http://www.dogswar.ru/images/stories/samolet3/Ababil-5-01.jpg

Иран в настоящее время входит в десятку ведущих держав разрабатывающих БПЛА и является одной из немногих стран в мире, имеющих прогрессивную тенденцию в проектировании, разработке и производстве различных типов БПЛА. Среди успешных БПЛА, произведенных в Иране, которые также имеют блестящую историю эксплуатации, есть семейство БПЛА Ababil (разработанным компанией Ghods Aviation Industries и серийно производимым компанией Iran Aircraft Manufacturing Industries (HESA)), особенно Ababil-3, который успешно зарекомендовал себя в реальных боевых действиях. Беспилотник Ababil-3 был официально представлен в 2014 году и передан вооруженным силам Ирана. Одним из важных и отличительных аспектов парада 18 апреля 2022 года в Тегеране стало широкое и разнообразное присутствие беспилотников, принадлежащих подразделениям Армии Исламской Республики Иран. Там же впервые был представлен новый беспилотник под названием «Ababil-5» (Ababil-V / AB-V). До сих пор не было никаких официальных новостей и информации о беспилотнике HESA Ababil-5.

Хотя никаких технических подробностей о новом БЛА неизвестно, Ababil-5 конструктивно похож на БЛА Mohajer-6 разработки Ghods Aviation Industries и БЛА Seeker производства южноафриканской Denel Dynamics. Изучая форму корпуса беспилотника HESA Ababil-5, становится ясно, что в задней части фюзеляжа, особенно в хвостовой части, имеется та же знаменитая Н-образная конструкция, которая использовалась в ранних моделях Ababil-3, а также в модернизированном дизайне Atlas, но спереди и как-то в носу видна более продвинутая конструкция, чем у дрона Mohajer (Migrant) 6. Изображения беспилотника показывают, что его размах крыла увеличился, а также увеличился объем боевой нагрузки. Технические характеристики БПЛА Ababil-5 пока официально не объявлены, но вероятно в Ababil-5 используется двигатель Rotax 914 мощностью 115 л.с. и он будет иметь характеристики близкие к Mohajer-6.

http://www.dogswar.ru/images/stories/samolet3/Ababil-5-02.jpg

Беспилотник HESA Ababil-5 представляет собой БПЛА с возможностями разведки и атаки, который по сравнению со многими известными иранскими беспилотниками, имеет достаточное количество важных и эффективных обновлений. Фактически семейство БПЛА Ababil не ограничивается 1-м, 2-м и 3-м поколениями при всех его успехах и отличном опыте эксплуатации, а с показом БПЛА Ababil-5 можно считать, что процесс модернизации семейства БПЛА Ababil продолжается. Беспилотник HESA Ababil-5 фактически является комбинацией беспилотников Mohajer-6 и Ababil-3. Некоторые эксперты считают беспилотник Ababil-5 уменьшенной версией беспилотника Mohajer-6, который способен нести шесть умных бомб серии Qaem.

Конфигурация аэродинамической схемы БПЛА HESA Ababil-5 в целом аналогична Mohajer-6. Например, в БПЛА Mohajer-6 используется конфигурация хвостового оперения High Boom Tail, и в Ababil-5 также используется подобное решение. Преимуществом такой конфигурации является уменьшение длины взлетно-посадочной полосы, необходимой для посадки и взлета, и возможность выполнения беспилотником более интенсивных маневров. Корпус этого дрона имеет острые углы и линии, которые явно предназначены для уменьшения поперечного сечения спереди для снижения радиолокационной заметности, когда БПЛА приближается к радару.

http://www.dogswar.ru/images/stories/samolet3/Ababil-5-03.jpg

Шасси также выполнено убирающимся, чтобы уменьшить силу лобового сопротивления и уменьшить радиолокационную заметность. За счет снижения силы лобового сопротивления и за счет использования убирающегося шасси, увеличивается крейсерская скорость и дальность полета БПЛА. Еще одна причина использования убирающегося шасси перед корпусом может быть связана с расположением оптического модуля так, чтобы шасси не загораживал ему обзор. С другой стороны, если оптический модуль устанавливается перед шасси, как у Mohajer-6, из-за большего удаления от центра масс БПЛА необходимо добавлять больший балансировочный груз, что может сказаться на общей эффективности дрона (манёвренность, максимальный вес боевой нагрузки). Таким образом, убирающееся шасси было использовано с указанными преимуществами.

Заднее колесное шасси неубирающегося типа. Согласно опубликованным изображениям, основания задних колес соединены друг с другом, что ограничивает величину окончательного изгиба посадочного износа при посадке и предотвращает удары корпуса о поверхность взлетно-посадочной полосы. Такой тип конфигурации шасси, то есть убирающееся шасси в передней части и фиксированное шасси в задней части БПЛА, также используется в турецком беспилотнике Bayraktar TB2. Исходя из размеров пола грузовика (с парада в Тегеране), размах крыла Ababil-5 оценивается примерно в 12 метров, что аналогично турецкому беспилотнику Bayraktar TB2. Размах крыла на 20% больше, чем у Mohajer-6, а с увеличением площади крыльев увеличилась и масса полезной боевой нагрузки, благодаря чему Ababil-5 способен нести шесть бомб Qaem-1. Для сравнения, дроны Mohajer-6 и Bayraktar TB2 несут до четырех бомб. В БПЛА HESA Ababil-5 в качестве силовой установки используется поршневой двигатель (предположительно Rotax 914, этот двигатель также используется на беспилотнике Shahed-129) и пропеллер, а это значит, что максимальная высота полета ограничена примерно 25 000 футов, а его крейсерская скорость будет находиться на уровне 150-200 км/ч., с дальностью полёта более 480 км.

http://www.dogswar.ru/images/stories/samolet3/Ababil-5-04.jpg

Что касается вооружения, БПЛА Ababil-5 был вооружен бомбами Qaim-5 и Qaim-1, ракетами Almas. Беспилотник Ababil-5 может нести шесть бомб Qaem-1 и четыре бомбы Qaem-5. Бомбы Qaem представляют собой серию иранских планирующих бомб класса «воздух-земля» и ракет класса «земля-воздух» с наведением SACLOS по лучу или с оптическим наведением. Бомба Qaem-1 имеет точность до полуметра, дальность действия 5 километров и способность уничтожать цели ночью и днем в любых погодных условиях. Подробной информации о дальности действия бомбы Qaem-5 нет, некоторые источники заявляют о дальности составляющей около 8 км. Ракета «Almas» также является твердотопливной противотанковой ударной ракетой, которая имеет тепловую ГСН для обнаружения и поражения целей с дальностью 8 км при использовании в режиме воздушного базирования.

Перевозка большего количества бомб или груза эффективно увеличивает смертоносность БПЛА, а с экономической точки зрения он уничтожает цели с меньшим количеством вылетов и охотится за целями с меньшими затратами. Кроме того, сокращение количества самолето-вылетов может иметь важное значение как с точки зрения технического обслуживания, так и с точки зрения увеличения скорости эксплуатации парка. Развитие БПЛА, таких как серии Mohajer-6 или Ababil-5, по сути, свидетельствует о принятии и продолжении эффективной и полезной оборонной стратегии в области развития возможностей БПЛА и делегирования этим аппаратам значительной части задач в вооруженных силах. Использование беспилотника Ababil-5 позволяет выполнять операции по наблюдению за относительно большой территорией в течение относительно короткого периода времени при низких затратах, а оснащение беспилотника различными бомбами Qaem или ракетами «Almas» придает ему значимость и эффективность на поле боя для выполнения боевых задач.