помещения для лётного и технического состава. Помещения для офицеров расположили в носовой части корабля. Старшины размещались в кормовой части в каютах, оборудованных стационарными двухъярусными койками. Матросы располагались в кубриках, носовых и кормовых. Обогрев помещений обеспечивался за счёт калориферного отопления. Устанавливались активные успокоители качки из выдвижных бортовых рулей в районе мидель-шпангоута и боковые кили использующиеся, как пассивные успокоители качки. Рангоут был представлен двумя четырёхногими мачтами, фок-мачтой и грот-мачтой. Силуэт корабля имел две двойные V-образные наклонные дымовые трубы, форма и размеры которых выполнялись с учётом возможности полной замены газовых турбин и газотурбогенераторов через люки труб.

Непотопляемость корабля проекта 61 обеспечивалась делением корпуса водонепроницаемыми переборками на 14 отсеков:
Форпик, кладовая инструментов, малярная кладовая, шкиперская кладовая, кладовые такелажная и тентов, брезентов (0-9 шпангоут);
Цепной ящик, носовой балластный отсек, кладовые, помещение шпилевых машин (9-20 шпангоут);
Цистерна пресной воды, цистерна топлива, погреб боезапаса глубинных бомб, кладовые, погреб 76-мм выстрелов (20-42,47 шпангоуты);
Цистерна топлива, посты и агрегатные, носовой погреб хранения ЗУР, (42,47-63 шпангоут);
Цистерна топлива, шахта ПОУ ГАС, агрегатные ГАС, пост гидроакустиков, центральный артиллерийский пост(ЦАП), главный командный пункт (ГКП) (63-83 шпангоут);
Цистерна топлива, носовые кубрики команды, каюты офицеров (83-101 шпангоут);
Цистерны топлива и масла, носовое машинное отделение (101-128 шпангоут);
Цистерны топлива, ниши боковых рулей успокоителя качки, отсек вспомогательного котла и дизель-генераторов, (128-143 шпангоут);
Цистерна топлива, эжекторная, посты, места общего пользования матросов, кормовая рубка связи, агрегатная, каюты старшин, запасной командный пост (ЗКП) (143-164 шпангоут);
Цистерны топлива, цистерна масла, кормовое машинное отделение (164-191 шпангоут);
Цистерны топлива, агрегатные, кормовой погреб хранения ЗУР (191-215 шпангоут);
Цистерна пресной воды, калориферная, кубрики, погреб 76-мм выстрелов (215-233 шпангоут);
Цистерна авиационного топлива, тамбур кормовых кубриков, кубрики, рубка дежурного по кораблю (233-251 шпангоут);
Румпельное отделение, погреб авиационного боезапаса, химкладовая, кладовая дымовая, кладовая авиационная (251-до транца).
Согласно расчетам корабль гарантированно сохранял плавучесть и остойчивость при одновременном затоплении любых трёх отсеков или обоих машинных отделений(МО).
Рулевое устройство состояло из рулевой машины с электрогидравлическим приводом, которая управляла одним полубалансирным рулём. Руль имел обтекаемую форму и размещался в диаметральной плоскости.

Противопожарная система включала станцию газофреонного пожаротушения для двух машинных отделений, однотрубную водяную противопожарную магистраль с отводами воды, 7 пожарных насосов ЭПжН-16 производительностью по 100 м3/ч или 2 пожарных насоса НЦВ-160/80 производительностью по 160 м3/ч и 5 пожарных насосов НЦВ-100/80 производительностью по 100 м3/ч, систему паротушения для топливных цистерн и станции водяного пожаротушения по две на верхней палубе над МО, у главных двигателей, в отделениях приводов. Средства спасения включали 1 командирский катер проекта 378, 1 рабочий баркас, 1 шестивёсельный ял, 20 спасательных самонадувных плотов (ПНС) и спасательные круги. Система противоатомной и химической защиты, обеспечивала полную герметизацию помещений при ведении боя в течении трёх часов, используя системы фильтровентиляции, орошения надстроек и палуб.

http://www.dogswar.ru/images/stories/korabli/pr-61-02.jpg

Силовая установка механическая, двухвальная, с двумя газотурбозубчатыми агрегатами М-3 мощностью по 36 000 л. с. каждый, расположенных один в носовом машинном отделении(МО) и один в кормовом МО. Газотурбозубчатый агрегат(ГТЗА) включал два газотурбинных двигателя (ГТД) М8Е мощностью по 18 000 л.с. каждый и общий реверсивный редуктор, который обеспечивал подключение и отключение любого ГТД с помощью специальных кулачково-фрикционных и гидравлических муфт. Агрегаты передавали вращение через бортовые валы на два четырёхлопастных винта регулируемого шага (РШ). Силовая установка корабля могла запускаться из холодного состояния до оборотов холостого хода в течении 3 минут. После 5 минут работы на холостом ходу, имелась возможность в течении 5 минут развить полную скорость хода корабля.

Управление ГЭУ осуществлялось дистанционно из герметичных кабин, смонтированных в каждом МО. Каждая кабина, в рамках защиты от атомной и химической опасности, снабжалась индивидуальной системой вентиляции, как по открытому, так и по замкнутому циклам. Полная скорость корабля составляла 34,5 узла. БПК при оперативно-экономическом ходе в 24 узла имел расход топлива в 266 кг/милю. Пар для бытовых нужд вырабатывался двумя вспомогательными котлами типа «КВС». Электроэнергетическая система переменного тока 380 В, 50 Гц получала питание от четырёх газотурбогенераторов ГТУ-6 мощностью по 600 кВт каждый и двух дизель-генераторов ДГ-200/1 мощностью по 200 кВт с распределительными станциями.

Вооружение кораблей проекта 61 состояло из:
- 2 спаренных стабилизированных 76-мм башенных автоматических артустановок АК-726 с длиной ствола 59 калибров, расположенных одна на баке и одна в корме. Боекомплект, состоял из 600 выстрелов на ствол, подача осуществлялась элеваторами из подбашенного погреба. Установки имели бронирование толщиной 5-мм. Темп стрельбы составлял 40-45 выстрелов на ствол с последующим 3 мин. охлаждением забортной водой, а живучесть ствола доходила до 3000 выстрелов. Заряжание стволов обойменное по 2 выстрела в каждой обойме, снаряжение обойм проводилось в ручную. Расчёт установки включал 9 человек (в том числе 4 на загрузке элеватора подачи). АУ при помощи дистанционного привода Д-67-1 разворачивалась влево или вправо на угол до 164° от походного положения, а вертикальный угол наведения составлял от -10° до +85°. Начальная скорость снаряда составляла 980 м/с, а дальность стрельбы по морской или береговой цели - до 15 км с помощью корабельных средств обнаружения цели, максимальный потолок - до 11 км. Управление стрельбой осуществлялось 2 приборами управления артиллерийским огнём (ПУАО) "Турель-61", которые обеспечивали обработку исходных данных и решали задачи стрельбы по морским, береговым и воздушным целям. Сопровождение 2 целей одновременно осуществлялось с помощью 2 РЛС управления МР-105 "Турель" и автономных кольцевых прицелов "Призма". Вес установки достигал 26 тонн.

- 2 двухбалочных стабилизированных наводящихся пусковых установок (ПУ) тумбового типа с нижней подвеской двух ракет ЗИФ-101, расположенных на крыше надстройки, одна в носовой оконечности в районе 52,5 шпангоута и одна в корме в районе 204,5 шпангоута. Боекомплект, включал 30 боевых и 2 учебных ракеты, размещённых в 2 барабанах на каждую ПУ. На линию заряжания ракета подавалась поворотом барабана на угол 45°, а механическое заряжание осуществлял цепной досылатель-толкатель. Метод наведения ракет - оптимальное спрямление и накрытие цели. Электрический силовой привод ЭСП-101 и дистанционное управление обеспечивали функционирование пусковой установки. Управление установок выполнялось с помощью 2 систем управления стрельбой "Ятаган". Скорострельность установки составляла 1 залп за 50 секунд. Угол вертикального наведения от -10 до +95°, а угол горизонтального наведения - 330°. Ракета В-600 имела вес БЧ в 60 кг при весе самой ракеты 923 кг и длине 5,88 метра. Начальная скорость ракеты равнялась 600 м/с, дальность стрельбы до 15 км при высоте цели от 10 км до 250 метров и 6 км при высоте цели до 100 метров. Скорость хода корабля при пусках ракет может быть до 36 узлов, а скорость цели до 600 м/с (1,8 М).

- 2 быстроходных акустических охранителей (БОКА) для защиты от акустических торпед и мин. Их использование предусматривалось на скоростях 10…30 узлов при волнении моря до 7 баллов.

- 1 пятитрубного 533-мм торпедного аппарата ПТА-53-61 с прибором управления торпедной стрельбой(ПУТС) "Зуммер-61", расположенном на крыше надстройки, в диаметральной плоскости, позади грот-мачты. Торпедные аппараты пневматические, комплектовались ручным приводом и механическим электроприводом для дистанционной наводки. Для дистанционного управления торпедной стрельбой использовался прибор управления торпедной стрельбой "Зуммер-61", который обеспечивал последовательный и залповый выстрел торпед. Торпеда СЭТ-53 электрическая, противолодочная, самонаводящаяся в двух плоскостях. Система наведения пассивная, реагировала на шумы подводных лодок имеющих скорости хода не менее 9 узлов. Вес БЧ торпеды составлял 287 кг при весе самой торпеды в 1,47 тонны, а скорость хода доходила до 23 узлов при дальности действия 8 км и глубине погружения от 20 до 200 метров. Головка самонаведения могла обнаруживать цель в пределах до 60° в каждую сторону от продольной оси торпеды, а радиус самонаведения достигал 600 метров. Боезапас включал 5 торпед в ТА.

- 2 реактивных бомбомётов РБУ-6000 "Смерч-2" калибра 212 мм с 12 стволами от ПУСБ "Буря", расположенными побортно на крыше надстройки у ходового мостика в районе 75 шпангоута. Стрельба велась одной или двумя установками, как одиночными выстрелами, так и залпами. Запас из 192 глубинных бомб РГБ-60 располагался в погребе под пусковыми установками. Заряжание пакета стволов производилось с помощью дистанционно управляемого устройства, в которое бомбы из погреба подавались специальным подъемником. После загрузки последнего ствола РБУ-6000 автоматически переходила в режим наведения, а после израсходования всех бомб — снова в режим заряжания: пакет стволов опускался на угол 90° и разворачивался для заряжания очередного запаса по курсовому углу. РБУ-6000 получала целеуказание от корабельной ГАС МГ-311 "Вычегда". Наведение РБУ-6000 производится по горизонтали и по вертикали, а движущие устройства - электроприводы. Дальность действия установки от 300 до 5800 метров, а глубина поражения цели от 15 до 450 метров. Радиус разрушительного воздействия на подводную лодку до 7 метров. Скорострельность РБУ-6000 - 2,4 выстрела/мин., а скорость погружения - 11,6 м/с. Масса установки составляла 3,1 тонны.

- 2 реактивных бомбомётов РБУ-1000 "Смерч-3" калибра 300 мм с 6 стволами от ПУСБ "Буря", расположенных побортно на крыше надстройки в районе 159,5 шпангоута. Стрельба велась одной или двумя установками, как одиночными выстрелами, так и залпами. Запас из 24 глубинных бомб РГБ-10 располагался в кормовых погребах под пусковыми установками. Заряжание пакета стволов производилось с помощью дистанционно управляемого устройства, в которое бомбы из погреба подавались специальным подъемником. После загрузки последнего ствола РБУ-1000 автоматически переходит в режим наведения, а после израсходования всех бомб —снова в режим заряжания: пакет стволов опускается на угол 90° и разворачивается для заряжания очередного запаса по курсовому углу. РБУ-1000 получала целеуказания от корабельной ГАС МГ-311 "Вычегда". Наведение РБУ-1000 производилось по горизонтали и по вертикали, а движущие устройства - электроприводы. Дальность действия установки от 100 до 1000 метров, а глубина поражения цели от 10 до 450 метров. Радиус разрушительного воздействия на подводную лодку до 100 метров. Скорострельность РБУ-1000 - 2 выстрела/мин., а скорость погружения - 11,8 м/с. Масса установки составляла 2,9 тонны. Корабль оснащался минными рельсами, расположенными на верхней палубе вдоль обоих бортов с минными скатами в кормовой части.

- 1 вертолёта КА-25ПЛ временного базирования с соосным вращением лопастей и экипажем из 2-3 человек. В носовом нижнем обтекателе фюзеляжа КА-25ПЛ располагается поисковая РЛС «Инициатива-2К». За обтекателем находится кабина экипажа, где установлены комплексы прицельного, пилотажно-навигационного и радиосвязного оборудования. Имеется автопилот, радиокомпас, система автоматической стабилизации вертолета и оборотов несущих винтов в полете. Бортовое оборудование обеспечивает выполнение полетов днем и ночью. Лопасти были изготовлены с возможностью их складывания. В задней части главной кабины разместили опускаемую на глубину 40 метров гидроакустическую станцию ОГАС МГ-329 "Ока" и радиогидроакустическую систему "Баку" с приемным устройством СПАРУ-55 «Памир». В контейнере сбоку фюзеляжа за правой главной опорой шасси находились сбрасываемые радиогидроакустические буи РГАБ. Вооружение состояло из противолодочной самонаводящейся торпеды АТ-1 или 4-8 глубинных бомб массой 250 и 50 кг. Кассета с радиогидроакустическими буями, также подвешивалась в отсеке вооружения. Отсек снабжался створками, открывающимися с помощью электроприводов. Вертолёт КА-25ПЛ развивал максимальную скорость до 220 км/ч и крейсерскую скорость до 180 км/ч, дальность полёта достигала 450 км, а динамический потолок 3500 метров. Благодаря размерам и высокой маневренности КА-25ПЛ успешно производил взлеты с небольшой площадки корабля и посадки на нее даже в условиях шестибального волнения моря. Вертолёты КА-25 серийно производились с 1961 года.

Система управления огнем универсальной 76-мм артиллерии "Турель" включала:
прибор управления артиллерийским огнём (ПУАО) "Турель-61" состоял:
Из центрального автомата стрельбы Д-67-1 (счетно-решающий прибор), который на основе поступавших данных вырабатывал дистанцию и направление до цели, одновременно выдавая углы горизонтальной и вертикальной наводки для двух 76-мм автоматов.
Из универсального преобразователя координат (ПК), с помощью которого ста­билизировалась в пространстве траекто­рия полета снарядов.
Гировертикаль "Компонент" вырабатывала углы стабилизации артустановок.
Гирокомпас "Курс-4" выдавал данные о курсе самого корабля.
Лаг МГЛ-50 выдавал данные о скорости самого корабля.
Главным средством целеуказания служила РЛС общего обнаружения МР-300 "Ангара".
После получения целеуказания, цель бралась на сопровождение стрельбовой РЛС МР-105 "Турель-61" или от 2 автономных прицелов "Призма".
Выключатели и соединительные ящики для обеспечения питания и разъединения приборов системы управления стрельбой.
Станция трансформаторов.

Система "Турель" имела силовые электрические приводы дистанционного наведения, позволяла корректировать огонь артиллерии по всплескам, обеспечивала тренировку личного состава и стрельбу универсального калибра по двум схемам, в зависимости от обстоятельств ведения боя, характера цели или на случай выхода из строя основной системы управления огнём. Основная схема управления огнём универсального калибра работала от радиолокационных средств наблюдения. Одна РЛС МР-300 "Ангара" обнаруживала надводные цели, а вторая РЛС МР-300 "Ангара" - воздушные цели и выдавали целеуказания 2 РЛС управления МР-105 "Турель". РЛС МР-105 "Турель" брала одну цель на сопровождение в любых погодных условиях, при качке, плохой видимости, ночью, осуществляя автоматическое управление стрельбой одной башни универсального калибра по одной цели. Башенная схема управления огнём универсального калибра работала от 2 башенных приборов наблюдения расположенных на башнях. Для этого имелись прицельные визиры "Призма" в каждой башне. Скорость самого корабля при стрельбе не превышала 25 узлов.

РЛС общего обнаружения МР-300 « Ангара » двухкоординатная, дециметрового диапазона волн, позволяла обнаруживать и определять дальность и направление до надводной или до воздушной цели, («дальность-азимут» или «дальность-угол места») и передавать эти данные в систему приборов управления стрельбой универсальной артиллерии. РЛС работала в круговом, секторном и режиме сопровождения целей для обеспечения целеуказания корабельному оружию. Станция могла определять и отклонения падения артиллерийских снарядов и ракет по всплескам. Для уменьшения ошибки в измерении угловых координат и облегчения условий работы операторов во время качки в схеме привода наведения была применена стабилизация. РЛС имела дальность обнаружения воздушных целей до 300 км и надводных целей до 54 км. На корабле монтировалось две РЛС, одна для отображения надводной обстановки, а вторая для отображения воздушной обстановки.

РЛС управления артиллерии МР-105 "Турель-61" сантиметрового диапазона волн, позволяла определять дальность, направление (угловые координаты) и сопровождать воздушные, надводные и береговые цели для управления стрельбой автоматов универсальной артиллерии 76-мм калибра. РЛС работала в секторном режиме по данным с РЛС целеуказания. Она автоматически сопровождала воздушные цели на дальности до 105 км, надводные цели на дальности до 33 км и позволяла проводить их селекцию, а также обеспечивала помехозащищённость системы управления артиллерийским огнём.

Cистема управления стрельбой ЗРК "Ятаган" включала:
прибор управления ракетно-зенитной стрельбой (ПУРЗС) "Ятаган", который состоял:
Из ракетного автомата стрельбы РАС (счетно-решающий прибор), который на основе поступающих данных постоянно вырабатывал дальность, скорость, курсовой угол, выполнял предстартовую подготовку и пуск ракет, выработку команд управления для наведения ракет на цель.
Гировертикаль, которая вырабатывала углы стабилизации пусковой установки.
Гирокомпаса "Курс" от которого данные о курсе своего корабля автоматически поступали в систему управления.
Лаг МГЛ-50 выдавал данные о скорости самого корабля.
Главным средством целеуказания служила РЛС отображения воздушной обстановки МР-300 "Ангара".
После получения целеуказания цель бралась на сопровождение стрельбовой РЛС "Ятаган".
Выключатели и соединительные ящики для обеспечения питания и разъединения приборов системы управления огнём.
Станция трансформаторов.

http://www.dogswar.ru/images/stories/korabli/pr-61-03.jpg

Система "Ятаган" имела силовой электрический синхронно-следящий привод ЭСП-101 дистанционного наведения ПУ ЗИФ-101 и обеспечивала стрельбу и управление 2 ракетами В-600 одновременно по 1 цели. РЛС МР-300 "Ангара" обнаруживала воздушные цели и передавала данные о них в систему управления "Ятаган". РЛС "Ятаган" брала на сопровождение 1 цель на дальности 36 км с вероятностью её захвата 80%, сканируя пространство двумя большими антеннами, в секторном режиме. Перемещение сектора сканирования обеспечивалось круговым вращением всего антенного комплекса. По данным с 2 больших антенн РЛС "Ятаган" (одна антенна давала "дальность-азимут", вторая - "дальность-угол места") на 1 цель наводились 2 малые антенны для визирования 2 ракет и одна для передачи радиокоманд от оператора РЛС "Ятаган". В автоматическом режиме работы по всем координатам прибор управления стрельбой с помощью электромеханического синхронно-следящего привода ЭСП-101, наводил ПУ на выбранную цель и производил старт до 2 ракет, с интервалом в несколько секунд, по одной цели.

После схода с пусковой установки и автоматического неуправляемого полёта ракеты захватывались 2 малыми антеннами визирования и по их лучам выводились на цель, а большая точность наведения ракет осуществлялась радиокомандами. Передача команд на ракеты велась передающей антенной РЛС "Ятаган". При подлёте ракет к цели подавалась команда для взведения радиовзрывателя, который производил подрыв боевой части в радиусе 20 метров от цели. В случае промаха, ракета самоликвидировалась подрывом боевой части от часового механизма через 26 секунд. Немедленно после старта начиналась подготовка к следующему выстрелу: пусковые балки автоматически становились вертикально и поворачивались к ближайшей паре барабанов. Время перезарядки ПУ находилось в пределах 10-12 секунд, а время переноса огня на другую цель составляла 16 секунд. До поражения одной цели борьба со второй, третьей и т.д. целями была невозможна, а при наличии 2 систем и 2 РЛС общего обнаружения корабль мог поражать 2 различные цели одновременно.

Система управления торпедной стрельбой "Зуммер-61" включала:
Прибор управления торпедной стрельбой (ПУТС) "Зуммер-61" состоящего:
Из торпедного автомата стрельбы ТАС (счётно-решающий прибор), который на основе поступающих от подкильной ГАС МГ-311 "Вычегда" данных решал торпедный треугольник и автоматически вводил в ГСН торпед глубину хода, направление и дальность цели.
Главным средством целеуказания служила подкильная ГАС МГ-312 "Титан".
После получения целеуказания цель бралась на сопровождение подкильной ГАС МГ-311 "Вычегда".
Система «Зуммер-61» позволяла вести стрельбу торпедными аппаратами по подводной цели одиночно и залпом, как дистанционно с помощью СЭССП, так и в ручную с местного поста, расположенного прямо на торпедном аппарате. Кроме этого она была связана с системой ПУСБ "Буря-61" и позволяла решать общие тактическо-боевые задачи противолодочного оружия корабля в целом.
ГАС кругового обзора МГ-312 "Титан" высокочастотная с излучающей мощностью до 100 кВт, работала в круговом и секторном режимах. Предназначалась для обнаружения подводных лодок, торпед и морских якорных мин. Антенна станции монтировалась в подъёмно-опускном устройстве(ПОУ). ГАС обнаруживала подводную лодку в режимах эхо- и шумопеленгования на дальности от 2 до 25 км, а якорные мины и торпеды на дистанциях до 2-3 км.

ГАС управления противолодочным оружием МГ-311 "Вычегда", работала в секторном режиме. Антенна станции монтировалась в подъёмно-опускном устройстве (ПОУ). ГАС обеспечивала сопровождение подводной лодки в режимах эхо- и шумопеленгования на дальности от 8 до 18 км. На кораблях устанавливались аппаратура госопознавания "Нихром", РЛС навигации "Дон", РЛС радиотехнической разведки (РТР) МРП-11-14 "Залив", ГАС звукоподводной связи МГ-26 "Хоста", система групповых атак (СГА) "Дозор-1", БИУС "Планшет-61", гирокомпас "Курс-4", радиопеленгатор АРП-50, 10 дымовых шашек МДШ. Система государственного опознавания представлена двумя приборами - запросчиком "Никель" и ответчиком "Хром". Аппаратура "Нихром" позволяет проводить опознавание надводных и воздушных целей для определения их принадлежности к своим вооруженным силам. Две антенны расположены на мачте.

РЛС навигации "Дон" 3 - сантиметрового диапазона волн предназначалась для освещения навигационной обстановки и решения навигационных задач и позволяла определять при круговом обзоре дальность до цели типа крейсер 25 км и до воздушной цели до 50 км. Антенный пост РЛС размещался на топах мачт. Станция принята на вооружение в 1957 году. РЛС радиотехнической разведки (РТР) МРП-11-14 "Залив", предназначалась для обнаружения работы РЛС противника. Станция сантиметрового диапазона волн имела дальность обнаружения до 30 км с непрерывным временем действия - 48 часов. Время подготовки станции к работе составляло 30 секунд. ГАС звукоподводной связи МГ-26 "Хоста" принята на вооружение в 1960 году. ГАС обеспечивает опознавание подводных лодок и связь с ними в подводном положении в телеграфном и телефонном режимах. Система групповых атак (СГА) "Дозор-1" позволяла применять противолодочное оружие по данным целеуказания с других кораблей.

БИУС "Планшет-61" - боевая информационно-управляющая система предназначенная для координации работы корабельных средств освещения обстановки, отображения её на планшетах, обработки информации, определения элементов движения целей. При этом обеспечивалось одновременная обработка данных по 4-5 надводным и 7-9 воздушным целям.

Гирокомпас "Курс-4" двухроторный с чувствительным элементом в виде плавающей гиросферы, прототипом которого явился гирокомпас "Новый Аншютц", созданный в Германии в 1926 году. Гирокомпас имел выключатель затухания, обеспечивавший меньшую величину баллистической погрешности, точность показаний ±1°,0, а время готовности после запуска составляло 2,5-6 часов. Штурманский пульт, в котором располагались механизмы указания и записи курса, механизм дистанционного управления корректором и комплект измерительных приборов и сигнальных ламп, позволял дистанционно отслеживать неисправности и вносить поправки. Гирокомпас комплектовался автономным источником аварийного питания и 8 самосинхронизирующимися принимающими периферийными приборами(репитерами). Последние располагались в различных боевых постах и после их включения и согласования с гирокомпасом показывали курс корабля.

Радиопеленгатор АРП-50 предназначался для определения места по радиомаякам в тёмное время суток и при плохой видимости. Антенна (рамка) радиопеленгатора размещалась на мачте. Пеленгатор работал в диапазоне длинных и средних волн. Морская дымовая шашка МДШ, имеет в качестве дымообразователя твердую дымовую смесь на основе нашатыря и антрацена. При длине 487 мм и массе 40-45 кг, время ее работы составляет восемь минут, а создаваемая дымовая завеса достигает 350 метров в длину и 17 метров в высоту.

Строились корабли на заводе №445(200) в г. Николаеве("Комсомолец Украины", "Сообразительный", "Проворный", "Отважный"), на заводе №190 в г. Ленинграде("Огневой", "Образцовый", "Одарённый"). Головной "Комсомолец Украины" вступил в строй Черноморского флота 31 декабря 1962 года. Всего построено кораблей с 1962 г. по 1966 г. - 7 единиц.

Тактико-технические данные БПК проекта 61
Экипаж: 266 человек (22 офицера, 18 старшин)
Водоизмещение:  стандартное 3500 тонн, полное 4390 тонн
Длина наибольшая: 144 метра
Длина по КВЛ: 132 метра
Ширина наибольшая: 15,8 метра
Ширина по КВЛ: 14 метров
Высота борта в носу: 13,2 метра
Высота борта на миделе: 8,1 метра
Высота борта в корме: 5,2 метра
Осадка по корпусу: 4,45 метра
Силовая установка: 2 газотурбозубчатых агрегата М-3 по 36 000 л. с., 2 винта РШ, 1 руль
Электроэнергетическая система: 4 газотурбогенератора ГТУ-6 по 600 кВт, 2 ДГ-200/1 по 200 кВт, переменный ток 380 В, 50 Гц.
Скорость хода: полная 35 узлов, оперативно-экономическая 20 узлов
Дальность плавания: 3500 миль при скорости хода 20 узлов
Мореходность: до 7 баллов по применению оружия с активными успокоителями качки и до 4 баллов без них
Автономность: 7 суток
Вооружение:  .
артиллерийское: 2х2 76-мм башни АК-726 от 2 РЛС МР-105 "Турель"
ракетно-зенитное: 2х2 ПУ ЗИФ-101 ЗРК "Волна" от 2 РЛС УРЗО "Ятаган"
торпедное: 1х5 533-мм ПТА-53-61 с ПУТС "Зуммер-61".
противолодочное: 2 бомбомёта РБУ-6000 "Смерч-2" от ПУСБ "Буря-61", 2 бомбомёта РБУ-1000 "Смерч-3" от ПУСБ "Буря-61"
минное: нет данных о количестве и типе мин
авиационное: 1 вертолёт КА-25ПЛ
гидроакустическое: 1 ГАС кругового поиска МГ-312 "Титан", 1 ГАС управления оружием МГ-311 "Вычегда", 1 ГАС звукоподводной связи МГ-26 "Хоста".
радиотехническое: 2 РЛС МР-300 "Ангара", аппаратура "Нихром", 1 радиопеленгатор АРП-50, 1 БИУС "Планшет-61", 1 РЛС РТР МРП-11-14 "Залив", 1 СГА "Дозор-1".
навигационное: 1 НРЛС "Дон", 1 гирокомпас "Курс-4", 1 лаг МГЛ-50, 1 эхолот НЭЛ-4СУ, 1 автопрокладчик "Путь-2"
химическое: противоатомная(ПАЗ), 10 дымовых шашек МДШ