http://www.dogswar.ru/images/stories/bmpsay2/AMX-10-RC-01.jpg

Боевая разведывательная машина AMX-10 RC (RC - от сокращения «Roues-Canon» (Колеса-Пушка)) была разработана в сентябре 1970 года компаниями "AMX" (Ateliers de construction d'Issy-les-Moulineaux) и "APX" (Atelier de construction de Puteaux), чтобы удовлетворить потребность французской армии в машине для замены тяжелого бронеавтомобиля Panhard EBR (8x8). Её в свою очередь заменяет EBRC Jaguar производства Arquus, Nexter и Thales. AMX-10 RC можно охарактеризовать как колесный истребитель танков или легкий колёсный танк, а на французской службе ее называют "char", что в переводе с французского означает «танк». Колесная боевая разведывательная машина AMX-10 RC, принятая на вооружение французской армии в конце 1970-х годов, может использоваться для непосредственной огневой поддержки пехотных подразделений и поражения танков противника, помимо ведения разведки.

В начале 1960-х годов Генеральный штаб сухопутных войск Франции планировал заменить бронированную разведывательную машину (EBR), которая к тому времени десять лет находилась на вооружении французской армии. В 1963 году Технический отдел армии (STAT) провел испытания прототипа ERAC (Engin de Reconnaissance Amphibie de Combat 4 или Engin de Reconnaissance Amphibie à Chenilles), легкой гусеничной бронированной машины весом от 6,7 до 8 тонн с башней вооруженной 105-мм пушкой D739, стреляющей кумулятивным оперенным снарядом с начальной скоростью 850 м/с. Тесты не дали хороших результатов, и проект ERAC был остановлен. Его преемнице, боевой машине-амфибии ECA, также не повезло и ее разработка была остановлена в конце 1960-х годов. С 1970 года появилась новая программа, направленная на разработку амфибийной бронированной машины массой от 10  до 15  т , компании AMX и APX начали разработку AMX-10R, легкой гусеничной бронированной машины предназначенной для замены AMX-13 VCI. Генеральному директору AMX-APX в то время пришла в голову идея разработать колесную версию AMX-10R с вооружением, аналогичным ERAC - 105-мм пушкой GIAT. Эта полноприводная версия машины получила название AMX-10 RC.

Было изготовлено три прототипа, первое из трех шасси было завершено в июне 1971 года. Также были изготовлены для прототипов четыре башни TK105. Многие автомобильные компоненты AMX-10 RC идентичны тем, которые используются в гусеничной БМП Giat Industries AMX-10R. Производство башни производилось в Тарбе, а производство шасси и окончательная сборка - в Роане. Оба этих объекта являются частью Giat Industries. Серийное производство AMX-10 RC осуществлялось с 1976 по 1994 год, всего было выпущено 457 бронеавтомобилей этого типа. 337 из них поступили на вооружение французской армии, применявшей их в войне в Персидском заливе и ряде миротворческих операций. Ещё 120 машин были поставлены на экспорт в Марокко и Катар. Марокко разместило заказ на 108 машин AMX-10 RC, модифицированных для соответствия местным условиям эксплуатации в 1978 году, а первые машины были поставлены в 1981 году для обучения.

http://www.dogswar.ru/images/stories/bmpsay2/AMX-10-RC-02.jpg

12 января 2023 года, в ходе телефонного разговора министр вооруженных сил Франции Себастьен Лекорню и его украинский коллега Алексей Резников определили повестку дня поставки легких боевых танков AMX-10 RC. Таким образом, украинские вооруженные силы получат эти бронемашины французского производства «в течение двух месяцев». Два министра также выступили за оперативную организацию обучения украинских военнослужащих обращению с этими танками. Как мы уже упоминали, AMX-10 RC не является полноценным танком. Его броня намного легче и может быть пробита легкими автоматическими пушками с использованием бронебойных боеприпасов; колесам не хватает устойчивости по сравнению с гусеничным шасси; а 105-мм пушка меньше по сравнению со многими основными танками и не стабилизирована. Кроме того, пушка AMX-10 RC использует собственные боеприпасы калибра 105x527R, которые не совместимы со стандартом НАТО для 105-мм снарядов. Все эти недостатки машины не позволят украинской армии в значительной степени изменить ситуацию на поле боя.

С тех пор, как AMX-10RC впервые был принят на вооружение французской армии в 1979 году, он постоянно совершенствовался. Модернизация получила новый двигатель, улучшенный боекомплект и дополнительную бронезащиту. В 1994 году выяснилось, что для французской армии разрабатывается ряд усовершенствований, в том числе:
- Установка 105-мм пушки Giat Industries G2, стреляющей стандартными боеприпасами НАТО.
- Установка тепловизионной камеры
- Установка Decoy system
- Дополнительная защита брони
- Установка центральной системы подкачки шин
- Установка электронной системы управления коробкой передач
- Установка системы управления наземным боем (LBMS).

Из-за сокращений французская армия решила не проводить все семь частей этой модернизации, хотя возможно была произведена гораздо более ограниченная модернизация. Для операции «Буря в пустыне» по возвращению Кувейта в 1991 году некоторые машины AMX-10RC были оснащены дополнительной пассивной броней на их лобовой дуге с системой обнаружения противотанковых управляемых ракет, установленной на передней левой стороне башни. Было подтверждено, что 105-мм пушка F2 будет сохранена, и что рассматривается возможность установки тепловизионных камер, снятых с ОБТ AMX-30B2, для замены существующей телекамеры для слабого освещения. С 1990-х годов модификация AMX-10RC привела к удалению «амфибийного» компонента путем демонтажа брызговика передней палубы, механической нейтрализации водяных струй и установки дополнительного комплекта брони. AMX-10RC в 2000-х годах был модернизирован для интеграции компьютеризированных систем связи с целью продления срока его службы до начала 2020-х годов.

http://www.dogswar.ru/images/stories/bmpsay2/AMX-10-RC-03.jpg

Корпус AMX-10 RC изготовлен из механически сварной конструкции из алюминиевого сплава 7020, что обеспечивает защиту от осколков артиллерийских снарядов и автоматического оружия среднего калибра. Алюминиевый сплав 7020 отличается хорошей механической прочностью, пространство между колесами занято топливными баками. В период с декабря 1990 г. по январь 1991 г. AMX-10 RC подразделений 1°RS , 1°REC и RICM для участия в операции «Даге» получили дополнительное бронирование. Эта стальная броня высокой твердости была установлена в передней части машины, в районе расположения водителя и на маске башни. Колеса также были покрыты алюминиевыми чехлами для песка. С конца 1990-х годов броня из высокопрочных стальных листов толщиной от 5  до 10  мм покрывает также борта башни и корпуса. Их легко узнать по скошенной форме, придаваемой бокам AMX-10 RC. Это дополнение приводит к тому, что AMX-10 RC навсегда потеряла свои амфибийные возможности, но в свою очередь, получила защиту от 23-мм бронебойно-зажигательных снарядов БЗТ на расстоянии 300 м.

Водитель сидит в передней части машины с левой стороны и снабжен регулируемым сиденьем и большой цельной крышкой люка, которая открывается вправо. Башня TK 105 находится в центре машины, командир и наводчик сидят справа, а заряжающий слева. Башня TK 105 приводится в движение гидронасосом SAMM CH49, приводимым в действие электродвигателем, приводимым в действие генератором трансмиссии (двигатель, муфта, редуктор) и/или аккумуляторными батареями. Рабочее давление составляет 90  бар, а регулируется на уровне 120  бар. И у командира, и у заряжающего есть цельная крышка люка, открывающаяся назад, а у заряжающего есть три перископа: один спереди, один слева и один сзади. Командир машины имеет шесть перископов для кругового обзора и перископно-панорамный прицел М389 с увеличениями х 2 и х 8, который имеет полное вращение на 360° и позволяет командиру вести наблюдение за целью вне зависимости от положения башни. M389 может подниматься от -12 до +24° и имеет автоматическое проецирование масштабных сеток, x 2 для пулемета и x 8 для 105-мм орудия. У командира также есть основные средства управления, позволяющие ему наводить орудие на цель. У наводчика есть три перископа и прицел M504 производства SOPELEM и Compagnie Industrielle des Lasers (CILAS), который является основной частью системы управления огнем. M504 имеет 10-кратное увеличение и сочетается с оптическим компенсатором с управляющей электроникой для автоматического ввода поправок на огонь, лазерным дальномером M550 и блоком прицеливания M553, который корректирует любое ненормальное отклонение или случайное смещение основного вооружения.

http://www.dogswar.ru/images/stories/bmpsay2/AMX-10-RC-04.jpg

Полная система управления огнем COTAC включает в себя различные датчики, которые предоставляют компьютеру следующие данные: расстояние до цели, измеренное лазерным дальномером с точностью ± 5 м в диапазоне от 400 до 10 000 м; горизонтальная и вертикальная скорость цели; угол наклона машины и скорость ветра, высота над уровнем моря, наружная и орудийная температуры, которые вводятся в компьютер вручную. При типичной стрельбе по цели наводчик наводит прицел на цель, отслеживает цель и нажимает кнопку измерения на две или три секунды, время, необходимое для ввода информации о цели в компьютер. Введение данных коррекции огня занимает всего 1,5 секунды и наводчик открывает огонь. Есть три режима боя - COTAC, танковый лазерный прицел и оценка масштаба. Для ночных боев AMX-10 RC оснащен Thomson-CSF Model DIVT 13 LLLTV. Система состоит из телекамеры, установленной в маске слева от основного вооружения, блока электроники, блока управления и двух телевизионных экранов, один для командира, а другой для наводчика. Прицельная сетка создается электронным способом и накладывается на экран монитора. Затем компьютер отклонения системы управления огнем COTAC вводит данные коррекции огня и смещает эту прицельную сетку на требуемую величину при тех же условиях, что и для дневной сетки.

Для операции «Буря в пустыне» компания Giat Industries поставила французской армии тепловизионную камеру Thomson-CSF DIVT 16 в качестве замены DIVT 13. Эта опция позволяла проводить наблюдение и идентификацию на расстоянии до 4000 м. Встроенная система тестирования модульной системы управления огнем позволяет быстро обнаружить любую неисправность и заменить неисправный блок. Тестовый пример позволяет обнаружить в блоке дефектный узел, который затем заменяется. Система управления стрельбой Safran M401 COTAC (Automatic Fire Control for Char) в сочетании с лазерным дальномером PX M550, разработанным CILAS (Compagnie Industrielle des Lasers) - это интегрированное управление огнем позволяет вмешаться, когда машина неподвижна, по неподвижной или подвижной цели с удовлетворительными условиями точности при первом выстреле. AMX-10RC - первая боевая машина французской армии с автоматическим управлением огнем.

У стрелка имеется:
- оптический прицел SOPELEM M504 18 , этот оптический прицел обеспечивает увеличение ×10;
- два эпископа M223, каждый из которых обеспечивает увеличение ×1 для видимости до 950 метров. Первый имеет вид на переднюю часть башни, а второй - на правый фланг;
- телевизионная камера для слабого освещения (TVBNL) Thomson-CSF - Sagem DIVT 13 (усилительное устройство для прицеливания и стрельбы), позволяющая вести наблюдение на расстоянии до 1200 метров (только увеличение ×1). Отснятое изображение выводилось на два ТВ-монитора, которыми располагают наводчик и командир. TVBNL был заменен тепловизионной камерой CASTOR на французском AMX-10 RC;
- тепловизионная камера DIVT 16 CASTOR (стандартная тепловизионная камера наблюдения и разведки) от Thales , обеспечивающая наблюдение на расстоянии до 4000 метров в любую погоду, днем и ночью. Замена DIVT 13 на DIVT 16 была предпринята во время первой войны в Персидском заливе в 1990—1991 годах (операция «Буря в пустыне») в результате сбоя программы непосредственно перед началом сухопутной операции. Сейчас сосуществуют три модели тепловизионных камер: DIVT 16С, установленная в 1999 г., является наиболее распространенной моделью из-за сниженной стоимости по сравнению с исходной моделью 1987 г. DIVT 18 значительно дешевле и легче, не имеет функции цифровой зум и имеет более низкое разрешение изображения. DIVT 19 наименее распространена, её можно узнать по другой панели управления.

У командира имеется:
- перископический прицел M389 с возможностью увеличения в 2 раза для стрельбы из спаренного пулемета и в 8 раз для ведения огня из 105-мм пушки. Он поворачивается на 360 ° и предлагает угол возвышения от -12  до +24 °.
- шесть эпископов M336 расположены вокруг его купола.

Основное вооружение AMX-10 RC - полуавтоматическая пушка Giat Industries калибра 105 мм с обозначением Model F2 или F2 (MECA) с вертикальным клиновым затвором и стволом с тепловым кожухом и двухступенчатым дульным тормозом. Само орудие имеет длину 48 калибров без дульного тормоза (длина ствола 5,04 метра), длину отдачи 600 мм и усилие отдачи около 13 тонн. Оно имеет полуавтоматический вертикальный клиновой затвор, позволяющий автоматически выбрасывать гильзу после выстрела. Его колеблющаяся масса составляет 720  кг. Перемещение ствола по углу места составляет от +20° до -8°. Механизм отдачи состоит из тормоза с левой стороны и противооткатного механизма с правой стороны орудия. Пушка стреляет четырьмя типами стационарных боеприпасов Giat Industries, APFSDS, HEAT, HE и дымовыми. Поступление в штатное расписание стрелкового боеприпаса в 1987 году потребовало установки нового дульного тормоза в период с 1987 по 1989 год.

http://www.dogswar.ru/images/stories/bmpsay2/AMX-10-RC-05.jpg

В орудии Giat F2 AMX-10 RC используются запатентованные боеприпасы 105×527R, которые не взаимозаменяемы со  стандартными 105 -мм боеприпасами НАТО. Боекомплект 38 снарядов, в том числе 12 готовых к выстрелу, последние хранятся вертикально, слева от казенной части орудия, прислонившись к корзине башни. Остальные 26 хранятся в стеллаже, расположенном в кузове, справа от водителя. Типовой боезапас составляет 10 стреловидных снарядов, 9 кумулятивных снарядов и 19 осколочно-фугасных снарядов. Слева от основного вооружения соосно установлен 7,62-мм пулемет AAN F1. Второй пулемет той же модели установлен на лафете перед люком заряжающего. На борту хранится 4200 патронов калибра 7,62 мм. Два дымовых гранатомета, установленных по обеим сторонам башни ближе к задней части, выстреливают изнутри машины.

Ассортимент боеприпасов, используемых AMX-10 RC включает:
OCC 105 F3 - снаряд с хвостовым кумулятивным зарядом, способный пробить (и это на любом расстоянии) стальной лист толщиной более 350  мм или более 150 мм под углом 60°. Масса снаряда 5,7 кг при начальной скорости 1120 м/с;
BSCC 105 F3 - снаряд с имитацией полого заряда (BSCC) представляет собой тренировочный боеприпас с той же баллистикой, что и OCC 105 F3;
OE 105 F3 - осколочно-фугасный снаряд. Масса снаряда 7,2  кг при начальной скорости 800 м/с;
OFUM 105 F3 - дымовой снаряд содержащий белый фосфор, с начальной скоростью 800 м/с;
OFL 105 F3 - представленный в 1987 году, этот снаряд имеет стержень из вольфрамового сплава, способный пробить горизонтально на близком расстоянии, сталь толщиной 365 мм, наклоненную под углом 60°. Его начальная скорость 1400  м/с .

В AMX-10 RC используются двигатель, преобразователь, коробка передач и рулевой дифференциал от AMX-10R. Его многотопливный двигатель Hispano-Suiza HS 115-2 V8 оснащен наддувом с помощью двух параллельно установленных турбонагнетателей. Он развивает 260 л.с. при 3200 об/мин и имеет рабочий объем 8,2 л при максимальном крутящем моменте 775 Н·м, достигаемом при 2250 об/мин. Двигатель расположен в задней части корпуса, соединен с коробкой передач через гидравлический преобразователь крутящего момента с вырезанной муфтой. Коробка передач выполняет три функции:
- Переключение передач с четырьмя передаточными числами в обоих направлениях
- Вспомогательный привод для двух водометов
- Рулевое управление с планетарными передачами и тормозами с гидравлическим приводом.

Боевая машина AMX-10RC управляется с бортовым поворотом так же, как и гусеничный AMX-10R. В 1983 году было подтверждено, что последние серийные партии AMX-10RC для французской армии будут оснащены дизельным двигателем Baudouin Model 6F 11 SRX мощностью 280 л.с. вместо стандартного дизеля HS 115 производства Renault, развивающего 260 л.с. при 3000 об/мин. В дополнение к более мощному двигателю Baudouin более экономичен, что увеличивает запас хода автомобиля до 1000 км. К 1995 году все машины французской армии были оснащены дизельным двигателем Baudouin 6F 11 SRX. Крутящий момент двигателя передается на колеса через относительно сложную кинематическую цепь. Коробка передач GIAT ARE 4AD60 19 имеет четыре передачи вперед и четыре назад. Для облегчения управления автомобилем на AMX-10 RCR коробка передач 4AD60 автоматизирована, и для заднего хода доступны только три передачи.

http://www.dogswar.ru/images/stories/bmpsay2/AMX-10-RC-06.jpg

Коробка передач, установленная перед двигателем, имеет два боковых выходных вала, каждый из которых проходит через соответствующую раздаточную коробку, каждая из которых расположена между второй и третьей осями. Они передают механическую мощность в нижней части корпуса на два приводных вала, боковые направляющие, которые проходят вдоль пола бокса. Каждый вал трансмиссии имеет карданные шарниры и три конических шестерни. Каждое коническое зубчатое колесо соединено через подшипник с перекрестными роликами с поворотным рычагом подвески, в котором находится механизм спуска, состоящий из трех шестерен, соединенных с планетарным редуктором, расположенным внутри ступицы 19 колеса. AMX-10 RC оснащен шинами Michelin 14.00 R20 XL Run-Flat. Гидропневматическая система подвески, разработанная и изготовленная компанией Messier Auto-Industrie, может быть быстро отрегулирована водителем в соответствии с типом пересекаемой местности, при этом водитель не должен вставать со своего места.

AMX-10 RC едет как танк: его шесть колес неуправляемые. Таким образом, изменение направления осуществляется за счет скольжения. Преимущество этого процесса состоит в том, что он позволяет, в частности, разворачиваться на месте и довольствоваться менее сложным и более компактным шасси, чем у бронированных машин с обычным рулевым управлением. Подвеска на каждой колесной станции состоит из рычага опорного колеса и узла подвески (рычажная тяга, уровень и цилиндр, при этом цилиндр действует как пружина и амортизатор и позволяет регулировать высоту). Цилиндры подвески питаются от гидравлического насоса. Давление в шинах можно отрегулировать в соответствии с типом пересекаемой дороги, при этом водитель не покидает своего места. Минимальный дорожный просвет составляет 210 мм, но для движения по дорогам нормально 350 мм, 470 мм для движения по пересеченной местности и 600 мм для амфибийных операций. AMX-10 RC является полностью амфибийным и приводится в движение двумя водометами по бокам от задней части корпуса. Перед входом в воду в передней части машины устанавливается триммер с прозрачным окном с левой стороны, чтобы водитель мог иметь обзор вперед на плаву. Машины, доставленные в Марокко, не были оборудованы водометами.

Боевая машина AMX-10 RC дивизии Daguet получил электронно-оптическую систему направленной постановки помех Eirel 21, установленную перед люком заряжающего. Ловушки системы Galix также устанавливались в верхней части башни. Система РХБ установлена в задней части башни и поддерживает небольшое избыточное давление в боевом отделении. Для использования в холодном климате установлен дополнительный отопитель. При необходимости AMX-10 RC может поставляться без системы кондиционирования воздуха, обогревателя, системы NBC, средств ночного управления огнем, навигационной системы и амфибийных возможностей. AMX-10 RC также может быть оснащен тепловизионной камерой для увеличения расстояния наблюдения и идентификации до 4000 м в любых погодных условиях и устройством самовосстановления на переднем колесе.

Варианты AMX-10 RC (башня TK 105):
AMX-10 RC без щитка;
AMX-10 RC с броней;
AMX-10 RCR с избыточным бронированием.

Прототипы
AMX-10 RAC - оснащен башней TS 90, вооруженной 90-мм пушкой низкого давления CN90 F4;
AMX-10 RC - TML 105  - оснащен легкой модульной башней (TML), вооруженной пушкой CN 105 G2, стреляющей стандартными 105-мм боеприпасами НАТО;
AMX-10 RAA  - самоходная зенитная система вооружения, вооруженная двумя спаренными 30-мм пушками с башней Sabre от Thomson-CSF/SAMM;
AMX-10 RP - бронетранспортер, разработанный в конце 1970-х годов. Двигатель установлен в передней части шасси, а башня TK 105 заменена башней Toucan, вооруженной 20-мм пулеметом. Восемь пехотинцев занимают заднее пространство, ранее занятое моторным отделением. Прототип в настоящее время находится в резерве танкового музея Сомюра;
AMX-10 RCC - легкий колесный бронетранспортер. Разработанный в 1983 году как преемник AMX-10 RP, он имеет экипаж из 3 человек и боевую группу из 10 человек. Он вооружен 12,7-мм пулеметом, установленным на одноместной башне CIBI 50.

В 2010 году компания Nexter завершила модернизацию 256 машин AMX-10 RC до конфигурации AMX-10 RCR (Rénové - модернизированная). В эту программу были включены различные системы и дополнительная броня, активная защита от SAGEM, LIRE (Leurre InfRarougE, инфракрасная сигнальная ракета), система управления полем боя SIT ( Système d'Information Terminal ) V1, пусковые установки дымовых гранат Galix, изменения в защите NBC и улучшения в подвеске. Скоростные редукторы и тактическая связь комплектовались Thales Communications & Security PR4G VS4. Интеграция была проведена DCMAT ( Direction Centrale du Matériel de l'Armée de Terre , Центральное управление материально-технического снабжения Сухопутных войск).

Конфигурации AMX-10 RCR включает в себя:
- повышение надежности GMP за счет добавления электропневматической системы управления коробкой передач с электронным управлением от микропроцессора (CEPM), четвертая передача больше не может быть выбрана задним ходом, что ограничивает ее скорость задним ходом на уровне 50 км/ч;
- электро-гидропневматическое управление подвеской и дорожным просветом;
- замена гидрореактивных двигателей бортовыми ящиками;
- установка сигнальной лампы красного цвета (на передней полке), видимой водителю, когда он едет "навылет";
- установка двух дополнительных аккумуляторных батарей с целью увеличения мощности электроснабжения обновленной башни;
- установка GPS-антенны на задней полке слева для облегчения навигации экипажа и для того, чтобы штаб мог знать положение танка в режиме реального времени для оцифровки боевого пространства.
- дымовые пусковые установки (DREB) заменены на 8 пусковых установок Galix (DREC), которые перенесены из задней части башни в переднюю часть;
- корзина башни заменена на 2 боковых ранца и боеукладки для пусковых установок;
- машина дополнительно оснащена Терминальной информационной системой версии 1 (SIT V1) в рамках оцифровки боевого пространства.

Технические характеристики AMX-10 RC
Колёсная формула 6х6
Боевая масса, т 16,6
Экипаж, чел. 4
Длина корпуса, мм 6350
Длина с пушкой вперёд, мм 9150
Ширина, мм 2950
Высота, мм регулируемая, 2290—2680
Клиренс, мм регулируемый, 210—260
Бронирование - броня из алюминиевого сплава, катаная, противопульная
Вооружение
- нарезная пушка 105-мм F2
Боекомплект пушки 38
Углы ВН, град. -8…+20
Прицелы перископический панорамный M389, M504 с лазерным дальномером M550, ночной пассивный DIVT 13
- два 7,62-мм пулемета AAN F1 (4000 патронов)
Двигатель - Hispano-Suiza HS-115 (1981–1985), Baudouin Diesel 6F11 SRX (1985 - настоящее время)
Мощность двигателя, л. с. 300
Передача - GIAT ARE 4AD60 (4 передних/4 задних)
Скорость по шоссе, км/ч 85
Скорость по пересечённой местности, км/ч 40
Запас хода по шоссе, км 1000
Тип подвески независимая гидропневматическая
Преодолеваемый подъём, град. 30
Преодолеваемая стенка, м 0,8
Преодолеваемый ров, м 1,65
Преодолеваемый брод, м плавает