http://www.dogswar.ru/images/stories/bmpsay/HS-30-Spz.12-3-(1).jpg

После возрождения бундесвера, немецкие военные занялись поисками танков, самоходной артиллерии и бронетранспортеров. На первоначальном этапе военная техника приходила из США. Это были танки M47, самоходные артиллерийские установки M7 "Прист" и другие бронированные машины. Примерно в то же время швейцарская фирма Hispano-Suiza (в настоящий момент входит в состав международной группы "Эрликон-Берле") по собственной инициативе создала зенитную самоходную установку HS-30, которая вызвала интерес западногерманских военных, увидевших в машине потенциальный бронетранспортёр. Учитывая их заинтересованность, машина в кратчайшие сроки была переделана в бронированную машину для перевозки пехоты.

Однако швейцарцы не имели заводов, способных производить эти машины в количествах, необходимых западногерманской армии. В результате их производство началось в Великобритании на заводах компании "Лейланд моторс" и в Германии на предприятиях фирм "Хеншель" и "Ганомаг". Первая серийная машина появилась в 1958 г., а их серийное производство продолжалось до 1962 г.

http://www.dogswar.ru/images/stories/bmpsay/HS-30-Spz.12-3-(2).jpg

Работы над создание, HS-30 Spz.12-3 были чересчур поспешными, в результате чего после принятия машины на вооружение проявились её многочисленные недостатки, особенно заметные на уровне двигателя и подвески. На их исправление потребовалось совсем немного времени, после чего машина проявила себя с наилучшей стороны. Она до сих пор используется в некоторых подразделениях немецкой армии, несмотря на появление новой боевой машины пехоты Marder, которая поступила на вооружение механизированных частей бундесвера.

Бронетранспортер HS-30 Spz.12-3 является одной из лучших машин своего класса, построенных в 50-е годы. Его бронирование — от 10 до 30 мм — эффективно защищает экипаж от огня стрелкового оружия, машина хорошо вооружена даже с точки зрения современных требований, а ее низкий силуэт увеличивает шансы на выживание на поле боя.

Основное вооружение HS-30 Spz.12-3 состоит из 20-мм автоматической пушки фирмы Hispano-Suiza HS-820, которая устанавливается в башне кругового вращения и по лицензии изготавливается в Германии фирмой "Рейнметалл". В вертикальной плоскости пушка наводится в секторе от -10" до +75°. Она имеет ленточное питание осколочно-фугасными и магазинное бронебойными выстрелами. Механизм закрывания затвора рычажного типа. Автоматика пушки работает за счет отвода части газов через газоотводные каналы в стволе, оканчивающиеся двумя соплами. Применение сопел с отверстиями различного диаметра позволяет иметь различный темп стрельбы. Боекомплект пушки составляет 2000 выстрелов. Спереди на каждом борту корпуса смонтированы по четыре дымовых гранатомета.

Механик-водитель располагается слева в передней части корпуса. Командир машины располагается позади него, на рабочем месте командира установлен 7,62-мм пулемет MG3. Десантное отделение расположено в средней части машины. Несмотря на то, что слева в корме корпуса имеется дверь, десантники обычно занимают места в машине через люки в крыше корпуса, стальные крышки которых откидываются в стороны бортов. На марше оба верхних люка десантного отделения закрываются, Некоторые о6разы HS-30 Spz.12-3 вооружены 106-мм безоткатным орудием американского производства, которое устанавливается над десантным отделением.

Восьмицилиндровый карбюраторный двигатель фирмы Rolls-Royce B.81 Mk.80F, развивающий мощность 175 кВт, смонтирован в задней части корпуса справа.

Бронетранспортер снабжен водяным обогревателем и автоматическим противопожарным о6орудованием. Защита экипажа от проникновения радиоактивной пыли обеспечивается герметизацией корпуса. В отличие от большинства современных машин, HS-30 Spz.12-3 не плавает и может преодолевать броды глубиной не более 0,7 м. Кроме того, бронетранспортер не имеет прибора ночного видения.

На базе бронетранспортера HS-30 Spz.12-3 были созданы такие экспериментальные мащины, как самоходная система залпового огня, истребитель танков с 90-мм пушкой (имеет много общего с Jagopanzer Kanone) и истребитель танков с 90-мм пушкой, установленной в башне.

Среди специальных модификации, состоящих в настоящее время ма вооружении немецкой армии, имеются следующие машины 120-мм самоходный миномет, машины связи и управления, машина управления огнем. Такая моцификация, как Jagdpanzer Rakete (Jpz 3-3), представляет собой истребитель танков, вооруженный пусковой установкой для стрельбы французскими ПТУР SS-11. Экипаж этой модификации состоит из трех человек — командира, механика-водителя и оператора ПТУР. В последние годы проходили испытания машины, вооруженные противотанковыми системами TOW (американского производства) и MILAN (франко-германского производства). В последние годы бронетранспортёры HS-30 Spz.12-3 постепенно снимаются с вооружения механизированных частей бундесвера и, оснащённые одним из вышеуказанных противотанковых ракетных комплексов, входят в состав подразделений территориальной обороны, тем самым усиливая их способность противостоять возможным атакам бронетанковых сил потенциального противника.

Технические характеристики
Боевая масса, т 14,6
Экипаж, чел. 3
Десант, чел. 5
Длина корпуса, мм 5560
Ширина корпуса, мм 2540
Высота, мм 1850
Бронирование
Лоб корпуса, мм/град. 30/45 град.
Вооружение
Калибр и марка пушки 20-мм пушка Hs-820
Тип пушки нарезная автоматическая
Пулемёты 7,62-мм MG-3
Подвижность
Тип двигателя 8-цилиндровый Rolls-Royce
Мощность двигателя, л. с. 220
Скорость по шоссе, км/ч 58
Запас хода по шоссе, км 270