http://www.dogswar.ru/images/stories/samolet3/Ababil-2-01.jpg

БПЛ HESA Ababil - это семейство одномоторных многоцелевых тактических беспилотных летательных аппаратов, производимых Иранской авиастроительной промышленной компанией (HESA). Беспилотник Ababil выпускается в двух основных линейках: Ababil-2 и Ababil-3, из которых первая имеет несколько вариантов. Он считается низкотехнологичным беспилотником большой дальности. После первого создания и запуска БПЛА Mohajer-1 применяемого во время ирано-иракской войны, Иран построил ряд других систем БПЛА местного производства. Сообщается, что одна из самых ранних систем, Ababil («Ласточка»), также была разработана и изготовлена на более поздних этапах ирано-иракской войны, хотя с уверенностью сказать, что Иран использовал Ababil во время войны нельзя. Согласно иранским СМИ связанным с КСИР, Иранская авиастроительная компания HESA начала массовое производство оригинального Ababil-1 в сентябре 1986 года. Как и Quds Aviation Industry Company, HESA является дочерней компанией IAIO под командованием MODAFL.

Первоначальный БПЛА Ababil-1 являлся барражирующим боеприпасом - который после запуска зависал в поисках цели и атаковал обнаружив её, - эффективно выполняя функцию как беспилотник-самоубийца. Ababil-1 считался одноразовым и мог нести 40 кг. взрывчатых веществ, которые детонируют при ударе. Если бы он использовался во время ирано-иракской войны, то вероятно был бы эффективен только против иракских оборонительных позиций и легкой бронетехники, а не против личного состава или других уязвимых целей, из-за отсутствия поражающих элементов в боевой части дрона.

http://www.dogswar.ru/images/stories/samolet3/Ababil-2-02.jpg

В 1990-х годах HESA приступила к реинжинирингу Ababil, впоследствии выпустив и запустив в массовое производство несколько новых модификаций БПЛА. Второе поколение БПЛА Ababil-2, было впервые публично представлено в 1999 году. У него есть несколько вариантов БПЛА для разных целей. Ababil-B - это дрон-целеуказатель, используемый для обучения расчетов противовоздушной обороны путем имитации атаки самолетов противника, а Ababil-S - это беспилотник-разведчик, который имеет тот же планер, что и Ababil-B, но также имеет электронно-оптическую полезную нагрузку. Возможности наблюдения Ababil-S считаются рудиментарными из-за его короткого времени полета и того факта, что он может работать только с телекамерами дневного света из-за ограничений по весу и размеру. Третий вариант БПЛА Ababil-T, характеризуется двумя хвостовыми оперениями, которые, как утверждают СМИ связанные с КСИР, увеличивают скорость и дальность полета. Ababil-T может быть оснащен полезными нагрузками для наведения, наблюдения и одноразовыми ударными боеприпасами для использования в качестве дрона-камикадзе. БПЛА Ababil-B часто использовался КСИР и регулярной армией для целей наведения, но известно, что разведывательные и двухвостые модели не использовались иранскими силами в боевых действиях. Сообщается, что Иран предоставил БПЛ Ababil-T ХАМАСу, ливанской «Хизбалле» и йеменским повстанцам-хуситам. «Хизбалла» называет свой БПЛА Ababil-T - «Mirsad-1», хуситы - «Qasef-1». Хуситы также создали модернизированный вариант БПЛА под названием Qasef-2k.

http://www.dogswar.ru/images/stories/samolet3/Ababil-2-03.jpg

Отражая достижения Ирана в оБПЛАсти беспилотных летательных аппаратов за последнее десятилетие, иранский Ababil новейшего поколения - БПЛА Ababil-3, представляет собой беспилотник ISR с гораздо более совершенными возможностями наблюдения, чем его предшественник. Ababil-3 имеет те же конструктивные характеристики и компоненты, что и южноафриканский Denel Dynamics Seeker, что указывает на то, что Иран возможно в какой-то момент получил БПЛ Denel Dynamics Seeker и начал местное производство своей собственной версии или даже просто переименовал Denel Dynamics Seeker в Ababil-3. БПЛ Ababil-3 имеет дальность 100 км. и продолжительность полета четыре часа. Ababil-3 был запущен в производство в 2008 году и впервые использовался не в Иране, а суданским правительством в том же году для наблюдения и точного наведения на цель во время конфликта на юге Судана.

БПЛА Ababil-3 был впервые показан Ираном во время военных учений, имитирующих разведку судов, проходящих транзитом через Персидский залив в мае 2010 года. С тех пор он использовался Ираном в различных зонах конфликтов, чаще всего в Сирии. В 2014 году два иранца, один из которых также имел гражданство Германии, были обвинены в Германии в схеме по обходу торговых санкций с Ираном, путем объявления 61 немецкого двигателя Limbach двигателями гидроцикла для прохождения таможни. В заявлении суда отмечалось, что двигатели подходят для использования в БПЛА Ababil-3. Инцидент подчеркивает одну из непреходящих проблем, стоящих перед иранской программой создания беспилотных летательных аппаратов, а именно её зависимость от западных компонентов, особенно двигателей, на которые распространяется эмбарго. Считается, что из-за этих препятствий Иран, возможно использует двигатели Limbach китайского производства в своих БПЛА Ababil-3.

http://www.dogswar.ru/images/stories/samolet3/Ababil-2-04.jpg

В апреле 2020 года на церемонии, посвященной Дню армии, Иран продемонстрировал несколько новых систем БПЛА, которые он впервые поставил своей армии. Среди систем, поступивших на вооружение армейских ВВС и ПВО, была и модернизированная версия БПЛА Ababil-3. Сообщается, что Ababil-3 теперь оснащен высокоточными бомбами Qaem, что указывает на то, что Иран преобразовал Ababil из беспилотника ISR в беспилотник с боевыми возможностями. Хотя за последнее десятилетие Иран произвел несколько беспилотных систем специально для боевых целей, конверсия Ababil-3, как и ранее Mohajer-6, показывает, что Иран сосредоточен на модернизации платформ ISR в беспилотники со встроенными атакующими возможностями. Иран также представил модернизированную версию Ababil-3 под названием Atlas на церемонии Дня Армии. БПЛА Atlas имеет корпус, аналогичный Ababil-3, но с улучшенным механизмом посадки, гидравлику и систему автоматического взлета и посадки. Корпус и крылья БПЛА Atlas также были укреплены, чтобы он мог нести две бомбы Qaem.

БПЛА Ababil-2 отвечает за такие задачи, как разведка, наблюдение за полем боя, пограничное патрулирование, аэрофотосъемка, корректировка артиллерийской стрельбы, в качестве приманки для вскрытия средств ПВО противника, в качестве дрона-камикадзе и обучения персонала беспилотников.

http://www.dogswar.ru/images/stories/samolet3/Ababil-3.jpg

БПЛ Ababil-2 имеет цилиндрический фюзеляж, стреловидное вертикальное оперение, в задней части корпуса расположен толкающий двигатель с простым двухлопастным винтом. На сегодняшний день наблюдались две модели Ababil-2, которые также имеют разные двигатели. Отличие этих моделей во внешнем виде заключается в хвостовом оперении, у первой модели вертикальное оперение прикреплено к основному корпусу, а у второй модели два одинаковых вертикальных оперения на заднем крыле. Все варианты имеют цельнометаллическую конструкцию, кроме Ababil-T, которая является композитной (стеклопластиковой). Ababil-2 имеет рабочий диапазон 100 км, продолжительность полета от 75 до 120 минут, потолок полета 11 000 футов (3352,8 м) и максимальную крейсерскую скорость 220 км/ч и 370 км/ч в режиме пикирования. Для приземления БПЛА предусмотрено использование парашюта, который обеспечивает скорость спуска 4 м/с, а для обычных посадок на взлетно-посадочную полосу или поле можно использовать полозья. Некоторые планеры также были замечены с шасси.

Беспилотнику Ababil-2 не нужна взлетно-посадочная полоса для посадки и взлета. Ababil-2 может запускаться с реактивной взлетной платформы JATO нулевой длины или с помощью пусковой установки с пневматической катапультой Mercedes Benz 911 с помощью ракетного ускорителя, закрепленной на конце БПЛА. Система запуска может использоваться с палубы корабля, и может быть собрана или разобрана для транспортировки в короткий срок.

Наведение и управление Ababil-2 осуществляется наземным центром управления. В этом случае изображение с камеры дрона передаётся в режиме онлайн в центр управления. Более новые модели Ababil-2 оснащены системой “123 System” (автоматический стабилизатор) и GPS. «123 System» - новый проект инженерного отдела электроавионики HESA. Эта система обеспечивает такие возможности, как легкий полет с большей безопасностью непрофессиональным пилотом (на дальней и ближней дистанциях), автоматический взлет и полуавтоматическая посадка, планирование и наведение по заданному маршруту с помощью глобальной навигационной системы, возможность отключения центра управления от дрона и автоматического управления дроном, отправка информации от БПЛА в центр управления по 17 отдельным каналам, включая информацию о частоте вращения двигателя, углах подъема и поворота, количестве топлива, напряжении батареи, высоте и пути скорость. БПЛА Ababil-2 использует дешевую камеру с 12-мегапиксельным качеством изображения.

Общие характеристики БПЛА Ababil-2
Вместимость: 40 кг полезной нагрузки
Длина: 2,88 м
Размах крыла: 3,25 м
Высота: 0,91 м
Площадь крыла: 1,76 м2
Пустой вес: прибл. 30 кг
Максимальный взлетный вес: 83 кг
Запас топлива: 16 литров
Силовая установка: 1 х двухцилиндровый поршневой двигатель WAE-342 мощностью 19 кВт (25 л.с.)
Пропеллеры: 2-лопастные
Максимальная скорость: 370 км/ч в горизонтальном полете
Крейсерская скорость: 250–305 км/ч
Боевая дальность: 120 км
Максимальное время полета: до 2 часов
Практический потолок: 3000 м