http://www.dogswar.ru/images/stories/korabli/pr-159-01.jpg

Малые сторожевые корабли проекта 159 - разрабатывались Зеленодольским ПКБ для борьбы с подводными лодками. Тактико-техническое задание на разработку было выданно в 1955 году, главным конструктором проекта стал А. В. Кунахович, а наблюдающим от ВМФ назначили капитана 2 ранга Н.Д. Кондратенко. Строились корабли на заводе №820 в г. Калининграде и на заводе №368 в г. Хабаровске. Головной СКР-1 вступил в строй Черноморского флота в 1961 году. Всего построено сторожевых кораблей с 1961 г. по 1965 г. - 19 единиц.

Корпус корабля гладкопалубный, электросварной, с седловатостью в носовой части, однотрубный, с одной треногой мачтой и одной надстройкой. Носовые образования корпуса по ватерлинии отличались значительным заострением, а шпангоуты выполнялись с развалом у верхней палубы. В качестве основного материала корпуса применили высокопрочную низколегированную сталь марки СХЛ-4. Набор корпуса производился по продольной схеме, с установкой рамных шпангоутов, флоров и бимсов. Для снижения размахов качки на корабле разместили успокоители качки активного типа и пассивного типа по бортам в средней части. Рядовой и старшинский состав срочной службы размещался в четырёх кубриках. Девять офицеров размещались в каютах, расположенных в носовой части корабля.

http://www.dogswar.ru/images/stories/korabli/pr-159-02.jpg

По расчётам корабль должен был оставаться на плаву при затоплении любых двух смежных отсеков, при условии сохранения "сухими" отсеков, смежных с затопленными. Спасательные средства включали один шестивёсельный ял, четыре спасательных плота с жёстким дном, спасательные круги и жилеты. Силовая установка механическая, трёхвальная, дизель-газотурбинная с двумя газотурбинными установками (ГТУ) М-2 мощностью по 15 000 л.с. и одним дизелем 61Б мощностью 6 000 л.с. Дизельный двигатель работал на средний вал, который передавал вращение на винт регулируемого шага типа ВР-159 при свободно вращающихся бортовых валах и обеспечивал экономический маршевый ход в 14 узлов с дальностью плавания более 2000 миль. Поскольку маршевая установка работала только на один вал, то для повышения манёвренности в узкостях и при швартовке было принято решение об установке подруливающих устройств. На первых кораблях были установлены подруливающие устройства германской фирмы «Плейгер».
Позже устанавливались устройства только отечественного производства. Газотурбинные установки М-2 - это прямоточный двухкаскадный ГТД с высокой степенью сжатия, малым весом при большой мощности, с достаточно высокой температурой газа перед турбиной, обеспечивающей его устойчивую работу в широком диапазоне режимов с требуемой экономичностью. Турбины имели срок службы в 1000 часов, работали на бортовые валы с винтами фиксированного шага и использовались в качестве форсажных для развития кораблём полного хода в 33 узла при работе всех валов.
Вспомогательный котел, обеспечивал паром хозяйственные нужды корабля в целом.

Вооружение кораблей проекта 159 состояло из:
- 2 спаренных стабилизированных 76-мм универсальных башенных артустановок АК-726 с длиной ствола 59 калибров. Размещались орудия одно в носовой части и одно в кормовой части корабля. Башни имели лёгкую броню толщиной 5 мм, их недостатком являлась слабая вентиляция, заставляющая вести огонь при открытых люках. Темп стрельбы составлял 40-45 выстрелов/мин. на ствол с последующим 3 мин. охлаждением забортной водой, а живучесть ствола доходила до 3000 выстрелов. Заряжание стволов обойменное по 2 выстрела в каждой обойме, снаряжение обойм проводилось в ручную. Расчёт установки включал 9 человек (в том числе 4 на загрузке элеватора подачи). АУ при помощи дистанционного привода Д-67 разворачивалась влево или вправо на угол до 164° от походного положения, а вертикальный угол наведения - от -10° до +85°. Начальная скорость снаряда составляла 980 м/с, а дальность стрельбы по морской или береговой цели - до 15 км с помощью корабельных средств обнаружения цели и максимальный потолок - до 11 км. Масса установки доходила до 26 тонн. Наводка артустановок осуществлялась автоматически при помощи дистанционного управления и вручную. Для управления стрельбой 76-мм артиллерии устанавливался ПУАО совмещённый с РЛС "Фут-Б".
- 1 пятитрубного 400-мм торпедного аппарата ПТА-40-159 с боезапасом из 5 малогабаритных противолодочных торпед СЭТ-40 в ТА. Торпедный аппарат комплектовался центральным прибором для управления стрельбой, по данным полученным от ГАС управления МГ-311 "Вычегда".
- минных рельсов и 24 якорных мин КБ-3 в перегруз. Корабельная большая мина с гальваноударным взрывателем весила 1065 кг, а вес заряда 230 кг. Глубина места постановки составляла от 12 до 263 метров, минимальный минный интервал 35 метров, наибольшая скорость хода при постановке 24 узла при высоте борта 4,6 метра. Время прихода в боевое положение равнялось 10-20 минутам, точность установки на заданное углубление 0,6 метра, задержка взрыва 0,3 секунды.
- 1 быстроходного акустического охранителя (БОКА) для защиты от акустических торпед и мин. Их использование предусматривалось на скоростях 10…30 узлов при волнении моря до 7 баллов.
- 2 бомбосбрасывателей и глубинных бомб ББ-1. Общий вес большой глубинной бомбы составлял 165 кг, а вес тротила 135 кг при длине в 712 мм и диаметре 430 мм. Скорость погружения доходила до 2,5 м/с, а радиус поражения составлял от 8 до 20 метров. Бомба обеспечивала установку глубины взрыва от 10 до 210 метров.
- 4 бомбомётных установк РБУ-2500 "Смерч" с 16 направляющими расположенными попарно в носовой и кормовой части, с дальностью стрельбы 500-2500 метров, глубиной поражения 350 м, использовались бомбы РГБ-25. Наводка установки производилась автоматически от ПУСБ "Смерч" по данным ГАС управления МГ-312 "Вычегда" для прицельного бомбометания, а заряжание — вручную. В комплектацию системы "Смерч" входила также реактивная бомба-ориентир "Свеча", предназначенная для обозначения места обнаружения подводной лодки. она имела весогабаритные и баллистические характеристики, аналогичные РГБ-25.

Система управления огнем универсальной 76-мм артиллерии состояла:
Из прибора управления артиллерийским огнём (ПУАО) "Фут-Б" в состав которого входили:
- автомат стрельбы Д-20 (счетно-решающий прибор), который на основе поступавших данных от РЛС управления "Фут-Б" антенна которой располагалась на банкете ходового мостика (управлял 2 установками, расположенными в корме и носу), выдавал углы вертикальной и горизонтальной наводки универсальных установок 76-мм калибра.
- система гиростабилизации "Компонент", которая обеспечивала стабилизацию артустановок 76-мм калибра при качке.

Главным средством целеуказания служила РЛС целеуказания «Фут-Н». После получения целеуказания цель бралась на сопровождение стрельбовой РЛС "Фут-Б". РЛС управления "Фут-Б" дециметрового диапазона волн позволяла определять дальность и сопровождать воздушные и надводные цели для управления стрельбой универсальных автоматов 76-мм артиллерии. РЛС автоматически сопровождала воздушные цели на дальности до 5,5 км при скорости цели до 300 м/с, а надводные и береговые цели на дальности до 9 км. Корабли комплектовались РЛС целеуказания "Фут-Н", РЛС навигации "Нептун", аппаратурой госопознавания "Нихром", РЛС РТР «Бизань-4Б», ГАС кругового обзора МГ-312 "Титан" и ГАС управления противолодочным оружием МГ-311 "Вычегда", радиопеленгатором АРП-50Р, БИУС "Планшет-59", дымовыми шашками МДШ.

http://www.dogswar.ru/images/stories/korabli/pr-159-03.jpg

РЛС целеуказания «Фут-Н» дециметрового диапазона волн позволяла обнаруживать воздушные и надводные цели и передавать данные о них в систему управления стрельбой 76-мм автоматов. РЛС обнаруживала воздушную цель на дальности до 150 км. РЛС навигации "Нептун", предназначалась для освещения окружающей и навигационной обстановки, решения навигационных задач. Станция работала в режиме кругового обзора с диапазоном волн 3,2 см и была способна обнаруживать крупные надводные объекты на дальностях до 20 км и мелкие объекты на дальностях до 9 км. Антенна щелевого типа размещалась на мачте. Мертвая зона обычно не превышает 30 метров. Система государственного опознавания представлена двумя РАС - запросчиком "Никель" и ответчиком "Хром". РАС "Нихром" позволяет проводить опознавание надводных и воздушных целей для определения их принадлежности к своим вооруженным силам. Антенны расположены на мачте.

РЛС радиотехнической разведки (РТР) "Бизань-4Б" использовалась в целях обнаружения РЛС противника. Станция сантиметрового диапазона имела дальность обнаружения 25 км и непрерывное время действия - 48 часов. Время подготовки станции к работе составляло 90 секунд. ГАС кругового обзора МГ-312 "Титан" с подкильной антенной расположенной в подводном обтекателе (ПО), которая работала в режимах эхо – и шумопеленгования. ГАС была способна обнаруживать подводную лодку идущую на перископной глубине на дальности 8 км при эхопеленговании и 18 км при шумопеленговании, а якорные мины и торпеды на дальности до 2-3 км. Станция обладала помехоустойчивостью и могла применяться на больших скоростях хода корабля. ГАС управления противолодочным оружием МГ-311 "Вычегда", работала в секторном режиме. Антенна станции монтировалась в подкильном обтекателе (ПО). ГАС обеспечивала сопровождение подводной лодки в режимах эхо- и шумопеленгования на дальности от 8 до 18 км.

Радиопеленгатор АРП-50Р предназначался для определения места по радиомаякам в тёмное время суток и при плохой видимости. Антенна (рамка) радиопеленгатора размещалась на мачте. Пеленгатор работал в диапазоне длинных и средних волн. БИУС "Планшет-59" - боевая информационно-управляющая система, предназначенная для координации работы корабельных средств освещения обстановки, отображения её на планшетах, обработки информации, определения элементов движения целей. При этом обеспечивалось одновременная обработка данных по 4-5 надводным и 7-9 воздушным целям.

Морская дымовая шашка МДШ с дымообразователем из твердой дымовой смеси на основе нашатыря и антрацена. При длине 487 мм и массе 40-45 кг, время ее работы составляет восемь минут, а создаваемая дымовая завеса достигает 350 метров в длину и 17 метров в высоту.

Тактико-технические данные проекта 159
Экипаж: 108 человек (9 офицеров)
Водоизмещение:  стандартное 938 тонн, полное 1077 тонн
Длина наибольшая: 81,8 метра
Длина по КВЛ: 78,4 метров
Ширина наибольшая: 9,2 метра
Ширина по КВЛ:  8,7 метра
Высота борта в носу: 8,4 метра
Высота борта на миделе: 5,5 метра
Высота борта в корме: 3,4 метра
Осадка по корпусу: 2,85 метра
Осадка с обтекателем ГАС: 5,8 метра
Силовая установка: 2 газовые турбины М-2 по 15 000 л.с., 1 дизель 61Б 6 000 л.с., 2 винта ФШ, 1 винт РШ, 2 руля, 2 подруливающих устройства
Скорость хода: полная 33 узла, экономическая 14 узлов
Дальность плавания: 2000 миль при 14 узлах
Мореходность: до 4 баллов по применению оружия
Автономность: 10 суток
Вооружение:  .
артиллерийское: 2х2 76-мм автомата АК-726 с ПУАО "Фут-Б" от РЛС "Фут-Б"
торпедное: 1х5 400-мм ТА ПТА-40-159, 5 противолодочных торпед СЭТ-40
минное: 24 якорных мины КБ-3 и минные рельсы
противолодочное: 2 бомбосбрасывателя и бомбы ББ-1, 4 бомбомёта РБУ-2500 с ПУСБ "Смерч".
гидроакустическое: 2 ГАС подкильные МГ-312 "Титан" и МГ-311 "Вычегда"
радиотехническое: 1 РЛС "Фут-Н", аппаратура госопознавания "Нихром", РЛС РЭБ «Бизань-4Б», 1 БИУС «Планшет-59».
навигационное:  1 НРЛС "Нептун", 1 радиопеленгатор АРП-50Р, 1 лаг, 1 эхолот, 1 гирокомпас "Курс",
химическое: 10 дымовых шашек МДШ.