http://www.dogswar.ru/images/stories/samolet2/tu-141-1.jpg

Одновременно с проектированием тактического комплекса «Рейс» в ОКБ приступили к работам над беспилотным комплексом оперативно-тактической разведки Ту-141 «Стриж» («141», ВР-2), предназначенном для разведопераций на глубину в несколько сотен километров от линии фронта. Первоначально по настоянию военных речь шла о создании оптимизированного для двух режимов полета беспилотного разведчика. Предполагалось, что на трансзвуковой скорости (1200-1300 км/ч) он должен два раза прорывать фронтовую ПВО - в полёте в заданный район и при возвращении. Приземление - по-самолетному на выпускаемую перед посадкой лыжу. На этом настаивали военные, но предварительные расчеты показали, что попытка обеспечить требуемые скоростные режимы значительно увеличит массу.

Выход даже на короткое время на один из самых невыгодных с аэродинамической точки зрения транзвуковой режим полета потребовал бы принятия аэродинамических и конструктивных решений, значительно усложняющих самолёт. Пришлось бы отказаться от простого воздухозаборника, установить двигатель значительно большей тяги с соответственно большими массой, габаритами и расходами топлива, возможно потребовалась бы форсажная камера. Сомнительное преимущество вскорости около 200 км/ч затягивало проектировщиков в круг неразрешимых технических противоречий и могло сорвать выполнение задания. Поэтому, после согласований с военными, решили отказаться от трансзвуковых режимов и ограничиться скоростью порядка 1000 км/ч на всем маршруте полёта. Вместе с этим отказались от посадки по-самолетному. Постепенно проект Ту-141 «Стриж» по своим техническим решениям приближался к «143» и стал его увеличенной копией. От своего тактического собрата - комплекса «Рейс» - «141» отличался расширенным составом навигационного и разведоборудования, массой и габаритами, более мощным двигателем Р9А-300 или КР-17А с максимальной тягой 2000 кгс и новым наземным комплексом. Для уменьшения габаритов в транспортном положении консоли крыла Ту-141 «Стриж» выполнялись складными.

Самолет-разведчик по составу разведывательного оборудования (аэрофотоаппараты, инфракрасная разведывательная система) способен выполнять соответствующие виды разведки в любое время суток. Состав навигационно-пилотажного комплекса обеспечивал нормальную работу разведчика и его оборудования на больших удалениях от места старта. Для комплекса рассматривались варианты оснащения самолёта Ту-141 «Стриж» средствами разведки, выполненными на основе квантомеханических генераторов (лазеры) и введения в комплекс систем радиационной разведки.

http://www.dogswar.ru/images/stories/samolet2/tu-141-2.jpg

Самолёт Ту-141 «Стриж» представлял из себя цельнометаллический низкоплан, выполненный по схеме "бесхвостка" с ПГО. Треугольное крыло со стреловидностью по передней кромке 58', имело небольшие наплывы в корневых частях. ПГО - переставляемое на земле в пределах от 0' до 8' в зависимости от центровки самолета, трапецевидной формы в плане, с углом стреловидности по передней кромке 41,3'. Вертикальное оперение выполнялось со стреловидностью по передней кромке 52'. Управление самолетом осуществлялось с помощью двухсекционных элевонов на крыле и руля направления. Фюзеляж круглой формы диаметром в цилиндрической части 950 мм, переходящий в районе установки двигателя в овальную. Воздухозаборник дозвуковой, установлен над фюзеляжем. На самолёте Ту-141 устанавливался ТРД типа Р9А-300 или КР-17А на машинах более поздних выпусков, со статической тягой 2000 кг. Двигатель компоновался под углом 4,5' к оси самолета. Старт самолета-разведчика осуществлялся с помощью мощного стартового твердотопливного ускорителя, монтировавшегося под хвостовой частью фюзеляжа.

Посадка самолёта Ту-141 после выполнения задания осуществлялась с помощью парашютной системы (тормозной и посадочный парашюты), расположенной в обтекателе в хвостовой части фюзеляжа над соплом ТРД, как и на самолёте Ту-143. Шасси выполнялось трехопорным, пяточного типа, выпускавшееся на посадке. Имелась система отстрела посадочного парашюта и тормозная твердотопливная силовая установка, включавшаяся на последнем этапе посадки. Наземное обслуживание и старт самолета осуществлялись с помощью наземных мобильных средств СПУ-141, ТЗМ141, МТ-141, КПК-141 и ПОД-3, обеспечивавших эффективное использование беспилотного самолета-разведчика, быструю переброску основных элементов комплекса своим ходом на большие расстояния с сохранением необходимого уровня боеспособности. При транспортировке часть консолей крыла отклонялась в вертикальное положение, что уменьшало габариты самолёта Ту-141.

Первый опытный самолёт совершил полет в декабре 1974 г. Серийную постройку развернули в 1979 г. на Харьковском авиационном заводе (ныне ХАПО), всего до окончания серии в 1989 г выпустили 152 машины. Серийные Ту-141 в составе комплекса «Стриж» при взлетной массе 5730 кг имели дальность полета 1000 км/ч, скорость - 1100 км/ч, диапазон высот ведения разведки - 50-6000 м. После окончания заводских и госиспытаний комплекс «Стриж» приняли на вооружение. Большинство из них поступили в войска на западных границах СССР, и после его распада в 1991 г. все они оказались за пределами России, в том числе в составе вооруженных сил Украины. В настоящее время самолёт Ту-141 «Стриж» представлен в экспозиции Музея авиационной техники в Монино, демонстрировался на авиасалонах в Жуковском. На базе Ту-141 «Стриж» ОКБ разработало вариант самолёта-мишени М-141 (ВР-2М).

Тактико-технические характеристики Ту-141 «Стриж»
Размах крыла, м   3.875
Длина самолета, м   14.33
Высота, м   2.435
Площадь крыла, м2   10.00
Масса, кг   5370
Тип двигателя   1 ТРД КР-17А
Максимальная скорость, км/ч   1110
Дальность полета, км   1000
Практический потолок, м   6000
Минимальная высота полета, м   50