https://topwar.ru/uploads/posts/2022-04/1650289399_bpla-4.jpg
БПЛА Ту-141 "Стриж" в качестве памятника. Фото "Ростех"

В семидесятых годах советская промышленность разработала и довела до  принятия на вооружение беспилотные летательные аппараты тяжелого класса  Ту-143 «Рейс» и Ту-141 «Стриж». Они предназначались для ведения  разведки площадных целей, районов и трасс на разной глубине обороны  противника. В дальнейшем комплексы двух типов нашли практическое  применение, а также проходили модернизацию. Несмотря на моральное и  физическое устаревание, отдельные изделия до сих пор используются в тех  или иных целях.

Новые средства разведки

В середине  шестидесятых ВВС СССР получили беспилотный разведывательный комплекс  ДБР-1 с тяжелым летательным аппаратом Ту-123 «Ястреб». БПЛА мог  осуществлять полет по заданной программе и вести разведку на глубине в  сотни километров. При этом мягкая посадка по возвращении не  предусматривалась: спасался только носовой отсек с ценным оборудованием и  результатами разведки, тогда как остальная конструкция «Ястреба» была  одноразовой.

В 1968 г. вышло постановление Совмина о разработке  двух новых беспилотных комплексов разведки – ВР-2 «Стриж» и ВР-3 «Рейс».  Требовалось создать полностью возвращаемые многоразовые БПЛА. Последние  должны были отличаться размерами, составом оборудования и летными  характеристиками. При помощи комплекса ВР-2 планировалось осуществлять  разведку на глубине в десятки километров, а от ВР-3 требовался радиус  действия в сотни.

Разработка комплексов и БПЛА была вновь  поручена ОКБ Туполева. В дальнейшем беспилотник для ВР-2 получил  обозначение Ту-141, а изделие из состава ВР-3 было названо Ту-143. Также  к ним перешли шифры комплексов – «Стриж» и «Рейс» соответственно.

https://topwar.ru/uploads/posts/2022-04/1650289398_bpla-1.jpg
Музейный Ту-143 "Рейс". Фото "Ростех"

В  связи с менее высокими требованиями по основным характеристикам  разработка Ту-143 шла быстрее и завершилась раньше. Первый полет такого  изделия состоялся в конце 1970 г., а в 1972-м начались государственные  совместные испытания. В следующем году была изготовлена первая опытная  партия беспилотников. В 1976 г. комплекс ВР-2 приняли на вооружение и  начали выпускать серийно.

Более крупный и сложный Ту-141 «Стриж»  поднялся в воздух только в конце 1974 г. Еще несколько лет ушло на  доводку конструкции, и в 1979 г. комплекс ВР-3 приняли на вооружение.

Технические особенности

БПЛА  Ту-141 и Ту-143 были построены по одной схеме и имеют схожий внешний  вид – несмотря на значительную разницу в габаритах, массе и прочих  характеристиках. Оба беспилотника получили веретенообразный фюзеляж  большого удлинения, в хвостовой части которого сверху имеется  выступающий обтекатель воздухозаборника. В носовой части предусмотрено  горизонтальное оперение малой площади, со сдвигом к хвосту – треугольное  крыло большой стреловидности. На верхнем обтекателе расположен киль.

Беспилотник  Ту-143 «Рейс» имел длину ок. 8 м при размахе крыла 2,24 м. Взлетная  масса – 1230 кг. Длина Ту-141 «Стриж» превышала 14,3 м, размах крыла –  ок. 3,8 м. Полная масса этого изделия достигала 5,37 т. Разница в  габаритах и массе использовалась, главным образом, для увеличения запаса  топлива и дальности полета.

https://topwar.ru/uploads/posts/2022-04/thumbs/bpla-6.jpg
"Рейс" на транспортировочной тележке. Фото Airwar.ru

«Рейс»  комплектовался маршевым турбореактивным двигателем ТР3-117 тягой 640  кгс. Для старта использовался сбрасываемый твердотопливный СПРД-251. В  «Стриже» использовались схожие решения, однако он получил более мощный  ТРД типа КР-17А с тягой 1960 кгс. Крейсерская скорость обоих БПЛА  находилась в пределах 950-1000 км/ч. Ту-143 мог подниматься на высоту до  1 км, Ту-141 – до 6 км. Дальность «Рейса» ограничивалась 180 км, а  Ту-143 мог лететь на 1000 км.

Для двух БПЛА были разработаны  программируемые автоматические системы управления. Навигация в полете  осуществлялась при помощи допплеровского измерителя скорости и сноса,  радиовысотомера и вычислителя. Полет осуществлялся по заданной  программе: типовое задание включало длинные прямолинейные участки, в  т.ч. с применением разведывательной аппаратурой, а также несколько  поворотов.

Ту-143 оснащался двумя вариантами носового приборного  отсека. Первый комплектовался аэрофотоаппаратом ПА-1 со съемкой на  пленку. Второй получил телевизионную аппаратуру И-429Б и радиостанцию  для передачи сигнала наземным средствам комплекса. Также могла  использоваться аппаратура радиационной разведки с передачей данных  «Сигма-Р». Целевое оснащение Ту-141 включало фотоаппараты и инфракрасную  разведывательную систему.

Изделие «Рейс» перевозилось и  запускалось при помощи самоходной пусковой установки СПУ-143,  выполненной на базе боевой машины ракетного комплекса «Редут».  Беспилотник помещался внутри закрытого контейнера с направляющими. Для  «Стрижа» предназначалась ПУ открытого типа с рельсовой направляющей.  Взлет осуществлялся при помощи стартового ускорителя.

https://topwar.ru/uploads/posts/2022-04/thumbs/1650289398_bpla-2.jpg
"Стриж" на пусковой установке в стартовом положении. Фото Airwar.ru

Оба  БПЛА выполняли посадку при помощи парашюта. При подлете к заданному  району посадки аппарат при помощи тормозного парашюта и маневрирования  должен был гасить скорость. Затем выбрасывался основной парашют. В связи  с характеристиками автопилота для посадки требовалась площадка размером  700х700 м.

Пути развития

Ту-143 «Рейс» и Ту-141  «Стриж» изначально создавались в качестве разведчиков. Однако в  дальнейшем им пришлось осваивать новые специальности. Достаточно высокие  летно-технические характеристики, автопилот и способность совершать  полет по заданному маршруту позволяли не только вести съемку местности.

Еще  на стадии разработки базовых проектов прорабатывалась возможность  превращения Ту-141 и Ту-143 в беспилотные мишени для тренировки расчетов  ЗРК. По сути, такая мишень отличалась от разведчика только отсутствием  фотоаппарата и других приборов. В дальнейшем такая модификация нашла  применение на практике.

В первой половине девяностых российская  промышленность разработала проект модернизации «Рейса» под обозначением  Ту-243 (комплекс ВР-3Д). Планер и основные агрегаты не претерпели  изменений, но была внедрена новая аппаратура разведки. Как и ранее,  предлагались два варианта целевого отсека. Первый оснастили  фотоаппаратом ПА-402 и телевизионной системой «Аист-М» с системой связи  «Трасса-М». Второй вариант включал аппаратуру инфракрасной разведки  «Зима-М» и изделие «Трасса-М».

https://topwar.ru/uploads/posts/2022-04/thumbs/bpla-7.jpg
Ту-143 и штатная пусковая установка. Фото Vitalykuzmin.net

В  2014-15 гг. сообщалось, что свою модернизацию «Стрижей» и «Рейсов»  планирует провести Украина. За счет этого старую технику планировалось  привести в соответствие с актуальными требованиями, однако в дальнейшем новости о таких проектах не появлялись.

Впрочем,  в марте 2022 г. стало известно о еще одном украинском проекте  «модернизации». Он предусматривал установку на БПЛА нештатной боевой  части большой массы. После этого Ту-141 превращается в крылатую ракету  невысокой точности, но с достаточно большой дальностью полета.

Техника на службе

Серийное  производство изделий Ту-143 было поручено Воронежскому авиационному  заводу; другие компоненты комплекса ВР-2 поставлялись иными  предприятиями. «Рейсы» выпускались до конца восьмидесятых годов, и за  все время изготовили 950 таких комплексов. Ту-141 производились  Харьковским авиазаводом. Сборка продолжалась около десяти лет и тоже  завершилась в конце восьмидесятых. К этому времени заказчикам передали  ок. 150 комплексов.

Основным заказчиком разведывательных  комплексов была советская армия. В начале девяностых эту технику  унаследовали Россия и Украина. Более легкий Ту-143 также поставлялся за  рубеж. Его получили несколько стран ОВД, Ирак и Сирия.

https://topwar.ru/uploads/posts/2022-04/thumbs/bpla-3.jpg
Старт изделия Ту-141. Фото Airwar.ru

По  известным данным, ВВС СССР регулярно осуществляли учебные запуски  тяжелых БПЛА в рамках различных учений. Накопленный опыт эксплуатации  использовали уже в восьмидесятых годах в Афганистане. Беспилотные  разведчики обеспечивали поиск и обнаружение позиций противника в горах. В  условиях отсутствия развитой ПВО такие БПЛА оказались удобным и  эффективным средством разведки.

Впрочем, уже в начале девяностых  годов Ту-143 и Ту-141 посчитали устаревшими и начали выводить из  эксплуатации. При этом беспилотники с оставшимся ресурсом не отправляли  на разделку, а использовали в качестве летающих мишеней для ЗРК.  Параллельно с этим шло внедрение и освоение более новых Ту-243. Однако и  эта техника не слишком долго продержалась в ВВС. Развитие техники и  технологий привело к появлению более компактных и не менее эффективных  беспилотников разведки.

https://topwar.ru/uploads/posts/2022-04/thumbs/1650289399_bpla-5.jpg
Запуск Ту-143. Фото Airwar.ru

Кроме  СССР свои Ту-143 использовали ближневосточные заказчики. В  восьмидесятых и девяностых годах такая техника применялась по прямому  назначению, для ведения разведки. При этом иностранные «Рейсы»  сталкивались с противодействием. Как минимум, один сирийский БПЛА в  восьмидесятых был сбит израильскими истребителями.

С 2014 г.  изделия Ту-143 эпизодически использовались армией Украины для разведки  позиций республик Донбасса. Большой возраст техники и наличие средств  ПВО негативно сказались на успехах такого применения. Несколько  беспилотников были сбиты или упали сами.

https://topwar.ru/uploads/posts/2022-04/thumbs/photo_2022-04-12_13-11-59.jpg
Фото ТК razved_dozor

В  марте 2022 г. имели место новые эпизоды применения украинских БПЛА.  Один из таких аппаратов долетел до Крыма, еще один Ту-141 нашли в  хорватском Загребе. Любопытно, что последний был оснащен нештатной  боевой частью. Обстоятельства этих пусков неясны. Возможно, Украина  пыталась атаковать российские объекты импровизированными крылатыми  ракетами либо речь идет о попытке вскрытия позиций нашей ПВО.

Проблема устаревания

На  момент своего появления тяжелые разведывательные БПЛА Ту-141 «Стриж» и  Ту-143 «Рейс» были современными и удачными образцами, способными решать  все поставленные задачи. Они нашли свое место в наших и зарубежных ВВС и  обеспечивали ведение разведки, а также помогали готовить зенитчиков.

Однако в последние десятилетия имел место большой прогресс в области беспилотной авиации.  В результате этого комплексы по типу ВР-2 и ВР-3 перестали  соответствовать современным требованиям и справляться с возлагаемой  работой. Теперь они годятся только для использования в качестве мишеней и  импровизированных крылатых ракет. Впрочем, устаревшие беспилотники не  слишком хорошо справляются даже с этими ролями.

Автор:Рябов Кирилл