Боевая машина пехоты SPz Marder состоит на вооружении подразделений и частей бундесвера. В 1963 году произошло важное событие в развитии бронетанковой техники ФРГ — на вооружение был принят основной боевой танк Leopard. Уже к началу 1967 года 14 танковых батальонов перевели с танков M47 на Leopard. В мотопехотной бригаде стало уже два мпб на БТР и лишь один на автомобилях. Последние постепенно исчезали из состава боевых войск — в начале 70-х годов пехота на автомобилях осталась только в территориальных частях, а после реорганизации последних в 1981—1983 гг, фактически исчезла. Но и БТР HS-30 уже не мог решать задачи взаимодействия с танками Leopard, имевшими скорость движения до 70 км/ч, а его вместимость была меньше численности мотопехотного отделения — 10 человек.
Параллельно с танком Leopard (проект "Standart") велась разработка боевой машины пехоты. Причём согласовывались не только боевые свойства танка и БМП, но и вопросы материально-технического обслуживания. БМП проектировали те же фирмы, что создавали Leopard — Rheinstahl-Hanomag (в годы второй мировой "Hanomag" выпускала БТР SdKfz 251) и Rheinstahl-Henschel (хорошо известная своим танком "Тигр"). Разработка БМП продолжалась 9 лет. При этом учитывались новые тактико-технические требования:
• конструкция машины должна способствовать быстрой посадке и высадке отделения пехоты — это обеспечил широкий люк в кормовой стенке машины, открывавшийся с помощью гидравлического привода,
• двигатель машины должен размещаться в передней части корпуса — силовая установка состояла из двигателя и трансмиссии, которые образовывали единый блок:
• башня кругового вращений должна быть двухместной и иметь вооружение в составе 20-мм пушки и спаренного с ней 7,62-мм пулемета,
• со стороны кормы машину должен оборонять пулемёт калибра 7,62 мм, а также штатное вооружение двух солдат из числа десанта, закреплённое в специальных гнездах,
• с бортов защита машины должна осуществляться силами и штатными средствами солдат перевозимого десанта
Первые ходовые испытания прошли три машины, имевшие обозначение "Prototype I", после чего были изготовлены еще пять машин "Prototype II", отличавшиеся от своих первых собратьев изменённой конструкцией корпуса и двигателя. Нулевую серию замкнули семь машин "Prototype III", имевшие незначительные отпичия от своих предшественников.
В начале мая 1969 г новую БМП представили на полигоне под Мюнстером военному руководству, в состав которого входили инспектор сухопутных войск ФРГ генерал-лейтенант Шнец и инспектор танковых войск генерал-майор Гудериан — сын Гейнца Гудериана, еще в 30-е годы обосновавшего необходимость поддержки танков моторизованной пехотой. Машина получила название Marder (куница), тем самым немцы продолжили традицию давать образцам своей бронетанковой техники имена хищных животных. На производство БМП Marder правительство выделило 1,8 млрд. марок. Генеральным подрядчиком была выбрана фирма Rheinmetall AG (Кассель), субподрядчиком стала фирма "МАК Машинбау" (Киль). Серийное производство началось в конце 1969 года и велось на двух сборочных линиях со средним темпом 55 машин в месяц. В подразделения бундесвера БМП Marder начали поступать с 7 мая 1971 года. До 1975 года обе фирмы выпустили соответственно 1159 и 977 боевых машин пехоты.
Компоновка БМП Marder призвана обеспечить максимальную защиту экипажа и десанта, наиболее удобное и безопасное спешивание и посадку в боевых условиях. Впереди справа расположено МТО, слева от него — место механика-водителя. позади — боевое отделение с вращающейся двухместной башней. В ней справа размещается командир машины, слева — наводчик. За башней находится десантное отделение, вмещающее семь стрелков — шестеро сидят лицом к бортам по три в ряд, а седьмой (командир десантной группы) сидит по оси машины спиной по ходу. В его обязанности входит обслуживание кормового пулемёта. Для высадки и посадки служит кормовая откидная дверь-аппарель с гидравлическим приводом и четыре круглых люка в крыше десантного отделения.
Позади механика водителя имеется запасное место со своим верхним люком и перископическим прибором наблюдения. Здесь может размещаться командир роты или батальона (на командирских машинах), наводчик на марше (для помощи водителю в наблюдении) или член экипажа вышедшей из строя БМП.
Форма корпуса и небольшой диаметр отверстия под башню (1270 мм) обусловили необходимость монтажа башни с внешней установкой вооружения. В следствии принятия такого решения, у машины проявились некоторые недостатки. Во-первых, силуэт машины стал выше, а во-вторых, с левой стороны БМП возникла 40-градусная мёртвая зона. Командиру, ведущему наблюдение за местностью, ограничивают обзор пушка и блок приборов для наблюдения и прицеливания. Но были очевидны и преимущества:
• казённая часть орудия находится за пределами боевого отделения, таким образом, воздух внутри машины не загрязняется пороховыми газами, что позволило обойтись без системы вентиляции;
• корпус и башня с вооружением выгодно располагаются относительно друг друга при движении машины по склону, что очень важно при ведении боевых действий в горной местности;
• высоко расположенное вооружение позволяет стрелять из-за зарослей кустов, насыпей и прочих укрытий, не демаскируя машину;
• конец ствола пушки не попадает в поле зрения командира и наводчика, поэтому их не ослепляет вспышка выстрела,
• при стрельбе уровень шума внутри башни существенно снизился,
• в условиях применения оружия массового поражения возможно пополнение боекомплекта снаружи без разгерметизации машины,
• установка вооружения снаружи башни облегчила доступ к нему и упростила его обслуживание и ремонт
В соответствии с вынесенной схемой установки основного вооружения над низкопрофильной башней, на массивном кронштейне укреплен закрытый вращающийся в вертикальной плоскости бронированный лафет. В нём установлена автоматическая 20-мм пушка Rheinmetall MK20 Rh202, а справа над ней — 7,62-мм пулемет MG3A1. Пушка имеет автоматику с отводом пороховых газов, снабжена пламегасителем, питание — ленточное, с подачей вscтрелов электроконвейером из башни. Пушка призвана решать задачи борьбы с открытой и легкозащищенной пехотой, бронемашинами и воздушными целями, поэтому в боекомплект (1250 выстрелов) входят выстрелы с бронебойными и осколочно-фугасными снарядами. При начальной скорости 1300 м/с подкалиберный бронебойный снаряд пробивает на дистанции до 1000 м броню толщиной до 20 мм при угле встречи 60°. Максимальная техническая скорострельность — 1000 выстрелов в минуту. Угол возвышения +-65®. склонения -10°. Высота линии огня — 2715 мм. Огонь по наземным целям ведётся на дистанции до 1500 м, по воздушным - до 300 м. Эффективная дальность стрельбы по легкобронированным цепям составляет 600—800 м.
В качестве вспомогательного вооружения используется вариант единиго пулемета MG3 (развитие MG-42 времен второй мировой войны) со скорострельностью до 1300 выстрелов в минуту. Дистанционное управление пушкой и пулемётом — электромеханическое. Поворотный механизм башни — злектрогидравлический и механический. Командир и наводчик имеют одинаковые средства управления огнем (за исключением дублирующего механического привода вертикальной наводки у наводчика), перископические ночные подсветочные и дневные прицелы PERI-Z11 (PERI-Z11A1) с 2- и 6-кратным увеличением . Призмы прицелов связаны с пушкой параллелограммным приводом и установлены параллельно, так что командир может контролировать наводку оружия и вводить корректировку. Вынесенная установка вооружения решила проблему с выбросом стреляных гильз (при размещении ее внутри башни потребовался бы специальный гильзосборник).
Слева на башне крепится РПГ "Карл Густав" или 44-1А1 с дальностью стрельбы до 1000 м, однако стрельба из него требует остановки, выхода гранатомётчика из машины и снятия РПГ с крепления. Над люком командира десанта на особом бронированном поворотном лафете установлен второй пулемет MG3 с механическим дистанционным управлением и перископическим прицелом. Своеобразное возвращение к «многобашенной» схеме связано со стремлением обеспечить БМП максимально возможную огневую мощь и круговой обстрел дпя боя в глубине обороны противника. Дистанционно управляемый кормовой пулемёт со сравнительно большим сектором обстрела в 160°, углом возвышения до +60° и склонения -15° позволяет вести огонь в заднем секторе и с бортов, может использоваться и для стрельбы по низколетящим воздушным целям. Общий боекомплект пулеметов БМП Marder - 5000 патронов. Десант может вести огонь из своего оружия через шаровые установки, допускающие огонь в секторе ±20" с углами возвышения +25" и склонения -20". Стеклянный глазок дает возможность вести прицельныи огонь на дистанции до 100 м с места и до 50 м в движении. Ограничение числа установок двумя на борт обеспечивает стрелкам условия стрельбы без серьезных помех со стороны соседа.
Дпя БМП обычного мотопехотного отделения индивидуальное вооружение экипажа и десанта включает пять 7.62-мм штурмовых винтовок G3. пять 9-мм пистолетов-пулеметов МР2 (Uzi бельгийского производства), два 9-мм пистолета Р-1, 18 ручных гранат. В другом варианте отделение на БМП вооружено одним РПГ (44-мм 44-1А1 или Lance, а позднее 67-мм "Армбруст"), одним 7,62-мм единым пулеметом MG3, семью винтовками G3 (одна из них с оптическим прицелом), тремя пистолетами-пулемётами МР-2 и двумя пистолетами Р-1.
Бронекорпус Marder сварен из катаной стальной брони. Эффективность бронезащиты повышена большими углами наклона листов, наклон верхнего лобового составляет 75". Лобовая броня толщиной около 30 мм обеспечивает защиту от огня пушек калибра до 20 мм. бортовая — от стрелкового оружия, осколков снарядов и мин. Борта машины прикрыты навесными резиновыми противокумулятивными экранами, армированными лёгким стальным каркасом.
На башне, слева от лафета, установлен блок из шести 76-мм дымовых гранатомётов, стрельба ведется залпами по 3 гранаты. Защиту от оружия массового поражения обеспечивает герметизация корпуса и ФВУ производительностью 3 м' в минуту, создающая внутри машины избыточное давление. Купол ФВУ расположен на крыше десантного отделения между люками . При этом экипаж и десант могут находиться внутри машины в течение 24 часов.
В моторно-трансмиссионном отделении установлен четырехтактный шестицилиндровый V-образный многотопливный дизель с турбонаддувом MTU MB 833 Ea-500, развивающий мощность 441 кВт. В боевом и десантном отделениях установлены три больших топливных бака (уравнительный, средний и под башней) общей ёмкостью 652 л, что обеспечивает запас хода от 520 до 600 км. Внутри бака, расположенного под башней, имеется специальный маршевый бак, в который топливо закачивается насосом из вышеназванных резервуаров. В маршевом топливном баке горючее сохраняется дольше всего. При уменьшении запаса топлива, маршевый бак с его небольшим объемом обеспечивает бесперебойную подачу топлива в двигатель вплоть до полного истощения запаса горючего. Это играет существенную роль при сильных боковых кренах машины и быстрой езде по пересеченной местности. Система смазки с сухим картером. Радиаторы системы охлаждения с вентиляторами вынесены в корму машины и установлены по бокам от двери, причём система вентиляции конструктивно обьединена с газовыпускной системой двигателя. Воздухозаборная система включает бункер с циклонами предварительной очистки, фильтр с масляной ванной и набивку из проволочной канители. Имеется эжектор для отсоса пыли из выпускной системы.
Гидромеханическая трансмиссия фирмы Renk HSWI 194, установленная перед двигателем, включает гидродинамический трансформатор и гидростатический редуктор, смонтированные в едином блоке. Коробка передач планетарная с гидротрансформатором на входе и механизмом реверса. Наличие гидротрансформатора снижает нагрузки на детали и узлы трансмиссии, но при этом он обладает невысоким КПД, дает дополнительное тепловыделение и снижает запас хода, поэтому он включается только для трогания с места в тяжелых дорожных условиях и при переключении передач, а в остальных режимах блокируется. КПП обеспечивает 4 передачи вперед и назад, переключение производится эпектрогидравлическим приводом. Бортовые передачи включают планетарный ряд и цилиндрическую зубчатую передачу. Стоит отметить, что планетарный механизм поворота вполне традиционен для германского танкостроения. Управление осуществляется рулевым колесом автомобильного типа. Тормоза двухдисковые с гидропневматическим приводом от педали или механическим от рычагов. Педальный привод выполнен так, что при первоначальном нажатии включается гидродинамический тормоз КПП, а затем уже — тормоз соответствующего борта. Бесступенчатый механизм поворота позволяет достаточно плавно изменять радиус поворота мащины. Гидротрансформатор, планетарные механизмы поворота и сервоприводы значительно облегчают работу механика-водителя. Органы управления сблокированы так, чтобы исключить неправильную последовательность действий, а на панели управления имеется световое табло, отображающее правильность выполняемых операции и состояние воздухоочистителя, позволяющее предотвратить аварийную остановку двигателя.
Двигатель с трансмиссией составляют единый блок, над которым в верхнем лобовом листе выполнен большой люк с откидной крышкой. В сочетании с быстроразьемными соединениями валов и трубопроводов это позволяет заменять блок за 30 минут сипами отделения штатного ремонтного взвода. Большая часть обслуживаемых узлов и агрегатов размещена в верхней части двигателя под люком. Для запуска зимой, в систему охлаждения введено устройство обогрева двигателя, КПП и механизмов поворота производительностью 12200 ккал/ч. Эксплуатации в зимнее время вообще уделено большое внимание — в системе охлаждения используется всепогодная смесь с антикоррозийной добавкой, боевое и десантное отделения снабжены воздушной отопительной системой, отделение управления — электроотопительной установкой.
Ходовая часть включает шесть опорных катков на борт и три поддерживающих ролика. Катки и ролики — сдвоенные о6резиненные. Подвеска — индивидуальная торсионная, 1-2-5-и 6-й катки снабжены гидравлическими телескопическими амортизаторами двустороннего действия с компенсационной камерой. На бортах имеются упоры для балансиров катков с буферами. Ведущее колесо переднего расположения. Мелкозвенчатая гусеница фирмы -Диль- цеточного зацепления с одним гребнем и резинометаллическими шарнирами. Литые стальные траки имеют наружную и внутреннюю резиновые беговые дорожки, причем наружные резиновые башмаки в зимнее время могут заменяться снегозацепами. Длина опорной поверхности составляет 3900 мм. ширина гусеницы — 450 мм, колея — 2620 мм. Стандартный радиус поворота — 3,8 м. Удельная мощность двигателя 15,1 кВт/т, эффективная трансмиссия и ходовая часть, удобство управления обеспечивают Marder неплохую тактическую подвижность.
Средства связи включают две радиостанции SEM-26 фирмы SEL и ТПУ. При мощности 15 Вт и 2,5-м штыревой антенне дальность радиотелефонной связи на среднепересечённой местности достигает 35 км. Имеется и дополнительный радиоприемник ЕМ-25. Каждый из четырех пользователей системы связи использует головные телефоны, ларингофон и переключающее устройство (панель управления) с усилителем, которое обеспечивает и внутреннюю связь. Антенные вводы выполнены в верхнем листе корпуса позади механика водителя и на крыше десантного отделения у бортов. С помощью выносного телефонного устройства и трехкилометрового кабеля можно вести переговоры и на удалении от машины, находясь в обороне, дозоре или засаде.
По германской традиции Marder прекрасно оборудован приборами наблюдения. Механик-водитель кроме трех призменных блоков, имеет сьёмный подсветочный прибор ночного видения, работающий на расстоянии до 50 м. На марше он использует два складных зеркала заднего обзора. По периметру башенки командира установлено 8 смотровых блоков. В распоряжении наводчика имеются три призменных блока, установленных на левом борту башни у стыка с крышей. Каждый стрелок располагает своим призменным смотровым блоком.
С левой стороны лафета на особой штанге укреплён прожектор инфракрасного и белого света, действующий соответственно на расстоянии до 800 и до 1000 м. Две фары установлены впереди на лобовом листе корпуса. На корме укреплены светоотражатели и габаритные огни. Последние расположены так, чтобы по степени их различимости, водитель идущей сзади машины мог определить дистанцию на марше ночью или в тумане.
Marder укомплектован кондиционером и противопожарным оборудованием с двумя баллонами двукратного тушения, первое включается по сигналу термодатчиков, второе — от ручного выключателя на щитке управления. Питание электросети машины осуществляется от генератора мощностью 9 кВт и шести аккумуляторных батарей обшей мощностью 300 А/ч, напряжение бортовой сети — 24 В.
На нижнем лобовом листе и корме имеются буксирные крюки с замками, над кормовой дверью - скоба-поручень для облегчения посадки. Ящики ЗИП закреплены на корме по бокам от двери. На бортах корпуса крепится шанцевый инструмент, буксирные тросы, брезент, на крышке люка МТО — маскировочная сеть. Степень герметизации корпуса позволяет без подготовки преодолевать брод глубиной до 1,5 м. Для преодоления более глубоких бродов предусмотрено специальное оборудование, включающее съемную шахту на решетку воздухозаборника, обратный клапан системы выхлопа, откачивающие насосы в МТО и боевом отделении. Для преодоления глубоких водных преград конструкторы разработали комплект специальных надувных поплавков, В сочетании с оборудованием для преодоления глубоких бродов, он обеспечивает вхождение в воду под углом 40°, движение за счет перематывания гусениц со скоростью во 6 км/ч при положении ватерлинии на 350 мм ниже крыши корпуса и возможность стрельбы на плаву. Общий вес комплекта — 516 кг кроме того, Marder может перевозить на корпусе в готовом виде большую надувную десантную лодку на 10 человек (надутая лодка крепится на крыше десантного отделения или укладывается на башне) или штурмовую моторную лодку-плоскодонку на простой откидной раме. При проведении морских десантных операциях Marder может доставляться к берегу танкодесантным катером класса 520 типа "Штер": машина сходит с катера недалеко от берега с установленным оборудованием для преодоления бродов.
Marder был принят на вооружение на три года позже советской БМП-1 и оказался первой боевой машиной пехоты, созданной на западе. В других странах боевые машины класса БМП появились значительно позже. Marder получился не только самым защищенным, но и самым тяжёлым среди серийных БМП. Его вес — 28,2 т — сравним с весом среднего танка согласно классификации конца второй мировой войны.
Германским налогоплательщикам предстояло раскошелиться. Marder стоил в несколько раз дороже БТР и немногим дешевле танка. Если стоимость бронетранспортёра HS-30 в ценах 1960 года составляла 300000 марок, то стоимость БМП Marder на 1970 год достигала 900000 марок. Это вызвало сокращение расходов на эксплуатацию. Одной из таких мер стало повышение ценза технической подготовки при отборе экипажей и интенсификация курса обучения. Срок эксплуатации машины в войсках в мирное время — 15 лет. Поставки БМП Marder в войска начались в октябре 1970 г,, а наставления и пособия по ней. составленные фирмами-производителями, были выпущены еще в начале года, чтобы обеспечить заблаговременную подготовку экипажей и ремонтников. В системе материально-технического снабжения бундесвера заранее был создан фонд агрегатов и узлов. Хранение танков и БМП организовывалось с заправленными баками и заряженными аккумуляторными батареями так, чтобы расконсервация и приведение в боевую готовность занимали не более 3 часов.
На шасси БМП Marder создано целое семейство бронированных боевых машин: самоходный 120-мм миномёт, командно-штабная машина, подвижный артиллерийский наблюдательный пункт, самоходная РПС артиллерийской разведки, БРЭМ для мотопехотных батальонов. Предполагалось, что это снизит затраты на производство и эксплуатацию, однако все эти машины остались опытными — в частности, для самоходного миномёта предпочли шасси бронетранспортера M113. Французская фирма "Thompson-CSF" разработала на шасси Marder 30-мм спаренную ЗСУ Dragon.
В сентябре 1979 года началась модернизация БМП Marder, направленная прежде всего на повышение огневой мощи. Опыт учений показывал необходимость введения ПТРК в мотопехотные отделенияю Поэтому на правой стороне башни модели Marder A1 установили один из лучших ПТРК второго поколения MILAN ATGM Франко-германской разработки с полуавтоматической системой наведения и боекомплектом из 4 ПТУР. ПТРК крепится на башне со своими штатными прицелом, пультом управления, аппаратурой слежения, источником питания и станком со сложенной треногой. ПТУР имеет пороховые стартовый и маршевый двигатели, складное крыло Контейнер ПТУР после пуска отбрасывается газами на 3 м назад. Диаметр ПТУР — 116 мм. длина — 755 мм, масса — 6.7 кг. калибр кумулятивной боевой части 103 мм, бронепробиваемость — 550 мм, скорость в полете — 200 м/с, максимальная дальность стрельбы — 2000 м, минимальная -25 м, время полета на максимальную дальность - 13с. Выбор легкого ПТРК с дальностью стрельбы до 2000 м был связан с условиями центрально-европейского ТВД, оборонительным характером этого оружия для БМП, а также возможностью его использования вне машины. Для стрельбы из ПТРК с машины командиру приходится высовываться из люка. Для пушки ввели двухленточное питание с быстрым переходом с одного типа боеприпаса на другой и модернизированную укладку. Боекомплект увеличился до 1284 выстрелов — 317 бронебойных и 967 осколочно-зажигательных (из них 117 и 417 хранятся в башне). Подсветочный прицел наводчика заменили пассивным усилительного типа, менее чувствительным к засветкам прожекторами и вспышками выстрелов. Из-за возросшей массы башни, механизм ее поворота заменили более мощным. Масса БМП увеличилась до 30 т. Программа модернизации рассчитывалась до декабря 1962 года и оценивалась в 300 млн марок.
Marder A1 - различались оборудованием ночного видения. 674 БМП довели до модификации А1(+), включавшей тепловизионный прибор наблюдения-теплопеленгатор, 350 — до А1(-) без такого прибора, но с возможностью его быстрой установки в войсках: остальные 1112 — до уровня А1А, вообще не предполагавшей такой системы. Прибор с теплопеленгатором PNZBG-WOF позволял обнаруживать танк или бронемашину на расстоянии до 2000 м, что в 1.5—2 раза больше, чем у ПНВ усилительного типа.
Сразу же вслед за первой модернизацией была запланирована новая, предусматривающая усиление пушечного вооружения и установку тепповизионных ПНВ. Для замены 20-мм пушки была создана 25-мм автоматическая Mk-25E Mauser с двухленточным питанием. Предполагалось усилить бронирование дополнительными бронепанелями обшей массой около 3 т, установить новую систему дымопуска. От 25-мм пушки, впрочем, отказались, и основным вооружением немецких бронированных машин Marder осталась 20-мм Rh202.
Модернизация боевой машины пехоты Marder до уровня А2. начавшаяся в 1983 году, включала в себя следующие мероприятия:
• установку на машинах А1А перископических комбинированных прицелов наводчика EMES-15 и командира PERI-R17 с тепловизионными каналами дальностью действия до 2000 м и независимой стабилизацией поля зрения, аналогичных прицелу танка Leopard-2. Таким образом, танк и БМП получили возможность более раннего обнаружения и идентификации целей в любых условиях видимости.
• ликвидацию прожектора на башне в связи с заменой ПНВ,
• снятие кормовой пулемётной установки;
• изменение конструкции топливных баков.
• модернизацию системы охлаждения;
• модернизацию ведущих колес.
Разработку прицела - прибора наблюдения с тепловизионным каналом для танков Leopard и БМП Marder вела с 1978 года фирма "Карп Цейсе". Для ПТРК MILAN также ввели тепловизионный прицел англо-франко-германской разработки, устанавливаемый сверху обычного. В результате по своим боевым свойствам эта машина максимально приблизилась к БМП второго поколения.
В 1987 году была принята программа модернизации бронетанкового вооружения бундесвера. В ее рамках началось доведение БМП Marder А1 и А2 до уровня A3, предусматривающего прежде всего существенное усиление бронезащиты. Поскольку к тому моменту уже было принято решение о разработке принципиально новой БМП Marder-2, модификации существующей Marder стали обозначать 1А1, 1А2 и 1А3.
Корпус и башня Marder-1A3 усилены дополнительными бронепанелями, установленными на болтах. Вместе с основной броней они создают разнесенную конструкцию, причем нижний лобовой лист корпуса до половины высоты имеет трехслойное бронирование. В результате БМП получила круговую защиту от снарядов советских 30-мм автоматических пушек типа 2А42 (БМП-2 и БМП-3, вертолеты Ми-24П и Ми-28), лобовая часть корпуса и башни — от снарядов более крупных калибров, а крыша — от поражающих элементов кассетных боеприпасов. Крышка люка запасного места позади механика-водителя выполнена заподлицо с бронепанелью, прибор наблюдения исключен. Воздушная прослойка между дополнительными бронепанелями и крышей МТО, а также бронекожухи над верхними кормовыми жалюзи вентиляторов способствуют снижению температуры и маскировке от тепловизионных приборов наблюдения противника. Дополнительно усилена и кормовая аппарель.
Спаренный пулемёт перенесен на левую сторону башни — его бронированный кожух укреплён на бывшем месте прожектора. В результате упростилась система подачи боеприпасов и улучшились условия работы командира машины. Модернизированы тепловизионный прицел, приборы наблюдения командира и наводчика, ПНВ механика-водителя. Вместо ПТРК MILAN может использоваться MILAN-2 с усиленной боевой частью калибра 116 мм или MILAN-2T с тандемной боевой частью.
Вдоль бортов укреплены трехсекционные ящики ЗИП, создающие дополнительную защиту, но перекрывающие бортовые амбразуры — по оценке специалистов невысокая эффективность этих амбразур не компенсирует ослабления ими бронезащиты. В крыше десантного отделения вместо прежних пяти имеются три больших люка с откидными крышками и дугообразными поручнями. Оба антенных ввода радиостанции перенесены в корму. Масса Marder-1A3 возросла до 33,5 т, что считается пределом для данного шасси и двигателя без заметного снижения подвижности. Соответственно изменению веса и бронирования изменены система охлаждения двигателя, бортовые редукторы и двухдисковые тормоза, механизма поворота. Максимальная скорость движения уменьшилась до 65 км/ч.
Модернизацию проводили фирмы "Тиссен Хеншель" и KUKA. К 1993 году планировапось переделать 848 машин, остальные — до 1998 года. Модификацию Marder-1A3 предполагалось эксплуатировать в войсках до принятия на вооружение БМП Marder-2.
Однако изменившаяся военно-политическая обстановка и перемены в НАТО заставили пересмотреть и планы строительства сухопутных войск бундесвера. Согласно договору об обычных вооруженных силах в Европе, Германия должна иметь 4166 боевых танков и 3446 бронированных боевых машин, то есть сократить парк БМП, БТР и БРМ на 61%. Кроме того, часть средств пришлось направить на модернизацию 764 советских БМП-1, доставшихся от бывшей ГДР. Все это затормозило работы над Marder-2. Сокращение военного бюджета заставило урезать также средства на содержание и ремонт имеющихся танков, БМП и БТР. В 1996 году инспектор сухопутных сил бундесвера генерал Г Вилльман даже приказал разобрать на запчасти около четверти БМП, законсервированных на складах. Тем не менее, начало поставок БМП Marder-2 было запланировано на 2000 год. При этом эксперты предполагали, что заказ уменьшится с 2500 до 700 единиц.
Поскольку служба БМП Marder в войсках затягивается, принята программа ее дальнейшей модернизации, включающая усиление подвески, электронную систему управления оборотами двигателя и расходом топлива, а также ряд других более мелких изменении. В отличие от Leopard-1 и Leopard-2 - Marder не экспортировался в другие страны. Экспортировались лишь машины, созданные на его шасси. Поскольку "тяжелые" подразделения бундесвера не участвовали в акциях за рубежом, БМП Marder не довелось принять участия в каких-либо боевых действиях, и мнения экспертов о его наибольшей защищённости и эффективности основываются лишь на сравнительных оценках ТТХ.
Тактико-технические характеристики
Боевая масса, т
28,5 Marder 1
33,5 Marder 1A3
Экипаж, чел. 4
Десант, чел. 6
Длина корпуса, мм 6790
Ширина корпуса, мм 3240
Высота, мм 2950
Бронирование
Лоб корпуса, мм/град. 20 мм/75 град. от 30-мм БПС с D=0 м
Борт корпуса, мм/град. от 14.5-мм пуль Б-32
Корма корпуса, мм/град. от 14,5-мм пуль
Вооружение
Калибр и марка пушки 20-мм Rh503
Тип пушки нарезная автоматическая
Прицелы тепловизорный, с дневным и ночным каналами
Пулемёты 1 ? 7,62-мм
Другое вооружение ПТУР MILAN
Тип двигателя V-образный 6-цилиндровый дизельный
Мощность двигателя, л. с. 600
Скорость по шоссе, км/ч 75
Запас хода по шоссе, км 520
Тип подвески индивидуальная гидропневматическая
Преодолеваемый ров, м 2,5
Преодолеваемый брод, м 1,5