http://www.dogswar.ru/images/stories/bmpsay2/Panhard-EBR-01.jpg

В 1945-1948 годах на основе довоенного опытного бронеавтомобиля Panhard 201 был разработан разведывательный бронеавтомобиль Panhard EBR (Engin Blinde de Reconnaissance - разведывательная бронемашина). Прототип Panhard 212 в 1950 году успешно прошел испытания после чего началось его серийное производство под обозначением Panhard EBR 75. Серийное производство Panhard EBR продолжалось до 1970-х годов, всего было выпущено около 1200 машин этого типа в нескольких версиях. Panhard EBR оставался основным бронеавтомобилем французских войск вплоть до 1970-х годов, а также поставлялся в ряд других стран, в некоторых из них по состоянию на 2007 год он всё ещё оставался на вооружении.

http://www.dogswar.ru/images/stories/bmpsay2/Panhard-EBR-02.jpg

Новая машина сохранила идеи своего предшественника, в частности, переменную колесную формулу, но и получила ряд усовершенствований. Так, корпус стал симметричным, а экипаж расширили до четырех человек за счет двух водителей - спереди и сзади. 12-цилиндровый бензиновый двигатель HS6000S, мощностью 200 л.с. разместили в центральной части корпуса - под башней, что обеспечивало равномерное распределение массы по осям. Машина, весом в 13 тонн при движении в режиме 4x4 могла разгоняться по шоссе до 105 км/ч. С опущенными центральными колесами в режиме 8x8 скорость падала, но значительно возрастала проходимость на бездорожье. Panhard EBR 75 обладал внушительным для своего класса бронированием. Так, лобовая часть корпуса и башня состояли из 40-мм бронелистов, а борт корпуса - из 20-мм. Корпус сварной, лобовые и кормовые листы имеют значительные углы наклона, бортовые расположены вертикально. В лобовой и кормовой частях корпуса размещены прямоугольные люки для механиков-водителей. Машина оборудована радиостанцией и вспомогательным агрегатом для питания радиостанции и запуска основного двигателя.

http://www.dogswar.ru/images/stories/bmpsay2/Panhard-EBR-03.jpg

Передние и задние пары колёс снабжены пулестойкими пневматическими шинами, а средние пары колёс - тракторного типа (которые при движении по хорошим дорогам могут подниматься, а при движении вне дорог - опускаться). Подвеска крайних колёс имеет двойные витые пружины и гидравлические амортизаторы. Подвеска средних колёс имеет гидропневматические рессоры телескопического типа, управляемые механиком-водителем. Колёсные тормоза колодочного типа с гидравлическим приводом. Силовая установка - 12-цилиндровый бензиновый двигатель 12H 6000 фирмы «Панар» воздушного охлаждения с горизонтальным противоположным расположением цилиндров (разработан на базе двигателя автомобиля «Panhard Dyna X». Мощность двигателя - 200 л.с. Ёмкость топливных баков - 370 литров. Силовая передача включает многодисковое сцепление, работающее в масле, механическую четырёхступенчатую коробку передач с синхронизаторами, конический реверс, четырёхступенчатый мультипликатор, конический дифференциал, две раздаточные коробки и промежуточные трансмиссионные валы. Привод ко всем восьми колесам осуществлён от бортовых трансмиссионных валов через конические передачи и бортовые передачи качающегося типа.

http://www.dogswar.ru/images/stories/bmpsay2/Panhard-EBR-04.jpg

На бронированный корпус установили двухместную качающуюся башню FL 11 («тип 11»), состоящую из двух частей: нижняя, поворачивалась вокруг своей оси, а верхняя - вместе с орудием и экипажем - опускалась и поднималась. Это позволяло поместить мощное орудие в относительно небольших объемах. На крыше башни слева размещена командирская башенка, а справа - круглый люк для заряжающего. Справа и слева на башне установлено по два дымовых гранатомёта. В качестве основного оружия использовалась 75-мм орудие S.A.49 с двухсекционным дульным тормозом, созданное на основе немецкой пушки KwK 42 от танка Pz.Kpfw V Panther (танки Pz.Kpfw V Panther находились на вооружении французской армии до начала 1950-х годов). С орудием был спарен 7,5-мм пулемет MAC 34 «Reibel» (боекомплект составляет 56 выстрелов и 2250 патронов). Еще два таких пулемета стояли в отделениях управления в качестве курсовых. Боевой вес бронеавтомобиля с башней FL 11 («тип 11») составляет 12,8 тонны.

http://www.dogswar.ru/images/stories/bmpsay2/Panhard-EBR-05.jpg

В 1954 году на Panhard EBR 75 пушку заменили на новую - SA50. Она имела тот же калибр 75 мм, но при этом имела удлиненный ствол, улучшенные боеприпасы и барабанное заряжание. Из-за увеличившейся длины снарядов, башню FL 11 заменили на башню модели FL 10 - с развитой забашенной нишей. По сути, это было боевое отделение легкого танка АМХ-13. Боевой вес бронеавтомобиля с башней FL 10 («тип 10») составляет 14,9 тонны. Башня «FL 10» (от лёгкого танка AMX-13) - качающаяся, составлена из двух литых частей: нижней, установленной на шариковой опоре, и верхней, соединённой с нижней цапфами. На крыше башни размещена куполообразная командирская башенка. На бортах башни установлено по два трёхствольных гранатомёта для постановки дымовых завес. Основным вооружением является 75-мм орудие S.A.50 с горизонтальным клиновым затвором, концентрическими противооткатными устройствами и дульным тормозом. Орудие значительно выдвинуто из башни вперёд, в нише качающейся части башни смонтированы два магазина барабанного типа на шесть выстрелов каждый, из которых с помощью механизма досылания выстрелов осуществляется заряжание пушки. Стреляные гильзы автоматически выбрасываются наружу - через специальный люк башни со стороны кормы корпуса. Магазины снаряжаются через люки в крыше башни. В качестве вспомогательного оружия используются три 7,5-мм пулемёта MAC 34 «Reibel» (боекомплект составляет 38 выстрелов и 1800 патронов).

http://www.dogswar.ru/images/stories/bmpsay2/Panhard-EBR-06.jpg

В 1963 году Panhard EBR снова модернизизовали. Машину вооружили новой пушкой F2 калибра 90 мм. В этой версии снова вернули башню FL 11. Машина получила обозначение Panhard EBR-90 F2. Уже в начале 1960-х французские военные посчитали Panhard EBR устаревшей машиной, и их выпуск был прекращен. В общей сложности было построено 1200 машин типа Panhard EBR. В 1964 году были списаны все Panhard EBR-75. Эксплуатация Panhard EBR-90 F2 во французской армии продолжалась до 1981 года, пока на замену им не пришли разведывательные машины AMX-10RC. Бронеавтомобили Panhard EBR поставлялись как минимум в пять стран. По крайней мере несколько десятков машин еще в первой декаде 2000-х годов несли службу в армии Марокко.

Бронеавтомобили Panhard EBR широко использовались французами и другими странами в локальных войнах и конфликтах: в войне за независимость Алжира (1954-1962), в Бизертинском кризисе (июль 1961), Алжиро-марокканском пограничном конфликте (октябрь 1963), в Колониальной войне Португалии (1961-1974), в Войне в Западной Сахаре (1975-1991). Несмотря на то, что бронеавтомобили Panhard EBR никогда не позиционировались как «колесные танки», а использовались только в качестве разведывательных машин, соотношение бронирования, по уровню соответствующего легким танкам, высокопроходимого колесного шасси и мощного пушечного вооружения позволяет считать Panhard EBR предвестником современных колесных танков.

Варианты и модификации
EBR 75 FL 11 - модель 1951 года (с башней «тип 11» и 75-мм орудием SA 49)
EBR 75 FL 10 - модель 1954 года (с башней «тип 10» и 75-мм орудием SA 50)
EBR 90 F2 - модель 1963 года (с с башней «тип 11» и 90-мм орудием Mle F.2)
EBR DCA (Canon automoteur de défense contre-aérien), прототип ЗСУ с двумя 30-мм MK-Hispano-Suiza Type 831.
EBR-ETT (Engin Transporteur de Troupes) бронетранспортёр

Технические характеристики Panhard EBR
Колёсная формула 4х4 (средние колёса подняты), 8х8 (все колёса)
Боевая масса, т 12,8-14,9
Экипаж, чел. 4
Длина корпуса, мм 5560
Длина с пушкой вперёд, мм 6150
Ширина, мм 2420
Высота, мм 2240, по смотровым приборам башни
База, мм 4340
Колея, мм 2070
Клиренс, мм 340-420
Тип брони - стальная катаная, 10—40 мм
Вооружение - 75-мм нарезная пушка SA 49
Боекомплект пушки 56
Пулемёты 3 х 7,5-мм
Двигатель - 12-цилиндровый карбюраторный воздушного охлаждения Panhard 12H 6000 S
Мощность двигателя, л. с. 200
Мощность двигателя, кВт 150
Тип подвески - индивидуальная, на вертикальных пружинах и гидропневматическая