http://www.dogswar.ru/images/stories/korabli/pr-61mp-01.jpg

Большие противолодочные корабли проекта 61МП - это модифицированный вариант переоборудования кораблей проекта 61 с установкой противокорабельных ракет П-15М "Термит-М" и усиленным зенитным, радиотехническим и гидроакустическим вооружением. Технический проект разрабатывался в Северном ПКБ (ЦКБ-53) под руководством главного конструктора Б. И. Купенского в 1970 году. Переоборудовались корабли на заводе №445(200) в г. Николаеве ("Смелый"(1974), "Стройный"(1981)) и на заводе №190 в г. Ленинграде ("Огневой"(1971), "Славный"(1975), "Смышлёный"(1977)). Головной "Огневой" вступил в строй Балтийского флота 12 октября 1971 года. Всего переоборудовано кораблей с 1971 г. по 1981 г. - 5 единиц. Корабли проекта 61МП полность соответствовали проекту 61М.

Одним из наиболее многочисленных и существенных модернизаций кораблей проекта 61 "Комсомолец Украины" стала их модернизация по проекту 61М/61МП. При рассмотрении боевых возможностей кораблей проекта 61 отмечалось, что отсутствие на них ударного ракетного оружия существенно ограничивало сферу применения таких кораблей. Логическим решением предложений по улучшению боевых возможностей новых СКР (БПК) стал разработанный Северным ПКБ проект 61М, который позволял кардинально решить возникшую "проблему". В данном случае речь шла о том, чтобы при модернизации кораблей оснастить БПК ударным комплексом П-15М в составе четырех противокорабельных крылатых ракет (ПКР) П-15М, четырех пусковых установок КТ-15М-БРК с системой управления стрельбой «Коралл-НК», заменой обеих РБУ-1000 на четыре 30-мм автомата АК-630М, новой ГАС «Платина» с подкильной и буксируемой антеннами, а также увеличении автономности по запасам провизии до 25 суток.

Первым кораблем получившим такой ударный ракетный комплекс стал "Сдержанный" (заводской номер С-1715), заложенный в Николаеве в марте 1971 года. Интересно, что этот корабль сразу стал достраиваться уже по новому проекту (стал единственным из 20 кораблей проекта, который достраивался по существенно измененному проекту) и вошел в строй в декабре 1973 года с противокорабельными ракетами П-15М. ПКР П-15М "Термит-М" имела нормальную аэродинамическую схему со среднерасположенным трапециевидным крылом. Крыло - малого удлинения, с большой стреловидностью по передней кромке. В задней части ракеты - верхнерасположенный киль и цельноповоротные рули высоты, а снизу подвешивался стартовый пороховой ускоритель. Ракета оснащалась маршевым жидкостным реактивным двигателем и фугасно-кумулятивной БЧ (4Г-15). Головка самонаведения - радиолокационная или тепловая («Снегирь»). Ракета П-15 «Термит» и весь комплекс были приняты на вооружение в 1971-1972 годах. Длина ракеты - 6665 мм, общий вес - 2523 кг, вес боевой части - 480 кг (или 15 кт с ядерной БЧ), вес взрывчатого вещества - 375 кг. Скорость полета ракеты - 320 м/с, дальность от 8 до 80 км. Маршевая высота полета - 25 или 50 м, со снижением при подходе к цели до 2,5 м над уровнем моря. Ракета диаметром 780 мм имела складывающиеся крылья с размахом 2500 мм. Ускоритель (РДТТ) развивал тягу в 29 т, а маршевый двигатель - 1217 т при старте и 515 т в полете.

http://www.dogswar.ru/images/stories/korabli/pr-61mp-02.jpg

Наряду с этим, установка на борту двух скорострельных 30-мм артиллерийских комплексов АК-630М повышала возможности противоракетной обороны. Последнее обстоятельство по мере совершенствования средств ве­дения войны на море и развития противокорабельных ракет стало приобретать все большее значение. АК-630М (А-213) в составе четырех шестиствольных автоматизированных установок АК-630М и двух станций управления огнем MP-123 «Вымпел-М». Комплекс разработан в 1974 г. (собственно автомат - конструкторами КБП В. П. Грязевым и А. Г. Шипуновым) под руководством главного конструктора М. С. Кнебельмана и предназначался для ближней самообороны корабля и уничтожения средств воздушного нападения (самолетов, вертолетов, противокорабельных ракет), скоростных малоразмерных морских надводных целей, плавающих мин. В конструкции установки использован зенитный автомат АО-18 с вращающимся револьверным блоком из шести стволов и автономным жидкостным охлаждением. Вращение блока обеспечивается энергией пороховых газов, отводимых поочередно от каждого ствола.

Заряжание артустановки - ленточное, с прямоугольным магазином. Управление - дистанционное, автоматическое от РЛС управления MP-123 «Вымпел-М» или автономным кольцевым прицелом «Колонка». Точность стрельбы артустановки относительно невысока и во многом зависит от удаления РЛС управления огнем от оси стрельбы блока стволов. В качестве боеприпасов применяются осколочно-трассирующий снаряд ОР-84 (масса 0,386 кг) и осколочно-фугасно-зажигательный снаряд ОФ-84 (масса 0,384 кг), снабженный взрывателем А-498К. Масса взрывчатого вещества в первом типе снаряда - 0,0116 кг, во втором - 0,049 кг. Самоликвидатор срабатывает через 16 с на дистанции 5000 м. Следует также отметить высокую скорость автоматического наведения артустановки: по вертикали - 50 град/с и по горизонтали - 70 град/с.

Корабль проекта 61МП также оснащался системой управления вооружением корабля «Пульт-61М» и системой совместного использования оружия «Блокировка-61М». РБУ-1000 упразднялись. Штатная численность экипажа БПК проекта 61М/МП возросла до 320 человек, включая 29 офицеров, 42 мичманов и 249 матросов. Запас топлива (марка ДС) увеличивался до 950 т. При этом дальность плавания также возросла. Так, для «Сдержанного» при следовании оперативно-экономическим 18-узловым ходом на сдаточных испытаниях вместо расчетных 4000 она составила 4640 миль (для «Комсомольца Украины» этот показатель составлял 3500 миль). Запасы провизии увеличивались до 21 т, позволив довести автономность модернизированный кораблей до 25 суток.

Модернизированные БПК проекта 61МП оснащались гидролокационными комплексами «Платина» в составе подкильной станции и буксируемой антенны. Для размещения на борту новых систем потребовались новые объемы и площади, для чего конструкторам пришлось пойти на увеличение длины на 2,3 метра. Согласно отработанной, в частности, на Николаевском судостроительном заводе им. 61 коммунара технологии, у стоявшего в плавдоке БПК просто отрезалась старая кормовая оконечность и взамен приваривалась новая. Гидроакустический комплекс второго поколения МГК-335 «Платина» принят на вооружение в 1975 году. Дальность обнаружения в режиме эхопеленгования - 25-30 км, а в режиме шумопеленгования - 4-6 км. Мертвая зона составляла 1,5-2,0 км, а дальность обнаружения торпеды - 3,0 км. Буксируемая антенна ГАС размерами 1x1 м имела сектор обзора ±130°. Накопление сигнала шло по пяти частотам, средняя ошибка в определении координат подводной цели не превышала 2 градуса по пеленгу и 1,5% по дальности. Комплекс выполнял также задачи звукоподводной связи. Вследствие размещения МГК-335 «Платина» ВПП на модернизированных кораблях приподнималась над верхней палубой.

Корабль комплектовался также системой госопознавания «Свой-чужой» (четыре станций запроса «Никель-КМ» и две станции ответа «Хром КМ»), системой выдачи текущих координат МПЦ-315 (так в источнике, вероятно имеется ввиду МПП-315), гирокомпасом «Курс-3», магнитным компасом УКМ-М-3, эхолотом НЭЛ-5, лагом МГЛ-50М, автопрокладчиком АП-4м, радиопеленгатором АРП-50р, станциями РТР «Залив», станциями РЭБ «Краб-11» и «Краб-12» и системой обеспечения совместного плавания «Огонь-50-1», ГАС звукоподводной связи и опознавания МГ-26 «Хоста» и станцией приема сигналов от радиобуев МГ-409П. Все модернизируемые корабли оснащались двумя навигационными РЛС «Волга» с приставкой «Пальма».

Но не один "Сдержанный" оказался таким "уникальным", из числа ранее построенных кораблей еще пять БПК были модернизированы по проекту 61МП (то есть "Переоборудование" по проекту 61М). Из них на ССЗ им. А.Жданова в Ленинграде (3): «Огневой» (1973 г.), «Смышленый» (1974 г.) и «Славный» (1975 г.); на ССЗ им. 61 коммунара в Николаеве (2): «Смелый» (1975 г.) и «Стройный» (1980 г.). БПК "Стройный" был поставлен на модернизацию в тот же период (в конце 1975 года), что и его "систершипы", однако в первую очередь корабль прошел средний ремонт, а уже потом модернизацию, по этой причине он последним вернулся в строй, причем через длительный период времени (почти 5 лет). Интересно, что модернизируемым по проекту 61МП кораблям были присвоены новые заводские номера заказов: С-111 (бывший С-751), С-112 (бывший С-1708) и С-113 (бывший С-754) Предположительно, БПК «Смелый» после модернизации был присвоен номер заказа С-114 (бывший С-1711), а «Стройный» - С-115.

Но и в этом случае корабли не потеряли "индивидуальность" в внешне перечисленные БПК имели некоторые различия между собой. Например, на «Огневом» ввиду отсутствия контрагентских поставок некоторое время оставались обе прежние РЛС МР-300, замененные позднее, в период очередного ремонта, на МР-310 и МР-500. «Славный» отличался от других наличием на тыльной кромке фок-мачты специальной экранирующей решетки, а «Смелый» - наличием на носовом антенном посту «Ятаган» дополнительной антенны. Имелись также и другие незначительные внешние отличия кораблей друг от друга.

Новое вооружение не могло отразиться и на классификации боевых единиц. Корабли проектов 61М и 61МП в составе ВМФ СССР с 28 июня 1977 г. классифицировались, как большие ракетные корабли (БРК), с 1 октября 1980 г. - вновь как БПК, а с января 1992 г. - СКР. Каждый из этих кораблей после проведенной модернизации прослужил 10-15 лет в составе флота. Например, "первенец" "Сдержанный" так вообще почти 30 лет находился в строю, имеет вымпел Министра обороны СССР "За мужество и доблесть", полученный за обеспечение разминирования Суэцкого канала (1974 г.), был "лучшим по ракетной подготовке" (1985 г.), неоднократно выполнял задачи боевой службы в Средиземном море.

Тактико-технические данные БПК проекта 61МП
Экипаж: 320 человек (29 офицеров, 42 мичмана)
Водоизмещение:  стандартное 4000 тонн, полное 4975 тонн
Длина наибольшая: 146,2 метра
Длина по КВЛ: 134,5 метра
Ширина наибольшая: 15,8 метра
Ширина по КВЛ: 14 метров
Высота борта в носу: 13,2 метра
Высота борта на миделе: 8,1 метра
Высота борта в корме: 5,2 метра
Осадка по корпусу: 4,87 метра
Силовая установка: 2 газотурбозубчатых агрегата М-3 по 36 000 л. с., 2 винта РШ, 1 руль
Электроэнергетическая система: 4 газотурбогенератора ГТУ-6 по 600 кВт, 2 ДГ-200/1 по 200 кВт, переменный ток 380 В, 50 Гц.
Скорость хода: полная 32 узла, оперативно-экономическая 20 узлов
Дальность плавания: 4000 миль при скорости хода 20 узлов
Мореходность: до 7 баллов по применению оружия с активными успокоителями качки и до 4 баллов без них
Автономность: 8 суток
Вооружение:  .
ракетное: 4х1 контейнерные ПУ КТ-97М от ПУРС "Коралл-НК"
артиллерийское: 2х2 76-мм башни АК-726 от 2 РЛС МР-105 "Турель"
ракетно-зенитное: 2х2 ПУ ЗИФ-101 ЗРК "Волна" от 2 РЛС УРЗО "Ятаган"
артиллерийско-зенитное: 4х6 30-мм башни АК-630 от 2 РЛС УАО "Вымпел-А"
торпедное: 1х5 533-мм ПТА-53-1123 с ПУТС "Тифон-61М".
противолодочное: 2 бомбомёта РБУ-6000 "Смерч-2" от ПУСБ "Буря-61".
авиационное: 1 вертолёт КА-25ПЛ
гидроакустическое: 1 ГАК МГК-335 "Платина".
радиотехническое: 1 РЛС МР-310 "Ангара-А", 1 РЛС МР-500 "Кливер", аппаратура "Нихром", 1 радиопеленгатор АРП-50, 1 БИУС "Планшет-61", 1 РЛС РТР МРП-11-16 "Залив", РЛС РЭБ "Краб-11 и 12", 1 СГА "Дозор-1".
навигационное: 2 НРЛС "Волга", 1 гирокомпас "Курс-4", 1 лаг МГЛ-50, 1 эхолот НЭЛ-4СУ, 1 автопрокладчик "Путь-2"
химическое: противоатомная(ПАЗ), 10 дымовых шашек МДШ